Интересный и познавательный рассказ о Николе Чудотворце, о приметах, традициях этого дня.
Николай чудотворец — милостивый святой, он почитается у нас самым первым из всех святых заступником от любых бед и несчастий. Никола, Микола — так любовно, совершенно по-русски называют святого, и мало кто из крестьян задумывался над тем, где и когда родился этот народный заступник, кто он был по национальности. Никола милостивый, по народным представлениям, мудрый святой старик, который вечно ходит по дорогам России, совершая чудеса, помогая тем, кто трудится не покладая рук и ведет праведный образ жизни.
В отличие от других святых Никола не только молится, повелевает, указывает, предостерегает, он занят вполне земными делами, никогда не чурается даже черной работы и готов оказать помощь при любых обстоятельствах: сам идет за плугом, помогает мужику вытащить воз из грязи, берет в руки корабельный руль во время бури и благополучно доводит судно до пристани, лечит простых смертных и пр.
Это настоящий «мужицкий святой», к которому крестьянин обращается, что называется, запросто, но и чтит его «поболе всех святых». Николе посвящено огромное количество сказаний, легенд, духовных стихов, народных молитв, заговоров, пословиц и поговорок, где он выступает как покровитель земледелия и скотоводства, хозяин земных вод и «хранитель на водах», «податель» нищим и спаситель невинно осужденных, чудесный врачеватель. Пожалуй, нет таких обстоятельств, бед и нужд, в которых не проявилось бы участие святого угодника, причем участие бескорыстное. Последнее особенно подчеркивается народными рассказчиками. Достаточно привести один пример. Если Серафим Саровский или Андрей Первозванный, увидев нагую женщину (здесь она всегда блудница), наставляют ее на путь истинный и помогают только после того, как она заслужила прощение долгим странствованием по пустыни (они снимают с себя или просто подают ей одежду), то Никола поступает так же без всяких рассуждений и помыслов об исправлении человека: «Идет мужчина и прячется за кусты. А Николай Угодник его спрашивает: „Что ты прячешься за кусты?" А человек отвечает: „Смотри, я наг и гол". Николай Угодник снял все с себя и отдал. Он своей добротой в святцы-то и попал».
Никола после Бога — второй заступник.
Попроси Николу, и он скажет Спасу.
Всем богам по сапогам, а Николе боле, что ходит боле.
Для понимания роли и места Николы в народном православии чрезвычайно показательна легенда, известная повсюду в России. Она демонстрирует и особое уважение к народному заступнику, и объясняет, почему Николу празднуют дважды в году. Вот орловский вариант этой легенды, записанный в середине XIX века:
«Раз в осеннюю пору увязил мужик воз на дороге. Знамо, какие у нас дороги; а тут еще случилось осенью — так и говорить нечего! Мимо идет Касьян-угодник. Мужик не узнал его и давай просить: „Помоги, родимой, воз вытащить!" — „Поди ты,— сказал ему Касьян-угодник,— есть мне когда с вами валандаться!" Да и пошел своею дорогою. Немного спустя идет тут же Никола-угодник. „Батюшка, — завопил опять мужик, — батюшка! Помоги мне воз вытащить!" Никола-угодник и помог ему.
Вот пришли Касьян-угодник и Никола-угодник к Богу в рай. „Где ты был, Касьян-угодник?" — спросил Бог. „Я был на земле,— отвечает тот,— прилунилось мне идти мимо мужика, у которого воз завяз; он попросил меня: помоги, говорит, воз вытащить; да я не стал марать райского платья".— „Ну а ты где так выпачкался?" — спросил Бог у Николы-угодника. „Я был на земле; шел по той же дороге и помог мужику вытащить воз",— ответил Никола-угодник. „Слушай, Касьян, — сказал тогда Бог, — не помог ты мужику. За то будут тебе через три года служить молебны. А тебе, Никола-угодник, за то, что помог мужику воз вытащить, будут служить молебны два раза в год". С тех пор так и сделалось: Касьяну в високосный год служат молебны, а Николе два раза в год» [Афанасьев, 1990а, 78].
