В ходе празднования дня рождения можно устроить настоящее театрализованное представление. Это развлечет гостей, а также расширит их кругозор. Для этого надо заранее с товарищами именинника разучить роли. Роли бабушки, мамы можно поручить кому-нибудь из взрослых.
Действующие лица: Бабушка; ее внучка Таня, немного мечтательная девочка 8 лет; Юля — подружка Тани, живая, веселая девочка 10 лет; Саша — внук 5 лет.
Небольшая, уютная комната. Вечереет, за окном медленно падает снег. Бабушка в кресле, дети рядом на стульях.
Юля. Скоро у Тани день рождения. Здорово! Я очень люблю этот день: приходят гости, приносят подарки, мама накрывает стол, а на нем столько вкусных вещей! И конечно, торт.
Саша. Я тоже люблю торт. Мне он даже приснился: большой-большой, и ешь сколько хочешь.
Таня. Тебе бы только сладости есть, вечно ты с конфетой в руке засыпаешь. Берешь конфетку из коробки потихоньку от мамы.
Саша (смущенно). Да я только одну, мама и не заметит. (Продолжает, помолчав, таинственно). А может, эту конфету мне мой святой подарил?
Юля. Святой? Это кто же?
Саша. Нам няня в детском саду рассказывала, что у каждого из нас есть свой святой. У него такое же имя, как у меня.
Таня. Бабушка, а Саша правду говорит?
Бабушка. Когда-то для православных людей очень важным праздником был день именин. Этот день был выше дня рождения. День именин считался праздником духовным, а день рождения — земным. Поэтому в те далекие времена, день рождения люди и не праздновали, порой даже и не помнили своего дня рождения. А вот именины отмечали радостно и торжественно.
Таня. Бабушка, расскажи, почему так говорят: «именины»?
Бабушка. А вот почему. Раньше имена давали детям в церкви при крещении. Ребенка называли в честь того святого, на день памяти которого приходилось крещение. В церковном календаре помечены дни чествования каждого святого. Многие святые когда-то были такие же люди, как мы, но за свои добрые дела или страдания, которые они приняли, чтобы не отречься от христианства (в те времена, когда христиан преследовали за веру), стали почитаться как святые. Вот их имена и давали детям. Считалось, что святой будет во всем помогать тому, кто носит его имя.
Вот ты, Таня, носишь имя святой Татьяны. Великомученицей ее называют. Имя ее греческое и означает «устроительница, учредительница». А для России этот день замечателен еще и тем, что в день святой Татьяны в Петербурге был открыт университет, первый в России. Было это при императрице Екатерине II.
Юля. А все имена что-нибудь означают?
Бабушка. Конечно. Да и многие имена, которые мы считаем исконно русскими, на самом деле пришли к нам из других языков.
Юля. А мое имя что означает?
Бабушка. Некоторые имена переводятся по-разному. Твое, например, в одном толковании означает «пушистая», а в другом, что обладательница этого имени принадлежала к римскому роду Юлиев. Да ты и вправду у нас девочка добрая, ласковая, и волосы у тебя вон какие пушистые.
Юля. А Саша что означает?
Бабушка. Его полное имя — Александр, оно переводится с греческого как «защитник людей».
Юля. Значит, ты, Саша, должен быть честным и смелым, чтобы быть настоящим защитником.
Таня. А верно, бабушка, что есть имена, которым и перевод не нужен? Ну, например, Вера, Надежда.
Бабушка. Да, это древние русские имена, им и вправду перевод не нужен. Мы и так поймем, что Людмила — это милая людям, а Светлана — светлая. Да и имя Любовь в переводе не нуждается. Значение любого имени можно посмотреть в специальных книгах об именах, и это очень увлекательно. Почитайте и вы узнаете много интересного в толковании имен. А мы давайте подумаем, как нам лучше устроить этот день. Ведь когда-то так и велось: за несколько дней до дня рождения думали о том, чтобы всем было весело на празднике, чтобы этот день запомнился. Намечали, кто с чем может выступить: кто-то будет читать стихи, кто-то споет песню. Получался целый концерт. А сколько было игр!
Например, в мое детство была игра «Вы поедете на бал?», при этом черного и белого не брать, «да» и «нет» не говорить.
