Внеклассное мероприятие 9 -10 класс. Беседа психолога со старшеклассниками

Беседа психолога со старшеклассниками по теме «Что такое толерантная личность?»

Беседа психолога с учащимися старших классов

Цели: научить детей бесконфликтному решению спорных вопросов; воспитывать чуткость, терпимость к окружающим людям.

Подготовка к мероприятию: проводится тест «Уровень конфликтности личности» и его анализ (см. дополнительный материал).

Эпиграф на доске:

Если ты горяч, как чайник,

Или вспыльчив, как ковер,

Попроси, чтоб остудили

Или выбили тебя.

Г. Остер

Ход мероприятия

I. Вступительная часть

Психолог. Чтобы понять, какую личность мы называем толерантной и чем она отличается от интолерантной, нужно знать, что такое толерантность. В переводе с латинского толерантность означает терпение. В современной психологической литературе существует множество определений этого понятия (обращается к плакату):

Т - терпимость к другим мнениям, верованиям и поведению;

О - отказ от причинения вреда и насилия;

Л - лучшее качество человека;

Е - единство, взаимопонимание, дружба;

Р - равноправие народов и рас;

А - альтруизм;

Н - небезразличие к окружающим людям;

Т - творческое общение;

Н - наш мир;

О - ответственность за то, что происходит с нами и вокруг нас;

С - соблюдение прав человека;

Т - терпимость к различиям;

Ь - чуткость и снисходительность.

II. Лекция-беседа о толерантности

Психолог. Теперь разберемся, чем толерантная личность отличается от интолерантной. Этих различий (по Г. Оллпорту) довольно много.

1. Знание самого себя. Толерантные люди стараются разобраться в своих достоинствах и недостатках. Они относятся к себе критически и не стремятся во всех своих неприятностях и бедах обвинять окружающих. Интолеран-тные люди замечают у себя больше достоинств, чем недостатков. В своих проблемах они склонны обвинять окружающих. Психологи обнаружили, что у толерантной личности значительно больше разрыв между «я - идеальный» (представление о том, каким я хотел бы стать) и «я - реальный» (представление о том, какой я есть), чем у интолерантного человека, у которого оба «я» практически совпадают. Толерантные люди, зная о своих достоинствах и недостатках, менее удовлетворены собой, но потенциал саморазвития у них выше.

2. Защищенность. Интолерантному человеку трудно жить в согласии не только с окружающими, но и с самим собой. Он опасается своего социального окружения, боится своих инстинктов, чувств, живет с ощущением постоянной угрозы для себя. Толерантный человек обычно чувствует себя в безопасности, поэтому не стремится защищаться от других людей. Отсутствие угрозы или убежденность в том, что с ней можно справиться, - важное условие формирования толерантной личности.

3. Ответственность. Интолерантный человек считает, что происходящие события от него не зависят. Он стремится снять с себя ответственность за то, что происходит с ним и вокруг него. Эта особенность приводит к формированию предрассудков в отношении других людей. Позиция такая: не я ненавижу и причиняю вред людям, это они ненавидят и причиняют вред мне. Толерантные люди не перекладывают ответственность на других, они всегда готовы отвечать за свои поступки.

4. Потребность в определении. Интолерантные личности делят мир на две части: черную и белую. Для них не существует полутонов. Есть только два сорта людей: плохие и хорошие. Они делают акцент на различия между «своими» и «чужими». Им трудно относиться к событиям нейтрально. Они либо одобряют их, либо нет. Толерантный человек, напротив, видит мир во всем его многообразии.

5. Ориентация на себя - ориентация на других. Толерантные люди больше ориентированы на себя в работе, творческом процессе, теоретических размышлениях. В проблемных ситуациях они склонны винить себя, а не окружающих. Такие люди стремятся к личностной независимости больше, чем к принадлежности к внешним институтам и авторитетам, т. к. им не нужно за кого-то прятаться.

6. Способность к эмпатии. Эта способность определяется как социальная чувствительность, умение формулировать верные суждения о других людях.

В одном из экспериментальных исследований выявлялась способность к эмпатии у толерантных и интолерантных людей. В течение 20 минут студенты одного пола и возраста беседовали на разные темы друг с другом наедине. Каждый формировал свое представление о собеседнике. Оказалось, что интолерантные студенты оценивали своих партнеров по своему образу и подобию. Толерантные студенты оказались более точными в своих суждениях и адекватно оценили своих собеседников.

7. Чувство юмора. Чувство юмора и способность посмеяться над собой - важные черты толерантной личности. Такие люди умеют посмеяться над своими недостатками и не стремятся к превосходству над другими.

8. Авторитаризм. Для интолерантной личности чрезвычайно важна общественная иерархия. Когда студентов попросили назвать великих, с их точки зрения, людей, интолерантные назвали имена политических лидеров, имевших власть над другими, а толерантные - имена ученых, артистов. Интолерантную личность устраивает жизнь в авторитарном обществе с сильной властью, где царит строгая дисциплина. Толерантный человек предпочитает жить в свободном, демократическом обществе.

Таким образом, выделяются два пути развития личности: толерантный и интолерантный. Интолерантный путь характеризуется представлением о собственной исключительности, стремлением переносить ответственность на других, ощущением нависшей угрозы, гипертрофированной потребностью в порядке и власти.

