Святочные праздники на Руси

Святочные праздники на Руси

Детям о Рождественских праздниках

7 января - Рождество Христово (святочные праздники)

В периодической печати, по телевидению дату праздника Рождества Христова именуют то священным днем римско-католической церкви, то православной, то англиканской, то лютеранской, то даже баптистской. Чей же это праздник? Вот факты: ни в одном из канонических Евангелий, живописующих рождение Христа, точный день не упоминается вовсе. История свидетельствует, что христианство развивалось изначально как еретическая (противозаконная) секта иудаизма. А иудеи, как известно, никогда не отмечали день рождения, считая его «началом и видом всех скорбей и страданий человека». Существуют доказательства, что впервые Рождество праздновали в начале III века в Египте, и было это 6 января. Стало быть, можно думать, что праздник Рождества пришел к нам от древних египтян. Любопытно, что в сюжете православного праздника много от пышной мистерии египтян, которая проводилась по всему побережью Нила.

И все-таки дата праздника, который так чтут все христиане, подсказана природой, ибо именно в дни 21-25 декабря наступает зимнее солнцестояние, после которого солнце «поворачивает на лето», начинает пробуждаться природа, происходит рождество природы. И у египтян в ночь с 24 на 25 января из храма выносили статуи Исиды с младенцем Гором - сыном ее и Осириса - и устанавливали на берегу великого Нила. Жрецы лепили из земли фигурки Осириса, втыкая в них зерна ячменя, а когда зерна прорастали, фигурки бросали в реку с криками: «Осирис воскрес!». Начиная с 25 декабря, по легенде бог солнца Ра плыл по подземному Нилу 12 дней, чтобы появиться в день Солнцестояния. Праздник солнца примерно по такому же сценарию праздновали в древней Персии, а затем в Риме, где с 25 декабря начинались 12-дневные сатурны - дни карнавального веселья. В поисках дня и месяца рождения Спасителя, Богочеловека, церковь сначала остановилась на дате 6 января, так как на это число падал праздник Эпифании (Богоявление), который отмечался во многих странах. Но с середины IV века предпочтение было отдано 25 декабря по старому стилю, когда народы греко-римского мира праздновали «рождение Непобедимого солнца». Так для церкви 25 декабря превратилось в прославление родившегося на земле Христа. Русское Православие пользуется юлианским календарем, и потому днем рождения Христа считается 7 января (по новому стилю).

Раньше это время от Рождества Христова до Крещения называлось святыми днями. Теперь эти два слова сокращены в одно: «святки». Что подразумевают под этим словом теперь? Обычно это время от Рождества до Крещения, но часто с этим понятием соединяется понятие о греховных удовольствиях, которых так много именно в эти дни. И все-таки - это самые духовные часы человечества. Ведь мы живем в объеме христианского времени. Попытаемся вспомнить, как все это было.

Почти две тысячи лет назад в маленьком иудейском городке Вифлееме родился Младенец. Иисус Христос, вечный сын Божий, воплотился, стал человеком, подобным каждому из нас. Для чего? Спасение человека - главная цель прихода в мир Христа.

Рождество — особое время для христиан. Кончается старый год, забываются на время вечные проблемы, спадает напряжение, отступает зло, люди становятся добрее друг к другу, вспоминают о бедных и одиноких, делают подарки. И души отдыхают в атмосфере всеобщей доброжелательности.

Рождество в России начинает новый - и календарный, и духовный - год. Рождество своего рода семейный праздник. Обычно повсюду горят огни, символизирующие домашний очаг. Отсюда в рождественскую ночь зажигают свечи на елках, дети поют песни (колядки, от греч. «каланда», новомесячие), носят по улицам изображение звезды. В светлую рождественскую ночь звезда Вифлеема призывно сияет для каждого из нас. Младенец Иисус родился в Вифлееме и рождается в человеческих сердцах, согревая всех своей любовью. Христос родился - и человек может возродиться, приняв Его своим личным Спасителем.

Святки. Святки - от слова «святой». На святки славили, прославляли Христа, Новый год, будущий урожай, поздравляли друг друга, всем родным, знакомым, соседям желали здоровья, счастья, всего наилучшего. Святки - самый веселый крестьянский праздник. Обычно считают, что длятся они две недели от Рождества. Но в старину крестьяне начинали их праздновать гораздо раньше, с Николина дня (24 декабря), и заканчивали под Крещение (19 января). В этот немалый срок вмещалось все - и проводы старого года, и встреча нового, осенние заботы отошли, хлеб обмолочен, почему бы и не повеселиться.

