Сценки на Рождество для детей воскресной школы

Сценки на Рождество для детей воскресной школы

Сценарии сценок на Рождество для детей 5-10 лет

Все дети дошкольного и младшего школьного возраста очень любят праздники. Даже простое участие в чтении по ролям какой-нибудь сказки очень увлекательно для них. Они ощущают причастность к сюжету, появляется неосознанная тяга к перевоплощению. Поскольку детское восприятие действительности идет через образы, то можно разыгрывать с ними маленькие сценки. Поэтому детям на празднике Рождества можно предложить разыграть незатейливую сценку по известному библейскому сюжету.

Сценка «Рождество»

Сцена изображает дворик маленькой гостиницы.

На скамейке сидят 2 человека: один из них — купец, другой одет как ремесленник. Девочка чистит овощи. Мальчик чуть поодаль метет двор.

Приезжие тихонько разговаривают.

Купец. Хорошо, что смог остановиться хотя бы в этой гостинице. Все комнаты заняты. Еле уговорил хозяйку уступить мне комнатку.

Ремесленник. Что удивляться. Многим пришлось отправиться в далекий путь, потому что римский кесарь Август повелел сделать перепись населения по всей земле. Каждому пришлось пойти в город своих предков.

Купец. Да, многие пришли в Вифлеем для переписи. Теснота ужасная.

Мальчик подходит к девочке, чистящей овощи.

Мальчик. Хоть немного передохнуть.

Девочка. Ох, и я устала. Весь день работала: то кому-то воды принеси, то полы вымой. Народу — не сосчитать. Некоторые не смогли найти себе места ни в доме, ни в гостинице. Я слышала, хозяйка отказала двум приезжим — старику и молодой женщине, а они идут из Назарета.

Мальчик. Это очень далеко. Верно, ужасно устали.

Девочка. Особенно жалко ее, такая молоденькая, к тому же ей скоро родить. Но я знаю, они укрылись в пещере, куда пастухи загоняют скот в ненастную погоду.

Слышны приближающиеся голоса, затем кто-то стучит в дверь. Хозяин выбегает, открывает дверь. Входят три пастуха.

Один из пастухов. Кто хозяин гостиницы?

Хозяин. Я, а чего вы хотите?

Самый старый пастух. Я расскажу тебе, хозяин, какие чудесные вещи произошли с нами. Ты знаешь, что вокруг Вифлеема находятся пастбища? В эту ночь некоторые из нас не спали, сторожа свое стадо. Вдруг предстал нам ангел Господень, и мы убоялись страхом великим. Но Ангел сказал нам: «Не бойтесь, я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям, ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, который есть Христос Господь. И вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях».

Молодой пастух. Поэтому мы сразу оставили свое стадо и пошли в Вифлеем.

Хозяин. Спаситель мира в хлеву? Да полно шутить.

Все спешно убегают со сцены.

Возвращаются хозяин гостиницы, его жена, девочка, пастухи.

Девочка. И правда, в яслях лежит Младенец в пеленах.

Пастухи вносят изображение Матери Божьей с Младенцем в яслях.

Девочка.

И было чудо на земле,

И было чудо в небесах:

Как солнце, вспыхнула в лучах

Звезда в полночной мгле.

Она плыла над миром слез,

И свет ее сиял,

И бедным пастырям вещал,

Что родился Христос.

И в Вифлеем волхвы за ней

Дары свои несли,

И на соломе там нашли

Они Царя Царей.

Г. Галина

Мальчик.

То были времена чудес,

Сбывалися слова пророка;

Сходили ангелы с небес,

Звезда катилась от востока;

Мир искупленья ожидал —

И в бедных яслях Вифлеема

Под песнь хвалебную Эдема

Младенец дивный воссиял...

Л. Мей

Очень оживит праздник исполнение детьми колядок, которые распевались на Святки в очень далекие времена, но близкие детям своим веселым содержанием, незатейливой мелодией. Поэтому можно рекомендовать разучить с детьми предложенную сценку.

