Каждый день, кроме субботы и воскресенья, вы ходите в школу. Что вас там ожидает? В первую очередь, конечно, уроки. Интересные и скучные, любимые и не очень. И на них вы получаете оценки, которые в столбик выстраиваются у вас в дневнике. Ах, как приятно, когда вы можете ими гордиться!
А ещё в школе вас ждут одноклассники и учителя. Скорее всего, есть среди них ваши друзья, а есть и те, с кем вам неинтересно. Но самое замечательное то, что, каким бы ни был ваш класс, с ним обязательно случаются смешные истории!
Здесь вы встретите лишь некоторые из таких историй, записанные внимательными и весёлыми детскими писателями. Остальные забавные случаи вы можете вспомнить или придумать сами!
Классный выдался денёк! Уроки закончились рано, погода отличная. Мы ка-а-ак выскочили из школы! Ка-а-ак начали кидаться снежками, прыгать по сугробам и хохотать! Всю жизнь бы так веселился!
Вдруг Владик Гусев спохватился:
— Братцы! Завтра же контроша по математике! Готовиться нужно! — И, отряхиваясь от снега, поспешил к дому.
— Подумаешь, контроша! — Вовка швырнул снежок вслед Владику и развалился на снегу. — Я предлагаю её пр-ропустить!
— Как это? — не понял я.
— А вот так! — Вовка запихнул в рот снег и широким жестом обвёл сугробы. — Вон сколько тут анти- контролина! Препарат сертифицирован! Лёгкая простуда на время контрольной гарантирована! Завтра поболеем — в школу не пойдём! Здорово?
— Здорово! — одобрил я и тоже принял противоконтрольного лекарства.
Потом мы ещё попрыгали по сугробам, слепили снеговика в виде нашего завуча Михаила Яковлевича, съели по дополнительной порции антиконтролинчика — для верности — и отправились по домам.
Утром я проснулся и сам себя не узнал. Одна щека стала раза в три толще другой, и при этом ужасно болел зуб. Вот тебе и лёгкая простуда на один день!
— Ой, какой флюс! — Бабушка всплеснула руками, увидев меня. — Немедленно к врачу! Школа отменяется! Я позвоню учительнице.
В общем, противоконтрольное средство сработало безотказно. Это, конечно, меня порадовало. Но не совсем так, как хотелось бы. У кого хоть когда-нибудь болели зубы, кто попадал в руки к зубным врачам, тот меня поймёт. А доктор к тому же «утешил» напоследок:
— Зуб поболит ещё пару дней. Так что терпи и не забывай полоскать.
Вечером звоню Вовке:
— Как дела?
В трубке раздалось какое-то шипение. Я с трудом разобрал, что это Вовка отвечает:
— У меня голос пропал.
Разговора не получилось.
На следующий день, в субботу, зуб, как и было обещано, продолжал ныть. Каждый час бабушка давала мне лекарство, и я старательно полоскал рот. Болеть ещё и в воскресенье никак не входило в мои планы: мы с мамой собирались идти в цирк.
В воскресенье я вскочил чуть свет, чтоб не опоздать, но мама тут же испортила мне настроение:
— Никакого цирка! Сиди дома и полощи, чтоб к понедельнику выздороветь. Не пропускать же опять занятия — конец четверти!
Я — скорее к телефону, Вовке звонить:
— Твой антиконтролин, оказывается, ещё и антицирколин! Цирк из-за него отменился! Предупреждать надо!
— Он ещё и антикинол! — сипло подхватил Вовка. — Из-за него меня в кино не пустили! Кто же знал, что будет столько побочных действий!
— Думать надо! — возмутился я.
— Сам дурак! — отрезал он.
Короче говоря, мы совсем разругались и отправились полоскать: я — зуб, Вовка — горло.
В понедельник подхожу к школе и вижу: Вовка! Тоже, значит, подлечился.
— Как жизнь? — спрашиваю.
— Отлично! — хлопнул меня по плечу Вовка. — Главное, контрошу-то проболели!
Мы расхохотались и пошли в класс. Первый урок — математика.
— Ну что, Ручкин и Семечкин, выздоровели? — обрадовалась Алевтина Васильевна. — Очень хорошо! Скорее садитесь и доставайте чистые листочки. Сейчас будете писать контрольную работу, которую пропустили в пятницу. А мы пока займёмся проверкой домашнего задания.
Вот так номер! Антиконтролин оказался форменным обдурином!
Или, может, дело не в нём?
В воскресенье мы пили чай с вареньем и слушали радио. Как всегда в это время, радиослушатели в прямом эфире поздравляли своих друзей, родственников, начальников с днём рождения, днём свадьбы или ещё с чем-нибудь знаменательным; рассказывали, какие они расчудесные, и просили исполнить для этих прекрасных людей хорошие песни.
— Ещё один звонок! — в очередной раз ликующе провозгласил диктор. — Алло! Мы слушаем вас! Кого будем поздравлять?
И тут... Я ушам своим не поверил! Раздался голос моего одноклассника Владьки:
— Это говорит Владислав Николаевич Гусев! Поздравляю Владимира Петровича Ручкина, ученика четвёртого класса «Б»! Он получил пятёрку по математике! Первую в этой четверти! И вообще первую! Передайте для него лучшую песню!
— Замечательное поздравление! — восхитился диктор. — Мы присоединяемся к этим тёплым словам и желаем уважаемому Владимиру Петровичу, чтобы упомянутая пятёрка была не последней в его жизни! А сейчас — «Дважды два — четыре»!