Саша. А как это? Как в нее играют, в эту игру?
Бабушка. Принимают участие 2 игрока, а остальные наблюдают. Один играющий предлагает свои вопросы, стараясь заставить другого игрока ошибиться и произнести слова «да» или «нет» или выбрать запрещенные (черный или белый) цвета.
Юля. А, я поняла, поняла! Ну-ка, Таня, ты поедешь на бал?
Таня. Поеду.
Юля. Какое у тебя будет платье?
Таня. Синее, с кружевами.
Юля. Какое синее, лучше белое!
Таня. Синее!
Юля. Так, значит, туфли у тебя наверняка будут черными?
Таня. Как платье, синими.
Юля. Да что ты, черные!
Таня. Нет, не черные, а синие!
Юля. А, вот ты и ошиблась, ошиблась, проиграла! Сказала слово «нет».
Бабушка. Ну, ничего страшного, Таня, потом будешь внимательнее. А вот еще как играли. Можно разделиться на 2 команды и назвать их, ну, например, «Мед» и «Сахар», взяться за концы палки и посмотреть, на чьей стороне будет больше силы: у «Меда» или у «Сахара»?
А еще очень любили всякие игры-загадки со словами. Надо было отгадать слово, заменяя буквы в исходном слове.
Юля. Давайте поиграем!
Бабушка. Хорошо, отгадывайте. «С буквой «с» я очень нужна всякому в пище, а если поменять «с» на «м», то от меня надо беречь шубку и шапку».
Дети (кричат почти хором). Это «соль» и «моль»!
Бабушка. Хорошо, тогда дальше. «С буквой «т» этот предмет стоит на книжной полке, а с буквой «д» — это жилище человека».
Юля. Это «том» и «дом», я догадалась!
Бабушка. А теперь: «С буквой «т» ее ставят в конце всякого предложения, а с буквой «к» об нее можно споткнуться».
Таня. Это, конечно, «точка» и «кочка».
Бабушка. Ну и еще. «С буквой «к» ею обернут ствол дерева, а с буквой «н» — это жилье для зверя».
Юля. «Кора» и «нора», верно?
Бабушка. «С буквой «м» — это подарок пчел, а поменяешь «м» на «л» и можешь смело кататься на коньках».
Юля и Таня. Мы догадались, потому что любим и то, и другое. Это «мед» и «лед».
Бабушка. «С буквой «в» его зовут, когда кто-нибудь заболел, а если поменять «в» на «г», то это птица, которая приносит нам весну».
Юля. Это точно «врач» и «грач».
Саша (огорченно). А я ничего не сумел отгадать.
Бабушка. Не горюй, тебе я загадаю другие загадки. Слушай.
Лето, в небе облака,
Солнце греет мне бока.
Очень сладок я на вкус,
А зовут меня....
Саша (весело). Арбуз!
Бабушка. Отгадай-ка еще.
Я украшу вам салат,
Всякий будет скушать рад.
Любят люди с давних пор
Красный, сочный...
Саша. Помидор!
Бабушка. Суп со мной весьма не плох,
Называюсь я...
Саша. Горох!
Бабушка. Ну, а теперь идем печь пироги для дня рождения.
Дети уходят вслед за Бабушкой.
Действующие лица: Мама; ее дочь Таня, девочка, лет 9, чей день рождения празднуют; гости: Никита — бойкий, озорной мальчик; Оля — круглолицая, серьезная девочка; Наташа — веселая, смышленая девочка, Алеша — самый маленький из гостей, лет 4.
Уютная комната украшена воздушными шариками. Накрыт стол. Мама кладет на стол салфетки, Таня перед зеркалом поправляет бант.
Мама. Ну, кажется, все готово. Сейчас только сок принесу. А ты, Танюша, готовься к приему гостей. Будь приветлива со всеми, чтобы никто не смущался. К подаркам будь внимательна: надо обязательно развернуть подарок и поблагодарить, ведь тот, кто преподносит его тебе, хочет тебя порадовать.
