В наше время церковный брак лишен гражданской юридической силы, поэтому венчают, как правило, супругов, уже зарегистрировавших свой гражданский брак в загсе. Обряд совершается в церкви в присутствии родных и друзей новобрачных.
Родительское благословение не обязательно для заключения церковного брака, если жених и невеста достигли соответствующего возраста и уже состоят в гражданском браке.
Осуществляет церковный брак только законно поставленный священник, не находящийся под каноническим запрещением. Не принято, чтобы таинство брака совершал священнослужитель, принявший монашеские обеты.
Одновременное венчание нескольких пар не позволяется.
Брак совершает один священник при помощи одного диакона (если таковой имеется в составе причта).
Согласно каноническим правилам, не разрешается совершать венчание в течение всех четырех постов, в Сырную седмицу, Пасхальную седмицу, в период от Рождества Христова до Богоявления (Святки). По благочестивому обычаю, не принято совершать браки в субботу, а также накануне двунадесятых, великих и храмовых праздников, чтобы предпраздничный вечер не проходил в шумном веселье и развлечениях. Кроме того, в Русской православной церкви венчание не совершается по вторникам и четвергам (накануне постных дней — среды и пятницы), накануне и в дни Усекновения главы Иоанна Предтечи и Воздвижения Креста Господня. Исключения из этих правил могут быть сделаны только правящим архиереем.
Венчание рекомендуется совершать после литургии, по окончании которой жених и невеста причащаются святых тайн.
Священник, прежде чем совершить венчание, обычно выясняет, нет ли церковно-канонических препятствий к заключению церковного брака между данными лицами.
Не всякий гражданский брак, зарегистрированный в загсе, может быть освящен в таинстве брака. Церковь не допускает вступление в брак более чем три раза. Запрещается вступать в брак лицам, находящимся в близком родстве. Церковь не благословляет, если кто-либо из вступающих в брак объявляет себя убежденным атеистом, пришедшим на венчание лишь по настоянию супруга или родителей, а также если хотя бы один из супругов не крещен и не готов принять крещение перед венчанием.
Все эти обстоятельства выясняются при оформлении документов на венчание, и в перечисленных выше случаях церковное бракосочетание не может состояться.
Прежде всего, нельзя венчать брак, если один из будущих супругов фактически состоит в браке с другим лицом. Гражданский брак должен быть расторгнут в установленном порядке, а если предыдущий брак был церковный, то необходимо разрешение архиерея на расторжение его и благословение на вступление в новый.
Препятствием является также кровное родство жениха и невесты, а также родство духовное, обретенное через восприемничество при крещении.
Разрешение архиерея требуется для венчания православного с лицом другого христианского вероисповедания (католиком, баптистом).
Безусловно, не венчается брак, если хотя бы один из супругов исповедует нехристианскую религию (мусульманство, иудаизм, буддизм).
Нельзя венчать того, кто однажды связал себя монашеским обетом безбрачия, а также священников и диаконов после их рукоположения.
Что же касается совершеннолетия жениха и невесты, их психического и физического здоровья, добровольного и свободного согласия, то, поскольку без выполнения этих условий не может быть предварительно зарегистрирован гражданский брак, церковь при наличии свидетельства о браке освобождается от выяснения этих обстоятельств.
По окончании литургии жених и невеста встают в притворе храма лицом к алтарю: жених справа, невеста слева.
Священник в полном облачении выходит из алтаря через царские врата. В руках он держит крест и Евангелие. Перед священником выносят свечу. Крест и Евангелие он кладет на аналой, стоящий посреди храма.
Диакон, следуя за священником, выносит кольца на специальном подносе. Священник, приблизившись к жениху и невесте с двумя зажженными свечами, трижды благословляет их и вручает свечи.
Свечи должны гореть на протяжении всего совершения таинства брака, поэтому они должны быть достаточно большого размера.
Священник вводит жениха и невесту внутрь храма, где будет совершаться обручение. Обряд начинается каждением фимиамом перед венчающимися и молитвой. После этого начинаются молитвословия церкви о вступающих в брак.