Заиграла музыка, а я чуть чаем не поперхнулся. Шутка ли — в честь меня песню поют! Ведь Ручкин — это я! Да ещё и Владимир! Да ещё и Петрович! И вообще, в четвёртом «Б» учусь! Всё совпадает! Всё, кроме пятёрки. Никаких пятёрок я не получал. Никогда. А в дневнике у меня красовалось нечто прямо противоположное.
— Вовка! Неужели ты пятёрку получил?! — Мама выскочила из-за стола и бросилась меня обнимать- целовать. — Наконец-то! Я так мечтала об этом! Что же ты молчал? Скромный какой! А Владик-то — настоящий друг! Как за тебя радуется! Даже по радио поздравил! Пятёрочку надо отпраздновать! Я испеку что-нибудь вкусное! — Мама тут же замесила тесто и начала лепить пирожки, весело напевая: — Дважды два — четыре, дважды два — четыре...
Я хотел крикнуть, что Владик не друг, а гад! Всё врёт! Никакой пятёрки не было! Но язык совершенно не поворачивался. Как я ни старался. Уж очень мама обрадовалась. Никогда не думал, что мамина радость так действует на мой язык!
— Молодец, сынок! — замахал газетой папа. — Покажи пятёрочку!
— У нас дневники собрали, — соврал я. — Может, завтра раздадут или послезавтра...
— Ну ладно! Когда раздадут, тогда и полюбуемся! И пойдём в цирк! А сейчас я сбегаю за мороженым для всех нас! — Папа умчался, как вихрь, а я кинулся в комнату, к телефону. Трубку снял Владик.
— Привет! — хихикает. — Радио слушал?
— Ты что, совсем очумел? — зашипел я. — Родители тут голову потеряли из-за твоих дурацких шуток! А мне расхлёбывать! Где я им пятёрку возьму?
— Как это где? — серьёзно ответил Владик. — Завтра в школе. Приходи ко мне прямо сейчас уроки делать.
Скрипя зубами, я отправился к Владику. А что мне ещё оставалось?..
В общем, целых два часа мы решали примеры, задачи... И всё это вместо моего любимого триллера «Арбузы-людоеды»! Кошмар! Ну, Владька, погоди!
На следующий день на уроке математики Алевтина Васильевна спросила:
— Кто хочет разобрать домашнее задание у доски?
Владик ткнул меня в бок. Я ойкнул и поднял руку. Первый раз в жизни.
— Ручкин? — удивилась Алевтина Васильевна. — Что ж, милости просим!
А потом... Потом случилось чудо. Я всё решил и объяснил правильно. И в моём дневнике заалела гордая пятёрка! Честное слово, я даже не представлял, что получать пятёрки так приятно! Кто не верит, пусть попробует... В воскресенье мы, как всегда, пили чай и слушали передачу «Звоните, вам споют». Вдруг радиоприёмник опять затараторил Владькиным голосом:
— Поздравляю Владимира Петровича Ручкина из четвёртого «Б» с пятёркой по русскому языку! Прошу передать для него лучшую песню!
Чего-о-о-о?! Только русского языка мне ещё не хватало! Я вздрогнул и с отчаянной надеждой посмотрел на маму — может, не расслышала. Но её глаза сияли.
— Какой же ты у меня умница! — счастливо улыбаясь, воскликнула мама.
На уроке музыки Глафира Петровна строго сказала:
— Дети! Сегодня я вам продиктую новую песню. А вы записывайте всё очень тщательно, не пропуская ни единого словечка! Итак, начали! Цып-цып, мои цыплятки...
А в это время Петька Редькин решил пощекотать Владика Гусева. Владик взвизгнул и подпрыгнул. А Петька захихикал.
— Как вы себя ведёте? Безобразники! — рассердилась Глафира Петровна. — Вы у меня дождётесь! — И продолжала: — Цып-цып, мои касатки, вы — пушистые комочки...
А в это время Владик Гусев решил дать сдачу Петьке Редькину. И тоже его пощекотал. И теперь уже Петька взвизгнул и подпрыгнул. Глафира Петровна рассердилась ещё больше и крикнула:
— Совсем обнаглели! Распустились! Если не исправитесь, то ничего хорошего из вас не получится! Только хулиганы и бандиты! Срочно подумайте над своим поведением!
И стала дальше диктовать про цыплят.
А Петька Редькин подумал-подумал над своим поведением и решил его исправить. То есть перестал щекотать Владика и просто выдернул у него из-под носа тетрадку. Они начали тянуть несчастную тетрадку каждый к себе, и она в конце концов разорвалась. А Петька и Владик с грохотом свалились со стульев.
Тут терпение Глафиры Петровны лопнуло.
— Вон отсюда! Негодники! — закричала она страшным голосом. — И чтоб завтра же привели родителей!
Петька с Владиком чинно удалились. Глафире Петровне больше никто не мешал. Но она уже не могла успокоиться и всё повторяла:
— Накажу! Ух, накажу негодников! Надолго запомнят!
Наконец мы дописали песню, и Глафира Петровна сказала:
— Вот Ручкин сегодня хорошо себя ведёт. И слова, наверное, все записал.
Она взяла мою тетрадь. И стала вслух читать. И лицо у неё постепенно вытягивалось, а глаза округлялись.
— «Цып-цып, мои цыплятки, я вас накажу, вы у меня дождётесь! Цып-цып, мои касатки! Безобразники, как вы себя ведёте? Вы, пушистые комочки, совсем обнаглели! Мои будущие квочки! Из таких, как вы, вырастают бандиты и хулиганы! Подойдите же напиться и подумайте над своим поведением! Дам вам зёрен и водицы, и чтоб завтра же привели родителей! Ух, накажу этих негодников! Надолго запомнят!»
