Психологический классный час, 7-8 класс
Конспект классного часа. Школа интеллектуального развития «Какой у меня интеллект?»
Это мероприятие отнесено к категории психологических, потому что его задача - привлечь внимание детей к проблеме саморазвития, самосовершенствования. По наблюдениям психологов, многие подростки в 12-13 лет теряют интерес к знаниям, начинают отставать в учебе, не стремятся овладеть знаниями на уровне понимания. И в то же время они очень пристально вглядываются в себя, пытаются разобраться в особенностях своей личности, характера.
Проблема интеллекта вызывает жгучий интерес у подростков. Никто не хочет, чтобы его считали глупым, неумным. Однако мало кто может внятно объяснить, чем его ум отличается от ума других людей, каковы качества его ума, почему другие опережают его в решении умственных задач. Предлагаемый классный час дает возможность детям и классному руководителю разобрать значение слов: «ум», «умственное развитие», «интеллектуальное развитие», «коэффициент интеллекта» и т. п. В качестве преобладающей формы работы здесь выступает интерактивная беседа, тон которой задает классный руководитель.
Цели: расширить представление детей об интеллектуальных способностях человека; формировать положительную нравственную оценку таких качеств характера, как пытливость, любознательность: побуждать детей к участию в интеллектуальных играх, конкурсах, олимпиадах; воспитывать уважение к людям умственного труда.
Подготовительная работа: распределить роли и задания по группам, сделать 2 ксерокопии сценария и разрезать материал на фрагменты.
• Интеллектуалы (2 ученика) рассказывают о том, что такое IQ (ай-кью).
• Психологи (2 ученика) предлагают классу тренировочные головоломки из теста Айзенка.
• Эксперты (2 ученика) дают краткую оценку интеллектуальным тестам.
(При недостатке времени на подготовку классный руководитель может сам прочитать все реплики ведущих.)
Оборудование: на каждую парту положить по одному тетрадному листу для ответов на вопросы теста.
Оформление: на перемене перед классным часом ученики, играющие роли психологов, записывают на доске головоломки (вопросы к заданиям они будут читать по тексту сценария):
1. АПО(...)Б
2. АМ(...)АН
3. АЛСТЬЕДМЬАНОРБЗИЯРИНО
4. ЫЙБЛЕЙОВУБЛИИЙНСЫЛАЙ
5. ПАРК(КРАБ)ПОЛБА ТОРТ(.. .)МЕТЛА
6. ВОСК(СОХА)ФРАХТСКОТ(.. .)ФРОНТ
7. 143 (56) 255218 (...) 114
8. 6 10 1834(...)
9. 148 (110) 368243 (...) 397
10. 42 (44) 3823 (...)28
План классного часа
I. Интерактивная беседа «Что такое интеллект?».
II. Мини-лекция «Этот загадочный ай-кью».
III. Решение головоломок из теста Айзенка. «Гимнастика для ума».
IV. Шуточный тест на определение ай-кью.
V. Подведение итогов.
Ход классного часа
I. Интерактивная беседа «Что такое интеллект?»
Классный руководитель. Сегодня мы продолжим наш разговор об умственном развитии. Как вы помните, на прошлом занятии мы говорили о том, как работает наше мышление, какими качествами обладает ум, как воспитывать дисциплину ума. Сегодня мы поговорим об интеллектуальном развитии.
- Как вы понимаете слово «интеллект»? (Это ум, логика, сообразительность, смекалка, интуиция, догадливость и т. п.)
Слово «интеллект» в переводе с латыни означает «понимание, познание». В толковом словаре С.И. Ожегова слово объясняется как «мыслительная способность, умственное начало у человека». Многие считают, что интеллект - это то же самое, что ум, способность к логическому мышлению. Но психологи считают, что это еще и умения правильно оценивать ситуацию и находить верные решения. А педагоги считают, что интеллект - это способность к обучению, обучаемость. Вот теперь мы сможем объяснить, почему во многих успешных западных фирмах стараются принять на работу людей с высоким интеллектом.
Примерные ответы детей:
- Потому что постоянно появляются новая техника, новые материалы, нужно переучиваться, а к обучению способны интеллектуально развитые люди.
- Потому что техника с каждым годом усложняется, возникают такие ситуации, когда работник сам должен найти решение.
- Потому что фирма меняет не только технику, но и продукцию, работникам нужно постоянно переучиваться.
- Например, в компьютерной технике нужно постоянно следить за новинками - каждые два года техника полностью обновляется.