Вслед за обычным началом «Благословен Бог наш...» произносится Великая ектенья, которая содержит прошения о спасении молодых; о даровании им детей для продолжения рода; о ниспослании им любви совершенной, мирной; о сохранении их в единомыслии и твердой вере; о благословении их в непорочную жизнь: «Яко да Господь Бог наш дарует им брак честен и ложе нескверное, Господу помолимся...»
Затем читаются две краткие молитвы, в которых воздается хвала Богу, соединяющему разделенных и положившему союзы любви, и испрашивается благословение на новобрачных.
Священник, взяв сначала золотое кольцо, произносит трижды: «Обручается раб Божий (имя) рабе Божией (имя)».
При каждом произнесении этих слов он совершает крестное знамение над головой жениха и надевает ему кольцо на четвертый (безымянный) палец правой руки. Затем берет серебряное кольцо и произносит, знаменуя крестом голову невесты, трижды: «Обручается раба Божия (имя) рабу Божиему (имя)», — и надевает ей кольцо также на четвертый палец правой руки.
Затем в знак того, что супруги отдают себя на всю жизнь друг другу, в знак единодушия, согласия и взаимопомощи в предстоящем браке жених и невеста трижды обмениваются кольцами при участии друга жениха или священника. После тройной перемены колец серебряное остается у жениха, а золотое — у невесты в знак того, что женской слабости передается мужественный дух.
Священник произносит молитву, в которой испрашивается благословение и утверждение обрученным.
Завершается процедура обручения краткой ектеньей с добавлением прошения об обрученных.
Кроме того, священник обычно дает новообрученным поучение о духовной жизни, о значении таинства брака, разъясняет смысл основных моментов обряда. Непосредственно вслед за этим происходит венчание.
Жених и невеста, держа в руках зажженные свечи, символизирующие духовный свет таинства, торжественно выходят на середину храма.
Впереди идет священник с кадильницей, указывая этим, что на жизненном пути они должны следовать заповедям Господним, а добрые дела их будут, как фимиам, возноситься к Богу. Хор встречает их пением псалма 127, в котором пророк-псалмопевец Давид прославляет благословенное Богом супружество; перед каждым стихом хор поет: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе».
Жених и невеста становятся на разостланный на полу плат (белый или розовый) перед аналоем, на котором лежат крест, Евангелие и венцы, и им предлагается перед лицом всей церкви еще раз подтвердить свободное и непринужденное желание вступить в брак и отсутствие в прошлом со стороны каждого из них обещания третьему лицу вступить с ним в брак.
«Имеешь ли ты искреннее и непринужденное желание и твердое намерение быть мужем этой (имя невесты), которую видишь здесь перед собою?»
Ответ: «Имею, честный отче».
«Не связан ли ты обещанием другой невесте?»
Ответ: «Нет, не связан».
Затем, обращаясь к невесте, священник спрашивает: «Имеешь ли ты искреннее и непринужденное желание и твердое намерение быть женою этого (имя жениха), которого видишь перед собою?»
Ответ: «Имею, честный отче».
«Не связана ли обещанием другому жениху?»
Ответ: «Нет, не связана».
Теперь начинается таинственное освящение супружества Божественной благодатью — чин венчания. Начинается оно литургическим возгласом «Благословенно Царство...», которым провозглашается сопричастность супругов Царству Божиему.
После краткой ектеньи о благосостоянии душевном и телесном жениха и невесты священник произносит три пространные молитвы: «Боже Пречистый, и всея твари Содетелю...», «Благословен еси, Господи Боже наш...», «Боже Святый, создавый от персти человека...».
Теперь наступает главный момент таинства.
Священник, взяв венец, знаменует им крестообразно жениха и дает ему целовать образ Спасителя, прикрепленный к передней части венца.
Венчая жениха, священник произносит: «Венчается раб Божий (имя) рабе Божией (имя) во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа».
Благословив таким же образом невесту и дав ей приложиться к образу Пресвятой Богородицы, украшающему ее венец, он говорит: «Венчается раба Божия (имя) рабу Божию (имя) во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа».
Затем священник произносит трижды тайносовершительные слова и при каждом произнесении благословляет обоих иерейским благословением: «Господи, Боже наш, славою и честию венчай я (их)».