...Класс захлёбывался и всхлипывал от смеха.
Но Глафира Петровна и не улыбнулась.
—Та-ак, Ручкин, — произнесла она металлическим голосом. — За урок тебе — двойка. И чтоб без родителей ты в школу не являлся.
...Ну за что, спрашивается, двойка? За что родителей в школу? Я же записал всё, как просила Глафира Петровна! Ни словечка не пропустил!
Как только ударили морозы и в городе стали готовить лёд, Колька принялся выпрашивать у мамы канадские коньки с клёпаными лезвиями. Он каждый день приходил в спортивный магазин и подолгу стоял у витрины. Колька убеждал маму, что такие коньки есть почти у всех ребят и ему стыдно за то, что он один, как сирота, стоит в валенках на воротах.
Наконец за неделю до Нового года мама сказала:
— Вот если до праздника не получишь ни одной двойки — так и быть, подарю тебе коньки.
Колька твёрдо пообещал:
— Не получу!
Но очень скоро сообразил, что проучиться неделю без двоек для него, Коли Пузакова, дело совершенно нереальное. А так хотелось в каникулы ходить с ребятами на каток и играть в хоккей.
Но, будучи двоечником, он всё же был человеком рассудительным, находчивым и не мелочным.
— Если не избавиться от школы — плакали мои конёчки, — рассуждал Колька. — Прогулять не получится, а притворяться всю неделю больным невозможно. Уже пробовал.
Он действительно в первом классе хотел уйти с уроков и притворился, что заболел. Но медсестра его разоблачила и привела в класс.
— Головой крутит, — жаловалась она учительнице. — И говорит: «У меня голова кружится».
«Ну что ж, — думал Колька, — придётся заболеть по-настоящему. Только бы до физкультуры дотянуть».
А уроки физкультуры были последними.
«Только бы дотянуть!» — думал Колька и дотянул.
На перемене он подошёл к Витьке и сказал:
— Витька! Давай простудимся и заболеем!
— Зачем? Всё равно скоро каникулы.
— А так на неделю больше!
— Давай.
Физкультура проходила в лесу, за стадионом «Авангард». Нужно было бегать на лыжах вокруг озера. Кто пробегал три круга, того учительница отпускала кататься с горы.
Колька с Витькой лыжи-то принесли, но быстренько зарыли их под большим дубом на краю леса. А потом и сами стали по очереди закапываться в снег, но не под дубом, а возле лыжни — они были партизаны. Как только пробегал кто-нибудь из одноклассников, Колька с Витькой с криками «Ура! За Родину!» на него набрасывались и валили в снег. Девочки громко пищали, но на самом деле были рады и спешили поскорее опять попасть в засаду. Потом Кольку ранило, и Витька волоком тащил его через всё озеро в полевой госпиталь.
— Потерпи, командир, — говорил Витька. — Ещё немного осталось.
— Брось меня здесь, — отвечал Колька. — Мне не дотянуть.
Но до горки они всё же дотянули. А как дотянул и — воткнули в вершину палку, будто это земная ось, объявили себя белыми медведями и стали тереться об неё спинами. Они налепили снежков и сказали, что это полярные яблоки. Пока Витька эти яблоки ел, Колька бегал вокруг на четвереньках, рычал и набрасывался на всех, кто к Витьке приближался.
Хоть уроки давно кончились, мало кто из ребят пошёл домой, все по-прежнему веселились на горке. Расходиться начали только в сумерки.
— Тебя проняло? — спрашивал Колька.
— Нет, — отвечал Витька, стуча зубами.
— И меня не проняло.
— А давай тогда закаляться! — придумал Витька.
— Зачем?
— Чтоб заболеть!
— Давай, — ответил Колька, хотя вовсе не хотел закаляться, он замёрз и думал поскорее пойти домой. — Витька! — сказал он. — А мы лыжи найдём?
— Не знаю, — ответил Витька. — Побежали быстрее, пока совсем не стемнело!
Целый час ребята в потёмках лазили по сугробам, но лыжи найти не могли. Витька плакал:
— Меня мамка убьёт! Лыжи новые!
— Может, подтем дубом? — говорил Колька.
Но под тем дубом тоже не было.
И когда Витька уже совсем замёрз и ему стало всё равно — накажет его мама или нет, Колька закричал:
— Нашёл!
Уставшие, но очень довольные, ребята вышли из леса.
Утром Колька проснулся с надеждой, что у него поднялась температура. Он долго держал градусник под мышкой то с правой, то с левой стороны. Но градусник упрямо показывал тридцать шесть и шесть. Это была первая неудача начавшегося дня.
Утро было сырым и пасмурным. С крыш капало, снег таял. «Наверное, и каток растаял», — думал Колька, плетясь в школу. Теперь он уже не знал, хорошо это или плохо.
Вторая неприятность случилась в начале урока: девочки сообщили Катерине Ивановне, что Витька Зайцев простудился и заболел.
— Повезло! — прошептал Колька.
На уроке изучали материк Австралию. Катерина Ивановна задавала ребятам вопросы о природе этого материка, его географическом положении, населении. Колька всё это время успешно прятался за спинами ребят, но вдруг услышал:
— Коля Пузаков, расскажи нам, пожалуйста, о животном мире Австралии.
— В Австралии животный мир такой... — начал Колька. — Там животные все помешанные и сумчатые, например утконос.
