Общеизвестно, что дети дошкольного возраста в большинстве не являются читателями: они не могут самостоятельно читать книги. Им нравится слушать чтение в исполнении взрослых.
Часто родители обращаются к воспитателям с проблемой, что ребёнок-дошкольник старшей или подготовительной группы не интересуется чтением книг. Однако проблемы детского чтения возникают в дошкольном возрасте в том случае, если у самих родителей сформировано пренебрежительное отношение к чтению («Зачем читать газету — лучше новости послушаю!»). Мифы о чтении, представляющем опасность для здоровья («Нужно беречь зрение!»), о чтении как дорогом удовольствии («Книги таких денег стоят!») и, как следствие, — чтение без увлечения надоевших книг («Ребёнок в сотый раз просит читать про курочку Рябу!») порождает у детей аналогичное безынициативное или отрицательное отношение к чтению.
Давайте вспомним типичного трёхлетку. Многим детям на этом возрастном этапе гораздо больше нравится «читать» самим. Происходит это следующим образом: малыш долго выбирает книжку, в конце концов останавливая свой выбор на той, которую он увидел у другого ребёнка. Как только понравившаяся книжка оказывается в его руках, ребёнок начинает изучать её.
У трёхлетних детей процесс самостоятельного «чтения» может проходить по-разному. Некоторым нравится вдумчиво исследовать каждую страницу. Такие малыши не отказывают себе в удовольствии посидеть за столом или в книжном уголке, чтобы вдали от других детей извлечь максимальное удовольствие от «чтения». Бывает, что чтение сопровождается тихим бормотанием.
В чём основные трудности чтения детям трёх-четырёх лет? Малышу пока трудно усидеть на одном месте даже при чтении интересной сказки, если нет возможности рассматривать иллюстрации. В этом и состоит существенное отличие чтения в детском саду и дома. Большая наполняемость группы, к сожалению, не способствует сосредоточенному слушанию детьми чтения или рассказывания. Когда дети почувствовали, что слушать потешки или сказки очень интересное занятие, они стремятся оказаться рядом с читающим взрослым, поставить стульчик так, чтобы иметь возможность рассматривать иллюстрации в книге. И как следствие — соперничество и новые проблемы, отвлекающие детей от восприятия текста.
Уникальный, выработанный веками опыт народного воспитания детей посредством рассказывания, чтения произведений фольклорных жанров, исконно русская традиция семейного чтения, исследования российской науки в области дошкольного образования подвели к необходимости разработки концептуальных основ формирования интереса и потребности в чтении книг у ребёнка дошкольного возраста в условиях семейного воспитания. С учётом разработанных критериев подбора книг для чтения в детском саду, а также методических рекомендаций специалистов в области детской литературы и дошкольной педагогики особо пристальное внимание уделяется произведениям художественной литературы, которые будут читаться детям в семье.
Семьям, воспитывающим творчески одарённого ребёнка или, наоборот, не проявляющего никаких творческих задатков, бывает одинаково сложно приобщить к чтению своё чадо. Такие дети обладают ярко выраженным стремлением к обособленности, своего рода эгоцентризмом, который трудно преодолеть, предлагая послушать чтение j книги в коллективе других детей. Зато очень хорошие результаты показывает индивидуальная работа в кругу семьи. Очень важно не ошибиться с выбором книг, потому что, как показывает практика, начинать чтение с больших по объёму художественных произведений не стоит: это может навсегда погасить зародившуюся искру любви к литературе.
Поэтическая речь, а точнее, её ритмообразующие элементы в устном народном творчестве и в его книжном воплощении на протяжении многих столетий представляли собой великолепные образцы речи, на которых воспитывались дети, начиная с младенческого возраста. Многие русские писатели и поэты в своих воспоминаниях обращали внимание на высокохудожественные образцы поэтики литературной речи, услышанные ими в произведениях устного народного творчества, которые им рассказали, прочитали, спели их родители, няни, наставники и воспитатели.