Сценка «Колядки»

На сцене изображение стены дома с окошком. Вдалеке слышны звуки песенок. На сцене появляется группа детей. Они наряжены ярко, празднично, в руках у них шест, украшенный лентами, на шесте — звезда.

1-й колядовщик.

Коляда-маляда, уроди пирога.

Уроди пшеничку на всякую птичку.

Отворяйте сундучки, вынимайте пятачки.

По копеечке давайте,

малым детям раздавайте.

2-й колядовщик.

Я — маленький юнчик,

Сел на стульчик,

Снял колпачок:

Пожалуйте пятачок!

Дети (стучат в окошечко). Отворяйте, хозяева!

Выходят хозяин и хозяйка, несут корзинку с гостинцами.

3-й колядовщик.

Хозяин, хозяйка, будьте к нам сердечны.

Чем богаты в доме, то и нам подайте.

Пирога да каши, а наверх — козульку,

А под низ — копейку, денежку-монетку.

4-й колядовщик.

Кто подарит пирога,

Тому — полон хлев скота,

Овин с овсом, жеребца с хвостом.

У доброго мужика родись рожь хороша:

Колоском густа, соломкой пуста.

5-й колядовщик.

Кто не даст пирога, тому — куричья йога,

Пест да лопата, корова горбата!

У скупого мужика родись рожь плоха:

Колоском пуста, соломкой густа.

Хозяин одаривает колядовщиков мелкими монетками из мешочка.

6-й колядовщик.

А дай бог тому, кто в этом дому.

Ему рожь густа да ужимиста,

Ему с колоса — осьмина,

Из зерна ему коврига,

Из полузерна — пирог.

Колядовщики (хором).

Коляд, коляд, коляда, весела да богата.

Сейся, родися, жито и пшеничка,

Ячмень, овес, гречка, горох, чечевичка.

Будьте здоровы, счастливы будьте.

Живите без бед много-много лет.

Коляд, коляд, коляда, весела да богата.

Появляется колядовщик, он выводит «козу».

На ней надета безрукавка мехом наружу.

На лице маска козы с рожками, на ногах — валеночки, на руках — яркие варежки.

Колядовщик с Козой (поет).

Мы не сами идем — мы козу ведем.

Где коза ходит, там пшеница родит,

Где коза хвостом, там жито кустом,

Где коза ногою, там жито копною,

Где коза рогом, там жито стогом.

1-й колядовщик.

Идет в гости коза,

К вам коза-дереза.

Идет коза рогатая,

Идет коза бодатая.

2-й колядовщик.

Где ты, козочка, ходила,

Где ты, белая, бродила?

Коза.

Ходила коза по темным лесам,

По сырым борам,

Устала.

Коза падает.

Хозяин с хозяйкой (спрашивают колядовщиков). Что же вашей козочке надо? Что же она любит?

3-й колядовщик.

А нашей козе немного и надо:

Ведерочко гречки на перепечки

Да горшок овса на конец хвоста.

4-й колядовщик.

Решето овса, поверх него — колбаса.

Да три куска сала, чтобы коза встала!

Хозяева одаривают Козу мешочком со сладостями.

Та вскакивает на ноги и начинает танцевать.

Дети окружают Козу и начинают водить хоровод.

Понравится детям игра «Пошла коза по лесу». Это дает им возможность подвигаться, попрыгать, похлопать в ладоши, посмеяться.

Начинается игра «Пошла коза по лесу».

Дети поют и выполняют движения.

Давай, коза, попрыгаем,       Участники хоровода подпрыгивают на месте.

Попрыгаем, попрыгаем

И ножками подрыгаем,                    Коза трясет ногами, дети повторяют за ней.

Подрыгаем, коза,

И ручками похлопаем,              Все хлопают в ладоши.

Похлопаем, похлопаем,

И ножками потопаем,             Дети топают ногами в такт музыке.

Потопаем, коза.

Дальше Коза выбирает вместо себе нового ведущего, и игра повторяется снова.