Колька, надеясь заболеть, не выучил ни одного урока и был рад, что хоть что-то ответил.
— Ты, наверное, хотел сказать, что животные в Австралии редкие, а не помешанные.
— Да! Редкие.
— Ну, продолжай.
Колька никак не ожидал, что Катерина Ивановна заставит его продолжать. Он напрягся и сказал:
— Ещё там есть летучие мыши... Летучие лисицы... — Потом помолчал и добавил: — И летучие зайцы.
Мало того что Колька получил двойку, так ещё и опозорился на весь класс.
На втором уроке был диктант, назывался он «Зимой на катке».
— Как назло, — ворчал Колька. — Не могли тему другую найти!
На большой перемене случилась драка. Колька, хоть и не был зачинщиком, в драке принимал активное участие. В результате ему в клочья изодрали тетрадь по музыке. Колька сидел и рыдал. Если бы порвали тетрадь по математике или по русскому языку, он бы и не огорчился. Но тетрадь по музыке была единственная, где у него были только четвёрки и пятёрки. Ребята Кольку жалели и некоторые дарили ему новенькие тетрадки. Он тетрадки собирал, аккуратно подписывал и складывал в портфель, но рыдать при этом не переставал.
На уроке истории Колька опять опозорился: он сказал, что древние славяне обрабатывали землю тракторами.
А на математике Колька понял, что терять уже нечего, и принялся безобразничать. Добезобразничался до того, что учительница поставила ему двойку и выгнала из класса.
После уроков Колька не пошёл в спортивный магазин — сразу отправился домой.
Возле дома его встретила бабушка:
— Беги скорее в молочный и купи сметаны!
Пошёл Колька в молочный, а бабушка вдогонку:
— Банку не разбей и деньги не потеряй!
Прошло много времени, а Кольки всё не было.
Сначала бабушка на него сердилась, а потом стала переживать. И, когда магазин закрылся на обед, отправилась на поиски внука.
А Колька в это время уныло бродил возле магазина. Выяснилось, что он, во-первых, разбил банку, а во-вторых, потерял все деньги.
— Балбес! — сказала бабушка и пошла домой.
Кольке было всё равно, балбес он или нет. Он до
самых сумерек провалялся на диване, ни о чём не думая и ничего не желая.
Пришла с работы мама и спросила:
— Ты чего в потёмках валяешься?
— Ничего, — ответил Колька.
Мама включила свет, внимательно на него посмотрела и сказала:
— Мне принеси дневник, а себе поставь градусник.
Через пять минут Колька лежал в постели, напичканный лекарствами. Ему было плохо. Пришла тётя Наташа с третьего этажа и сделала Кольке укол. От этого стало легче, но не особенно.
Когда тётя Наташа ушла, мама спросила:
— Нарочно вчера по сугробам лазил, чтоб заболеть?
Колька промолчал. Тогда мама пошла в маленькую комнату и чем-то там долго шуршала. А когда вернулась, в руках у неё были коньки, именно те, которые Колька так вожделенно рассматривал.
Проболел он не одну, а три недели, как раз все каникулы. Каждый день Колька надевал коньки и бродил в них по квартире.
А Витька, наоборот, выздоровел очень быстро. Все каникулы он проводил с ребятами на катке. Когда Колька об этом думал, то вздыхал и говорил:
— Повезло.
Колька шёл из школы домой и изображал сыщика. Всю дорогу он двигался строевым шагом и внимательно смотрел в глаза прохожим. Прохожие понимали, что он сыщик, и сторонились, особенно когда Колька заглядывал им в сумки.
Сегодня Кольке повезло: он умудрился получить пятёрку, да ещё и по математике. Колька очень любил свою маму и знал, что она обрадуется. Огорчало одно: Витька в это время болел и в школу не ходил. «А то бы вместе поиграли», —думал Колька. Но Витька был не из тех людей, которые в болезни сидят дома, — он уже поджидал Кольку возле подъезда. По походке своего друга он сразу всё понял и тут же заявил:
— Они не ходят без орденов.
А у Кольки орденов не было, поэтому он возразил:
— Ходят.
Но, когда Витька вытащил из кармана целую горсть разных значков, всё же нацепил себе на грудь десять штук.
Витька сказал:
— Ты будешь капитан, а я майор.
— А кто главнее? — спросил Колька.
— Майор, конечно.
— А почему ты главнее?
— А чьи значки?
— Ну ладно.
Потом они сделали себе из бумаги погоны. Колька на своих написал «Капетан», а Витька «Моёр» и нарисовал много звёздочек.
После этого они отправились к соседнему дому на поиски преступников. Там на лавке сидел Колькин сосед Мишка Лычагин и чистил таранку.1 Ребята спрятались в кустах и по условному сигналу стали подкрадываться к лавке. Они решили, что Мишка — очень подозрительное и даже преступное лицо. А Мишка увидел, как крадутся ребята, решил, что сейчас у него отнимут таранку, и попытался бежать. Но Витька с Колькой его поймали, и началась схватка. Неизвестно, чем бы всё закончилось, если бы Мишка не закричал:
— Бабушка!
Мишкина бабушка работала на заводе охранником и на крик своего внука прибежала в полной боевой форме — с петлицами и при ремне. Витька с Колькой немедленно скрылись в кустах, но ещё долго оттуда следили за Мишкиной бабушкой. Они завидовали её форме. Но бабушка профессиональным глазом обнаружила слежку и решительно двинулась в кусты. Пришлось ребятам с позором убегать.