Классный руководитель. Хорошо. Допустим, пришел человек устраиваться на работу. Как же руководство фирмы может узнать, какой у него интеллект?
(Дети высказывают предположения.)
II. Мини-лекция «Этот загадочный ай-кью»
Классный руководитель. Ученые облегчили эту задачу. Они придумали, как измерить интеллект, и разработали специальный тест, по результатам которого можно было определить интеллектуальный уровень человека. Число, которое получилось в итоге тестирования, назвали «коэффициент интеллекта», или «ай-кью».
Это слово вы могли часто слышать во время телепередачи «Что? Где? Когда?». В передаче участвует команда из 5 человек, зрители задают вопросы на любую тему, и игроки с помощью своего интеллекта находят ответы на эти вопросы. Причем ведущий постоянно подчеркивает, что у всех игроков очень высокий ай-кью.
Что же такое ай-кью - об этом расскажут наши интеллектуалы {имена, фамилии).
(К доске выходят два ученика.)
Интеллектуал 1. Слово «ай-кью» составленно из первых букв двух английских слов Intelligence quotient, сокращенно IQ. (Пишет две буквы на доске.) На русский это переводится как интеллектуальный коэффициент. Коэффициент - это число, показатель умственного развития, уровня имеющихся знаний.
Интеллектуал 2. В США и в Европе очень популярен специальный тест на определение ай-кью. Впервые этот тест был использован в 1905 г. во Франции с целью выявления особо одаренных детей. Миллионы людей во всем мире прошли такое тестирование.
Интеллектуал 1. Ученые обобщили результаты и сделали очень интересные выводы. У большинства людей ай-кью был равен числу 100. Примерно один из двухсот показывал результат на уровне 140. Это зачастую были студенты-отличники. У умственно отсталых людей этот показатель был ниже 70. Среди старшеклассников американских школ самый распространенный результат 115.
Интеллектуал 2. Люди, которые показали высокие результаты тестирования, объединились в международную организацию. Она носит название «Менса». Членом «Менсы» может стать лишь тот, кто имеет ай-кью свыше 140. Во всем мире таких людей сейчас насчитывается около 100 тыс.
Интеллектуал 1. Больше всего интеллектуалов в США и Западной Европе. Отделения «Менсы» имеются также в Японии, Австралии, Латинской Америке, Польше.
Интеллектуал 2. Во многих странах при приеме на работу заставляют проходить это тестирование. Но в нем не учитываются такие качества, как порядочность, надежность, честность, добросовестность, которые тоже необходимы для работника.
III. Решение головоломок из теста Айзенка. «Гимнастика для ума»
Классный руководитель. Спасибо нашим интеллектуалам. Не сомневаюсь, что многим из вас тоже придется проходить такое тестирование. Поэтому предлагаю вам несколько вопросов из этого теста, чтобы вы поняли суть заданий.
В этом мне помогут наши психологи (имена, фамилии).
(Два ученика выходят к доске.)
Психолог 1. В тесте Айзенка 40 вопросов, на которые отводится 30 минут. Поэтому каждый ответ вы можете обдумывать не больше одной минуты.
Психолог 2. На доске записаны данные, а задания мы будем читать.
(Ученики, играющие роли психологов, по очереди читают задания к пунктам теста. Остальные учащиеся думают, дают ответы, «психологи» их исправляют.)
1. Вставьте слово, которое было бы окончанием первого слова и началом второго:
АПО(...)Б (СТОЛ.)
2. Вставьте слово, которое служило бы окончанием первого слова и началом второго:
АМ(...)АН (БАР.)
3. Решите анаграммы и исключите лишнее слово:
АЛСТЬ
ЕДМЬ
АНОРБЗ
ИЯРИНО
(СТАЛЬ, МЕДЬ, БРОНЗА; ирония -лишнее.)
4. Решите анаграммы и исключите лишнее слово:
ЫЙБЛЕ
ЙОВУБЛ
ИИЙНС
ЫЛАЙ
(БЕЛЫЙ, СИНИЙ, АЛЫЙ; буйвол - лишнее.)
5. Вставьте пропущенное слово:
ПАРК (КРАБ) ПОЛБА ТОРТ (...) МЕТЛА
(ТРАЛ: первая буква пропущенного слова - это последняя буква предшествующего слова; вторая буква пропущенного слова - это третья буква предшествующего слова; третья буква пропущенного слова - это пятая буква последующего слова; четвертая буква пропущенного слова - это четвертая буква последующего слова.)