Загадки тоже доставят удовольствие детям. Предлагаемые загадки вполне доступны для отгадывания, понятны. Зато как велика радость ребенка, когда он сам отгадает загадку.

Коза (начинает задавать загадки).

Бел, как мел,

С неба прилетел.

Зиму пролежал,

В землю убежал.               (Снег)

 

Гуляет в поле, да не конь.

Летает на воле, да не птица.            (Вьюга)

 

Летал Порхан по всем торгам,

На нем бел балахон и бел кафтан.      (Снег)

 

В воздухе летит,

На земле лежит,

На дереве висит.        (Снег)

Старик у ворот все тепло уволок. (Мороз)

 

Он вошел — никто не видел,

Он сказал — никто не слышал.

Дунул в окна и исчез,

А на окнах вырос лес.         (Мороз)

 

Пришла девушка Беляна,

Побелела вся поляна.              (Снег)

 

Растет она вниз головою.

Не летом растет, а зимою.

Но солнце ее припечет —

Заплачет она и умрет.             (Сосулька)

Сам Самсон мост мостил без гвоздя, без топора, без топорища. (Мороз)

 

Гуляю в поле, летаю на воле,

Кручу, бурчу, знать никого не хочу.

Вдоль села пробегаю,

Сугробы наметаю.            (Метель)

Без рук, без ног, а рисовать умеет. (Мороз)

Разумеется, что прежде чем провести предложенные ниже конкурсы, нужно дать детям необходимую информацию на эту тему. Можно почитать отрывки из «Детской Библии».

Сценка «Сочельник»

Действующие лица

Бабушка

Оля, смешливая, с лукавыми глазами девочка лет 8 Маша, серьезная девочка, лет 10

Андрейка, добродушный и весь в белокурых кудряшках, мальчик 6 лет

* * *

На сцене за столом, заваленным елочными игрушками, золотой, серебряной и разноцветной бумагой, сидят дети и их бабушка. Сегодня Сочельник — канун Рождества. Дети заняты изготовлением игрушек на елку: делают цепи из цветной бумаги, фонарики.

Бабушка. Вот, детки, и кончается пост. В последний раз поели сегодня чечевичной каши да моченых яблок.

Андрейка. Как же, бабушка, можно было весь пост выдержать? Наверное, есть все время хочется, а ничего нельзя?

Оля. Ну, Андрейка, тебе бы все поесть.

Маша. Люди же не просто так голодали, а этим укрепляли свою веру.

Бабушка. Верно, Машенька, это, конечно, так. Но неправильно пост представлять голодным временем для верующих христиан. Ваши прабабушки готовили очень вкусно. В пост на первое варили борщ, как правило, с квашеной капустой и грибами, который ели холодным. Приготовлен он был, конечно, на постном масле, без мяса. Иногда борщ был с маленькими, сделанными из щучьего мяса шариками, поджаренными на сковородке. Пельмени делались с грибами. Жарили постные пирожки с разными начинками: с кислой капустой, кашей, грибами. Подавали рыбу: жареных карасиков, судака, карпа, щуку. А в Сочельник ели сочиво, это такой рисовый или ячменный взвар с медом, ягодами и разными плодами. Вот почему день перед Рождеством называется Сочельником. Готовили в этот вечер и рисовую или пшеничную кутью с миндальным или маковым сладким молоком и взвар из сухих фруктов, чернослива и апельсинов. Дети иногда ели только сладкое — шарлотку. Об этом мне еще моя бабушка рассказывала. Благостный был вечер: все словно затаивалось, замирало в ожидании великого события — рождения Христа. А детям все не терпелось — скорее бы Рождество, но взрослые наставляли: нельзя торопиться, надо самому себя приготовить к Рождеству, а то не будет духовной радости. Накануне Рождества во всех православных семьях детям читали Библию, рассказывали о том, как в Вифлееме родился Христос — наш Спаситель.