Раздаются звонки. Таня выбегает в другую комнату и оттуда слышны радостные восклицания и смех. Дети возвращаются в комнату с накрытым столом. Все оживлены. Раздается звонок. Входит маленький Алеша и протягивает Тане свой подарок — зайчика. Таня целует Алешу и сажает зайчика на кресло.
Мама предлагает сесть за стол.
Мама (всплескивая руками). А у нас на столе чего-то не хватает и, по-моему, здесь нет торта. Зато я вижу какую-то записку. (Разворачивает записку и читает.) «Ищите торт по подсказкам». А вот и подсказки:
У него четыре ножки,
Мягкий плюшевый живот,
Я люблю сидеть в нем с кошкой,
Пусть мне песенки поет.
Что это за предмет? Кто это у нас с плюшевым животом?
Наташа. Я догадалась, это кресло. Я тоже люблю сидеть в кресле с кошкой и книжкой.
Дети подходят к креслу и вынимают новую записку.
Никита (читает).
Львы и тигры на экране,
Сказка новая пришла,
Я могу сидеть часами,
Забывая продела.
Только мама недовольна,
Сесть велит она за стол:
— Ты готовился к контрольной?
Берегись, получишь «кол»!
Мама. Догадались, что это за предмет?
Оля. Догадаться нетрудно, мы все любим смотреть телевизор. От него действительно трудно оторваться.
Все идут к телевизору, заглядывают под него и вынимают новую записку.
Оля (читает).
Ну, а к этому предмету
Ты с почтением идешь.
Мысли умные, советы,
Очень много в нем найдешь.
На цепи здесь кот ученый
Может сказки рассказать,
Говорящие вороны
Будут Герде помогать.
Мойдодыр тебя здесь встретит,
Хромоногий и кривой,
На ребятах грязь заметит —
Прямо в мойку с головой!
Здесь прекрасная Мальвина
Обучает Буратино,
Как читать, считать, писать,
Как ключом волшебным нужно
Двери в знанья открывать.
Здесь тебя радушно встретят,
Лишь сумей все прочитать.
Дети (радостно кричат почти хором). Это книжный шкаф, потому что в стихах говорилось о героях наших любимых книжек.
Все отправляются к книжному шкафу и достают с полки новую записку.
Мама (читает).
Теперь идем сюда.
Остановитесь.
И к этому предмету приглядитесь.
Что это, вы сейчас поймете,
Когда о нем стихи прочтете.
Бывает, что грязнули и неряхи
Идут домой в испачканной рубахе,
Чернилами измазаны и мелом...
Ну что ж!
Тогда берись за дело,
И с помощью машины очень быстро
Ты станешь аккуратным, чистым.
Ну что, догадались?
Девочки. Это стиральная машина!
Мама. Бегите, принесите нам следующую записку - загадку.
Девочки убегают и скоро возвращаются.
У Оли в руках записка.
Мама. Я вижу, вы с новой загадкой, тогда читайте.
Наташа.
В предмете этом вечный холод,
Мороз и крепок, и сердит,
Чтоб не испытывать нам голод,
Продукты наши он хранит.
Вот знак какой-то здесь приколот,
Не здесь ли наш сюрприз сидит?
Все подходят к холодильнику, и мама вынимает торт. Несет его к столу, ставит и под тортом все обнаруживают последнюю записку:
«Вот и торт,
Он перед вами:
Бело-розовый, большой.
Нарезай его кусками
И клади перед собой».
Все садятся за стол.
Никита (весело поглядывая на гостей). А я знаю, как правильно надо вести себя за столом. Я прочитал об этом у поэта Григория Остера, слушайте внимательно:
Если руки за обедом вы испачкали салатом
И стесняетесь о скатерть пальцы вытереть свои,
Опустите незаметно их под стол
И там спокойно вытирайте ваши руки
Об соседские штаны.
Наташа. Ничего себе советы!
Никита. А это советы не простые, сам автор назвал их «Вредные советы».
Мама. Вести себя за столом правильно — целая наука. Вот ты, Никита, должен был бы отодвинуть стул девочки и помочь ей сесть, а затем не самому начинать есть, а сначала предложить еду соседке по столу. А на столе многие предметы сервировки имеют свою историю. Например, всем хорошо известная салфетка. Вы и не догадываетесь, что она имеет очень древнее происхождение. Ею пользовались еще во время застолий в Древнем Риме. Потом, правда, забыли о ней. Но в XV веке снова стали использовать ее.
