Конкурсы

Воспитание любви к чтению методами Арт-терапии

Воспитание любви к чтению методами Арт-терапии

Воспитание читающей, творческой личности методами Арт – терапии

Из опыта работы психолога Селищевой Лидии Михайловны, Арт – терапевта речевого центра «Логос», руководителя студии творческого развития «Беби – АРТ»

В мир литературы ребенка приводят семья, школа.  На сегодняшний день, к сожалению, значительно снизилось влияние книги на развитие детей. Ведь чтение книги развивает самостоятельное и нестандартное мышление, умение анализировать информацию. Семья должна вовремя научить ребенка полюбить чтение.

Если к книгам в семье относятся с уважением и любовью, то есть надежда, что и у ребенка появится интерес к  литературе. Помимо этого с детьми необходимо обсуждать прочитанное, объяснять про добро и зло, преданность и предательство, смелость и страх. Без этого невозможно формирование  образности речи и мировосприятия,   индивидуальной системы ценностей у ребенка.

Необходима совместная и постоянная деятельность взрослого и ребенка -  чтение вслух и диалог о прочитанном. Рассматривать и читать детские журналы, слушать, воспроизводить отдельные части текста, обсуждать с ребенком прочитанный эпизод —  это основная деятельность для развития интеллекта.    

У ребенка идет постепенное формирование любимой литературы, которая с возрастом расширяется и видоизменяется. Некоторые книжки читаются каждый день. Одни произведения ребенок забывает, но когда через определенное время их вновь читают ему, то на события и героев книги он смотрит совсем другими глазами. При постоянном чтении малыш многое цитирует наизусть, поправляя невнимательного взрослого и комментируя текст. Часто сам пересказывает текст, играет в понравившихся героев (может их рисовать, лепить, показывать в «кукольном театре»).

При этом чтение у взрослого должно быть выразительным, четким, разнообразным в интонации, с совместными комментариями, а литературу  нужно выбирать разнообразную и сложную.

Очень часто родители не читают сложных, на их взгляд, текстов, чтобы не отбить интерес ребенка к литературе. Однако психологами речевого центра «Логос» доказано,  что  бояться читать и разбирать сложных произведений не стоит.  При первом чтении можно чуть-чуть упростить текст, потом, не раз возвращаясь к нему, показывать малышу на новые детали снова и снова. Тогда развивается его восприятие, увеличивается опыт, формируется интерес к новой книге и желание читать. Групповое чтение — это лучший способ организации семейного досуга.   

Чтение и изобразительное искусство

В творческом развитии читателей большую роль играют дополнительные занятия, которые разработаны в липецком речевом центре "Логос". Множество направлений деятельности, разнообразие целей и задач объединяются в активном использовании методов и приемов, направленных на развитие детского творчества.  Специалисты центра показывают  продуктивность программ, которые развивают свободное чтение и творчество у детей как способность нестандартно мыслить и расширять кругозор.

Изучая проблемы чтения у детей, в центре "Логос" пришли к интересному решению - объединить чтение и рисование. Это разные, но очень необходимые занятия  в жизни каждого ребенка. С первого взгляда такое объединение казалось невозможным, но при разработки программы стало понятно, что эта идея дееспособна и в будущем принесет свои плоды. 

Специалисты  для обучения детей проделали массовую подготовительную работу: собеседование с каждым желающим ребенком, анкетирование, разделение на возрастные группы, разработка программы и составление календарного плана в каждой группе, распространение рекламных листков для родителей. В результате, в январе 2008 года открылась студия творческого развития ребенка "Беби-Арт". Занятия проводятся 2 раза в неделю в четырех возрастных группах от 2,5 года до 7 лет.

На уроках в студии творческого развития дети попадают в мир искусств: художественной литературы, музыки, рисования. Но причем здесь книги? Дело в том, чтобы раскрыть то или иное понятие в искусстве, необходимо прочитать книгу. Она помогает детям запоминать определенные термины, названия произведений, даты, имена известных людей, важные события. Кроме того, книги служат ориентиром дальнейшего творчества ребенка.

Основной целью занятий студии "Беби-Арт" является развитие у детей постоянного интереса к книгам, как к источникам знаний. Здесь объединили усилия психологи и педагоги, логопеды и родители,  создавая все условия для преобразования литературного опыта в творческое развитие личности, умеющая  анализировать  произведение. Специалисты воспитывают будущего  человека с широким кругозором и творческим  мышлением, который умеет увидеть красивое в мире, владеет навыками рисования и сможет достойно оценить произведения искусств.

Основываясь опытом работы  студии, можно с уверенностью сказать, что изобразительное искусство как культурное достояние, напрямую или косвенно связано с чтением книг. Несмотря на свою простоту, рисование открывает широкие возможности для самовыражения личности. Для ребенка такая деятельность не только интересная и увлекательная, но и полезная, ведь  развивается весь организм: глаза, руки, осязание, мышление. Простота и доступность рисования делает малыша независимым от взрослого.

Поэтому относится к рисованию, как к деятельности с ребенком необходимо  чаще, чем игре с ним. Ведь в играх малыш копирует в действиях кого-то, а в изобразительном искусстве он показывает себя, своих близких, передает свое настроение. Здесь он автор, а это основная и активная позиция по сравнению с ролевой игрой.