Рекомендуем ежедневно, начиная с младенчества, читать в семье художественные произведения в обработке и пересказе М. Булатова, Н. Венгерова, О. Капицы, А. Кудряшовой, И. Соколова-Микитова, А. Толстого, К. Ушинского, К. Чуковского.
Это песенки и потешки: «Заинька», «Пожар», «Скок- поскок», «Свинушка», «Ладушки», «Колыбельная», «Сорока-белобока», «Мыши», «Гуси», «Музыканты», «Иванушка», «Кисонька», «Баю-баю-баиньки», «Конь», «Дедушка Егор», «На улице», «Барашеньки», «Солнышко», «Котик», «Коза», «Петушок», «Совушка», «Кошка и курочка», «Иван, Иван, вырывай бурьян», «Котя, ко- тенька-коток», «Пришла весна», «Ах ты, радуга-дуга», «Идёт Кузьма из кузницы», «Сбил, сколотил», «Как на тоненький ледок», «Сидит, сидит зайчик», «Ай, дуду, дуду, дуду», «Я медведя поймал», «Козушка-белоногушка», «Стучит, бренчит по улице», «Как на нашем на лугу», «Посылали молодицу», «Наша-то хозяюшка», «Ульяна, Ульяна, где ты была», «Была репа важная», «Бабушка Ненила», «Как Марфуша для Петра», «Заинька, по сеничкам гуляй», «Под кустом у дорожки», «Есть такая палочка», «Гром по горам раскатился», «По синю морю», «Ку-ка-ре-ку».
Сказки: «Репка», «Курочка Ряба», «Колобок», «Теремок», «Волк и козлята», «Полкан и медведь», «Зайкина избушка», «Зимовье», «Заячьи слёзы», «Как лиса училась летать», «Кот, петух и лиса», «Липовая нога», «Волк и лиса», «Кот Котофеевич», «Лечея-плачея», «Присяга», «Небо пало», «Плутишка кот», «Храбрый баран».
Возрастной период от трёх до четырёх лет одновременно и благоприятен, и сложен для восприятия чтения. С одной стороны, дети любят, когда им читают, с другой — уже могут не захотеть слушать книгу, которую им предлагает мама или воспитатель. В таком случае следует почитать ребёнку о том, что его интересует в данный момент. Это могут быть стихи, сказки, произведения других жанров таких авторов, как М. Грозовский, С. Маршак, Н. Носов, Ю. Тувим, Г. Цыферов, К. Чуковский.
Образцы словесного искусства, которые воссозданы в произведениях детской литературы, помогают маленькому читателю через поэтическую речь прочувствовать настроение, ситуации, эмоции. Так, поэзия А. Барто, особенно стихотворения из цикла «Игрушки», оказывает положительное влияние на эмоциональное развитие детей. Живая речь поэтически достоверно передаёт заботливое отношение ребёнка к своему другу («Мишка», «Зайчик», «Козлёнок», «Лошадка», «Слон»), сочувствие другому ребёнку («Мячик»), сожаление («Грузовик»), радость («Кораблик», «Флажок»). Эти стихи легко запоминаются, малыши с удовольствием читают их наизусть.
К четырём годам содержательная сторона поэтических произведений для чтения должна быть усложнена. В рамках образовательной программы для воспитателей и родителей 3. А. Гриценко был разработан перечень рекомендуемой литературы для чтения в семье. Хочется обратить внимание родителей на следующие произведения:
• Л. Андреев «Ангелочек»;
• В. Берестов «В магазине игрушек», «Военная игра», «За игрой», «Конь», «На палочке верхом»;
• Е. Благинина «Подарок», «Полюбуйтесь-ка, игрушки», «Посидим в тишине», «Хорохор»;
• М. Лукашкина «Кораблекрушение»;
• В. Лунин «Весь дом волшебный...», «Кукла», «Отчего?», «Стёклышко», к «Детскому альбому» П. И. Чайковского;
• Э. Мошковская «Парашютист», «У взрослых — очки...», «Я был таким хорошим...»;
• Л. Петрушевская «Маленькая волшебница»;
• А. Толстой «Детство Никиты»;
• Л. Улицкая «Восковая уточка».
