По данным психологов, возраст от трёх до пяти лет является наиболее продуктивным для приобщения детей к книге, особенно при сочетании коллективных занятий в дошкольных учреждениях и индивидуальных занятий в семье. В этот период по-прежнему важно как можно чаще (ежедневно не менее 20-30 минут в день) читать книги вместе с ребёнком, руководствуясь прежде всего его вкусом и пристрастиями.
В детском саду нельзя ограничиваться чтением художественных произведений только на занятиях, необходимо знакомить ребёнка с художественными текстами и помимо занятий, помня о самоценности данного вида искусства и понимая, что литература не должна быть сводом правил поведения ребёнка или средством для заполнения его досуга.
В домашней обстановке, по мнению методистов и психологов, лучше читать ребёнку перед сном. Дело в том, что последние события дня фиксируются эмоциональной памятью, и пока человек спит, он находится под их впечатлением. Яркие впечатления от прочитанной перед сном книги способны укрепить вкус к чтению. Безусловно, выбирать произведения для чтения нужно такие, которые не оказали бы негативного влияния на восприимчивую душу ребёнка.
Приобщая ребёнка к чтению, следует в первую очередь научить его слушать произведение. В младшем возрасте обучение этому умению начинают с рассказывания литературных произведений, которое воспринимается детьми легче, чем слушание чтения. В среднем дошкольном возрасте решить эту задачу можно не только посредством подбора интересной, доступной возрасту ребёнка литературы и выразительным чтением, как и в других возрастных группах, но и установкой на обсуждение проблемы, поставленной в произведении. Только не нужно насильно заставлять ребёнка слушать чтение, если ему этого не хочется. Лучше давать ему возможность самостоятельного выбора книги и времени для чтения.
У четырёх-пятилетних детей меняется отношение к книге: из наивного участника изображаемых событий ребёнок превращается в человека, способного эстетически воспринимать произведения искусства. Он становится активным слушателем, ярко и открыто выражающим свои эмоции по поводу прочитанного, способным заимствовать чужой опыт. В этом возрасте у детей появляется потребность расширить границы собственных представлений о предметах, явлениях, событиях окружающего мира, ещё не имевших места в их жизни. На данном этапе художественная литература остаётся главным источником познания окружающей действительности, объясняя ребёнку жизнь природы, мир человеческих взаимоотношений, помогая формированию его личности. В то же время знакомство ребёнка с произведениями художественной литературы расширяет его культурный и читательский кругозор, в силу чего меняется восприятие им самого литературного произведения.
Вся детская литература обращена к ребёнку, к его внутреннему миру, поэтому недостаточно просто прочитать ему художественный текст или ограничиться самыми общими вопросами (понравилось — не понравилось), нужно поговорить о том, что оказалось для него самым важным, интересным в произведении, что ему помог понять автор, что вызвало смех или, наоборот, грусть. Приобщение дошкольников к книге, стремление формировать у них полноценное восприятие литературного произведения приводит к необходимости уделять внимание анализу художественного текста на доступном для них уровне. Дети четырёх-пяти лет способны не только воспроизводить последовательность событий в произведении, но и отвечать на вопросы, направленные как на постижение содержания, так и на развитие их речи, эмоциональной культуры и творческого воображения. С этой целью в хрестоматии помещены методические вопросы. К литературным произведениям предусматривается несколько типов вопросов, но совсем не обязательно задавать их все после прочтения художественного текста. Поскольку многие дети любят неоднократно слушать полюбившиеся сказки, стихи и рассказы, то и вопросы можно варьировать, выбирая каждый раз те, которые, на ваш взгляд, будут в этот момент интересны ребёнку.
Произведения, предлагаемые детям данного возраста для ознакомления, разнообразны как в тематическом, так и в жанровом отношении. Это и так называемые малые фольклорные формы (заклички, песенки, потешки, небылицы-перевёртыши, скороговорки, загадки, пословицы, поговорки, считалки), и сказки разного вида (о животных, волшебные, докучные), и стихи (лиро-эпические и лирические), и рассказы, и научно-познавательные произведения. Безусловно, необходимо знакомить ребёнка с произведениями разных жанров, не отдавая предпочтения какому-либо одному из них. Дети с удовольствием слушают и потешки, и литературные поэтические произведения в силу своего тяготения к ритмически организованной речи, богатой рифмами и динамикой, развития образности мышления, чувства ритма. Традиционно излюбленным жанром малышей остаётся сказка, как народная, так и литературная, которую ребёнок теперь воспринимает не как забаву, а как «урок добру молодцу». В этом возрасте для чтения детям предлагаются юмористические произведения, прежде всего поэтические, основанные на словесной игре, когда предметом игры становится слово во всех его формах, значениях и смыслах. Потребность ребёнка в познании окружающего мира природы способна удовлетворить научно-художественная литература, развивающая интеллект, учащая самостоятельно мыслить, рассматривать явления действительности в их взаимосвязи.
При чтении и анализе художественного произведения мы считали принципиальным учить ребёнка вслушиваться в слово автора, понимать, что при помощи слова автор может не только называть разные предметы, признаки или действия, но и выражать своё отношение к действительности, к героям, которое может быть эмоциональным или равнодушным. В силу того, что дети среднего дошкольного возраста становятся более внимательными к художественному слову, они способны воспринимать яркие, образные определения предметов и явлений, представлять описанное, размышлять над определениями, над нюансами значений слов, испытывать чувства удовольствия, удивления при понимании образных выражений. Ведущим приёмом здесь оказывается сравнение предметов, выделение их существенных признаков, качеств, свойств. Детям можно предлагать художественные описания предметов путём сопоставления их с другими. Нужно помочь ребёнку научиться выделять языковые средства, осознавать, при помощи каких средств (эпитетов, сравнений) автор передаёт самое важное для него в описании. При знакомстве с эпитетами и сравнениями особое внимание должно обращаться на их функциональное назначение в речи.
Не нужно спешить после прочтения книги сразу же беседовать с ребёнком. Ведь он нуждается в том, чтобы эмоционально пережить прочитанное, подумать над ним, насладиться словом, и только после этого готов переключиться на другой, аналитический вид работы. Важно сохранить у ребёнка восторженное, трепетное отношение к произведению, чтобы это стало стимулом к рождению желания, жажды читать другие произведения и возвращаться к тем, которые породили в душе такой эмоциональный отклик.
Воспитание чувств ребенка. Развитие эмоциональной сферы у детей
Ирина Анатольевна Вилачева # 14 мая 2018 в 19:53 0 | ||
|
Мария # 17 мая 2018 в 00:35 +1 |
Материал очень интересный, написан понятным языком. В статье ЕСТЬ много полезных советов, приёмов по приобщению детей к художественной литературе. Ирина Анатольевна очень невнимательно прочитала материал и сразу же обидела Автора. Очень жаль... |