Вот представьте: вечер, Сочельник, уютно потрескивает печь или камин в столовой, мороз причудливыми узорами изрисовал оконные стекла. За стеклами едва видные, занесенные снегом покачиваются деревья в саду. Над круглым столом горит лампа под фарфоровым абажуром. Громко в тишине тикают часы. И вот так же, как и мы сейчас с вами, сидят дети и готовятся к празднику — делают игрушки для елки.

Оля. А что же, бабушка, разве не было покупных игрушек?

Бабушка. Почему же, были, но они были дороги, да и своими руками интереснее. Вот я помню, что у бабушки в коробке хранились старые игрушки: фонарики с цветными окошечками из слюды, дутые стеклянные шарики, их надо было нанизывать на нитку, а у других шариков с четырех сторон были такие вмятинки, разукрашенные в разные цвета. И обязательно — большая звезда, которая укреплялась на макушке елки.

Маша. А, кстати, Андрейка, знаешь ты, почему именно звезда?

Андрейка. Ну, потому что красиво.

Маша. Нет, Андрейка, по преданию, это та Вифлеемская звезда, что привела волхвов в пещеру, где лежал новорожденный Иисус.

Оля. Бабушка, ну расскажи еще, как готовились к празднику?

Бабушка. Православный народ, Оленька, очень любил этот праздник. Готовились, как вы знаете, и духовно — постом и молитвами, а уж перед самим праздником все намывалось, начищалось, в кухнях белили потолки и печки, натирали полы. В домах победнее стелили чистые рогожки, а в богатых домах на начищенных паркетных полах в большом зале расстилали большой ковер с голубыми цветами на белом фоне, а на Пасху будут красные цветы.

Готовили много разной вкусной еды, но обязательно — свинину, например, поросенка с кашей, гусей, варили жирные щи, пекли пироги с мясом. А в деревнях из теста делали фигурки животных — коровок, овечек. Это чтобы было много живности в крестьянском хозяйстве.

Сейчас как-то не принято украшать елки чем-нибудь съедобным, а раньше, и я это еще помню, так всегда было. Вешали на елку заранее позолоченные и посеребренные орехи, к крымским яблокам привязывали петельки из серебряных или красных гарусных ниток, нанизывали как бусины леденцы, подвешивали вяземские прянички, обязательно конфеты. А под елку клали для детей гостинцы.

Маша (обращаясь к Андрейке). А подарки под елкой для детей, Андрейка, как память о дарах волхвов. Помнишь, мы тебе рассказывали, что волхвы принесли младенцу Иисусу?

Оля. Эх, Андрейка, все ты уже, наверное, и позабыл.

Андрейка (добродушно возражает). Нет, я хорошо помню, что они принесли золото, ладан и смирну.

Бабушка. Вот, Андрейка, какой ты молодец, все помнишь.

Андрейка. Маша, ты всегда все знаешь, скажи, давно такой обычай существует — елку наряжать?

Маша. Я читала в одной книжке, что елку украшают уже более 2000 лет. Но тогда, в глубокой древности, люди думали, что в деревьях обитают духи, которые могут повлиять на урожай, и поэтому люди развешивали на елке подарки для этих духов.

Бабушка. А у нас обычай украшать елку появился при Петре I, был такой русский царь, он много чего нового принес в Россию. Вечнозеленое дерево — это символ вечной жизни.

Бабушка. Да вы, ребятки, не забывайте делать игрушки.

Андрейка. А я уже вот сколько цепей наклеил и звездочек вырезал.

Оля (смеется). Да уж, наверное, несколько метров.

Бабушка. А ну-ка посмотрите, я научу вас делать фонарики. (Берет лист бумаги, складывает его пополам и делает надрезы, оставляя нетронутой полоску бумаги шириной 1-2 см. Затем отгибает полоски наружу и раскрывает выкройку фонарика. Сворачивает в трубку, нижние края склеивает — фонарик готов.)

Дети делают фонарики.

Оля и Андрейка наперебой показывают бабушке свои фонарики.