А знаете ли вы, что давным-давно в крестьянских домах не было тарелок, только миски да горшки. Поэтому еду (конечно, не щи или борщ) клали на кусок хлеба, а затем такую «хлебную» тарелку съедали. Лишь в XVI веке появляются тарелки. Ложка — очень старый предмет, ей гораздо больше 1000 лет, а вот вилка сравнительно молода, она появилась в средние века и придумана была для того, чтобы уберечь большие воротники знатных людей от жирных пятен, которые могла оставить еда. Только в XIX веке, совсем, можно сказать, недавно, вилка заняла свое место на каждом столе.
А теперь угощайтесь тортом.
Никита. А я могу и про торт всем совет дать.
Наташа. Опять вредный? От Григория Остера?
Никита. Сейчас поймете. Слушайте внимательно.
Если друг на день рожденья
Пригласил тебя к себе,
Ты оставь подарок дома —
Пригодится самому.
Сесть старайся рядом с тортом,
В разговоры не вступай:
Ты во время разговора
Вдвое меньше съешь конфет.
Выбирай куски помельче,
Чтоб быстрее проглотить.
Не хватай салат руками —
Ложкой больше зачерпнешь.
Если вдруг дадут орехи,
Сыпь их бережно в карман,
Но не прячь туда варенье:
Трудно будет вынимать.
Дети весело смеются.
Мама. Теперь вам, наверное, хочется поиграть. Давайте устроим викторину. Кто у нас лучше знает сказки, тот получит приз.
Вот вам вопросы.
1. Как звали вредную старушку, у которой в сумочке сидела крыса Лариска, а старушка пела песенку:
Кто людям помогает,
Тот тратит время зря.
Хорошими делами
Прославиться нельзя.
(Старуха Шапокляк)
2. Как звали девочку, которая мужественно искала своего друга Кая и спасла его от Снежной Королевы? (Герда)
3. Как звали домоправительницу Малыша, который дружил с Карлсоном? (Фрекен Бок)
4. В какой сказке старуха осталась у разбитого корыта и почему? («Сказка о рыбаке и рыбке».)
5. У какой девочки было семь друзей-гномов? (У Белоснежки)
6. Какая девушка ездила на бал в тыкве и потеряла во дворце хрустальную туфельку? (Золушка)
7. Как звали девушку, которая плела своим 12 братьям рубашки из крапивы? И для чего она это делала? (Ее звали Эльза, а рубашки были нужны для того, чтобы братья превратились из лебедей снова в принцев.)
8. В какой сказке девушка уснула на 100 лет, уколовшись о веретено? («Спящая красавица».)
9. Как звали девочку, которая была так мала, что могла спать на лепестке цветка? (Дюймовочка)
10. Какая героиня живет в избушке на курьих ножках? (Баба Яга)
11. У какого мальчика были друзья медведь и пантера? (У Маугли.)
12. Как звали медвежонка, который очень любил мед и ходил в гости к Кролику со своим другом Пятачком? (Винни-Пух)
13. Какой мальчик мечтает открыть золотым ключиком волшебную дверку? (Буратино)
14. Кто заставил лить горькие слезы злого сеньора Помидора? (Чиполлино)
15. В каком городе была та крыша, на которой жил Карлсон? (Стокгольм)
16. Каким транспортным средством пользовался Емеля в сказке «По щучьему велению»? (Печкой)
17. Что должна была почувствовать настоящая принцесса, даже если ее укладывали спать на целую гору перин? (Горошину)
18. Как звали миролюбивого кота, который предлагал мышкам «жить дружно»? (Кот Леопольд)
19. Как назывался овощ, который не могла вытащить целая семья, пришлось звать на помощь маленькую мышку? (Репка)
20. Как звали мальчика, путешествующего с дикими гусями и своим другом домашним гусем Мартином? (Нильс)
21. Какой способ передвижения изобрела лягушка-путешественница? (На прутике, который несли 2 утки в клювах.)