Чтение детям произведений художественной литературы может и должно способствовать развитию личности ребёнка. Слушание интересных книг подталкивает к творчеству. Образы и сюжеты со страниц художественных произведений переносятся на детскую игру, а у взрослого появляется уникальная возможность разбудить у ребёнка творческое воображение.
В сказке «Приключения Алисы в Стране чудес», которую написал англичанин Льюис Кэрролл, а перевёл на русский язык талантливый детский писатель Борис Заходер, удивительно точно переданы особенности речевого мышления маленького ребёнка:
— А вдруг я буду так лететь, лететь и пролечу всю Землю насквозь? Вот было бы здорово! Вылезу — и вдруг окажусь среди этих... которые ходят на головах, вверх ногами! Как они называются? Анти... Антипятки, что ли?
Дети, посещающие детский сад, очень любят слушать юмористические рассказы. Весёлая книга отвечает потребности ребёнка в радости, душевном оптимизме, уверенности в том, что мир вокруг него гармоничен. Юмор показывает смешное в жизни, воспитывает ценные качества — умение шутить и смеяться, с оптимизмом относиться к любым ситуациям в жизни.
К пяти годам ребёнок уже в состоянии понять смысл эпического повествования. Эпос необходимо читать детям, ‘поскольку он отражает национальную специфику, проявляющуюся в описании исторических фактов, среды обитания, предметного мира и помогает в формировании у ребёнка целостной картины мира.
Начинать знакомство детей с жанром былины следует с расширения представлений о народной сказке. В системе выразительно-изобразительных средств, используемых в русской народной сказке, особое внимание следует обратить как на стилистические, так и на композиционные.
Поэтому так важно читать народные сказки в хорошей литературной обработке.
Другой способ углубить детские эстетические представления о сказке — объяснять её основные идеи (борьба добра со злом, прославление смелости, трудолюбия и т. д.).
В приобщении ребёнка к чтению в условиях семейного воспитания значительную роль может сыграть взаимодействие детского сада и семьи.
Стало хорошей традицией участие родителей вместе с детьми в литературных праздниках, где дети и родители задействуются как активные участники и помощники. Решение задач проводимых в детском саду литературных праздников направлено на развитие, воспитание и обучение ребёнка.
Тематика литературных праздников определяется исходя из приоритетной направленности работы дошкольного образовательного учреждения.
Если литературный праздник посвящён сказочным героям, то родители дома могут прочесть ребёнку сказки о Золушке, Красной Шапочке, Буратино и других сказочных мальчиках и девочках, посмотреть вместе с малышом мультфильмы про Шрека, Робин Гуда, Питера Пэна. А затем взять лист бумаги и перечислить черты каждого сказочного мальчика и каждой сказочной девочки. После этого нужно подвести итог, то есть перечислить все качества сказочных мальчиков (исключая повторы). А теперь спросите у ребёнка, на какого сказочного персонажа он хотел бы быть похожим.
Подготовка родителей к празднику обязательно включает и знакомство с жизнью и творчеством писателя или поэта, произведения которого будут звучать на празднике.
Рассказы, сказки и стихи многих известных детских писателей и поэтов по праву вошли в золотой фонд детской литературы. Кто не знаком с оптимистическими, жизнеутверждающими стихами Сергея Михалкова?
Образы героев его произведений просты, понятны и честны. Писатель даёт возможность читателям посмеяться над ситуациями, в которые попадают его герои, увидеть пороки, а где-то и посочувствовать.