За дворами был колхозный рынок, ребята туда и прибежали. Здесь их просто поразило огромное количество подозрительных лиц. Колька подошёл к одному прилавку и стал рассматривать яблоки. Тётка из-за прилавка недовольно за ним наблюдала.
— А не скрываете ли вы контрабанду? — спросил Колька.
— Иди отсюда! — ответила тётка. — Сыщик.
Витька потянул Кольку за рукав и сказал:
— Капитан, вы ведёте себя слишком открыто. Нам надо законспирироваться.
И они законспирировались. Колька увидел на рынке свою бабушку, которая тащила две тяжёлые сумки с продуктами. Бабушка поманила его и достала из сумки купленный для внука гранат. Но Колька не хотел себя выдавать и, приложив к губам палец, прошептал:
— Тихо!
Потом они с Витькой скрылись в толпе. Особенно подозрительным показался длинный дед, который продавал мочалки. Напротив деда был пустой прилавок с дыркой, через которую ребята и вели своё наблюдение. Они по очереди выходили из засады и прохаживались мимо мочалок. Витька даже взял одну, понюхал, отошёл в сторону и сказал:
— Странно...
В дырку они увидели, как Колькина бабушка всё ещё ковыляет по рынку с двумя тяжёлыми сумками.
Витька сказал:
— Капитан, не исключено, что на вашу бабушку будет совершено нападение! Надо обеспечить охрану!
— А как же дед? — спросил Колька.
— Надо подумать, — ответил Витька.
— Опа! — всполошился Колька. — Я ей передатчик в сумку вложу!
Он схватил свой портфель и побежал за бабушкой. На ходу Колька вытащил пенал (будто передатчик) и уже хотел сунуть его в сумку, но так быстро и радостно бежал, что не заметил под ногами трубу, зацепился за неё ботинком и покатился прямо под ноги собственной бабушке.
Витька видел из засады, как в воздухе мелькнули бабушкины ноги, как перекосились подозрительные лица рыночных торговцев и как по асфальту покатились помидоры и яблоки. Потом сбежались люди и всё загородили. Тогда Витька вылез из-под прилавка и направился к толпе. Ему навстречу выскочила худая собака с куском колбасы и выбежала за ворота. Витьке открылось невесёлое зрелище: в луже из подсолнечного масла сидел Колька, рядом валялся гранат и ощипанная курица. Напротив Кольки сидела его бабушка, она крепко прижимала к груди мокрую сумку, из которой торчал обломок колбасы. Витька был сыщик — он сразу догадался, куда девалась вторая колбасная половина.
Колька опомнился первый, но опомнился, правда, не совсем. Он медленно встал, поднял гранат, молча пошёл и спрятался в засаде. Витька видел, как его друг, выполняя задание, полностью перепачкался маслом и пылью, потерял половину орденов и притом лишился одного погона. Ему стало жалко Кольку, и он сказал:
— За проявленный героизм вы тоже получаете звание «майор»! — И сорвал с Кольки погон.
Колька тихо сказал:
— Ладно.
Когда с рынка все разошлись и чуть стемнело, ребята отправились домой. Колька нарочно ждал темноты, чтобы люди не видели, какой он грязный. Но вдруг на полдороге он замер, поднял голову к небу и зарыдал:
— Портфель потерял!
Они снова побежали на рынок, но портфеля не нашли. Витьке было жалко своего друга. Колька сидел на прилавке и растирал грязными руками слёзы. Он заплакал бы ещё сильнее, если бы знал, что происходило у него дома.
Сначала к Колькиной маме пришла Мишкина бабушка и сказала, что, если Колька ещё раз нападёт на Мишу, она заявит в милицию. Потом едва добравшаяся до дому Колькина бабушка испуганно сообщила:
— Колька рассудком подвинулся.
И в довершение явился дед с мочалками. Он нашёл Колькин портфель, прочитал на дневнике адрес и вернул маме.
Колька долго стоял возле своей двери и тихо плакал. Он помнил, как хорошо сегодня начинался день и как грустно всё закончилось.
Когда Колька позвонил, дверь открыла мама, и он учуял запах валерьянки. Из последних сил Колька всё же решил оправдаться. Но мама стала тихо над ним смеяться. От этого Колькины нервы не выдержали, и он разрыдался на весь подъезд.
Тогда мама крепко-крепко прижала Кольку к себе, погладила его растрёпанную, вздрагивающую голову и спросила:
— Ну что, много шпионов наловил, сыщик?
- Мальчики и девочки! — сказала Раиса Ивановна. — Вы хорошо закончили эту четверть. Поздравляю вас. Теперь можно и отдохнуть. На каникулах мы устроим утренник и карнавал. Каждый из вас может нарядиться в кого угодно, а за лучший костюм будет выдана премия, так что готовьтесь.
И Раиса Ивановна собрала тетрадки, попрощалась с нами и ушла.
А когда мы шли домой, Мишка сказал:
— Я на карнавале буду гномом. Мне вчера купили накидку от дождя и капюшон. Я только лицо чем-нибудь занавешу, и гном готов. А ты кем нарядишься?
— Там видно будет.
И я забыл про это дело. Потому что дома мама мне сказала, что она уезжает в санаторий на десять дней и чтоб я тут вёл себя хорошо и следил за папой. И она на другой день уехала, а я с папой совсем замучился. То одно, то другое, и на улице шёл снег, и всё время я думал, когда же мама вернётся. Я зачёркивал клеточки на своём календаре.
И вдруг неожиданно прибегает Мишка и прямо с порога кричит:
— Идёшь ты или нет?