Бабушка. Чудесные у вас получились фонарики. А сейчас посмотрите, что я вам покажу. (Достает сундучок.) У меня сохранилось несколько очень старых игрушек, некоторые еще от моей мамы и бабушки. Вот и долежались они до вас, бережно храните их. Ну, а теперь давайте смотреть. (Вынимает из сундучка игрушки.) Вот бусы, вот домик — в слюдяных окошечках виден огонек, на домике лежит «снег». Это вата, а на ней приклеены блестки. Вот виноград, вот рыбка, часы, лошадка, волчок, а это самоварчик и чайничек словно настоящие, только крошечные.

Андрейка, уставший, склоняет голову на стол.

Бабушка. Да вы, я вижу, совсем устали. Пора и спать.

Оля. Ну, бабушка, расскажи еще что-нибудь.

Бабушка. Нет, ребятки, вам пора спать.

Андрейка (прислоняясь головой к бабушкиному плечу, просительно). Ну, что-нибудь совсем маленькое расскажи.

Бабушка. Тогда я прочитаю вам стихотворение, которое мне читала мама, написано оно было к Рождеству Христову.

Читает стихотворение А. Плещеева «Елка в школе».

В школе шумно, раздается

Беготня и шум детей...

Знать, они не для ученья

Собрались сегодня в ней.

Нет, рождественская елка

В ней сегодня зажжена;

Пестротой своей нарядной

Деток радует она.

Детский взор игрушки манят —

Здесь лошадки, там волчок,

Вот железная дорога,

Вот охотничий рожок.

А фонарики, а звезды,

Что алмазами горят!

А орехи золотые!

А прозрачный виноград!

Будьте ж вы благословенны,

Вы, чья добрая рука

Убирала эту елку

Для малюток бедняка!

Редко, редко озаряет

Радость светлая их дни,

И весь год им будут спиться

Елки яркие огни.

Сценка «Гадание на святки»

Действующие лица

Бабушка

Сестры

Светлана, девочка лет 8

Лиза, ей лет 10

Наташа, подружка сестер, 10 лет

Ванечка, мальчик 6 лет

* * *

Вечер. Чисто убранная комнатка. Посередине стол.

В углу красиво украшенная елка. За столом сидят бабушка, ее внуки: Ванечка, сестры Светлана и Лиза и их подружка Наташа.

На столе чайник, чашки, стоит корзиночка со сладостями. Все пьют чай.

Светлана. Какой веселый праздник Рождество! Мне он очень нравится. Красивая елка, подарки.

Лиза. Бабушка, а когда бывают Святки?

Наташа. А правда, что на Святки можно гадать?

Лиза. А ты гадала, бабушка?

Бабушка. Ох, да вы меня вопросами засыпали, милые девочки.

Девочки. Расскажи, бабушка, расскажи.

Бабушка. Святки начинались с Рождеством Христовым и продолжались до самого Крещения. Праздник этот был очень разнообразен по своим обычаям, обрядам, приметам. Во время Святок ходили славить по домам. Молодежь наряжалась в разных животных: медведей, коз, надевая тулуп мехом наверх. Старались быть неузнанными. Любили переодеваться. Мужчины наряжались старыми барынями, цыганками, турчанками, а женщины, подведя себе усы жженой пробкой, изображали молодых гусар, черкесов. Это было время шуток, смеха, веселых затей. По вечерам и ночью гадали. Конечно, гадание не христианский обычай. Он пришел к нам из язычества. И хотя церковь не одобряет ворожбы, на Руси гадание стало народной забавой. Гадали и молодые, и старые, но особенно молодым людям хотелось узнать свою судьбу. Как говорил Пушкин:

Настали Святки. То-то радость!

Гадает ветреная младость,

Которой ничего не жаль,

Перед которой жизни даль...

В эту-то жизненную даль всем и хотелось заглянуть.

Простые люди верили, что именно в святочные дни у нечистой силы можно было попытаться узнать свою судьбу. Гаданий существовало огромное количество.

Светлана. Бабушка, а расскажи хоть про одно гадание.