На самом деле, в народном земледельческом и церковном православном календарях несколько дней связано с именем Николай. Но по-настоящему большими праздниками считаются два Никольских дня — 22/9 мая и 9 декабря / 19 ноября, которые связаны друг с другом, предопределяют один другого:
Два Николы: один травный, другой морозный.
Никола зимний лошадь на двор загонит, Никола вешний лошадь откормит.
Какой день в Миколу зимнего, такой и в Миколу летнего.
На российских просторах с Николы зимнего наступают уже большие морозы, которые кое-где считаются первыми.
Первые морозы — Никольские.
Подошел бы Николин день — будет зима на санях (на санках).
Погода на Николу определяется предшествующими днями, прежде всего Михайловым днем (8 / 21 ноября), Юрьевым, Варварой и Саввой.
Никола загвоздит, что Егорий намостит.
Хвали зиму после Николина дня.
Преждевременные осенние морозы на Михаила оборачиваются оттепелью на Николу.
Коли на Михайлов день зима закует, то на Николу раскует.
Привезли зиму на санках до Николы, вот тебе и оттепель (воронеж.).
Коли зима до Николина дня след заметает, дороге не стоять.
По Никольской погоде, как и в случаях с другими большими праздниками, судят об урожае:
Перед Николой иней — овсы хороши будут.
Иней на Николу — к урожаю.
Поскольку с Николы устанавливается настоящий зимний путь, в деревнях начинаются приготовления к извозам, подрядам, продаже хлеба. Открываются Никольские ярмарки, где главным товаром является хлеб, хотя в некоторых местах такие ярмарки имели свой, специфический характер, обусловленный особенностями хозяйственной деятельности.
Цены на хлеб строит Николин (Никольский) торг.
Никола строит цену на хлеб.
Никольский обоз для боярской казны дороже золота.
Никольский торг всему указ.
В Кандалакше (Карелия) Николина ярмарка называлась оленьей, так как на нее приезжали саамы с продуктами оленеводства — шкурами, пантами и пр.
На Среднем Урале с Николы зимнего до Сретенья (15 февраля) заготавливали лес для строительства жилья, так как в это время «лес спит», то есть приостановлено сокодвижение.
Очень важной датой считался Николин день в Поморье: здесь он являлся границей зимней и осенней путины. К этому времени заканчивался лов семги, наваги, камбалы, мурманский тресковый лов — и промышленники возвращались домой. С Николы зимнего начинались морской зверобойный промысел и подледный лов наваги и сельди.
Главное, что выделяло день зимнего Николы, это понимание его как последнего годового праздника. Николин день, справляемый ровно за месяц до Крещения, завершает собой старый год. Согласно народному пониманию, год в течение своих двенадцати месяцев «проживает» весь жизненный цикл — рождаясь в начале января, с первым увеличением дня, он постепенно растет, взрослеет, матереет и, наконец, старится и умирает к моменту зимнего солнцестояния.
В сознании земледельца отдельные циклы, сезоны годового круга соотнесены с половозрастными характеристиками и периодами человеческого бытия. Так, начало года мыслится в категориях детства, ранняя весна соотнесена с отрочеством, расцвет весны — это юность года, середина лета — брачная пора, время жатвы — зрелость с ее плодоношением, «родами земли» (отсюда и слово «урожай»), а конец осени — начало зимы — старость года. Вот почему практически у всех народов Европы Николай (Санта-Клаус) представляется стариком с белой бородой, с посохом, он как бы принимает на себя функции старого, уходящего года (нынешний традиционный Дед Мороз это и есть трансформированный Никола, Санта-Клаус, Пер Ноэль). Вот почему он так тесно связан с детьми как олицетворением начала, роста, нового, которое закономерно приходит на смену отживающему, старому.
В России Никольщина — праздник стариков. Но в нем отведено свое место и молодежи — веселым вечеркам, гаданиям, хороводам, играм с поцелуями.