22. На ком женился князь Гвидон в «Сказке о царе Сал- тане» А. С. Пушкина? (На Царевне Лебеди)
23. Сколько богатырей выводил на берег дядька Черномор? (33)
24. В кого превращается гадкий утенок? (В прекрасного лебедя.)
25. Мельник, умирая, оставил 3 сыновьям наследство. Старшему — мельницу, среднему — осла, а какое наследство получил младший? (Кота)
26. В кого упрашивал превращаться страшного великана-людоеда Кот в сапогах? (Сначала во льва, а потом в мышку.)
27. Из какого города были бродячие музыканты осел, собака, кот и петух? (Из Бремена)
28. Каким лекарством лечил все болезни доктор Пилюлькин? (Касторкой)
29. Каких друзей приобрела девочка Элли, пока шла в Изумрудный город? (Железного Дровосека и Страшилу)
30. Где находится смерть Кощея Бессмертного? (На кончике иглы, которая помещена в яйце.)
Мама выбирает того, кто дал больше всех правильных ответов, и вручает приз.
Дети, довольные и веселые, начинают собираться домой.
Самый маленький мальчик Алеша, уже одетый, направляется к креслу, куда посадили подаренного им зайчика, и берет его в руки, собираясь уходить.
Наташа (удивленно). Алеша, а зачем же ты забираешь зайчика с собой? Ведь это твой подарок Тане. Алеша. Мне он самому нравится.
Оля. Подарки обратно не забирают. Ведь ты хотел им порадовать Таню, верно?
Алеша. Хотел, очень хотел.
Наташа. Значит, ты должен оставить зайчика ей.
Ну и смешной же ты еще, Алеша! Маленький! Алеша. Не маленький, а уже большой. (Протягивает зайчика Тане.) Возьми, Таня, я его тебе подарил.
Все ребята смеются и прощаются с Таней
Действующие лица: Мама; Наташа, ее дочь (она именинница), гости (дети).
Перед этой сценкой ведущий сделает короткие объяснения.
Пусть дети посмотрят ее как сказку.
В сценке необходимо использовать фрагмент оперы П. И. Чайковского «Евгений Онегин» — куплеты месье Трике.
Ведущий. Ребята, вы все, конечно, знаете великого русского поэта А. С. Пушкина. Вы его знаете по чудесным сказкам «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», «Сказка о попе и работнике его Балде» и др. Но, кроме сказок, Александр Сергеевич писал и другие произведения. Так, он написал роман «Евгений Онегин», и вы прочтете его, когда будете постарше. На сюжет романа композитор П. И. Чайковский написал оперу «Евгений Онегин». Но нам сейчас интересно услышать маленький кусочек из этой оперы. Там есть сцена именин Татьяны (героини романа), на которые приехал француз месье Трике. В честь именинницы Татьяны он поет сочиненные им куплеты, конечно с акцентом, но понятно.
В комнате на диване сидят мама с дочкой.
Зимний вечер, за окном темно, горит настольная лампа.
Мама. Ну, кажется, все готово к завтрашнему дню: угощение, сладости, призы, которые будем вручать на конкурсах и играх... Ты всех, Наташенька, пригласила?
Наташа. Да, мама, и все сказали, что обязательно придут. Вот будет весело! Я так ждала этого дня! Ты вот, мама, про призы сказала. А я тоже загадки приготовила, мы с бабушкой их подбирали. Она говорила, что на ее дне рождения, когда она была маленькой, тоже было весело. Уже за несколько дней готовили выступления — получался целый концерт.
А у ее бабушки, моей прапрабабушки, именины справляли. Тогда не дни рождения праздновали, а только именины. Так бабушка говорит. Ну, тоже гости, праздничный стол, подарки, торт с горящими свечами... Конечно, родственники и гости выступали: пели, танцевали, стихи читали, разгадывали шарады.
Мама. А ты знаешь, что такое шарада?
Наташа. Знаю, мамочка, бабушка мне объяснила, что это такая загадка, в которой слово, которое загадывают, состоит из частей, а эти части сами по себе — отдельные слова.
Мама. Молодец, Наташа, ты правильно объяснила.
Наташа. Например, я загадаю тебе: первый слог — нота и второй — тоже нота, а целое слово означает растение, похожее на горох. Что же это?