Бабушка. А вот, милая Светлана, гадания даже наши писатели и поэты описывали. Есть такой поэт Василий Андреевич Жуковский, он написал поэму, названную твоим именем — «Светлана», и там перечислено сразу несколько способов гадания. Вот я вам сейчас прочту несколько строчек.

Раз в крещенский вечерок

Девушки гадали:

За ворота башмачок,

Сняв с ноги, бросали;

Снег пололи, подокном

Слушали, кормили

Счетным курицу зерном,

Ярый воск топили,

В чашу с чистою водой

Клали перстень золотой,

Серьги изумрудны,

Расстилали белый плат

И над чашей пели в лад

Песенки подблюдны.

Лиза. А что это за песенки такие подблюдны? Это пели про блюдо, которое на кухне?

Дети смеются.

Бабушка. Зря вы смеетесь, действительно, блюдо в этом гадании есть. Чтобы гадать с подблюдными песнями, несколько подружек собирались в доме у одной из девушек. На столе расстилали белую скатерть, ставили на нее блюдо. В блюдо наливали чистую воду, и туда девушки клали каждая какую-нибудь свою вещь: кто сережку, кто колечко, кто перстенек. А потом блюдо накрывали платком. Девушки начинали петь, а одна из них наугад доставала предметы. Под какие слова песни достали твою вещь, та судьба тебя и ожидала. Чаще всего девушки хотели знать о своем замужестве: какой будет муж — добрый ли, богатый ли. Конечно, в песне не говорилось: «Ты выйдешь замуж такого-то числа в следующем месяце», нет, в песне все было, как в загадках: надо было понимать тайный смысл песни.

Ванечка. Значит, они себе загадки загадывали?

Наташа (смеется). Да, Ванечка, например, такую: «Сидит девица в темнице, а коса на улице». Знаешь, что это такое?

Бабушка. Нет, Ванечка, это девочки над тобой шутят. Конечно, не такие загадки. Но, например, если в песне упоминался хлеб, зерно, каравай, блины или пироги, то девушка знала, что речь идет о богатстве, ей нагадали счастливую, благополучную жизнь. А уж если пелось о кольце, перстне, то это значит, что девушка скоро выйдет замуж.

Или вот еще из того же отрывка: «Ярый воск топили». Для такого гадания брали свечу, зажигали ее и лили воск в чашку с водой. По фигурке, которая получалась из застывшего в воде воска, угадывали будущее.

Девочки (почти в один голос). Бабушка, давай скорее гадать.

Ванечка. Вы еще маленькие, у вас не получится.

Бабушка (лукаво улыбаясь). Ну почему же, Ванечка, давайте попробуем. А подблюдную песенку я вам сама спою.

Девочки начинают быстро убирать со стола посуду, Лиза приносит блюдо с водой. Девочки смеются, но заметно, что им и страшно, и любопытно.

Бабушка. Ну, готовы? Давайте гадать. Кладите что-нибудь в блюдо.

Девочки каждая складывают в блюдо:

Наташа — сережку из ушка, Лиза — колечко, Светлана снимает с шеи маленькие бусы.

Лиза. А Ванечке нечего положить. Он не будет гадать.

Ванечка. Нет, буду. У меня есть брелок от ключей. (Кладет брелок в блюдо.)

Бабушка. Вот и славно, молодцы. (Начинает петь песенку на любой, самый незатейливый мотив.)

Мы споем подблюдну песню,

Каждому в ней есть черед,

Очень всем нам интересно,

Что год новый принесет.

 

Если ты учил, трудился,

Можешь ты спокойно спать.

Твой дневник «развеселился» —

В нем оценки — только «пять».

 

А тебе грустить, наверно:

Целый день ты во дворе,

И поэтому, поверь мне,

«Два» да «три» бегут к тебе

 

Куклу новую с кудрями

Мама дочке принесет,

А тебе мешок с сластями,

С белой мачтой пароход.

 

А тебе конструктор будет

(Дедушка давно купил),

Торт большой тебе на блюде

Шоколадок и пастил.

