Конкурсы

Сотрудничество и взаимодействие родителей и школы. Родительское собрание. Работа преподавателей с родителями

Сотрудничество и взаимодействие родителей и школы. Родительское собрание. Работа преподавателей с родителями

Основная цель школы в отношении родителей заключается в том, что педагогический коллектив, наделенный определенными полномочиями по обучению и воспитанию детей, должен стремиться научить родителей быть наиболее полезными для своих детей в этот сложный для них период. Эта цель конкретизируется множеством задач, реализация которых зависит от многих факторов, в числе которых можно выделить особенности образовательного учреждения, его местонахождение, наполняемость классов, специфика педагогического коллектива и др.

Среди задач научения родителей можно выделить следующие:

* Переориентация родительских установок, в зависимости от новых потребностей ребенка.

* Формирование умений жить жизнью детского сообщества.

* Формирование готовности родителей к педагогическому просвещению.

* Формирование положительных установок на сотрудничество школы и семьи.

Решение этих задач требует от педагогического коллектива слаженных действий. В основе своей родители готовы принять новый статус ребенка и действовать совместно с педагогическим коллективом по его адаптации к школьной жизни.

Как именно осуществляется совместная работа семьи и школы?

Прежде всего через известные формы: коллективные и индивидуальные. К коллективным можно отнести такие формы работы с родителями, как общешкольные и классные родительские собрания, педагогические конференции, деловые игры, мастер-классы, день открытых дверей, участие в подготовке и проведении классных мероприятий, родительские лектории и пр. К индивидуальным формам мы относим прежде всего индивидуальные консультации и посещение учителем или воспитателем семей.

Для того чтобы родителям были ясны задачи взаимодействия семьи и школы, охарактеризуем кратко некоторые из названных нами форм совместной работы.

Родительское собрание и их роль для родителей

Общешкольные и общеклассные родительские собрания проводятся в соответствии с целями и задачами школы в области педагогического всеобуча. Они могут быть тематическими, а могут проходить в ходе лектория. Расширение воспитывающей среды школьников, увеличение позитивного влияния родителей в области формирования личности ребенка обусловливает поиск новых нестандартных форм работы с родителями. Тематика родительских собраний, актуальная еще вчера, сегодня неинтересна современным родителям, которые пытаются освоить новые темы, помогающие им разрешить возникающие противоречия современной жизни. На первом собрании родителей необходимо познакомить с проблематикой коллективных форм на год. Полезно провести анкеты, выясняющие потребность данной аудитории в психолого-педагогических знаниях и выявить типичные затруднения, с которыми они встречаются в семейной педагогике.

Особое значение для учителя и родителей имеют классные собрания. Важным этапом в их проведении является подготовка. Прежде всего учителю надо определить круг проблем на данном собрании. Они должны вытекать из системы тем, спланированных в начале учебного года. Учитель может подготовить к собранию выставку творческих работ детей. В подготовке к собранию могут принимать участие не только родители из родительского комитета, но и активные родители, принимающие близко к сердцу все школьные проблемы.

Для проведения собрания необходимо создать благожелательную атмосферу. Некоторые учителя предлагают родителям занять место, на котором сидит их ребенок. Пусть хотя бы ненадолго побудут «в шкурке ученика». Да и учителю гораздо легче запомнить родителей, сидящих таким образом.

Построение классных родительских собраний различно. Но важно одно — это сообщение педагогических знаний. Это может быть лекция, сообщение, решение педагогических за­дач, деловая игра, семинарские занятия. На собрании разре­шается ряд задач, связанных с результатами учебно-воспитательного процесса. Самое трудное — увязать представленные части собрания. Наиболее оптимальным является следующий прием: все педагогические знания, даваемые на родительском собрании, должны опираться на «живые» примеры из жизни детей класса.

Совершенно недопустимо давать отрицательную характеристику учебной деятельности конкретного ученика или отчитывать за слабую успеваемость того или иного школьника и его родителей. Также неправильно, если на каждом родительском собрании звучат дифирамбы отдельным детям, а иные не упоминаются совсем. Кроме вреда, такие, с позволения сказать, приемы ничего не приносят, кроме возникающего у родителей отвращения к различного рода массовым действиям.

Но ведь учитель не так часто встречается с родителями, и время проведения родительского собрания не дает возможности общаться с каждым. В этом случае можно на стол перед каждым родителем положить свернутый лист бумаги, внутри которого учитель сообщает информацию личного характера. Можно даже использовать разные цвета при написании.

К примеру, красным: «Саша меня очень обрадовал своей активностью на уроках математики. Так держать». А записку такого содержания можно написать черной пастой: «Ира плохо пересказала текст на уроке чтения. Стала невнимательна. Останьтесь, пожалуйста, после собрания».

Такие записочки очень важны. Они создают основания для близости родителей и учителя, придают уверенности родителям в том, что учитель подходит индивидуально к каждому ребенку.

