Цели деятельности педагога: создать условия для осознания ребенком своей индивидуальности и своих личностных качеств; содействовать воспитанию уважения к индивидуальным особенностям других людей; способствовать развитию умения анализировать собственные качества.
Воспитательные результаты:
- результаты первого уровня: приобретение школьниками знаний об индивидуальности каждого человека; овладение способами самопознания и рефлексии;
- результаты второго уровня: формировать у школьников опыта переживания и осознания своих личных особенностей; формирование ценностного отношения к индивидуальности других людей.
Форма занятия: тренинг.
Оборудование: рабочие листы, цветные листы бумаги (в форме дубовых листиков), карточки с качествами, цветные круги, в середине которых наклеены фотографии детей, фломастеры, свеча, контуры четырех деревьев на доске.
I. Организационный момент. Психологический настрой.
Упражнение «Расслабление».
Дети сидят в круге, сжимают руки в кулаки и по команде ведущего разжимают пальцы. Группа стремится к тому, чтобы все участники независимо друг от друга разжимали одинаковое количество пальцев.
Упражнение «Поменяйтесь местами».
Педагог называет качества и действия детей, а те, кто соответствует этим характеристикам, меняются местами.
- Поменяйтесь местами те, кто: утром чистил зубы, любит мороженое, на этой неделе получил «5», считает себя добрым, умеет дружить и т. д.
II. Сообщение темы занятия.
- Тема занятия - «Мои качества». Как вы думаете, о чем пойдет речь? Что это за качества?
- Одни качества описывают внешность человека, другие - характер, третьи - отношение к кому-то или чему-то. Все качества личности можно разделить на несколько групп. Сегодня мы выделим три группы:
1) качества, характеризующие отношение человека к другим людям;
2) качества, характеризующие отношение человека к труду;
3) качества, характеризующие отношение человека к вещам.
Игра «Кто это?».
Учитель описывает черты характера одного ученика, а дети должны догадаться о ком идет речь.
- Каждый человек обладает уникальным набором черт характера и внешности.
III. Индивидуально-групповая работа.
- Посмотрите: на доске нарисованы деревья, символизирующие группы качеств личности. Скажите, что обычно есть на деревьях? На наших деревьях ничего нет. С каким временем года вы соотнесли их? Пока на наших деревьях нет листочков, давайте наши зимние деревья превратим в летние. Возьмите листики зеленого цвета и запишите на каждом одно из качеств личности, которое вспомнили. Прикрепите свой листик на то дерево, которое характеризует ваше качество. Давайте обсудим, что получилось.
- Кроме листьев на деревьях есть еще и ветки. На столе лежат листики с качествами личности. Прикрепите их на те деревья, к которым относятся эти качества. Обратите внимание, что некоторые качества написаны несколько раз. Как вы думаете, почему? Давайте обсудим, что получилось.
- Внимательно посмотрите на наши деревья. Есть ли на них те качества, которые вы могли бы отнести к себе? А может быть, на деревьях нет тех качеств, которые есть у вас? Давайте выполним следующее упражнение, чтобы понять, какие качества есть у каждого из вас. В этом вам поможет рабочий лист. Садитесь там, где вам удобно. Подумайте и поработайте самостоятельно.
- Какие качества вы не написали, но хотелось бы, чтобы они у вас были?
- Как вы думаете, всегда ли совпадает то, что думает о себе человек, с тем, что думают о нем другие? А хотите узнать, какие качества видят в вас другие ребята? Для этого у нас есть волшебный стул. Я сейчас вам докажу, что это не простой стул, а волшебный.
Учитель зажигает свечку и начинает водить над ней рукой. Незаметно берет в руку щепотку магния и сыплет на пламя свечи - получается маленький фейерверк.
- Кто из вас желает узнать, что о нем думают другие? Садитесь на стул! Ребята по кругу будут называть те качества, которые видят в вас (вызываются 2-3 человека).
-Сегодня мы ограничены во времени и не всем сказали добрые слова. А ведь, наверное, всем хочется их услышать. Нам поможет сделать это следующее упражнение. Я хочу подарить каждому из вас кружок, но он тоже не простой. В середине каждого кружка - ваша фотография. Вокруг фотографии напишите качества друг друга. Каждому необходимо что-то написать на всех листиках одноклассников.
- А гостям я предлагаю написать, каким они видят весь наш класс. Все листики мы прикрепим на наше дерево (все листики дети озвучивают и вешают на четвертое дерево).
IV. Отрицательная черта - зависть.
- В древности язычники точно знали, почему нельзя демонстрировать свою удачу и счастье: это может вызвать зависть богов. Боги считали, что счастье - это их привилегия, а дерзких людей, желавших того же, нужно наказывать, чтобы неповадно было.
- Ученые-этимологи, изучающие историю происхождения слов, разъясняют, что слово «зависть» исторически родственно глаголу «видеть». «Завидовать» — «видеть за...», тут можно продолжить и сказать, например, так: «видеть за забором соседа», то есть обращать внимание на скрытую жизнь другого человека. В христианской культуре выработалось отрицательное отношение к зависти. Наверное, вы знаете, почему это произошло. Если нет, я расскажу.
