X. ДЖ. ДЖАЙНОТТ: «КАК ГОВОРИТЬ, ЧТОБЫ ДЕТИ СЛЫШАЛИ И СЛУШАЛИ»
Уважаемые родители, может быть, вы об этом еще не задумывались, но вашему малышу когда-нибудь придется жить без вас. Поэтому надо помочь ему вырасти независимым и самостоятельным. Как этого достичь? Ответ прост: вам необходимо научиться чувствовать удовольствие от общения с ребенком, перенести центр тяжести на коммуникацию, общение с ним, на то, что происходит между вами.
Идея обучить родителей правильному языку общения с детьми принадлежит известному американскому детскому психологу X. Джайнотту.
Существует мнение: нет разницы, что мы говорим детям, главное, что мы говорим с любовью. Увы, но благими намерениями выстелена дорога в ад. Мало кто догадывается, что ад действительно наступает для детей, когда они вырастают, из-за нескольких фраз, брошенных им когда-то «с любовью»: «У тебя все из рук валится», «Ничего не можешь сделать как следует» или «Бери пример с этой девочки». Они запомнят эти фразы, и их не спасут ваши добрые намерения, потому что из ваших высказываний складываются их убеждения: «У меня ничего не получится», «Я не заслуживаю счастья», «Я хуже других». При этом они, повзрослев, прекрасно будут понимать, что вы, родители, не хотели сделать ничего плохого. Наоборот, старались защитить, научить, предостеречь, но... вы это сказали. Вот уже поистине «нам не дано предугадать, как слово наше отзовется». Как умудряются любящие родители сделать так, чтобы дети страдали от невозможности достичь успеха!
Путь к успеху лежит в ощущении ребенком своей эффективности, а препятствия на этом пути — это прежде всего его негативные убеждения: «Я не заслуживаю успеха» и «У меня ничего не получится». Эти и подобные убеждения формируются в небольшом временном промежутке, от года до 12 лет.
По мнению Джайнотта, наиболее трудными являются периоды, когда:
➠ ребенок начинает ходить;
➠ его начинают приучать к горшку;
➠ он идет в школу;
➠ у него начинается половое созревание;
➠ он переходит в среднюю школу.
Поэтому X. Джайнотт советует вам: для того чтобы лучше понять чувства ребенка, необходимо:
• Внимательно слушать ребенка. Внимательно слушая своего малыша, показывая, что к его мнению прислушиваются и его ценят, вы тем самым укрепляете уважение ребенка к самому себе.
• Избегать и не допускать таких действий и слов, которые могут оскорбить ребенка или вызвать у него злость. Вам следует говорить о ситуации, поступке малыша, а не о нем как о личности, избегать негативных оценочных суждений. Ваши высказывания не должны содержать диагноза и прогноза дальнейшей судьбы ребенка.
• Проявлять свои мысли и чувства без агрессивности. Вы должны честно говорить о том, что испытываете в настоящий момент, и при проявлении собственных чувств уважать личность ребенка.
• В общении всегда выступать инициатором предложения о сотрудничестве. Но это предложение не должно исчерпываться вашими прямыми указаниями на соответствующий способ действия в конкретной ситуации, а должно раскрывать перед вашим ребенком возможности самостоятельного разрешения проблемной ситуации.
Рекомендуем посмотреть:
Этикет. Общение со сверстниками. Как правильно общаться со сверстниками
Как наладить хорошие отношения с братьями и сёстрами
Как правильно общаться с родителями
Золотые правила общения. Речь, жесты, мимика
Как найти общий язык с одноклассниками?