Мама, воспитывая ребенка, должна оставаться во взаимоотношениях с ребенком лидером, в противном случае в деле воспитания у нее ничего не получится. Ребенок, подрастая, набираясь знаний, опыта, относится к окружающим его людям (и к близким людям, в первую очередь) все более критически.
Чем старше он становится, тем интенсивнее в сознании его происходит процесс переоценки ценностей. Сколь быстро этот процесс у детей происходит, мы можем видеть хотя бы из следующего примера... Дети очень любят всевозможные тайны, секреты и потому иногда делают клады.
Несколько мальчиков однажды сложили в железный ящик свои любимые игрушки и всякую мелочь, именуемую обычно у детей «штучками», и закопали этот ящик в условленном месте; на следующее лето они откопали ящик, открыли его и... были разочарованы, поскольку игрушки и «штучки», интересные им год назад, теперь перестали представлять для них ценность.
Так же дело может обстоять и в плане взаимоотношений с родителями, с другими родственниками, в плане их авторитета; те, кого почитали за лидеров вчера, могут перестать быть лидерами завтра, если не будут постоянно проявлять заботу о своем положении лидера.
Как же его сохранить?
Во-первых, необходимо все время работать над собой: воспитывать в себе высокие нравственные качества - честность, обязательность, доброту, любовь, скромность, милосердие, сердечность, готовность к прощению, ответственность и т. д. - и не упускать случая продемонстрировать эти качества ребенку (в данном случае это не будет нравственность напоказ, что, конечно, было бы достойно порицания, это будет нравственность в качестве наглядного пособия); следует уважать себя, ибо человек, себя не уважающий, вряд ли способен воспитать достойного человека, и максимум, на который способен в деле воспитания человек, не уважающий себя, — это воспитать другого человека, не уважающего себя; быть интересным для ребенка в интеллектуальном отношении, для чего нужно не только регулярно обретать новые знания, но и призывать на помощь свою фантазию, уметь применять знания на практике (всякий выдумщик, как правило, лидер, а всякий лидер, за редкими исключениями, — выдумщик); быть человеком умелым, быть профессионалом своего дела, чтобы ребенок видел, как высоко ценят окружающие мнение и умение его мамы (папы); следить за своим поведением - не совершать поступков, роняющих вас в глазах ребенка.
Во-вторых, нужно всегда быть опрятным; согласитесь, вряд ли мама, позволяющая себе появляться перед ребенком нечесаной, в мятом халате, в «шлеме» из бигудей и т. д., будет для этого ребенка в течение длительного времени авторитетной.
В-третьих, важно всегда, даже в нестандартных ситуациях, уметь хранить спокойствие. Ребенок привык оглядываться на маму, если не знает, как поступить. И если он видит, что мама сама в растерянности и паникует, что мама теряет хладнокровие и не знает, как выйти из ситуации с достоинством, то вполне естественно начинает подозревать в маме слабость - такая ли уж надежная опора моя мама? и так ли уж она соответствует званию лидера? и не пересмотреть ли отношение к ней и к ее вечным поучениям, замечаниям, советам и пр.? Внутреннее спокойствие, всегдашняя уравновешенность - хороший фундамент для родительского авторитета.
В-четвертых, надо уважать своего ребенка и время от времени проявлять это свое уважение; не сомневайтесь, ребенок это высоко оценит и будет вам благодарен.
В-пятых, следует доверять своему ребенку...
Можно было бы продолжить этот ряд, углубляясь в тонкости психологии детей и родителей, в тонкости их взаимоотношений, но, думается, основное мы сказали. Завоевать авторитет и вместе с ним лидерское положение нелегко; это дело требует времени и каждодневных, порой ежечасных усилий; авторитет нуждается и в постоянной подпитке; а утратить авторитет легко, для этого достаточно одного неосмотрительного, неверного поступка, резкого слова, брошенного в сердцах, ложного обвинения, неправедного суда, чрезмерно жесткого наказания.
Мила Кузьмина # 30 августа 2013 в 22:52 +1 |