Смех Михалкова добрый. Ситуация, описанная Михалковым, например, в стихотворении «Прививка», обогащает детский взгляд на жизнь: «Я совсем не боюсь прививок. Чего бояться?» или «Я раньше боялся, а теперь не боюсь».
С. Я. Маршак известен как поэт и переводчик. Возможно, взрослые помнят, что пьеса «Кошкин дом» на основе фольклорного сюжета тоже была написана Маршаком. Благодаря литературному мастерству автора народная сатирическая традиция нашла отражение в каждом слове, а многие фразы давно стали крылатыми.
Особое место в литературе для детей дошкольного возраста занимает творчество К. И. Чуковского. Свою книгу «От двух до пяти» Чуковский писал на протяжении всей своей литературной жизни. Она построена на материале творчества детей от двух до пяти лет — того возраста, когда любой ребёнок совершает «подвиг труда и творчества»: осваивает родной язык в процессе игры.
Поэзия Чуковского берёт начало в фольклорных стихотворных произведениях. Это открытие тоже принадлежит Чуковскому: словотворчество детей и творчество поэтов совершаются по тем же законам, что и словотворчество народа.
У народа же заимствована и страсть к «перевёртышам», к «лепым нелепицам» (термины Чуковского). Вдобавок перевёртыш — это игра, и игра весёлая, стало быть, он вдвойне полезен подрастающему поколению. «Никакие другие (игры) не подводят ребёнка так близко к первоосновам юмора, а это задача не малая: воспитать в ребёнке юмор — драгоценное качество, которое, когда ребёнок подрастёт, увеличит его сопротивление всякой неблагоприятной среде и поставит его высоко над мелочами и дрязгами». Заметим также, что развитое чувство юмора всегда свидетельствует о достаточно высоком уровне интеллекта.
На творчестве Михалкова, Маршака и Чуковского выросло не одно поколение детей. Образ влюблённого в книги юного читателя, который в нетерпеливом ожидании почтальона с журналом «Мурзилка» восклицает: «Мне пишут Чуковский, Маршак, Михалков!» — в стихотворении В. Берестова «У калитки», может являться подтверждением того, что чтение играет важнейшую роль в жизни маленького ребёнка.
Хотелось бы привести очень интересный пример совместной подготовки к празднику воспитателей, родителей и детей. В 2007—2008 годах, ко дню рождения В. Д. Берестова, в Российской Государственной детской библиотеке был объявлен Всероссийский конкурс детского творчества по иллюстрированию книг поэта. На конкурс были представлены детские работы, выполненные в самой разнообразной технике, с использованием разных художественных материалов, — живописные полотна, декоративные настенные панно, игрушки. Среди тех, кто принял активное участие в праздновании юбилея поэта, были и воспитанники детского сада.
В начале учебного года старший воспитатель рассказал родителям и детям о предстоящем празднике. Для чтения в семье было рекомендовано двухтомное собрание сочинений В. Д. Берестова. Участники будущего литературного праздника должны были подготовить для чтения наиболее понравившиеся стихотворения. Чтобы выбрать такое стихотворение, нужно было прочесть все произведения поэта.
В детском саду была организована выставка книг. Стихотворения В. Д. Берестова детям читали на занятиях и во время досуга с сентября по апрель.
Сотрудники РГДБ из Литературного центра В. Берестова подготовили экспозицию уникальных материалов: книги, публикации о поэте, фотографии, аудиозаписи чтения стихов, видеозаписи с его участием в детских телепередачах «Будильник» и «Спокойной ночи, малыши».
На празднике родителям и детям предстояло выполнить непростые, но интересные задания. Все, кто входил в зал, должны были прочитать стихотворение В. Берестова. Стены украшали плакаты с весёлыми, жизнерадостными стихами поэта. В ожидании начала праздника эти плакаты очень помогли зрителям в разгадывании кроссворда по объявленной теме.
