В конце пути земной жизни Господь Иисус Христос открыл Своим ученикам, что Ему надлежит пострадать за людей, умереть на Кресте и в третий день воскреснуть. Он возвел трех апостолов — Петра, Иакова и Иоанна — на гору Фавор близ города Назарета и преобразился пред ними: лицо Его просияло, как солнце, одежды же сделались ослепительно белыми, как свет. Преображение Господне сопровождалось явлением ветхозаветных пророков Моисея и Илии, которые говорили с Господом о Его близком отшествии. Изумление апостолов достигло предела, когда гору и всех, кто на ней находился, осенило светлое облако и из него раздался глас Бога Отца, свидетельствовавший о Божестве Христа: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его и слушайте» (Мф. 17; 5). Ученики в испуге упали на землю, закрыв свои лица. Иисус же подошел к ним, коснулся их и сказал: «Встаньте и не бойтесь». Поднявшись на ноги и открыв глаза, апостолы никого, кроме Иисуса Христа, не увидели. Когда они сходили с горы Фавор, Господь Иисус Христос запретил им говорить о виденном, «доколе Сын Человеческий не воскреснет из мертвых».
По традиции, на Преображение Господне в конце Божественной литургии совершается освящение яблок и других плодов. Поэтому в народе этот день называют Вторым, или яблочным, Спасом. Кое-где он именуется «Спас на горе», видимо, под влиянием Священного Писания, хотя гору Фавор (Фагор-гора, Фагорская гора) русские люди знали и по духовным стихам, в первую очередь благодаря известнейшей «Голубиной книге», где утверждается:
Фагор-гора всем горам мати.
Почему же Фагор-гора всем горам маги?
Преобразился там сам Исус Христос,
Двунадесять он апостолам,
Двунадесять он учителям,
Показал славу великую ученикам своим;
Со матушки со Фагорской горы
Вознесся он свет на небеса,
Потому Фагор-гора всем горам мати. [Духовные стихи, 35]
Встреча осени. Осенины.
Каков Второй Спас, таков и январь.
В этот день провожают закат солнца в поле с песнями.
Считалось, что на Преображение природа начинает преображаться — желтеет листва, становится холодно к ночи.
Второй Спас всему час — шубу припас.
На Второй Спас бери галицы (рукавицы) про запас.
В Первый Спас («на воде») олень обмакивает копыто, во Второй Спас («на горе») — обмакивает хвост (от этого вода еще больше холодеет).
Первые журавлиные стаи отлетают на юг. В Новгородчине отлет журавлей на теплые воды определялся праздником Преображения Господня:
Кто как хочет, а журав со Спаса.
Наблюдается и начало перелета лебедей, что служит предзнаменованием скорого наступления холодов:
Лебедь на хвосте несет зиму.
Второй Спас — срывают спелые яблоки.
На Второй Спас освящают в церкви яблоки, мед и горох в стручках.
До Второго Спаса не едят никаких плодов, кроме огурцов.
Со Второго Спаса едят яблоки.
На Второй Спас и нищий яблочко съест.
С раннего утра паперти церквей бывали заставлены столами, на которых громоздились горы яблок, гороха, картофеля, огурцов, репы, брюквы, стояли посудины с зернами ржи, ячменя. После обедни плоды нового урожая священник благословлял, и прихожане ссыпали всего понемногу в специальные корзины — в пользу причта. Затем, перекрестясь, каждый разговлялся яблочком. Священник передавал яблоки нищим, детям и тем, у кого не было своих садов. Вернувшись из церкви, крестьяне сразу приступали у себя к сбору яблок (кроме, разумеется, поздних сортов). Тот, у кого сад был большим и составлял значительную часть сельскохозяйственных угодий, перед сбором яблок приглашал священника. Хозяин выносил икону Преображения Господня и ставил ее под деревья, где и служился благодарственный молебен. Только после этого приступали в спешном порядке к снятию яблок. Спешили, потому что верили — собранные в этот день яблоки лучше сохраняются, лучше выглядят (имеют лучший товарный вид); к тому же впереди было еще много работы — уборка других фруктов и овощей, продолжалась жатва ярового хлеба, подходила пора сеять озимые. Все это надо было успеть до осенних ненастных дней. Не случайно говорили:
После Второго Спаса дождь — хлебогной.
В деревнях Новгородской, Вологодской, Псковской и некоторых других губерний в день Преображения Господня устраивали так называемые столованья. На площади перед церковью ставили длинный ряд столов, женщины выносили всевозможную снедь, прежде всего пироги и ватрушки с яблочной начинкой, яблочный квас, так что вся окрестность наполнялась ароматом свежих яблок и выпечки. Народ собирался у этих столов, угощался и нахваливал хозяек.
Существовала вера, что на том свете детям, родители которых до Второго Спаса не ели яблок, раздают яблочки, а тем, чьи родители пробовали яблоки до этого срока, не дают. Поэтому взрослые, особенно те, у кого умирали дети, считали за великий грех съесть яблочко до Второго Спаса.
С этого времени — самый лучший посев ржи, если погода тому благоприятствует.
Со Второго Спаса засевай озими.
Рожь, посеянная при северном ветре, родит крепче и крупнее.
Посей под погоду, будешь есть хлеб год от году.
В лесу поспевают дикие яблоки.
Ко Второму Спасу поспевает яровое (нижегород.).
Убирай лук, а то сгниет (вят.).
Про Яблочный Спас. Информация о празднике детям школьного возраста
Нет комментариев. Ваш будет первым!