Мама. Мне кажется, это фасоль.
Наташа. Правильно отгадала.
Мама. Вообще играть в слова — очень интересно. Вот я тоже тебе сейчас загадаю.
Вот слово, два значенья в нем:
Одно в большом родстве с замком,
Другое — на лугу, в лесу
Журчит, бежит и плещет,
Струей прозрачной блещет.
Наташа. Я думаю, это ключ.
Мама. Совершенно верно.
Наташа. А еще бабушка рассказывала, что слушала оперу, где были именины, и там один француз в парике, гость на именинах, пел куплеты в честь именинницы. И бабушка мне их спела. Мне куплеты понравились. Очень смешно и забавно. Мне даже захотелось побывать на этих именинах.
Мама. Ну, дочка, ты нафантазировала, а тебе надо отдохнуть. Приляг пока, а я пойду печь пирог. Кстати, пироги пекли обязательно и ко дню именин, и ко дню рождения.
Мне тоже рассказывали об именинах и говорили, что над именинником разламывали пирог, чтоб ему на голову сыпался изюм из пирога. Считалось, что и на именинника также будут сыпаться деньги и всякое богатство. Много интересных обычаев было у народа, и их надо знать, чтоб представлять, как жили наши бабушки и прабабушки... Отдыхай, а мне пора к пирогу.
Мама выходит из комнаты. Наташа еще некоторое время листает большую книжку с картинками, но вскоре склоняет голову на подушку и засыпает. Сверху падает легкая, прозрачная ткань, как занавес. Свет постепенно угасает и снова загорается. Все действие происходит за прозрачной тканью — это сон девочки. Во сне она — Татьяна.
Девочка в платье XIX века, с длинными завитыми локонами, в волосах — бант, розовое пышное платьице перетянуто под грудью лентой.
Несколько нарядных и веселых детей. Звучит музыка (полонез из оперы «Евгений Онегин»), Оживленно разговаривая, девочки берутся за руки, кружатся. Подходят к имениннице, целуют, дарят подарки.
Лакей (входит и объявляет). Месье Трике. Быстро вбегает молодой человек в рыжем парике, галантно раскланивается.
В руках у него свернутый в трубочку лист, где написаны куплеты.
Месье Трике. Позвольте Вас, Татьяна, поздравить и преподнести мой маленький стихи в вашу честь. Звучит музыкальный фрагмент куплетов месье Трике. Исполняющий роль месье Трике в это время изображает поющего человека.
По окончании пения дети смеются, хлопают в ладоши.
Мама. Браво, браво, месье Трике! Куплет ваш превосходен, и очень, очень мило спет.
А сейчас, дети, вы вместе с месье Трике поиграете в игры. Есть такая русская народная игра «У медведя во бору». Сначала выберем медведя.
Дети (кричат). Это месье Трике, месье Трике!
Мама. Он спит себе в лесу, а мы все идем в лес за грибами и поем песенку.
Дети (поют).
У медведя во бору
Грибы, ягоды беру!
Медведь постыл,
На печи застыл!
Как только играющие произнесли последние слова, «медведь», который «спал», начинает «просыпаться», а потом неожиданно бежит за детьми и старается кого-нибудь поймать. Тот, кого поймали, становится «медведем». Дети не обязательно должны сразу же бросаться бежать от медведя, они могут и подразнить его песенкой.
Мама. Наверное, вы устали, давайте поиграем в какую-нибудь спокойную игру. Давайте отгадывать загадки! Кто больше загадок отгадает, тот получит приз.
Мягкие лапки, а в лапках царапки. (Кошка)
Ног нет, а хожу,
Рта нет, а скажу,
Когда спать, когда вставать,
Когда работу начинать. (Часы)
Стоит копна посереди двора,
Спереди — вилы, сзади — метла. (Корова)
Два брюшка, четыре ушка. (Подушка)
Течет, течет, не вытечет,
Бежит, бежит, не выбежит. (Река)
Не лает, не кусает,
А в дом не пускает. (Замок)
Два кольца, два конца,
А посередине — гвоздик. (Ножницы)
Без рук, без топоренка
Построена избенка. (Птичье гнездышко)
Бел, как мел, с неба прилетел.