Особый интерес у родителей вызывает посещение первого родительского собрания. Именно на этом собрании родители получают исчерпывающую информацию об условиях новой школьной жизни их ребенка. К такому собранию родителям лучше подготовиться заранее. Составить список интересующих их вопросов, чтобы задать их учителю. Основная идея первого собрания заключается в следующем. Учитель хочет донести до родителей, что для формирования положительной мотивации к обучению необходима не только специальная подготовка ребенка к школе, но развитость у него необхо­димых для этого качеств: усидчивости, аккуратности, самостоятельности, дисциплинированности.

Педагогические конференции для родителей

Педагогические конференции представляют собой форму обобщения педагогических знаний и умений. Ценность конференций заключается в том, что в их работе могут принимать участие и родители. Их можно посвятить животрепещущим вопросам воспитания или обобщению и представлению опыта отдельных родителей в решении тех или иных проблем развития и формирования ребенка. Здесь можно посоветовать родителям не отказывать учителю в выступлении. Целесообразно проводить конференции для родителей учащихся одного класса или параллели, а не для всей начальной школы.

Основная задача проведения конференции — обмен опытом семейного воспитания. Проведение конференции требует тщательной подготовки, поэтому они не должны быть частыми — 1-2 раза в год. В ходе подготовки намечается план проведения.

Главное в проведении конференции избегать излишней наукообразности и общих фраз, не подкрепленных живым опытом семейного воспитания.

Родительские лектории

В ходе проведения родительских лекториев реализуются прежде всего задачи овладения родителями психолого-педагогическими знаниями о закономерностях развития ребенка. Обычно их проводят перед общешкольными и классными собраниями. В некоторых школах приглашают профессионалов в тех областях знаний, в которых нуждаются родители. В других выступают члены педагогического коллектива. Не­изменно должно быть только одно — темы, предназначенные для родителей, не должны подаваться излишне «теоретизирование», необходимо связать их с практикой жизни детей и школьного коллектива.

Деловые игры для родителей. Родительское собрание в форме деловой игры

Для усиления педагогической направленности педагогического всеобуча можно использовать деловые игры. Эта форма активизирует творческое мышление учителей и родителей. Она дает возможность овладевать способами принятия решений в той или иной коллизии в поле родительской педагогики. Использование деловых игр в работе с родителями позволяет им стать непосредственными участниками педагогического процесса, что, несомненно, обогатит психолого-педагогическую подготовку к взаимодействию с собственным ребенком. Игра может воссоздавать учебный процесс, а может касаться взаимоотношений между родителями и детьми. Ситуации для деловой игры должны быть тщательно подготовлены. Они могут быть заранее записаны на карточках.

Если собрание проводится в виде деловой игры, то нецелесообразно говорить об успеваемости и поведении детей.

День открытых дверей

День открытых дверей является важной формой работы с родителями. Проведение «дней» способствует тому, что родители имеют возможность проникнуть в любой уголок школы, увидеть своего ребенка в школьной среде, которая, безусловно, отличается от семейной. Иногда перед днем открытых дверей педагог или школьный психолог проводит анкету. Ее полезность очевидна. Она заключается в том, что встреча с родителями должна быть максимально привязана к школьным делам. Анкета в этом смысле помогает многое выяснить.

К примеру, она может включать следующие проблемы:

* Состояние воспитания в классе.

* Работа групп продленного дня.

* Отношение к организации питания.

* Затруднения детей в учебной деятельности.

* Правильная организация домашней работы и т. д.

Хорошо бы наметить один день в две недели или в месяц.

Это дает родителям возможность соотносить свою занятость с посещением школы.

Если день открытых дверей посвящен проблемам обучения, то родители знакомятся с приемами, которые помогают детям овладеть учебной деятельностью. Для этого родители приглашаются на соответствующие уроки. После посещения урока и наблюдения за работой школьников полезно обменяться мнениями с учителем. Поделиться с ним своими впечатлениями о работе сына или дочери.

Индивидуальная работа с родителями

Индивидуальная работа с родителями дает возможность обсудить интересующие их проблемы. Самая распространенная форма — индивидуальные консультации. Это особая форма работы с отдельными родителями. Консультация дает возможность каждому родителю почувствовать себя участником учебно-воспитательного процесса. Сама обстановка располагает к откровенности. Содержание консультации может быть любым, но главное для родителей — получить ответы на все вопросы, касающиеся обучения и воспитания ребенка. Инициаторами консультаций могут быть как учителя, так и родители. Если родители активно интересуются различными нюансами школьной жизни своего ребенка, то это только положительно отзовется на адаптации ребенка к школьной жизни, поскольку учитель и родители совместно найдут решение всех проблем ребенка. На консультации можно приходить с заранее составленными вопросами, а можно и спонтанно поговорить с учителем.

Загорудько Анна Алексеевна # 19 февраля 2014 в 18:19 0
Спасибо за статью. Полностью согласна с автором. Родительские собрания должны не только решать проблемы и организационные вопросы, но и приносить пользу, быть обучающими. В общении же с родителями по поводу их детей учителям нужно всегда очень грамотно и взвешенно продумывать свои высказывания, поскольку родители любую критику в адрес своего чада воспринимают очень болезненно.