Я спрашиваю:
— Куда?
Мишка кричит:
— Как — куда? В школу! Сегодня же утренник, и все будут в костюмах! Ты что, не видишь, что я уже гномик?
И правда, он был в накидке с капюшончиком.
Я сказал:
— У меня нет костюма! У нас мама уехала.
А Мишка говорит:
— Давай сами чего-нибудь придумаем! Ну-ка, что у вас дома есть почуднее? Ты надень на себя, вот и будет костюм для карнавала.
Я говорю:
— Ничего у нас нет. Вот только папины бахилы для рыбалки.
Бахилы — это такие высокие резиновые сапоги. Если дождик или грязь — первое дело бахилы. Нипочём ноги не промочишь.
Мишка говорит:
— А ну надевай, посмотрим, что получится!
Я прямо с ботинками влез в папины сапоги. Оказалось, что бахилы доходят мне чуть не до подмышек. Я попробовал в них походить. Ничего, довольно неудобно. Зато здорово блестят. Мишке очень понравилось. Он говорит:
— А шапку какую?
Я говорю:
— Может быть, мамину соломенную, что от солнца?
— Давай её скорее!
Достал я шляпу, надел. Оказалось, немножко великовата, съезжает до носа, но всё-таки на ней цветы. Мишка посмотрел и говорит:
— Хороший костюм. Только я не понимаю, что он значит.
Я говорю:
— Может быть, он значит «мухомор»?
Мишка засмеялся:
— Что ты, у мухомора шляпка вся красная! Скорее всего, твой костюм обозначает «старый рыбак»!
Я замахал на Мишку:
— Сказал тоже! «Старый рыбак»!.. А борода где?
Тут Мишка задумался, я вышел в коридор, а там стояла наша соседка Вера Сергеевна. Она, когда меня увидела, всплеснула руками и говорит:
— Ох! Настоящий кот в сапогах!
Я сразу догадался, что значит мой костюм! Я — Кот в сапогах! Только жалко, хвоста нет! Я спрашиваю:
— Вера Сергеевна, у вас есть хвост?
А Вера Сергеевна говорит:
— Разве я очень похожа на чёрта?
— Нет, не очень, — говорю я. — Но не в этом дело. Вот вы сказали, что этот костюм значит «Кот в сапогах», а какой же кот может быть без хвоста? Нужен какой-нибудь хвост! Вера Сергеевна, помогите, а?
Тогда Вера Сергеевна сказала:
— Одну минуточку...
И вынесла мне довольно драненький рыжий хвостик с чёрными пятнами.
— Вот, — говорит, — это хвост от старой горжетки. Я в последнее время прочищаю им керогаз, но, думаю, тебе он вполне подойдёт.
Я сказал: «Большое спасибо» — и понёс хвост Мишке.
Мишка, как увидел его, говорит:
— Давай быстренько иголку с ниткой, я тебе пришью. Это чудный хвостик.
И Мишка стал пришивать мне сзади хвост. Он шил довольно ловко, но потом вдруг ка-ак уколет меня!
Я закричал:
— Потише ты, храбрый портняжка! Ты что, не чувствуешь, что шьёшь прямо по живому? Ведь колешь же!
— Это я немножко не рассчитал!
И опять как кольнёт!
— Мишка, рассчитывай получше, а то я тебя тресну!
А он:
— Я в первый раз в жизни шью!
И опять — коль!..
Я прямо заорал:
— Ты что, не понимаешь, что я после тебя буду полный инвалид и не смогу сидеть?
Но тут Мишка сказал:
— Ура! Готово! Ну и хвостик! Не у каждой кошки есть такой!
Тогда я взял тушь и кисточкой нарисовал себе усы, по три уса с каждой стороны — дпинные-дпинные, до ушей!
И мы пошли в школу.
Там народу было видимо-невидимо, и все в костюмах. Одних гномов было человек пятьдесят. И ещё было очень много белых «снежинок». Это такой костюм, когда вокруг много белой марли, а в середине торчит какая-нибудь девочка.
И мы все очень веселились и танцевали.
И я тоже танцевал, но всё время спотыкался и чуть не падал из-за больших сапог, и шляпа тоже, как назло, постоянно съезжала почти до подбородка.
А потом наша вожатая Люся вышла на сцену и сказала звонким голосом:
— Просим Кота в сапогах выйти сюда для получения первой премии за лучший костюм!
И я пошёл на сцену и когда входил на последнюю ступеньку, то споткнулся и чуть не упал. Все громко засмеялись, а Люся пожала мне руку и дала две книжки: «Дядю Стёпу» и «Сказки-загадки». Тут Борис Сергеевич заиграл туш, а я пошёл со сцены. И когда сходил, то опять споткнулся и чуть не упал, и опять все засмеялись.
А когда мы шли домой, Мишка сказал:
— Конечно, гномов много, а ты один!
— Да, — сказал я, — но все гномы были так себе, а ты был очень смешной, и тебе тоже надо книжку. Возьми у меня одну.
Мишка сказал:
— Не надо, что ты!
Я спросил:
— Ты какую хочешь?
— «Дядю Стёпу».
И я дал ему «Дядю Стёпу».
А дома я скинул свои огромные бахилы и побежал к календарю — зачеркнул сегодняшнюю клеточку. А потом зачеркнул уж и завтрашнюю.
Посмотрел — а до маминого приезда осталось три дня!