 

Будешь скоро ты доволен,

Песня так сулит тебе:

Доведется в Черном море

Покачаться на волне.

 

Правда ль, ложь сие гаданье —

Нам придется только ждать.

Ну, а как гласит преданье,

Песне надо доверять.

Во время песни дети очень оживлены, смеются, радуются предсказаниям.

Бабушка. Ну что, нагадались?

Дети (почти в один голос). Здорово! Как весело! Как интересно!

Наташа. А давайте погадаем как-нибудь еще.

Лиза. Да, бабушка, пожалуйста, еще.

Бабушка. Как же мне с вами еще погадать? Разве что на платке?

Светлана. А как это, бабушка? Расскажи.

Лиза. Покажи, погадай с нами.

На столе расстилается платок, по его четырем углам бабушка расставляет чашечку с сахаром, чашечку с солью, кладет кусочек хлеба, колечко.

Бабушка. Ну, кто первый?

Лиза. Пусть Ванечка попробует, а вдруг ему колечко выпадет.

Девочки смеются.

Бабушка. Вот, Лиза, тебе первой и погадаем, чтобы ты над Ванечкой не шутила.

Бабушка завязывает Лизе глаза, а сама между тем переставляет предметы на платке.

Бабушка. Как, Лиза, готова? (Ведет девочку к столу.) Выбирай.

Лиза некоторое время не решается, затем берет в руки чашечку с сахаром.

Бабушка. Ну, что ж, Лиза, хорошо, жизнь тебя ожидает хорошая, сладкая.

Ванечка. А нельзя узнать, получит ли Лиза двойку по литературе?

Девочки смеются.

Бабушка. А это, Ванечка, я тебе и без гадания скажу. Если не будет учить, конечно, получит. А русскую литературу надо очень любить и изучать ее хорошо, а главное, много читать. Тогда и без меня про все знать будете, и про гадания, и про праздники.

Дальше гадают Наташа и Светлана. Одной достается кусочек хлеба, другой — опять чашечка с сахаром.

Бабушка. Ну что ж, жизнь у вас будет хорошая.

Последним гадает Ванечка, и ему действительно достается колечко. Все весело смеются.

Ванечка (обращаясь к бабушке). Надо было на один угол роликовые коньки класть, я бы их сразу себе нагадал.

Бабушка. Теперь, раз курицы у нас нет, башмачок тоже бросать не будем, и прохожих окликать не надо, пожалуй, что и хватит на сегодня. До следующих Святок!

Сценка «Накануне Рождества»

Ночь накануне Рождества.

В комнате полутемно. Горит лишь маленькая лампа под зеленоватым абажуром. На постели лежит мальчик, рядом на стуле сидит его мать.

Мальчик почти засыпает.

Мальчик. Как радостно, что завтра праздник, я увижу наряженную елку, придут мои друзья, будут подарки. Да вот жаль: снег так и не выпал! Так скучно и серо на улице.

Мама. Не грусти, дружок. Так уж угодно погоде, что нет снега. Но он обязательно выпадет и порадует нас, украсит землю и деревья белым пушистым убором. Спи!

Свет гаснет. Утро, за окном светло от выпавшего снега. Мальчик уже одет празднично, с восторгом смотрит он в окно.

Мальчик. Мама! Видела ли ты это чудо! Выпал снег и прямо на праздник! Вот подарок к Рождеству!

Мама. Да, это и впрямь красиво! Как все преобразилось! На душе стало весело. Ну в точности, как в стихотворении Фета! Я тебе никогда не читала этого стихотворения? Тогда слушай, и ты еще больше полюбишь нашу зиму.

Мама! Глянь-ка из окошка —

Знать, вчера недаром кошка

Умывала нос.

Грязи нет, весь двор одело,

Посветлело, побелело —

Видно, есть мороз.

Неколючий, светло-синий,

По ветвям развешан иней —

Погляди хоть ты!