«Под именем Никольщины,— писал С.В.Максимов,— следует разуметь неопределенный числом дней праздничных период времени, предшествующий и следующий за зимним Николой. Это празднество всегда справляют вскладчину, так как одному не по силам принимать всех соседей. В отличие от прочих — это праздник стариковский, большаков семей и представителей деревенских и сельских родов. Общее веселье и охота на пиво длятся не менее трех-четырех дней, при съезде всех ближайших родственников, но в избранном и ограниченном числе. Неладно бывает тому, кто отказывается от складчины и уклоняется от празднования: такого хозяина изводят насмешками в течение круглого года».
Никольщина — любимый праздник, на котором всегда много угощений, главным образом пирогов и пива, приготовленного особым способом, специального «Никольского» пива.
Никольщина красна пивом да пирогами.
В Николин день во всяком доме пиво.
Для кума Никольщина бражку варит, для кумы пирожки печет.
Звали бабы Никольских ребят брагу варить, а того бабы не ведали, что ребята только брагу пьют.
Горевал мужик на Николыцине, зачем она не целый год живет.
Веселилась Маланья на Николин день, что мирскую бражку пьют, а того Ма- ланья не ведает, что за похмелье мужиков бьют.
На Никольщину зови друга, зови врага — оба будут друзья.
Никольщина не ходит с поклоном на боярский двор.
Господская Никольщина на санках по улицам бежит, а деревенская в избе сидит да бражку пьет.
О гуляньях на Николу не зря говорили: Что наковал, то и прониколил. Дониколился до сумы. (Случалось, что в праздничные дни спускали то, что трудом наживалось в течение месяцев.)
На Никольщину едут мужики с поглядкой, а после Никольщины валяются под лавкой.
Знать мужика, что Никольщину справлял, коли на голове шапка не держится.
Никольскую брагу пьют, а за похмелье бьют.
С Николы начинались молодежные святочные посиделки или шла подготовка к ним. Девушки и парни договаривались об откупе избы у какой- нибудь бедной одинокой старухи или у вдовы, заготавливали дрова, лучины, принимались за изготовление святочных масок для ряженых и костюмов для разыгрывания пьес и сценок из репертуара традиционного народного театра.
На Николу в Тюменском крае собиралась молодежь на вечерку «с исключительной целью поиграть». Собиратель и знаток местного фольклора и обычаев Ф. Зобнин пишет: «Тогда совсем не берут прялиц да швеек или, если и берут, то разве для славы. Придут молодцы и скажут:
— Ну-ко, девисы красны, песенку нам!
Не отказывать станешь. В этих случаях поют уже не проголосные песни, а особые, которые поются скоро и неизбежно оканчиваются приглашением поцеловаться. Вот одна из таких песен:
Косят девки лебеду, лебеду
Телятишкам на еду, на еду.
Телятишки не едят травку,
Разженатый не солуй [целуй] девку.
Хоть того хуже холостой, холостой,
Разженатой под полатями постой.
Посолуй-ко меня, парень молодой.
Во время пения подобных песен молодцы ходят по комнате взад и вперед, взявшись за руки, и по окончании песни приглашают девиц целоваться».
В Воронежском крае зимой начало сватовства — с Николы. В этот день служат молебны те, кто думает женить или жениться. То же зафиксировано и в Нижегородских землях (Заветлужье): пора сватовства начиналась с зимнего Николы — С Николы к невестам ворота полы.
Выбирай не невесту, а сваху.
У доброй свахи женихи с невестами все на перечете.
Без нашей свахи и девка не заневестится.
Сваха лукавая — змея семиглавая.
Никто против свахи не соврет.
Одна только сваха за чужую душу божится.
Чужую сторону никто против свахи не нахвалит.
Сваха чужие грехи на душу принимает.
На свашенькиных речах хоть садись да катись.
Люди хвастают — не перелезешь; сваха схвастает — на коне не перескочишь.
Свату первая чарка и первая палка.
Хорошую невесту и на печи найдут.
Худ жених сватается — хорошему путь кажет.
Не заламывай рябину не вызревшу; не сватай девку не вызнавши.
Один женился — свет увидел, другой женился — свет невзвидел (с головой пропал).
Доброю женою и муж честен.
Нет комментариев. Ваш будет первым!