После Апостола читается Евангелие от Иоанна (глава 2, стих 1—11).
После прочтения Евангелия от лица Церкви произносится краткое прошение о новобрачных и молитва священника «Господи Боже наш, во спасительном...», в которой он просит у Господа мира и единодушия, чистоты и непорочности в течение всей долгой жизни и достижения уважаемой старости с «чистым сердцем делающя заповеди Твоя». Затем следует Просительная ектенья.
Священник возглашает: «И сподоби нас, Владыко, с дерзновением неосужденно смети призывати Тебе, Небеснаго Бога Отца, и глаголати...» — и новобрачные вместе со всеми присутствующими поют молитву «Отче наш», главную из всех молитв в христианском мире.
В знак покорности и преданности Господу они преклоняют головы под венцами.
Осенив чашу крестным знамением, священник дает ее новобрачным, которые попеременно (сначала жених, а потом невеста) в три приема испивают вино.
Общая чаша как бы символизирует общую судьбу двух людей, с общими радостями, скорбями и утешениями.
Когда новобрачные закончат пить, священник соединяет правую руку мужа с правой рукой жены и, покрыв соединенные руки епитрахилью, а поверх ее — своей рукой, трижды обводит молодых вокруг аналоя.
Такое круговое хождение означает, что супружество, которое началось сегодня для этой четы, будет вечным шествием рука об руку, продолжением и явлением совершенного таинства.
По окончании торжественного шествия священник снимает венцы с супругов, приветствуя их словами: «Возвеличися, женише, якоже Авраам, и благословися якоже Исаак, и умножися якоже Иаков, ходяй в мире и делаяй в правде заповеди Божия.
И ты, невесто, возвеличися якоже Сарра, и возвесе- лися якоже Ревекка, и умножися якоже Рахиль, веселящиеся о своем муже, хранящи пределы закона, занетако благоволи Бог».
Затем в двух последующих молитвах «Боже, Боже наш» и «Отец, и Сын, и Святый Дух» священник просит Господа, благословившего брак в Кане Галилейской, воспринять и венцы новобрачных неоскверненными и непорочными в Царствии Своем. Во второй молитве, читаемой священником, стоящим лицом к преклонившим головы молодым, эти прошения запечатлеваются именем Пресвятой Троицы и иерейским благословением. По окончании ее новобрачные целомудренным поцелуем свидетельствуют святую и чистую любовь друг к другу.
Затем, согласно обычаю, новобрачных подводят к царским вратам, где жених целует икону Спасителя, а невеста — образ Божией Матери, затем они меняются местами и прикладываются соответственно — жених к иконе Божией Матери, а невеста — к иконе Спасителя. Здесь же священник дает им крест для целования и вручает две иконы: жениху — образ Спасителя, невесте — образ Пресвятой Богородицы. Эти иконы близкие молодых приносят из дома или приобретают в храме в знак родительского благословения. Затем обычно провозглашается многолетие новобрачным, и все присутствующие поздравляют их.
Из храма новобрачные выходят последними.
Венчание в церкви совершается после Божественной литургии. В разных церквах и в различные дни это может быть от 11 до 13 часов. До этого необходимо зарегистрировать брак в загсе. Там процедура длится около часа. Таким образом, нужно все очень точно согласовать, учитывая время на переезды. Если молодым надо причащаться, в церковь они должны прийти натощак.
Возможен вариант венчания на следующий день после регистрации в загсе. Однако после напряженного предыдущего дня и свадебного пира молодожены могут не очень хорошо себя чувствовать на продолжительной и требующей эмоциональной отдачи процедуре.
Взвесив все «за» и «против», нужно выбрать один из трех вариантов:
• регистрация в загсе и венчание в один день;
• венчание на следующий день после регистрации в загсе;
• венчание через некоторое время после регистрации в загсе, например после медового месяца.
В пользу последнего варианта можно принять тот факт, что церковь, в отличие от государства, не одобряет развод, и получить благословение на второбрачие непросто. Поэтому молодые могут еще подумать, прежде чем решиться на такой серьезный шаг.
Серебряная свадьба. Сценарий свадьбы
Выкуп невесты в стихах с конкурсами
Нет комментариев. Ваш будет первым!