Толерантный путь - это путь человека, хорошо знающего себя и поэтому признающего право других на личностные и индивидуальные особенности. Хорошее отношение к себе сосуществует с положительным отношением к окружающим и доброжелательным отношением к миру.

III. Практическая часть

Упражнение 1. Скажи мне что-нибудь хорошее

Задачи: повысить самооценку; получить поддержку от группы; развивать социальную интуицию, чувствительность, понимание другого человека.

Процедура проведения: каждый по очереди говорит соседу справа что-то хорошее о нем (комплимент), а тот соглашается с ним, произнося слова: «Да, а еще я...», и говорит что-то хорошее о себе.

Упражнение 2. Волшебная лавка

Задача: дать участникам возможность выяснить, каких качеств им не хватает для того, чтобы считать себя подлинно толерантной личностью.

Процедура проведения: ведущий просит участников группы представить, что существует лавка, в которой есть весьма необычные вещи (таблички с названиями висят на доске): терпение, снисходительность, расположенность к другим, чувство юмора, чуткость, доверие, альтруизм, умение владеть собой, доброжелательность, гуманизм, умение слушать, любознательность, способность к сопереживанию. Ведущий выступает в роли продавца, который обменивает одни качества на другие. Вызывается один из участников. Он может выбрать одну или несколько вещей, которых у него нет. В качестве платы продавец просит взамен то, что у этого человека имеется в избытке. Например, покупатель просит у продавца терпения. Продавец выясняет, сколько и зачем ему нужно и в каких случаях он хочет быть терпеливым. Покупатель в качестве оплаты предлагает чувство юмора, которого у него в избытке.

Упражнение 3. Как быть толерантным в конфликтной ситуации?

Задача: обучить конструктивным способам выхода из конфликтной ситуации.

Процедура проведения: перед упражнением ведущий знакомит участников с правилами выхода из конфликтной ситуации (можно каждому раздать отпечатанные листы).

Правило 1. Контролируйте собственные эмоции, которые мешают оценивать происходящее.

Правило 2. Проанализируйте подлинные причины конфликта, иногда они бывают скрыты под мнимыми.

Правило 3. Стремитесь сузить область противоречий до минимума.

Правило 4. Не увлекайтесь самозащитой, это мешает вовремя заметить изменения в обстановке и поведении противника в споре.

Страницы: 1 2

Светлана Викторовна Артюшина # 11 февраля 2014 в 20:30 0
К сожалению не поняла, кто автор данной статьи. Очень хорошо проработана теоретическая часть занятия, но не понятен итог данного мероприятия. Извините, но это лично мое мнение.
Елена Сергеевна Кузнецова # 20 февраля 2014 в 21:20 0
Мне кажется, эту разработку необходима, раскрыть полностью. Идея хорошая, только добавить полным материалом нужно. Педагогических успехов!
Рафиля Равильевна Гилязова # 26 февраля 2014 в 08:51 0
Упраднения интересные. Я помню в институте с нами проводил психолог такие практические занятия. Было очень интересно и помню как я сама в них участвовала. А как проходят с ребятами такие упражнения не знаю. Думаю что с результатом.
Ольга Владимировна Герасименко # 10 апреля 2015 в 11:06 0
Спасибо за материал. Соглашусь материал действительно, довольный интересный и разноплановый. но действительно не хватает концовки, да и рефлексию можно добавить.
Галина Валентиновна Крымова # 20 января 2016 в 22:30 0
Хорошо, что вы поднимаете тему толерантного отношения к окружающим. Старшеклассники должны понимать мир, в который они войдут после школы. Это и терпимое отношение, и внимание, и безконфликтность, и альтруиз , и чуткость - всё то, что необходимо для общения и взаимодействия. СПАСИБО.
Гульнара Амержановна Шайхисламова # 16 февраля 2016 в 21:16 0
Начало интересное, тема актуальная и интересные игры, но резко прерывается и ощущение незаконченности, думаю, что надо немного доработать.
Cауле Амангалиевна Кушербаева # 23 мая 2016 в 06:59 0
Тема занятия очень интересная, актуальная в наше время. Этапы занятия хорошо проработаны, но на мой взгляд нужно провести рефлексию, что же дети уяснили для себя.
Анатолий Дмитриевич Бабухин # 20 марта 2017 в 08:50 +1
С большим удовольствие бы использовал этот материал, как часть занятия. Подведения итога не хватает. Где выводы, где главные акценты. Модное слово толерантность привлекает, хотя на мой взгляд - все выше сказанное, обычные правила поведения, взаимопонимания и отношения между людьми. Хотелось ты не зацикливаться на этом понятии, а вложить в детей умение управлять своими эмоциями, правильно оценивать эмоциональные ситуации и грамотно выходить из них. Полезно будет воспользоваться этим материалом.
Иван Иванович # 13 ноября 2021 в 12:43 0
Все интересно, но я абсолютно не понимаю, почему только "интолерантная" личность может уважать дисциплину. И, извините, странно говорить школьникам, что считать политиков великими плохо, а артистов - хорошо. Что такого эти артисты для мира сделали, кроме самовосхваления? Не понимаю