Зиму пролежал, в землю убежал. (Снег)
Стоит Антошка на одной ножке.
Кто его ни увидит, всяк поклонится. (Гриб)
Сидит дед во сто шуб одет,
А кто его раздевает, тот слезы проливает. (Лук)
Сто одежек, и все без застежек. (Капуста)
Кругла, а не месяц,
Желта, а не масло,
С хвостом, а не мышь. (Репа)
Сидит девица в темнице, а коса на улице. (Морковь)
Утка — в море, хвост — на заборе. (Ковшик)
Золотое решето черных домиков полно. ( Подсолнух )
Ни окон, ни дверей — полна горница людей. ( Огурец)
Без рук, без ног, а рисовать умеет. (Мороз, узоры на окне)
Пришла Маланья — зажглося пламя,
Пришел Пахом — затрясся дом. (Молния и гром)
Мету, мету — не вымету,
Пора придет — сам уйдет. (Солнечный луч)
Конь стальной, хвост льняной. (Иголка и нитка)
Не куст, а с листочками,
Не рубашка, а сшита,
Не человек, а рассказывает. (Книга)
Хвост с узорами, сапоги со шпорами,
Ночью распевает, время считает. (Петух)
Два братца пошли в воду купаться. (Ведра)
Не портной, а всю жизнь с иголками ходит. (Еж)
Зубов много, а ничего не ест. (Гребень)
Днем спит, ночью летает
И прохожих пугает. (Сова)
Мама. Я думаю, что девочки хотят потанцевать. Верно?
Звучит мелодия любой польки.
Дети встают парами и танцуют.
Мама. Я вам приготовила еще 2 загадки, но не знаю, сумеете ли вы их отгадать.
Сверху дыра,
Снизу дыра,
А посередине —
Огонь да вода.
Дети. Это самовар.
Мама. Верно, и он нам понадобится. А что еще нам будет нужно к чаю, вы скажете сами, если отгадаете следующую загадку.
Бел, как снег,
В чести у всех.
В рот попал —
Там и пропал.
Дети. Сахар.
Мама. Что ж, заслужили, пора пить чай.
Свет постепенно меркнет и снова зажигается.
Прозрачный занавес убран. В комнате, на диване, просыпается Наташа. Входит ее Мама.
Мама. Я вижу, что ты уже проснулась?
Наташа. Ой, мамочка, какой сон я видела! Я была Татьяна, ко мне приезжал месье Трике и пел свои забавные куплеты. У меня были гости, и мы играли в разные игры: отгадывали загадки, танцевали польку, все, как в старину. Мы даже пили чай из самовара.
Мама. Верно, Наташа, тогда вы могли пить чай из самовара. А знаешь ли ты, как давно он существует? С XVIII века он в России, и делали его в Туле. Этот город славился своими самоварами. Каких только ни существовало размеров и фасонов у самоваров! Внутри самовара помещалась труба, в которую засыпали либо сосновые шишки, либо деревянные чурочки. Поджигали лучиной, раздували воздухом огонь, вода нагревалась и закипала. Наверху у самовара за низенькой резной решеточкой стоял заварочный чайник. На столе помещался в сахарнице наколотый сахар с красивыми щипчиками для него, стояло разное варенье. Бублики иногда вешали на горячий самовар, чтобы они прогрелись. Тульские самовары так же славятся, как и другие русские сувениры, такие как матрешка, балалайка, ярко и красиво разукрашенная хохломская посуда, палехская роспись. Посидеть за самоваром было любимым обычаем в России. Люди собирались семьями за кипящим самоваром, купцы совершали торговые сделки, с самоварами выезжали за город и пили чай на природе.
Наташа. Как интересно! А у нас дома есть самовар?
Мама. Есть, только он вполне современный — электрический, но чай из него тоже очень вкусный.
А теперь поспешим готовить стол не для тех гостей, что были у тебя во сне, а для настоящих.
Сценарий на День рождения мальчику 6 лет дома с конкурсами
Сценарий на День рождения ребенка 9 лет дома
Сценарий на День рождения мальчику 9 лет на природе с конкурсами
Нет комментариев. Ваш будет первым!