Почти на любом новогоднем празднике можно увидеть ребят, одетых в карнавальные костюмы. Это снежинки, принцы, мушкетеры, гусары, индейцы, инопланетяне, роботы и многие другие персонажи. Как правило, еще на этапе подготовки к новогоднему балу объявляют конкурс на лучший костюм. Парад и награждение самых оригинальных карнавальных костюмов — устоявшаяся традиция праздничных вечеров.
В нашей культуре новогодних праздников понятия «маскарад» и «карнавал» употребляются как тождественные, тем не менее история их происхождения и развития различна.
Слово «карнавал» в переводе с вавилонского означает «корабль-море». Очевидно, что это связано с преданиями о новогодних ритуалах плавания бога Мардука по Евфрату. Истоки европейской карнавальной традиции восходят к обычаю переодевания в древнеримский праздник Сатурналий. В эти дни рабы временно обретали свободу, они надевали одежду своих хозяев и вместе с ними пировали, пели и плясали.
По другим источникам, слово «карнавал» происходит от итальянского «Карне, вале!», что означает «Мясо, прощай!». Праздник появился в Средние века у итальянцев, которые накануне 40-дневного поста устраивали пышные празднества, в центре которых был бык — символ изобилия и силы. Его украшали цветами, лентами и гирляндами, с почетом водили по улицам, а через три дня забивали («Мясо, прощай!»). Карнавалы были временем, когда разрешалось делать все, что не позволялось в будние дни. Это был не только праздник чревоугодия, но и разгул зрелищ, публичных забав и состязаний.
Карнавал как вид народного гулянья с уличными шествиями и театрализованными играми живет во многих странах и сегодня, но предком этих современных праздников принято считать знаменитый карнавал Криоко в Рио-де-Жанейро. Нынешний карнавал вобрал в себя влияние трех разных культур: европейской, южно-американской и африканской.
Слово «маска» происходит от латинского «личина». В древности маска являлась воплощением родовой силы племени, и шаманы использовали различные типы масок с разными культовыми целями.
Древние греки превратили маску в неотъемлемую часть античного театра. Актерами в нем могли быть только мужчины, которым приходилось, искусно меняя маски, играть в одном спектакле несколько ролей. В Древней Руси масками пользовались скоморохи, а в средневековой Европе — труппы бродячих актеров.
Атрибутом праздничного действа маска становится в XVI веке с возникновением комедии дельарте, или комедии масок, представляющей собой сценическое действо, не связанное жестким сценарием. Маскарады возникли в Италии и оттуда распространились по многим европейским странам. Маски являются атрибутом традиционного театра Японии, Южной и Юго- Восточной Азии и др.
Конечно, современную карнавальную маску — накладку с вырезами для глаз, скрывающую лицо, — можно без особых хлопот купить на специализированных новогодних распродажах, но гораздо интереснее изготовить ее самостоятельно.
Домашнюю новогоднюю фабрику по производству елочных украшений, подарков и масок нужно открывать как минимум за месяц до праздника, тем более что это самый эффективный и надежный способ создания радостной предпраздничной атмосферы. Карнавальные маски изготовляются из самых разных материалов: бумаги, кожи, ткани, папье-маше. Обычно используется комбинация подручных средств и материалов. Технологию производства новогодних масок лучше осваивать по специальным выкройкам, которые в избытке можно найти в декабрьских выпусках журналов прошлых лет или отрывных календарях.
Проще всего сделать полумаску, которая, закрывая половину лица, будет выглядеть как очки. Ее можно вырезать из картона, бархатной бумаги, ткани, придавая очкам необычные причудливые формы. Полумаска станет более эффектной и подходящей для праздничного вечера, если украсить ее блестками из мелко нарезанной мишуры, истолченных осколков елочных игрушек или использовать более современные средства, например маникюрный лак с блестками или аэрозоль с позолоченной краской.
Инициатором маскарадов как массовых общественных увеселений в России был Петр I — страстный любитель рядиться. В 1721 году было устроено пышное уличное костюмированное шествие в ознаменование Ништадтского мира, завершившего победоносную войну России со Швецией. Продолжательницей карнавальных традиций стала Анна Иоанновна, которая в 1731 году устроила грандиозный маскарад по случаю первой годовщины своего восшествия на престол, продолжавшийся целый месяц.
Слабость к переодеваниям питала и государыня Елизавета Петровна, которая частенько устраивала маскарады, называемые «метаморфозами». Их участники должны были являться в костюмах противоположного пола: мужчинам предписывалось надевать женское платье с корсетом на китовом усе, а женщины облачались в мужские панталоны и камзолы.
Во время правления Екатерины II мода на маскарады разгорелась вновь. В 1763 году в Москве состоялся грандиозный театрализованный маскарад «Торжествующая Минерва», поставленный по случаю коронации Екатерины II. Его распорядителем был известный русский актер Ф.Г. Волкоз, стихи и песни для хоров написали М.М. Херасков и А.П. Сумароков. Маскарадную процессию, продолжавшуюся три дня, составляли 4 тысячи действующих лиц и 12 колесниц.
Позднее маскарады устраивались и без особого политического или общественного события с танцами и обязательным использованием масок и карнавальных костюмов. В XIX веке маскарадная традиция потеснилась балами. С 1837 года ежегодно в течение 37 лет проводились рождественские маскарады в Михайловском манеже.
Традиция устроительства маскарадов по случаю празднования Нового года стала складываться в России во второй половине XIX века после проведения в Петербурге в 1852 году первой публичной елки с карнавальными костюмами и масками. Стали популярны новогодние придворные маскарады, которые проводились
31 декабря в Зимнем дворце. Билеты на эти празднества раздавались бесплатно желающим из среднего и высшего слоев общества. Вечером многочисленные великолепные комнаты дворца постепенно наполнялись достаточно пестрой публикой: купцами и лавочниками в сопровождении жен и дочерей в парчовых и шелковых платьях, офицерами в парадных мундирах, важными сотрудниками иностранных посольств. Придворное окружение и присутствие самого монарха придавали маскарадному балу особый блеск и торжественность. Желающим подавали чай, лакомства и закуски.
Особую популярность приобрели новогодние маскарады при Николае I. Высокая фигура императора величаво выделялась среди гостей, а его треугольная шляпа, украшенная развевающимися перьями, была заметна издалека.
Обычай устраивать новогодние костюмированные праздники возродился только в 1935 году после государственной поддержки проведения новогодних елок, сначала для детей, а потом и для всех слоев населения. Окончательно эта традиция сформировалась для новогодних праздников уже в послевоенное время.
Новогодние игры, забавы и развлечения для детей
Новогодние поздравления и пожелания для всех членов семьи, друзей и коллег
Нет комментариев. Ваш будет первым!