Программа действий при разрешении конфликта может включать несколько этапов: выделение проблемы конфликта; поиск решений его нейтрализации; выработка процедуры разрешения; реализация плана разрешения конфликта; оценка правильности принятого решения.
Выделение проблемы конфликта. Для начала необходимо признать наличие конфликта. Не думать, что все само собой рассосется, а, не теряя времени, правильно определить проблему, которая привела к конфликту. Технология определения проблемы выглядит следующим образом. Конфликтующие стороны должны высказать свою точку зрения на проблему. Следует включать в такой диалог только тех учителей или родителей, которые принимают непосредственное участие в конфликте. Участие членов конфликтующих групп должно быть добровольным и осознанным. Самая трудная роль у человека, который взялся разрешить конфликт. Ему предстоит выступить в качестве третейского судьи. А для этого необходимо отстраниться от личных пристрастий и интересов и наблюдать со стороны. Главная цель участия такого человека — выявить факторы, которые каждая из сторон упустила, проанализировать их и дать им грамотную оценку.
Поиск решений по его нейтрализации. После выявления проблемы конфликта начинается совместный поиск его разрешения. Здесь позиция руководства разрешением конфликта тоньше. Необходимо стимулировать участников конфликта на высказывания о предполагаемых путях выхода из создавшейся ситуации. Важно учитывать тот факт, что в ситуации конфликта люди не любят, когда дают оценку их предложениям. Они более активно продуцируют идеи, если не ждут оценки, особенно со стороны. Очень важно из предложенных идей выбрать такую, которая учитывала бы мнение двух сторон и удовлетворяла их требования.
Выработка процедуры разрешения конфликта. Наличие конфликта признано всеми участниками. Здесь важно выработать «правила игры»: кто, когда, в каком составе и где будет обсуждать нерешенные проблемы. Главное на этом этапе прекратить бесплодные споры. Важным представляется выработка критериев позитивного разрешения конфликта и установления сроков его разрешения. Сроки должны быть согласованы и приняты всеми участниками конфликта. В этом действии участвуют все заинтересованные стороны.
Реализация плана разрешения конфликта. Основное действие на этом этапе заключается в немедленном начале разрешения конфликта после того, как стороны договорились об этом. Если медлить, стороны начинают подозревать друг друга и «разрешителя» конфликтной ситуации в неискренности и плутовстве. Полезно к урегулированию конфликта привлекать неформальных лидеров коллектива, предварительно выяснив их позицию в решаемом вопросе. В каждом родительском сообществе такие лидеры найдутся.
Как любая деятельность, реализация плана разрешения конфликта может быть успешной при следующих условиях:
* создание атмосферы сотрудничества;
* наличие понимания всех участников конфликта;
* перевод конфликта из эмоционального состояния в рациональное;
* учет индивидуальных особенностей учителей, участвующих в конфликте;
* нейтрализация вялотекущих процессов конфликта, содействие его разрешению;
* поиск оптимальных методов управления конфликтом;
* регулирование взаимоотношений участников конфликта;
* использование внутришкольной информации в выводе части претензий из условий конфликта;
* обозначение своей позиции — беспристрастного судьи.
Оценка правильности принятого решения. На этом этапе оценивается эффективность действий членов конфликтной ситуации. Самое важное сделать так, чтобы максимальное количество участников было довольно. Вряд ли можно добиться полного согласия, всегда останется один—два человека, несогласных с принятым решением. Самый главный критерий — окончание конфликта. После успешной реализации принятого решения полезно опять вернуться к обсуждению и выяснить, устраивает ли это решение большинство родительского коллектива или нет? Если нет, почему, что мешает его реализации. Если большинство разочаровалось в принятом решении, необходимо принять новое, пройдя все вышеозначенные этапы. Учителю следует быть смелее в принятии нового решения и не бояться изменить ситуацию. «Дорогу осилит идущий!». Завершить разговор о конфликтах в школьной среде хочется словами великого римского мыслителя, политического деятеля и оратора Цицерона: «Каждому человеку свойственно ошибаться, но никому, кроме глупца, не свойственно упорствовать в своей ошибке».
Родители могут соглашаться, а могут и не соглашаться с требованиями школы, могут принимать их частично. Главное во взаимодействии двух институтов — семьи и школы заключается в том, чтобы любой неверный шаг больно не отзывался на главном участнике возможных конфликтов или родительских притязаний — ребенке.
Как найти общий язык родителям с учителями?
СОВЕТЫ БЫВАЛОГО ПЕДАГОГА
В родительский блокнот
❀ Постарайтесь видеть в учителях не соперников, а соратников.
❀ Помните — родители не педагоги, они нуждаются в помощи учителя.
❀ Относитесь с искренним интересом к школьным проблемам вашего ребенка.
❀ Всегда старайтесь поддержать учителей в глазах ребенка.
❀ Не используйте полученную информацию об условиях воспитания в других семьях.
❀ Рассказывайте учителю о сторонах характера ваших детей, скрытых от них.
❀ Помните — главный принцип совместной работы школы и семьи — «Не навреди!»
❀ Если вас будут склонять к конфликту, подумайте, к чему это приведет.
На заметку бабушке и дедушке
❀ Подсказывайте своим детям, что лучше любое дело решить миром.
❀ Старайтесь ходить в школу вместе с родителями внуков.
❀ Поддерживайте желание родителей участвовать в делах класса.
❀ Используйте свою мудрость в предупреждении назревающих конфликтов.
❀ Старайтесь не участвовать в конфликте, даже если он инициирован вашей дочерью или зятем.
Рекомендуем посмотреть:
Конфликты родителей и учителей. Как найти общий язык родителям с учителями?