Праздновали святки и стар, и млад. Но тон задавала молодежь. Песни, пляски, гадания и игры - скучать было некогда. На святки был (и пусть сохранится) прекрасный обычай: мальчики и девочки, юноши и девушки собираются группами и ходят по домам, поздравляют с Новым годом, с новым и старым счастьем. А еще перед обедней ходили по домам сеять из рукава или мешка овес, гречиху, рожь и распевали: «На счастье, на здоровье, на новое лето, роди, Боже, жито-пшеницу и всякую пашницу».

Канун Рождества называют по-разному: где коляда, где сочельник. Для святок характерна странная смесь обычаев языческих и чисто христианских. Бесспорно, к обрядам языческим относятся гадания, игры, наряды, которые отражают внешнюю сторону торжества, не имеющую ничего общего с христианскими целями и настроением духа, - славлением, хождением детей, а иногда и взрослых, со звездою, вертепом и тому подобными предметами.

Коляда (калитка). История свидетельствует, что обычай колядования существует еще со времен Римской империи, в Египте, Греции, Индии. Так, например, египетские жрецы, празднуя воскрешение Осириса, надевали на себя костюмы, соответствовавшие определенным божествам, и ходили по улицам городов.

Петр I по возвращении из Европы в Россию стал наряжать своих приближенных в католические церковные одежды и в сопровождении хора певчих ходил на святках по Москве, шутейно славя бояр. По всей видимости, святочные обычаи перешли к нам из Византии; в те времена немало славяноруссов служило при дворе византийских императоров. Существует две коляды: Васильевская - в канун Рождества и Крещенская - накануне Крещения. Первая - богатая, а вторая - бедная, или постная.

Русская история указывает, что не только Петр I любил святочные игрища, но и царь Иван Васильевич Грозный со своими опричниками маскировался подобно скоморохам и даже казнил К. Репнина за то, что тот не одел скоморошеской одежды.

Святки на Руси - это всегда маскарад, праздник ряженых. Больше всех проказничали парни. То веревку протянут на дороге, о которую спотыкались и падали прохожие; то воткнут иголку с ниткой в раму окна у кого-то. К нитке обычно привязывалась гаечка. Разматывая катушку, парни прятались за кустом и дергали за нитку. Гайка бьется о стекло, как будто кто стучит. В пустой тыкве вырезали ножиком глаза, нос, страшные губы, вставляли в тыкву зажженную свечку и после стука гайкой в стекло подносили тыкву на палке к окну. Хозяева были в шоке, а проказники веселились. Если какая опрометчивая хозяйка вывесит стираное белье, быть ему утром на березе. А если кто из хозяев проявит негостеприимство, тому дверь заваливали дровами или припирали бревном. Бывало целую поленницу перетаскивали. А то еще двери водой обольют. А они на крепком-то морозе застынут. Хозяин утром топором стучит - открыть не может.

На посиделках пели особые, святочные песни, танцевали, устраивали театральные представления, на которых исполнялись народные комедии, причем зрители и артисты нередко менялись местами. Молодежь - веселилась вовсю. Но и те, кто постарше, люди семейные, тоже не отставали. Охотно веселились в гостях и не менее охотно принимали друзей и родственников у себя дома.

На святки приходится период зимнего солнцеворота - у древних славян все праздники были связаны с культом природы. Для современных российских граждан святки - это просто сказочные народные обрядовые праздники для души, для памяти. Менталитету русского человека свойственна мистичность, суеверность и очень стойкая нравственная ориентация, не подвластная никаким реформам. У русских людей особая психология, темперамент, принципиально иная система ценностей, ориентированная не столько на внешний рисунок праздника, сколько на внутренний, духовный, нравственный смысл всех его слагаемых - ряженья, гаданий, игр, забав, песен, колядований.

Рекомендуем посмотреть:

Святки, колядки в младшей группе детского сада

Святочные вечера. Сценарий рождественского праздника для ДОУ

Рождественские посиделки. Сценарий для школьников 5 – 7 класса

Святочные гадания

Сценарий праздника на Рождество для детей воскресной школы

Мария Анатольевна Блинова # 25 ноября 2016 в 11:46 0
Дети должны знать традиции и обычаи своего народа, в них опыт прошлого поколения. Песни,игры,хороводы,колядки всё тут,ряженые ,веселье.
Марина Владимировна Мордвинцева # 29 ноября 2016 в 10:37 +1
Да, я тоже согласна, что дети должны знать традиции своего народа, а мы педагоги должны помочь им в этом. А так же привлечь к этому родителей, которые часто сами многого не знают. Наша группа работает по духовно-нравственному направлению. В своей работе мы делаем упор на работу с родителями, так как что ни говори, но воспитание идет из семьи.