1. С чего начинать?
Начинать нужно с собирания новых книг для детской библиотеки или с обновления имеющихся. Это лучше делать ещё до появления малыша. В вашей библиотеке может быть несколько типов детских книг: книжки-игрушки с изображением предметов, окружающих малыша, книжки-вырубки, обложка которых вырезана по контуру того предмета, о котором идёт речь в тексте, книжки-панорамы с движущимися фигурками. У подрастающего ребёнка должны быть разные виды русской и зарубежной детской литературы (проза, поэзия и драматургия), произведения разных жанров (рассказы, стихи, авторские сказки, повести, романы-сказки), тем и направлений, фольклорные (песенки, потешки, считалки, загадки, пословицы, народные сказки и другое). Чтобы дополнить и разнообразить общение ребёнка с книгой, у него должна быть фоно- и видеотека с детскими литературными и фольклорными произведениями.
2. С какого возраста можно читать детям?
Знакомство с книжкой нужно начинать с самого раннего возраста ребёнка, лучше с рождения. Безусловно, малышу лучше не читать, а рассказывать или петь (если это колыбельные песенки). Даже если смысл потешек и песенок пока не понятен младенцу, ласковая интонация, мягкое звучание ритмической речи будет действовать на него благотворно. Ребёнку потом будет легче запоминать звуки и слова родного языка, усваивать грамматические конструкции. Звучание родного языка, время, проведённое вместе с родными людьми за чтением интересной книги, привычка воспринимать книгу как волшебный мир, способный доставить эстетическое наслаждение, — всё это постепенно превратит ребёнка в увлечённого читателя.
3. Как вызвать интерес к книжке?
Пусть у ребёнка будет много разных книг: больших и маленьких, красочных и не очень ярких, но главное — не показывайте ему все книги сразу, а знакомьте с ними постепенно, чтобы был элемент новизны. Не нужно навязывать ребёнку незнакомую книгу, даже если вам хочется её прочитать. Пусть он сам через какое-то время заинтересуется этой книгой. Можно положить её на видное место, чтобы она привлекла внимание малыша, или самому увлечься её чтением на глазах у ребёнка, а потом прочитать из неё какой-ни- будь интересный отрывок. И вообще старайтесь сами увлечённо читать художественную литературу, цитируйте отрывки из произведений, делитесь своими впечатлениями о прочитанном. Если ребёнок часто будет видеть взрослого, читающего с интересом, у него сформируется определённый стереотип: чтение книги доставляет удовольствие. Сделайте чтение новой книги для ребёнка праздником для всей семьи, когда все участвуют в чтении и делятся своими впечатлениями. Воспитайте у ребёнка отношение к книге как к ценному подарку: дарите книги своему ребёнку, его и своим друзьям.
4. Как организовать чтение?
Чтение (слушание) литературного произведения будет лучше восприниматься тогда, когда для этого будут созданы необходимые условия: особый эмоциональный настрой ребёнка (и взрослого!) на ожидание встречи с книгой, определённое время в режиме дня, отведённое для чтения, желание взрослого не только читать для ребёнка, но и беседовать с ним о прочитанном, побуждать к творческому восприятию произведения (например, совместному рисованию иллюстраций к понравившимся моментам книги). Можно посадить ребёнка к себе на колени, вместе рассмотреть обложку книжки, прочитать её название и фамилию автора, а затем предположить, о чём может быть написана эта книга.
5. Как сделать так, чтобы ребёнку понравилось слушание книги?
Не нужно бояться отойти от текста, наоборот, во время чтения можно импровизировать, стараться быть смешным, говорить разными голосами, делать необычные смешные жесты, активно пользоваться мимикой, подчёркнуто преувеличивая различные эмоциональные состояния героев произведения. Пусть чтение (рассказывание) произведения превратится в маленький театр. Чем больше интересного вы добавите в чтение, тем лучше. Чем легче вы войдёте в роль, тем внимательнее ваш ребёнок будет следить за развитием сюжета. Попробуйте и его приобщить к вашей игре.
6 Как воспитать активного читателя?
Прежде всего будьте активны, любопытны сами. Задавайте ребёнку вопросы, помогая ему устанавливать связь между его миром и миром книги. Читая о каком-либо известном ребёнку животном, предмете или явлении природы, можно прерывать чтение вопросом, например, о том, какого цвета или какой формы этот предмет. Старайтесь поощрять и у ребёнка желание задавать вопросы, разжигайте его интерес к персонажам произведения,
7. Как часто нужно читать ребёнку?
Ни дня без книги — это должно стать для вас руководством к действию. Детская книжка — это не просто развлечение для ребёнка, она источник информации о мире, лучшее средство постижения человеческого опыта, формирования его интеллектуальной, эмоциональной, нравственной культуры. Для каждого возраста существуют свои рекомендации по продолжительности чтения, но главный критерий один — чтение не должно вызывать скуку или утомление.
8. До какого времени нужно читать ребёнку?
Не прекращайте чтение вслух, даже если ребёнок уже умеет это делать сам. Поощряйте его желание читать самостоятельно и в то же время не забывайте, что для дошкольника чтение — очень трудоёмкий процесс, поэтому не принуждайте ребёнка читать художественную литературу, если у него нет такого желания. И уж тем более не используйте художественные тексты для формирования навыка чтения. Для этой цели предназначена специальная литература — буквари или азбуки с дидактическими текстами. Если у ребёнка возникает желание самому прочитать художественное произведение, то целесообразно это делать по очереди вместе с
9. В чём ценность чтения «с удовольствием»?
Ответим на этот вопрос словами известного российского учёного, академика Д. С. Лихачёва: «Литература даёт нам колоссальный, обширнейший и глубочайший опыт жизни. Она делает человека интеллигентным, развивает в нём не только чувство красоты, но и понимание — понимание жизни, всех её сложностей, служит проводником в другие эпохи и к другим народам, раскрывает перед вами сердца людей. Одним словом, делает вас мудрыми. Но это даётся только тогда, когда... вы читаете с удовольствием не потому, что то или иное произведение надо прочесть (по школьной программе или по велению моды или тщеславия), а потому, что оно вам нравится — вы почувствовали, что автору есть что сказать, есть чем с вами поделиться и он умеет это сделать... «Незаинтересованное», но интересное чтение — вот что заставляет любить литературу и что расширяет кругозор человека».
Безусловно, эти слова в равной степени можно отнести как ко взрослым, так и к детям. При условии систематического увлечённого чтения ребёнок начинает интересно рассуждать о прочитанном, у него формируются определённые литературные пристрастия, и вы понимаете, что ваши труды не пропали даром.
Воспитание чувств ребенка. Развитие эмоциональной сферы у детей
Зарина Александровна Кантеева # 26 июня 2018 в 01:08 0 | ||
|
Наталья Васильевна Якунина # 11 июля 2018 в 13:33 0 | ||
|