Это дело было так. У нас был урок — труд. Раиса Ивановна сказала, чтобы мы сделали каждый по отрывному календарю, кто как сообразит. Я взял картонку, оклеил её зелёной бумагой, посредине прорезал щёлку, к ней прикрепил спичечную коробку, а на коробку положил стопочку белых листиков, подогнал, подклеил, подровнял и на первом листике написал: «С Первым маем!»
Получился очень красивый календарь для маленьких детей. Если, например, у кого куклы, то для этих кукол. В общем, игрушечный. И Раиса Ивановна поставила мне пять. Она сказала:
— Мне нравится.
И я пошёл к себе и сел на место. В это время Лёвка Бурин тоже стал сдавать свой календарь, а Раиса Ивановна посмотрела на его работу и говорит:
— Наляпано.
И поставила Лёвке тройку.
А когда наступила перемена, Лёвка остался сидеть за партой. У него был довольно-таки невесёлый вид. А я в это время как раз промокал кляксу, и, когда увидел, что Лёвка такой грустный, я прямо с промокашкой в руке подошёл к Лёвке. Я хотел его развеселить, потому что мы с ним дружим и он один раз подарил мне монетку с дыркой. И ещё обещал принести мне стреляную охотничью гильзу, чтобы я из неё сделал атомный телескоп.
Я подошёл к Лёвке и сказал:
— Эх ты, Ляпа!
И состроил ему косые глаза.
И тут Лёвка ни с того ни с сего как даст мне пеналом по затылку. Вот когда я понял, как искры из глаз летят. Я страшно разозлился на Лёвку и треснул его изо всех сил промокашкой по шее. Но он, конечно, даже не почувствовал, а схватил свой портфель и пошёл домой. А у меня даже слёзы капали из глаз — так здорово поддал мне Лёвка, — капали прямо на промокашку и расплывались по ней, как бесцветные кляксы...
И тогда я решил Лёвку убить. После школы я целый день сидел дома и готовил оружие. Я взял у папы с письменного стола его синий разрезальный нож из пластмассы и целый день точил его о плиту. Я его упорно точил, терпеливо. Он очень медленно затачивался, но я всё точил и всё думал, как я приду завтра в класс и мой верный синий кинжал блеснёт перед Лёвкой, я занесу его над Лёвкиной головой, а Лёвка упадёт на колени и будет умолять меня даровать ему жизнь, и я скажу:
«Извинись!»
И он скажет:
«Извини!»
А я засмеюсь громовым смехом, вот так:
«Ха-ха-ха-ха!»
И эхо долго будет повторять в ущельях этот зловещий хохот. А девчонки от страха залезут под парты.
И когда я лёг спать, то всё ворочался с боку на бок и вздыхал, потому что мне было жалко Лёвку — хороший он человек, но теперь пусть несёт заслуженную кару, раз он стукнул меня пеналом по голове. И синий кинжал лежал у меня под подушкой, и я сжимал его рукоятку и чуть не стонал, так что мама спросила:
— Ты что там кряхтишь?
Я сказал:
— Ничего.
Мама сказала:
— Живот, что ли, болит?
Но я ничего ей не ответил, просто взял и отвернулся к стенке и стал дышать, как будто я давно уже сплю.
Утром я ничего не мог есть. Только выпил две чашки чаю с хлебом и маслом, с картошкой и сосиской. Потом пошёл в школу. Синий кинжал я положил в портфель с самого верху, чтоб удобно было достать.
Перед тем как пойти в класс, я долго стоял у дверей и не мог войти — так сильно билось сердце. Но всё-таки я себя переборол, толкнул дверь и вошёл. В классе всё было как всегда, и Лёвка стоял у окна с Валериком. Я, как его увидел, сразу стал расстёгивать портфель, чтобы достать кинжал. Но Лёвка в это время побежал ко мне. Я подумал, что он опять стукнет меня пеналом или чем-нибудь ещё, и стал ещё быстрее расстёгивать портфель, но Лёвка вдруг остановился около меня и как-то затоптался на месте, а потом вдруг наклонился ко мне близко-близко и сказал:
— На!
И он протянул мне золотую стреляную гильзу. И глаза у него стали такие, как будто он ещё что-то хотел сказать, но стеснялся. А мне вовсе и не нужно было, чтобы он говорил, просто я вдруг совершенно забыл, что хотел его убить, как будто и не собирался никогда, даже удивительно.
Я сказал:
— Хорошая какая гильза.
Взял её. И пошёл на своё место.
Перед началом урока в спортивный зал заглянул Мишка Пёрышкин, ученик седьмого «Б». Алексей Алексеевич, учитель физкультуры, раскладывал возле дальней стены кожаные маты для прыжков в длину.
— Какой у нас сейчас мировой рекорд? — без предисловий спросил Пёрышкин.
— Нормальный рекорд, больше восьми метров, — ответил Алексей Алексеевич.
Мишка Пёрышкин вошёл, молча отмерил шагами метров двенадцать, коротко разбежался и прыгнул в длину.
— Ну как? — спросил он, поднимаясь с мата.
— Неплохо, — согласился Алексей Алексеевич. — Мировой рекорд побит.
Ученик Пёрышкин огляделся по сторонам и спросил:
— В высоту, надеюсь, больше трёх метров никто ещё без шеста не прыгал?
— Двух с половиной, — успокоил Мишку учитель физкультуры. — Прыгнешь?
— Запросто!
Мишка установил планку на полметра выше мирового рекорда, коротко разбежался — и легко взял высоту.
— Неплохо, — согласился Алексей Алексеевич.
И ничего больше не сказал.
Мишка Пёрышкин решил помочь учителю.