Наибольшее затруднение у всех вызвало задание определить, какие строчки стихотворения написаны не Валентином Берестовым. На помощь были призваны «берестенята» — дети, которые лучше других знают творчество поэта. Каждая победа в конкурсе приносила победителю «валентинку» — звёздочку с портретом поэта и строчками из его стихотворений.
Участники праздника вспоминали полюбившиеся строчки стихотворений поэта и в конкурсах, и во время проведения весёлых игр.
В откликах, оставленных в Книге отзывов, многие родители писали, что, уходя с праздника, они уносили в своих сердцах неповторимую атмосферу встречи с детством.
Традиционно для чтения в детском саду рекомендуются стихотворения о временах года, красоте родной природы. Старших дошкольников знакомят с поэзией А. Пушкина, А. Плещеева, А. Майкова, А. К. Толстого, И. Бунина, М. Волошина и др.
Чтение произведений лирической поэзии предполагает активный творческий диалог читателя и поэта, сопереживание лирическим образам. Дошкольникам часто бывает трудно выразить своё отношение к услышанному стихотворению. Одной из форм осуществления такой работы могут стать вопросы педагога или незаконченное высказывание. Чтение и последующее обсуждение с опорой на тематику и систему художественных средств проводятся в доступной и понятной детям дошкольного возраста форме. Например:
Чтение стихотворения А. Блока «Ветхая избушка» |
Повторное выборочное чтение для понимания: «внукам-шалунишкам по колено снег»; «весел ребятишкам быстрых санок бег»; «лепят снежный дом» |
Образно-тематическое содержание для беседы: детские игры и забавы зимой |
Чтение стихотворений JI. Модзалевского «Времена года», «Ожидание весны» |
Повторное выборочное чтение для понимания: снежный покров, зимний сон |
Образно-тематическое содержание для беседы: цветочки-малютки |
Чтение стихотворений К. Бальмонта «Осенняя радость», «Осень» |
Повторное выборочное чтение для понимания: «осень в нежной позолоте»; «в сердце стало грустнее»; «сон овеет грёзой голубой»; «прилетит снегирь смешной и неуклюжий»; «лютики засветят снова по лугам» |
Образно-тематическое содержание для беседы: осенние деревья, ягодное царство и т. д. |
Чтение стихотворений И. Бунина «Осенняя ночь», К. Бальмонта «К зиме», В. Ланцетти «В мороз» |
Повторное выборочное чтение для понимания: сквозистый лес; белая мгла, окутавшая землю; тропки как веточки |
Образно-тематическое содержание для беседы: лес, река, тропинки, Новый год |
Чтение стихотворений И. Сурикова «Зима», И. Бунина «Крещенская ночь» |
Повторное выборочное чтение для понимания: блёстки инея точно алмазы; туман — серебро кружевное; берёзы задремали; вьюга убаюкала |
Образно-тематическое содержание для беседы: ночной лес, крещенские морозы, зима |
Чтение стихотворения Е. Баратынского «Весна, весна...» |
Повторное выборочное чтение для понимания: ясный небосклон, живая лазурь, «незримый жаворонок поёт заздравный гимн весне» |
Образно-тематическое содержание: облака, ручьи, весна |
Помочь в осуществлении данного вида работы с детьми старшего дошкольного возраста в детском саду могут и родители. Необходимо регулярно проводить с детьми прогулки, закреплять представления об изменениях, которые происходят с природой в разное время года, читать знакомые детям произведения пейзажной лирики.
По желанию детей учить их выразительному чтению стихотворений может как воспитатель, так и родители. Родители вправе самостоятельно осуществлять отбор стихотворений для выразительного чтения, но лучше всё-таки посоветоваться с воспитателем, который даст все необходимые рекомендации. К участию в этой работе может быть привлечён и педагог по музыкальному воспитанию, который предложит репертуар музыкальных произведений для прослушивания на занятиях и празднике.
