Общее недоразвитие речи (ОНР) у ребенка и как с этим бороться?

Общее недоразвитие речи (ОНР) у ребенка и как с этим бороться?

Советы и полезные рекомендации для родителей

Из опыта работы клинического психолога  речевого центра – «Логос» Селищевой Лидии Михайловны

Столкнуться с проблем ОНР боится каждый родитель. И столкнувшись с этим, многие не знают что делать.

Общее недоразвитие речи – это сложные речевые расстройства у ребенка, при которых нарушается формирование речевой системы.

ОНР выражается в разных формах. У некоторых детей полное отсутствие речи. Устранение общего недоразвития речи очень сложно и долго. Лечение включает в себя коррекционную деятельность различных специалистов при участии родителей.

Начнем с самого начала. Первый этап обучения. В этот период ребенок практически не говорит, и тут начинается работа над пониманием речи. Все занятия проводят в игровой форме с частым повторением одного материала. Ребенок должен начать понимать название предметов и действий, а так же начинать реагировать на вопросы которые ему задают. Сложно, но никто не говорил, что будет легко.

Нельзя перегружать ребенка пассивным словарем непонятных для него слов. Нужно начинать с простого. Играя с ребенком, формируйте в нем отраженные действия – «сделай, как я». Попробуйте воспроизвести животных, а потом просите ребенка это сделать.  

И вот со временем стимулируется развитие памяти, зрительное и слуховое внимание. Научите ребенка сортировать предметы по типу, форме, цвету. Пусть он показывает части тела, приносит игрушки те, что вы ему называете. Малыш должен понимать что делает. Разными играми нужно побудить ребенка к общению. Но не нужно принуждать! От этого будет только хуже. Негатив может плохо повлиять на речь ребенка и задержать еще на некоторое время.

Второй этап. Родители в это время учат ребенка построению простых двухсложных предложений. Нужно использовать самые употребляемые словосочетания, которые смогут расширить объем речи ребенка. Обучают детей разным грамматическим формам единственного и множественного числа глаголов и существительных. Так же ребенок должен понимать, где большой предмет, а где маленький – чувство соотношения.

Вначале ребенок может проговаривать один слог, а затем уже несколько. Не все сразу. Запаситесь терпением.

Третий этап. Родители учат ребенка строить более сложные предложения. Теперь ребенок должен различать слова, которые похожие по звучанию. Он должен понимать действия, изображения.

Четвертый этап. Теперь ребенок уже выучил достаточно всего, чтобы строить грамматически правильно предложение из 5 слов. Уже формируется навык связной речи. Важно научить ребенка составлять рассказы, чтобы можно было поделиться своими мыслями.

Очень важно родителям постоянно разговаривать с ребенком. Детям с ОНР нужно больше времени, чтобы у них был интерес к играм, песням, стишкам. Но вы не должны прекращать попытки и сдаваться, поэтому читайте ребенку стихи, пойте песенки. Желаем удачи! 

Рекомендуем посмотреть:

Студия арт-терапии «Беби – АРТ»

Сказкотерапия для дошкольников

Что означает Арт - терапия

Воспитание чувств ребенка. Развитие эмоциональной сферы у детей

Арт-терапия для детей

Анна Борисовна Кирий # 23 октября 2014 в 13:12 0
Спасибо, Лидия Михайловна! Полезные рекомендации. Хочется довавить ежедневную работу над звукопроизношением.При общем недоразвитии речи страдают все стороны речи. Поэтому работа ведется по всем направлениям: звукопроизношение, словарь, грамматический строй речи, связная речь. Также необходима помощь психолога при формировании мышления, памяти, внимания.
Елена Васильевна Зинина # 28 ноября 2014 в 01:11 0
Полностью согласна с предыдущим комментарием.А ещё хочу добавить, что привлекать к этой работе кроме психолога нужно и воспитателя, а самое главное родителей
Елена Васильевна Сачук # 18 августа 2015 в 22:31 0
полезная статья , при этом показана непосредственная работа родителей с такими детьми, хотя часто бывает наоборот, родителя хотят , чтобы все сделал логопед, при этом их роль была бы минимальна.
Кириллова Людмила Анатольевна # 29 сентября 2015 в 23:25 0
Полезная статья. С таким ребенком нужно заниматься и чем раньше, тем лучше. Очень важно роль родителей.С удовольствием читаю статьи подобного содержания. спасибо за материал.
Елена Владимировна Гусева # 11 января 2017 в 11:20 0
На самом деле статья познавательная. Как родитель, столкнулась с этим. На самом деле, процесс очень долгий и сложный. Требуется от родителей много сил, внимания, а самое главное - знаний. Им нужны пошаговые и простые рекомендации. Роль родителей в процессе развития речи ребенка первостепенна, с детьми необходимо разговаривать, рассказывать, показывать, вести диалог, много читать (с выражением и неподдельным интересом).
Ирина Анатольевна Жупикова # 8 февраля 2017 в 17:08 0
Полезная статья для родителей. Чаще родители не замечают данной проблемы у ребёнка, а когда сталкиваются с речевым заключением специалистов не знают как себя вести и как помочь ребёнку. Спасибо.