Причины возникновения ЗПР у детей

Причины возникновения ЗПР у детей

Задержка психического развития у детей – это не приговор

Полезные советы и рекомендации для родителей

Автор: Селищева Лидия Михайловна, клинический психолог, АРТ-терапевт «Логос – речевой центр» г. Липецк

Нередко родители, слыша от врача диагноз «задержка психического развития», очень пугаются. ЗПР – это не умственная отсталость. Конечно, аномалии в психическом развитии можно заметить и у новорожденного. А если приложить необходимые усилия, чтобы помочь ему развиваться, то можно добиться положительных результатов.

Раньше врачи с легкостью ставили такой диагноз детям, ссылаясь на не соответствие нормам психического развития по возрасту. Только благодаря родителям можно скорректировать поведение и психику ребенка.  В качестве дополнительной помощи им окажут необходимую поддержку психологи и невропатологи.

Что на самом деле представляет собой ЗПР? Прежде всего, незначительное отклонение в развитии психики, которое  занимает срединное место между нормой и ее нарушением. При раннем выявлении ЗПР и принятии необходимых мер это отклонение легко устраняется.

К сожалению, ЗПР имеет в своей основе медленное развитие самой психической деятельности. При этом выражаться может у каждого по-разному в зависимости от степени выраженности и времени проявления.

На сегодняшний момент выделяют два фактора, по которым может формироваться ЗПР: биологический и социальный.

В первом случае это связано с неправильным течением беременности у женщины, когда она переносит какую-либо болезнь, находясь в положении; либо злоупотребляет алкоголем или наркотиками; неблагоприятное течение родов (кесарево или роды с наложением щипцов); резус-конфликт по крови между матерью и младенцем.

Сюда можно причислить наследственные заболевания психического и неврологического характера, а также инфекционные заболевания.

Во втором случае в семье проявляют к ребенку гиперопеку или не оказывают должное внимание малышу; ребенок лишен тактильного контакта с матерью; в семье применяются насильственные действия как к ребенку, так и к другим ее членам; сильные психологические травмы, полученные детьми из-за неправильного воспитания родителями.

Но в основном диагноз ЗПР можно лишь диагностировать у пяти-шестилетних детей, когда они поступают первый раз в школу, появляются проблемы с обучением. Чтобы выявить в более раннем возрасте, необходимо внимательно следить за развитием ребенка. Кроме этого, родителям нужно самим ознакомиться со всеми нормами развития малыша конкретного возраста, а также показывать специалистам, например, невропатологу. Самое важное – внимательно относиться к ребенку, правильно заботиться о нем, постоянно с ним контактировать.

Рекомендуем посмотреть:

Задержка психического развития детей. ЗПР

Елена Кустова # 24 мая 2013 в 21:10 +1
Грамотные родители обращают внимание на отклонения в развитии своих детей уже в раннем возрасте. Если ребенок посещает детский сад, нужно сотрудничать и многое можно исправить. Опыт положительной динамики есть.
Галина Николаевна Смайлис # 8 января 2014 в 11:58 0
Интересная и полезная статья для родителей.
наталья васильевна сидорова # 4 февраля 2014 в 18:42 0
К сожалению не все родители прислушиваются к советам и читают предложенные нами консультации.Статья очень полезна и педагогам и родителям, спасибо за информацию.
Елена Юрьевна Перевезенцева # 27 августа 2014 в 14:31 0
В нашей школе работают с такими детьми!Задержка психического развития — это особый вид отклонения психического развития ребенка. Он характеризуется значительным снижением работоспособности, памяти, внимания; затруднением усвоения навыков чтения, письма счета, легкими нарушениями речевых функций, но работать с этими детьми можно, и они отвечают на наше внимание к ним
Анна Борисовна Кирий # 23 октября 2014 в 11:57 0
Спасибо, Лидия Михайловна! Я часто сталкиваюсь с родителями, которые явные признаки ЗПР относят к "детскости" проявлений. Мило улыбаются на "шалости", которые явно связаны с ЗПР ребенка. Тем самым упускается драгоценное время для развития психических функций ребенка.
Лидия Арсентьевна Журавлева # 2 января 2015 в 16:50 0
У меня в классе занимается девочка с диагнозом ЗПР. Крнечно же. когда слышишь эту фразу, как будто читаешь приговор этого ребенка. Но все дети разные, и у всех разные уровни развития.Но благодаря мме этой девочке, она достигла многого.Я обязательно прочту вашу статью маме этой девочке.
Юлия Сергеевна Астафьева # 21 июля 2015 в 21:35 0
Сейчас детей с таким диагнозом не мало. И многие родители отказываются понимать это, обвиняя учителя в проблемах ребенка. Спасибо за статью!
Елена Васильевна Сачук # 18 августа 2015 в 22:28 0
полезная статья для родителей. Очень многие отказываются признавать , что у ребенка есть проблемы, особенно в дошкольном возрасте, считая , что это пройдет само собой, при этом упуская благоприятное время для решения проблемы.
Татьяна Александровна Мурзаханова # 29 октября 2016 в 14:15 0
Дети с ЗПР (хотя в школе мы их именуем учащиеся с ОВЗ - ограниченные возможности здоровья) - это душевная боль каждого учителя. Лично мне работать с этими детьми очень непросто, можно сказать тяжело. Родители зачастую не хотят помочь детям преодолеть возникающие трудности и в учебе, и в поведении. А только лишь педагогу это не по силам.
Елена Владимировна Гусева # 11 января 2017 в 11:05 0
Информация очень полезна. Особенно это все необходимо знать родителям таких детишек. Очень часто именно сами родители не понимают и не знают, как воспитывать своего ребенка с данными особенностями, а ведь психологических особенностей у ребенка с ЗПР достаточно много. Поэтому, прежде чем заниматься с ребенком с ЗПР, нужно начать заниматься с родителями и педагогами.
Очень часто родители боятся такого диагноза, порой даже скрывают, поэтому, с ребенком не ведется такая коррекционная работа. Естественно, положение усугубляется. Прежде всего, такая позиция вредит самому ребенку, ведь чем раньше начать всестороннюю работу, тем больше шансов на улучшение. Я думаю, необходимо вести разъяснительную работу с родителями, менять их отношение к проблеме.
Пивалкина Татьяна # 26 апреля 2017 в 12:34 0
Веду математику у детей с ОВЗ (у нас в школе они обучаются в отдельных классах), также работаю и в обычных классах, где есть дети не усваивающие программу, поэтому могу сравнивать и часто это сравнение не в пользу последних. В классах коррекции ( мы их так называем) дети и умнее, и талантливее, только медлительные.А родители не хотят переводить своих детей в такие классы, т.к. бытует мнение, что здесь обучаются "дураки".Вот такие статьи и помогают родителям сделать выбор, чтобы не навредить своему чаду.Спасибо!!!