Воспитатель может организовать совместно с родителями книжную выставку, на которой будут представлены наиболее интересные художественные произведения. Включение музыкального и изобразительного материала в работу по знакомству детей с фольклором нельзя рассматривать исключительно в качестве развлечения, отдыха. Эстетическое восприятие как сложная психическая деятельность, сочетающая в себе эмоционально-волевые и познавательные моменты, по мнению психологов, возникает у детей на более высокой ступени развития личности, на базе приобретённого практического осмысления явлений и предметов действительности. Рассматривая эстетическое восприятие как более высокий уровень познания, учёные подчёркивают его особую значимость для становления всего жизненного опыта ребёнка: коммуникативного, речевого, двигательного, сенсорного. Эстетическая функция связана, таким образом, с педагогическими задачами развития эстетического сознания, проявляющегося в способности дошкольников воспринимать, чувствовать и понимать прекрасное.
Сказки как жанр, для которого характерны противопоставление добра и зла и обязательная победа добра, играют исключительно важную роль в эмоциональном и психическом развитии детей.
К. Чуковский каждую свою сказку выстраивал точно по канонам мастерства. Законы литературной игры в сказках К. Чуковского открыты для всех, кто хочет войти в созданный писателем мир и оказаться одним из его героев:
То не дождь пошёл из облака
И не град,
То посыпался из облака
Виноград.
И вороны над полями
Вдруг запели соловьями.
Куры стали павами,
Лысые — кудрявыми.
Даже мельница — и та
Заплясала у моста.
Так бегите же за мною
На зелёные луга,
Где над синею рекою
Встала радуга-дуга.
Мы на радугу вска-ра-б-каемся,
Поиграем в облаках
И оттуда вниз по радуге
На салазках, на коньках!
В стихах для детей о Рождестве наряду с маленьким героем или героиней всегда присутствует главный атрибут праздника — рождественская ель и её украшения, рождественские игрушки. У Чуковского есть чудесное стихотворение о весёлой ёлочке, которая самостоятельно передвигается, да ещё такая красивая, нарядная. А рядом — Новый год с «золотою бородой».
А ещё Чуковский сделал превосходный перевод сказок Р. Киплинга. Правда, стихи к сказкам Киплинга «Если в стёклах каюты зелёная тьма», «Горб верблюжий», «Шестёрка слуг», «На далёкой Амазонке», «Кошка чудесно поёт у огня» переводил С. Я. Маршак.
Сказки К. Чуковского, созданные на основе фольклорных традиций, по своей ритмической структуре очень музыкальны. Многие из них были положены на музыку, например, создана детская опера «Муха-цокотуха».
Родители и педагоги, участвующие в подготовке литературного праздника в детском саду, должны иметь в виду, что музыкальное исполнение стихотворений К. Чуковского предполагает начало в виде сказки. Оно может сопровождаться театрализованным действием либо нет. Как известно, в сказках К. Чуковского отсутствует традиционный для сказочного жанра зачин, за исключением сказки «Крокодил» («Жил да был Крокодил»).
Игровое действие, предшествующее любому учению (а приобщение детей к чтению и есть начальные азы учения вообще), сможет и в дальнейшем сформировать потребность в слушании.
Игру на струнном музыкальном инструменте можно сопроводить исполнением сказки или рассказом о давних временах, когда сказители пели и рассказывали,
Поэтесса Наталья Саконская сочинила стихотворение, которое знают уже многие поколения детей и родителей и в котором обыгрывается ситуация надевания ребёнком варежки. Его хорошо разучивать с детьми младшей группы. Стихотворение легко запоминается, а композиция позволяет читать его по ролям. Роль автора исполняет взрослый участник праздника. Во время подготовки к чтению очень важно правильно определить темп. Медленно, вдумчиво произносит чтец первую строку стихотворения. Затем вступает чтец-ребёнок. В процессе разучивания стихотворения взрослый показывает, как прочесть строки, выражающие испуг, сожаление или радость. Затем снова читает взрослый, сопровождая чтение показом.