Словно кто-то тароватый

Свежей, белой, пухлой ватой

Все убрал кусты.

Уж теперь не будет спору:

За салазки — да и в гору

Весело бежать!

Правда, мама? Не откажешь,

А сама, наверно, скажешь:

«Ну, скорей гулять!»

Да и как быть такому зимнему празднику без снега. А знаешь ли ты, дружок, что по приметам Рождества, связанным со снегом, определяли, какой будет урожай, много ли будет пчел.

Это сейчас мы узнаем о погоде из сводок по телевизору, а в давние времена крестьянин должен был очень внимательно относиться к приметам, от этого зависели его жизнь и благополучие. Рождество изобилует приметами, обрядами и обычаями. Поэтому и старались крестьяне как-то задобрить природу, чтобы много уродилось хлеба, было много живности на подворье.

Мальчик. Как интересно! А скажи мне хотя бы некоторые из примет.

Мама. Действительно можно назвать лишь несколько, потому что их было так много, что и не перечислишь, а ведь сколько их перезабылось, утратилось.

Ну, например, считалось, что если иней на Рождество, то будет урожай на хлеб. А вот если Рождество теплое, то жди холодной весны.

Мальчик. Скажи, мама, а елки ведь не только у нас в России украшают, верно?

Мама. Конечно, сынок. И в других странах, например, католических, тоже есть обычай украшать елки.

Если же быть совсем точным, то еще в Древнем Риме люди украшали свои дома ветками лавра, можжевельника, омелы, а это — вечнозеленые растения. Людям казалось, что эти растения олицетворяют собой вечную жизнь, ведь они не сбрасывают листву и всегда зеленые. Германские племена тоже украшали ели (вернее, рождественское полено).

Могу тебе еще сказать, что в католических странах не только украшают ели. Там устраивают вертепы: воспроизводят пещеру, где родился Христос и помещают там фигурки Девы Марии, Иосифа, животных, окруживших ясли, где лежит младенец Иисус, волхвов, пришедших поклониться ему, пастухов. А иногда на улицах в Рождество разыгрываются настоящие представления с участием библейских персонажей.

Мальчик. А чем там угощают?

Мама. Как и на Руси, во всем христианском мире праздник Рождества отмечается особенно богатым столом. Как правило, это традиционный рождественский гусь или индейка. Пекут к рождественскому столу множество различных пирогов, булок, печенья, пряников. Конечно, у каждого народа есть что-нибудь особенное. Во многих христианских странах пекут пирог и вкладывают в него, например, монетку, изюминку, орешек. Разумеется, счастливым окажется тот, кому достанется такой сюрприз.

Мальчик. А подарки, расскажи про подарки!

Мама. Ну, что и говорить, в Рождество подарки принято дарить детям везде. Подарки кладут под рождественскую елку, в развешенные детьми на ночь чулки (дети, разумеется, специально для подарков вешают их), засовывают в детские башмачки.

А еще, сынок, во всех странах (и в католических, и на Руси) было принято обязательно жертвовать тем, кто беден. В средневековой Европе были ящики для пожертвований беднякам. А о нашей хлебосольной православной Руси и говорить нечего. Сострадание к ближнему, помощь ему всегда были присущи православным христианам. Зажиточные люди заранее подсчитывали, сколько купить провизии для обеда бедным людям, сколько нужно раздать деньгами. Угощали на таких обедах для убогих, нищих и сирот очень сытно, милостыню раздавали щедро.

Красивый был праздник, торжественный, один из самых любимых и почитаемых в православной Руси. И очень хорошо, что мы вновь празднуем его.

Ну, а теперь хватит разговоров, беги гулять.

Мальчик убегает.

Рекомендуем посмотреть:

Классный час на тему «Крещение» в начальной школе

Стихи на Рождество Христово для детей 10-12 лет

Классный час, 5-7 класс на тему «Рождество. Святки»

Рождественские гадания. Сценарий мероприятия

Сценарий праздника Крещение в начальной школе

Нет комментариев. Ваш будет первым!