6. Вставьте пропущенное слово:
ВОСК (СОХА) ФРАХТ СКОТ (...) ФРОНТ
(ОКНО: первая буква пропущенного слова - это третья буква предшествующего слова; вторая буква пропущенного слова - это вторая буква предшествующего слова; третья буква пропущенного слова - это четвертая буква последующего слова; четвертая буква пропущенного слова - это третья буква последующего слова.)
7. Вставьте пропущенное число: 143 (56) 255 218 (...) 114.
(52 - полуразность чисел, стоящих вне скобок: 218 -114- 104; 104:2 = 52.)
8. Вставьте пропущенное число: 6 10 18 34 (...).
(66 - каждое число равно удвоенному предыдущему минус два.)
9. Вставьте пропущенное число: 148 (110) 368 243 (...) 397.
(77 - из числа, стоящего справа, надо вычесть число, стоящее слева, и разность разделить на два.)
10. Вставьте пропущенное число: 42 (44) 38 23 (...) 28.
(55 - разность между числами, стоящими вне скобок, нужно записать дважды.)
Психолог 1. Полностью тест Айзенка, как и другие тесты на интеллект, вы можете найти во многих книгах по занимательной психологии.
Психолог 2. Вы убедились, что каждый вопрос теста - это настоящая головоломка. Но при некоторой тренировке можно научиться решать такие головоломки.
Психолог 1. Как правило, сначала люди проходят пробное тестирование и показывают очень плохие результаты, а потом, когда им дают второй вариант, у них уже все получается лучше.
Классный руководитель. Спасибо психологам. Как же относиться к подобным тестам? Неужели по таким задачам можно судить об интеллекте человека? Даю слово экспертам.
(К доске выходят два эксперта.)
Эксперт 1. Сам автор этого теста относился к нему критически. Он признавал, что разгадывание таких загадок не всегда отражает глубину интеллекта. И потом хитрый человек просто может запомнить ответы или набить руку на решении таких задач. А значит, покажет гениальные результаты.
Эксперт 2. Ну и что? Все равно, решая такие задачи, он, безусловно, поумнеет. Ученые даже говорят, что за две недели так поумнеть можно на одну треть! Психологи советуют разгадывать кроссворды, смотреть телевизионные конкурсы эрудитов, участвовать в олимпиадах и викторинах.
IV. Шуточный тест на определение ай-кью
Классный руководитель. Мы так много говорили о коэффициенте интеллекта, что каждому уже захотелось узнать свой ай-кью. Предлагаю вам пройти шуточное тестирование, чтобы определить уровень своего интеллекта. Для начала приготовим листы бумаги для ответов на вопросы. Проставьте числа от 1 до 10 в столбик. Это номера вопросов. На каждый вопрос 4 варианта ответа: а, б, в, г. Вы должны выбрать букву ответа и записать рядом с номером вопроса.
(Учитель читает вопросы, дети записывают варианты ответов. Ниже приведены ответы и разъяснения.)
1. Вы участвуете в марафоне и обогнали бегуна, бежавшего вторым. Какую позицию вы теперь занимаете?
а) первую;
б) вторую;
в) последнюю;
г) такое невозможно.
2. Есть в США 23 февраля?
а) да;
б) нет;
в) только у мужчин;
г) только у военных.
3. На столе лежат три яблока. Вы взяли два. Сколько у вас яблок?
а) ни одного;
б) одно;
в) два;
г) пять.
4. Винни-Пух - это:
а) поросенок;
б) свинья;
в) хрюша;
г) ни один из вышеперечисленных.
5. От прямоугольного стола отпилили по прямой один угол. Сколько углов у стола стало?
а) два;
б) три;
в) четыре;
г) пять.
6. Сколько животных взял Моисей на свой ковчег?
а) ни одного;
б) по одному каждого вида;
в) по два каждого вида;
г) неограниченное количество.
7. На столе лежали три морковки и четыре яблока. Ребенок съел одну морковку. Сколько фруктов осталось на столе?
а) два;
б) четыре;
в) шесть;
г) семь.
8. Сколько раз встречается цифра 4 в числах от 1 до 50?
а) 1;
б) 5;
в) 14;
г) 15.
9. Сколько дней рождения имеет средний человек?
10. У отца Мэри есть пять дочерей: Чача, Чече, Чичи, Чочо и...