В среднем дошкольном возрасте (4—5 лет) дети уже в состоянии воспринимать такие произведения художественной литературы, где герои и обстановка, в которой развёртывается действие, не связаны с непосредственным детским опытом. Новые явления, доступные пониманию детей, увлекают их и заинтересовывают. Приключенческая тема в художественных произведениях была и остаётся одной из наиболее любимых для детей среднего и старшего дошкольного возраста. Для разучивания стихотворений с детьми от пяти лет (старший дошкольный возраст) уже можно проводить словесные игры-инсценировки на материале переводной поэзии.
Очень часто родители, чьи дети посещают детский сад, обращаются к воспитателям с просьбой порекомендовать дополнительные формы знакомства с произведениями художественной литературы. Детям будет небезынтересно узнать, что многие народные сказочные сюжеты вдохновляли писателей, драматургов, музыкантов, художников.
В 20-х годах XX столетия в Москве был открыт первый в мире театр для детей. Основателем театра стала Н. И. Сац. До сих пор сказки играют в репертуаре театра важную роль, поскольку предназначены для самых маленьких зрителей. А одним из первых спектаклей стало произведение Р. Киплинга «Маугли».
Содержание сказочной пьесы нацелено на воспитание детей, на расширение их кругозора, оно должно помогать им вырасти добрыми, понимающими искусство людьми.
В своих воспоминаниях Е. С. Деммени, руководитель труппы ЛТЮЗа, ещё одного детского театра, созданного примерно в те же годы совместно с С. Маршаком, рассказывает, что юные зрители, увидев актёров, одетых в волчьи шкуры, начали заливаться слезами и даже прятаться под стулья. Сцена пожара в пьесе «Кошкин дом», где для усиления шумового эффекта оркестр дополнили медными инструментами, тоже нагоняла на них ужас. Поэтому было принято решение поставить спектакль с использованием кукол. С этого момента, даже когда волки нападали на козла и разрывали его на части, в зале понимали, что их, зрителей, не тронут, поэтому дети кричали: «Волк, не ешь козла!» К тому же, к общей радости, появлялся весёлый Петрушка и склеивал козла. Так изменение формы проведения спектакля на более доступную для малышей стало отвечать их восприятию.
Музыкальные сказочные пьесы тоже хороши для показа детям дошкольного возраста: по сути, это сказка, иллюстрируемая музыкой. В слушание сказки можно включить 2—3 инструментальные пьесы. Приветствуются и интерактивные формы участия в ней зрителей. Возможно также слушание музыки в процессе чтения и рассматривания иллюстраций к сказкам, а затем — инсценирование сказки с участием маленьких зрителей.
В процессе приобщения детей к чтению обычно используются такие речевые методы, как рассказывание, беседа, рассматривание и описание. Надо отметить, что в процессе диалога со взрослым девочки высказываются более активно, не предоставляя возможности полноценно участвовать в беседе мальчикам. Поэтому воспитатели констатируют, что девочек проще приобщить к чтению книг. А ведь такое поведение девочек вполне объяснимо: для них очень важно, чтобы ими восхищались в присутствии других детей, родителей и т. п.
Одной из форм привлечения к чтению мальчиков является выбор художественных произведений. Педагог должен особенно внимательно отнестись к этому вопросу.
Русские народные сказки отличаются в этом смысле особой самоценностью. Герои-девочки русских народных сказок обладают природным умом, покладистым характером, находчивостью и ловкостью. А герои-мальчики — трудолюбием и хозяйственностью. Родители должны познакомить детей и со сказками народов мира. В них нашли отражение особенности быта и уклада жизни людей разных национальностей. Интересное и умное содержание сказок выражено в прекрасных художественных образах, поэтому они обладают большой силой влияния на детей.
Консультация для родителей «Ненормативные выражения в детском лексиконе»
Упрямый ребенок. Как его воспитывать
Консультация для родителей в детском саду. Детская ложь
Нет комментариев. Ваш будет первым!