Для ребенка его рисунки являются важным этапом проявления себя как творца. С каждым следующим рисунком малыш все более полнее и ярче показывает себя. Особенно интересно видеть в картинах детей авторское прочтение произведений. Создавая рисунок, ребенок становится оформителем и иллюстратором. Обязательно под каждым рисунком необходимо писать  его название,  как формулирует это сам ребенок.  

Во время занятий с детьми проводят беседы о прочитанном, где они в свободной форме выражают собственное мнение. На уроках читаются и разбираются произведения  писателей: Пушкин А., Маршак С., Михалков С., Барто А., Хармс С., Бианки В. Психолог - Арт – терапевт применяет элементы  диалогового обучения, в котором на вопросы детей отвечает  советом использовать ту или иную технику в изобразительной деятельности. Поэтому дети без затруднений выполняют творческие задания, в которых объединяются разные искусства, используя новые виды техник и художественные материалы.

Главная задача каждого урока - сформировать у детей умение выделить из прочитанного произведения интересные детали и передать их в рисунке, показать их в цвете, выражая свои эмоции, подчеркнуть важность того или иного, передавая размер изображения. В начале занятия сообщается тема, после чего проходит беседа с детьми. Пересматривается литература в наличии и приносятся новые книги, которые соответствуют теме урока. При этом место выставки работ оформляется в стиле, соответствующем теме занятия.

Например, работы по теме "Светлый праздник Пасхи" выставляются среди вышитых полотенец, плетеных корзинок и колоритных расписанных тарелок. Далее читаются произведения и проводится подробный анализ текстов. В беседе дети отвечают на вопросы и высказывают свои мнения о прочитанном. Чтобы закрепить эмоциональное состояние ребенка, урок проводится в сопровождении негромкой музыки, показываются репродукции художников, соответствующих теме занятия.

К такому проведению подтолкнул материал преподавателя кафедры логопедии ИСПиП имени Валленберга и редактора журнала "Дошкольная педагогика Н.В. Нищевой   "Четыре времени года", в котором разработаны конспекты уроков для развития речи и эмоций у детей при рассмотрении произведений живописи. В пособие входят подборка цветных репродукций знаменитых художников, а также диск с классической музыкой и звуками природы.

Далее еще раз напоминаются этапы с последовательностью выполнения задания. В беседе с детьми,  для развития у них воображения, важно говорить об основной идее рисунка, главном персонаже, цветовой гамме. На основании этого описания  дети лучше представляют свой рисунок. Гармоничным и полезным станет применение поэтических произведений. Поэзия создает в воображении необходимый образ, развивает эмоциональность.

Специалисты, психологи, воспитатели речевого центра «Логос» и студии арт-терапевтической разгрузки, а также родители прилагают все усилия для развития творчества у детей, формирования у них интереса к чтению и окружающему миру. Психологи разрабатывают разнообразные темы и программы обучения, внедряя новые методы и формы работы с детьми.  Коллектив речевого центра «Логос» заинтересован в  развитии творчества детей, совершенствуя при этом воображение и фантазию с помощью чтения  произведений. 

Рекомендуем посмотреть:

Арт-терапия для детей

Что означает Арт - терапия

Сказкотерапия для дошкольников

Студия арт-терапии «Беби – АРТ»

Воспитание чувств ребенка. Развитие эмоциональной сферы у детей

Наталья Геннадьевна # 18 марта 2013 в 13:29 +1
интересно-познавательно!
Елена Кустова # 18 мая 2013 в 11:44 +1
Очень интересный материал! Спасибо!
Галина Юрьевна Ткаченко # 7 августа 2013 в 09:33 0
Лидия Михайловна, спасибо большое за представленную информацию. Она очень нужна нам в работе. В вашей статье нашла для себя много интересного и важного.
Селина Татьяна Владимировна # 13 июня 2014 в 18:14 0
Лидия Михайловна, мне очень понравилась Ваша статья. Ваши советы помогут родителям и учителям. Вы приводите разные приёмы работы с книгой, я думаю, что их можно использовать и на уроках литературного чтения. Чтение, рисование и музыка помогают воспитывать творческого, активного, вдумчивого читателя. Спасибо!
Ирина Евгеньевна Науменко # 14 июля 2014 в 00:17 0
Большое спасибо за статью, которая еще раз напоминает нам, взрослым, что воспитание читающей, творческой личности - непростая задача, требующая кропотливой ежедневной работы. Без постоянной совместной деятельности взрослого и ребенка невозможно успешное развитие интеллекта. В статье описана цель студии "Беби-Арт" и подробно рассмотрены способы ее достижения. Спасибо Вам, Лидия Михайловна, за доступное изложение материала.
Ирина Михайловна Куликова # 26 января 2016 в 17:01 0
Конечно же "книга развивает самостоятельное и нестандартное мышление, умение анализировать информацию. Семья должна вовремя научить ребенка полюбить чтение" Но как показывают опросы современных школьников, многие родители не читают книги, а значит привить любовь к книге детям не смогут.