Понятие: чувства - это устойчивые эмоциональные отношения человека к явлениям действительности.
Задачи: помочь осознать, что мысли и чувства — это не одно и то же; показать обучающимся необходимость анализа собственных чувств и способы их регуляции.
Материалы: картинки с изображением различных чувств; карточки с прилагательными, обозначающими различные чувства.
Упражнение 1.
Обучающимся демонстрируются картинки, изображающие какие-либо чувства.
Задаются вопросы: «Что вы думаете об этой картинке?», «Что вы чувствуете?» и т. д.
Учитель просит учеников записать ответы, продолжив фразы: «Я думаю...», «Я чувствую...».
Проводится опрос каждого ученика о его мыслях и чувствах, которые вызывают показываемые картинки.
Обсуждаются с классом ответы разных учеников по картинкам. Задается вопрос о том, почему они думают о чувствах именно так.
Упражнение 2.
Учитель показывает классу первую карточку с написанным на ней прилагательным, обозначающим чувство.
Задает вопросы, обращаясь к обучающимся:
- Как вы думаете, когда человек может чувствовать...?
- Что это чувство означает для вас?
- Что вы можете сделать, чтобы справиться с этим чувством?
Рекомендации. Опросить как можно больше учеников (если позволяет время, то весь класс).
Работа в малых группах.
Малых групп должно быть столько, сколько имеется карточек с чувствами.
Каждой группе раздается по карточке.
Дается задание: каждая малая группа продумывает вопрос о том, как им справиться с отрицательным чувством (если карточка содержит прилагательное, обозначающее отрицательное чувство) или как добиться положительных чувств (если карточка содержит прилагательное, обозначающее положительное чувство).
Учитель заслушивает отчеты малых групп о способах регуляции чувств. Обсуждает их со всем классом.
Памятка
Здоровые способы регуляции чувств:
• Посчитай до 10 и обратно.
• Дыхательная гимнастика: вдох - задержи дыхание, выдох - задержи дыхание.
• Выкрикни в стакан.
• Побоксируй подушку.
• Разорви газету.
• Умойся холодной водой.
• Психомышечный тренинг: сжатие и расслабление мышц.
Рекомендации. Памятку можно дополнить предложениями детей.
Упражнение 3 «Перелицовка».
Упражнение проводится в кругу, состоящем из нечетного количества участников.
Учитель говорит начало условной фразы обучающемуся, находящемуся рядом с ним. Например:
- Сегодня светит солнце, и это хорошо...
Ученик повторяет условную фразу, заданную учителем, и дополняет ее, объясняя, почему это хорошо. Например:
- Сегодня светит солнце, и это хорошо, потому что мне весело.
Следующий обучающийся повторяет окончание фразы и объясняет, почему это плохо. Например:
- Мне всегда весело, и это плохо, потому что я разучился плакать.
Далее по очереди ученики проговаривают фразы по той же схеме: «...и это хорошо, потому что...», «...и это плохо, потому что...». Например:
- Я разучился плакать, и это хорошо, потому что меня никто не будет жалеть.
- Меня никто не будет жалеть, и это плохо, потому что... и т. д.
Упражнение проводится по кругу дважды, для того чтобы каждый обучающийся проговорил: «и это хорошо, потому что», «и это плохо, потому что». В случае четного количества участников условную фразу меняет учитель.
Задача для участников игры: научиться видеть хорошее в плохом и плохое в хорошем.
Вывод.
Все люди испытывают различные чувства по разным поводам. Чувства не всегда бывают положительными. Такие отрицательные чувства, как злость, гнев, разочарование, тоже имеют право на существование. Вам необходимо научиться управлять ими.
Психологические тесты для младших школьников, 3 класс
Психологический классный час в 5 классе
Конспект классного часа для 8 класса
Лилия Сергеевна Кешишьян # 14 мая 2020 в 00:41 0 | ||
|