Классный руководитель. А теперь проверим наши ответы. Я называю номер вопроса и букву, вы зачеркиваете неправильные ответы. Потом мы разберем каждый ответ. (Учитель читает ответы, дети проверяют.) Теперь можно подсчитать количество правильных ответов. Вот какие оценки дают авторы теста:
10 - Да, вы гигант мысли!
7-9 - Вот это и есть тот самый среднестатистический интеллект (то есть как у большинства людей).
4-6 - Вам нужно быть повнимательнее.
1 -3 - Без комментариев...
0-Н-да...
Ну а теперь, как я и обещала, объясняю ответы.
1. Б - вторую - вы обогнали бегуна, который бежал вторым, и теперь занимаете его место, то есть второе.
2. А - конечно, есть, ведь в США тоже живут по григорианскому календарю; вопрос же не в том, празднуют ли они 23 февраля.
3. Б - два. Внимательно читайте вопрос.
4. Г - Винни-Пух - медвежонок, а не свинья!
5. Г - пять - вместо одного отпиленного угла получилось два.
6. А - ни одного, потому что животных брал в ковчег Ной, а не Моисей.
7. Б - четыре, сколько и было: морковь - овощ, а не фрукт.
8. Г - 15 раз - считайте: 4, 14, 24, 34, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48,49 (в числе 44 - дважды).
9. Один. День рождения - это день, когда человек родился.
10. Мэри - внимательно прочитайте вопрос, ведь это у нее 4 сестры. Надеюсь, никого не огорчили результаты тестирования, а если они кому-то показались низкими, не расстраивайтесь. Единственное, что вы действительно проверили, - это внимание. Большинство вопросов были рассчитаны именно на невнимательных и торопливых слушателей.
V. Подведение итогов
Классный руководитель. Интересно ли прошел сегодня классный час? Что вы открыли для себя? О чем задумались? Примерные ответы детей:
- Было интересно! Часто слышала об ай-кью, вот и узнала, что это такое.
- Слово «интеллект» часто употребляю, но я не совсем понимала его смысл, теперь все прояснилось.
- А мне понравился шуточный тест. Я хотела бы его предложить старшему брату. Интересно, какой бы у него был результат.
- Мне очень понравились головоломки из первого теста. Я всегда нахожу в детских журналах такие задания и решаю их.
Дополнительный материал
Пословицы об уме, мудрости
1. Без ума - не в пользу и сума. С умом суму носить, а без ума и суму потерять.
2. Богатый без ума - туловище без головы.
3. Был бы ум, будет и рубль; не будет ума, не будет и рубля.
4. Была бы булава, будет и голова (и наоборот).
5. В умницы не попал и из дураков не вышел.
6. В умницы попал, а из дураков не вышел.
7. Где умному горе, там глупому веселье.
8. Глупому сыну не в помощь богатство.
9. Глупый ищет места, а разумного и в углу видно.
10. Глупый киснет, а умный все промыслит.
11. Глупый осудит, а умный рассудит.
12. Голова без ума, что фонарь без свечи.
13. Голова, что чан, а ума ни на капустный кочан.
14. Денег много, да разума нет.
15. Дома пан, а в людях болван.
16. Думают думу без шуму.
17. Дурак в воду камень закинет, десятеро умных не вытащат.
18. Дурак завяжет - и умный не развяжет.
19. Дурак закинет, а умный доставай.
20. Дурак не рассудит, а умный не осудит.
21. Дураку все смех на уме. Дураку все смешно.
22. Дураку закон не писан.
23. Дураку что глупо, то и любо.
24. Лучше с умным потерять, чем с глупым найти.
25. Лучше слыть озорником, чем дураком.
26. На голове густо, а в голове пусто.
27. Над дураками нет старосты.
28. По платью встречают, по уму провожают.
29. Ростом с Ивана, а умом с болвана.
30. Ум хорошо, а два лучше (лучше того).
31. Умен, да не разумен. Ум без разума - беда.
32. Умная ложь лучше глупой правды.
33. Умный любит учиться, а дурак - учить.
34. Умный молчит, когда дурак ворчит.
35. Умный одно слово вымолвит, и то скажется.
36. Умный плачет, а глупый скачет.
37. Умный смиряется, глупый надувается.
38. Чужим умом в люди не выйдешь.
39. Чужим умом жить - добра не нажить (своего не нажить).
Рекомендуем посмотреть:
Конспект классного часа для 8 класса
Классный час 9 класс. Как научиться сдавать экзамены
Психологический классный час в 5 классе
Психологические тесты для младших школьников, 3 класс
Психологические игры на доверие для младших школьников