- Через зависть в наш мир пришло зло. Первым согрешил один из духов. Это было еще до сотворения человека. Дух подумал: «Я буду как Бог». Он хотел сравняться во славе и могуществе с Творцом. Дух не захотел переменить своих мыслей, искренне повиниться и занять подобающее место. Люцифер (Дьявол) с позором был свергнут с небес. Падший дух возненавидел весь мир и позавидовал блаженству человека, поселившегося в раю. Применив хитрость, он вошел в змия и нашептал Еве те самые мысли, которые отлучили людей от Бога. Он сказал Еве, что если вкусить плод с дерева познания добра и зла, то «...и вы будете как боги, знающие добро и зло». На этом дереве рос запретный плод. Об этом знали и Ева, и Адам, и оба согрешили. Первые люди могли еще искупить свой грех покаянием, но лукавство быстро овладело ими.
- Так первые люди лишили себя спокойной райской жизни. Вскоре их сын Каин тоже согрешил. Он убил своего брата Авеля... Так от зависти пришли смерть и боль, ложь и болезни, горе...
- Этот взгляд на зависть разделяет певец А. Розенбаум. В его «Песне о зависти» есть такие слова: «Она чернеет с каждым часом... Калечит души, мысли травит, переиначивает сны».
- Итак, мы видим, что зависть - это отрицательное чувство. Но мы боимся признаться в том, что испытываем зависть к кому-либо. Ведь признаться, что завидуешь, - значит согласиться с тем, что другой человек лучше, интереснее и удачливее. Один исследователь провел такой эксперимент. В обычный тест на выявление агрессии были введены вопросы, касающиеся зависти. Результаты были неожиданными. Все соглашались с тем, что люди часто завидуют друг другу, но в то же время указывали на то, что сами «никому не завидуют». Какой же вывод сделал исследователь? А вот какой. Завидуют все (почти без исключения), но многие не понимают этого, так как не умеют анализировать свои мысли и душевные состояния.
Давайте подумаем: что же такое зависть? Прежде всего вспомним, что в природе способности завидовать удостоился только человек. С точки зрения физиологии это произошло благодаря тому, что у человека есть вторая сигнальная система, есть умение мыслить опосредованно. Зависть родилась вместе с нами. Она возникает из соперничества со сверстниками, братьями, сестрами. Зависть питает себя сама: всегда есть рядом кто-то красивее, умнее, сильнее, богаче... В возникновении зависти большое значение имеет сравнение себя с кем-то. Но, что характерно, завидуем мы не кому угодно. Наша зависть ищет равного по социальному статусу. Еще ученый Спиноза писал: «Всякий завидует добродетелям себе равного».
Если говорить о видах зависти, то их множество:
1. Зависть бытовая. Она бестолкова, бесполезна, но и безвредна.
2. Зависть черная. Она поражает не только отдельных личностей, но и целые общества, провоцируя конфликты. Черная зависть - удел неудачников. Она разъедает душу; человек озлобляется, старается что-то предпринять, чтобы объект зависти потерпел неудачу; это становится навязчивой идеей.
3. Зависть белая. «Да, я позавидовал! Но решил, что я тоже так могу. Я приложил труд и добился успеха. Я не пожелал человеку зла, но обратил свою энергию в русло созидания». Именно такой завистник нередко добивается успеха.
- Психологи давно заметили, что завистливый человек выбирает себе роль мученика, пытается свалить вину за все мнимые и действительные беды на кого-то другого. Неудивительно, что окружающим людям становится все сложнее и сложнее общаться с завистниками. Многие невольно отдаляются от них. В художественной литературе мы встречаем множество примеров проявления зависти (Моцарт и Сальери, старуха из «Сказки о рыбаке и рыбке» и т. д.). А. С. Пушкин подводит нас к мысли, что из-за зависти человек остается у «разбитого корыта».
- Объектом зависти может выступать любой человек, который имеет то, чего нет у тебя. Зависть всеядна. Для нее годится все: деньги, способности, семейное благополучие... Едешь в автобусе - завидуешь тем, кто в автомобиле... Или еще может быть так: старый завидует молодому («эх, где мои семнадцать лет?»), молодой завидует старому («как сыр в масле катается, учиться, работать не надо, ему почет и уважение!»), толстый завидует худому, худой - толстому, богатый - бедному и так до бесконечности.
- Но, к счастью, в нашей жизни кроме зависти есть еще такое понятие, как восхищение, - понятие, противоположное зависти. Ведь это радость за чужие победы и достижения. Восхищение дарит нам исключительно положительные эмоции, оно может вдохновлять. Мы испытываем почти те же чувства, что и сам победитель. Но искренне радоваться чужим успехам может не каждый. На это способны лишь добрые, великодушные люди с активной жизненной позицией.
- Русский народ отразил свое отношение к зависти в пословицах и поговорках.
• Позавидовал плешивый лысому.
• Лучше быть у других в зависти, нежели самому в кручине.
• Кто чужое желает, тот свое потеряет.
• В чужих руках ломоть велик, а нам достанется - мал покажется.
• На чужую кучу нечего и глаза пучить.
• Завидки берут, что нам не дают.
• Заохал дядя, на чужое глядя.
V. Рефлексия. Итог занятия.
- Узнали ли вы сегодня что-то новое о себе?
- Узнали ли вы что-то новое о своих одноклассниках?
- Как вы думаете, о всех ли качествах мы поговорили сегодня с вами?
Конспект классного часа для 8 класса
Психологические тесты для младших школьников, 3 класс
Психологические игры на доверие для младших школьников
Валерия Сергеевна Боденова # 24 июня 2020 в 12:42 +6 |
Ирина Юрьевна Ручина # 11 июля 2020 в 22:53 +6 | ||
|