— Ещё бег на сто метров... — начал подсказывать он. — Тяжёлая атлетика... Конная выездка...
Алексей Алексеевич наконец понял:
— Намекаешь, что тебе уже не обязательно посещать уроки физкультуры?.. — цокнул он языком.
Ученик Пёрышкин смущённо потупился.
— Знаю я эти ваши фокусы! — досадливо махнул рукой Алексей Алексеевич. — Придумал бы что-нибудь поинтереснее! — И зычно скомандовал: — А ну, марш переодеваться!
Падал первый, ещё не зимний снег. Он скоро растает, но мальчишки во дворе уже лепили снежную бабу.
Я забрал из школы дочь, мы шли с ней, взявшись за руки, и болтали о разных пустяках.
— Пап, — спросила вдруг Танюха как бы между прочим. — Ты смог бы слепить снежок и добросить его до нашего окна?
Мы живём на шестом этаже. Я задумался. Наверное, добросил бы, но кто его знает. Хвастать и уж тем более врать не хотелось.
Я пожал плечами.
— А вот Коржиков запросто добросит! — с какой- то непонятной гордостью сообщила мне дочь.
— Кто такой?
Мальчишки, которые лепили снеговика, толкали перед собой последний ком, за комом оставался чёрный петляющий след с пожухлыми торчащими травинками.
— Коржиков — это очень знаменитый человек, — объяснила Таня. — Новенький. В нашем втором «Б»...
Во втором «Б» классе все люди были знаменитыми и просто замечательными, и потому я решил уточнить, чем же знаменит именно этот доселе неведомый мне Коржиков.
Выяснилось вот что. Когда ни один человек в школе не смог ответить, как кричит кенгуру, и учительница Людмила Александровна тоже этого не знала, и даже директор, который вообще всё на свете обо всём знает, тот тоже не смог объяснить, как кричит кенгуру, — только отважный Коржиков не растерялся, и теперь вся школа умеет кричать, будто стадо перепуганных кенгуру.
Но это ещё далеко не главное. Выяснилось, что вовсе даже не стоит бояться, если из лесу вдруг выбегут динозавры и все соберутся на школьном дворе. Потому что навстречу им храбро выйдет — кто?..
— Коржиков... — робко предположил я. — Он разгонит всех динозавров хворостиной и восстановит порядок?
— Вовсе нет! — рассмеялась моя дочь. — То есть выйдет Коржиков, конечно! Правильно! Только он никаких динозавров палкой гонять не станет, он их приручит!
Выяснилось, что первый правильный шаг в этом направлении Коржиков уже сделал. Он подобрал в подъезде бездомного котёнка, принёс его к себе и теперь воспитывает. Чтобы котёнку было совсем хорошо, Коржиков дома никогда не кричит, как кенгуру, даже наоборот, иногда негромко мяукает, и котёнок думает, будто Коржиков — его мама. А коржиковские родители, получается, для котёнка бабушка и дедушка. И очень жаль, что у Коржикова нет братьев и сестёр, а то бы котёнку повезло совсем сказочно — у него появились бы родные тёти и дяди.
— Молодец Коржиков, — согласился я.
— Знаешь, папа, на кого он похож, этот Коржиков? — спросила дочь и сама же немедленно ответила. — На тебя, когда ты был маленьким! Я тебя маленького таким как раз и представляю!
Снежная баба у нас во дворе была готова, мальчишки затащили последний рыхлый ком наверх, на два других. Вот и голова на месте.
— Понятно, — сказал я. — Очень даже может быть.
Вечером, когда Танюшка уже уснула, я вышел прогулять нашего пса.
Снег ещё лежал, не успел за день растаять.
Я слепил плотный снежок, оглянулся по сторонам — не видит ли кто — и со всей силой залепил снежком в окно нашей кухни на шестом этаже. И негромко крикнул бегемотом, когда попал.
Завтра к нам должен прийти Коржиков. Его Танюха пригласила в гости. Не опростоволоситься бы.
Иван Семёнов — несчастный, а может быть, самый несчастный человек на всём белом свете. Почему? Да потому, что, между нами говоря, Иван не любит учиться и жизнь для него — сплошная мука. Представьте себе крепкого, рослого мальчишку с наголо остриженной и такой огромной головой, что не всякая шапка на неё налезет. И этот богатырь учится хуже всех в классе. А честно говоря, учится он хуже всех в школе. Обидно? Ещё как! Кому обидно? Да всему классу! Да всей школе обидно! А Ивану? А ему хоть бы хны! Вот так тип! В прошлом году играл он в белого медведя, целый день на четвереньках ходил по снегу — заболел воспалением лёгких. А воспаление лёгких — тяжёлая болезнь. Лежал Иван в постели еле живой и хриплым голосом распевал:
Пирамидон-мидон-мидон!
Аспирин-пирин-пирин!
От лекарства пропаду-ду-ду!
Только в школу не пойду-ду-ду!
Долго лежал Иван. Похудел. И едва выпустили его на улицу, он давай кота Бандюгу ловить: хотел дрессировкой подзаняться. Бандюга от него стрелой, Иван за ним, поскользнулся — руку вывихнул и голову чуть не расколол. Опять его в постель, опять он еле живой, опять хриплым голосом поёт- распевает:
На кровати я лежу-жу-жу!
Больше в школу не хожу-жу-жу!
Лучше мне калекой быть-быть-быть!
Лишь бы в школу не ходить-дить-дить!
Хитрый человек этот Иван Семёнов! Уж совсем поправился, а как врач придёт — Иван застонет, глаза закатит и не шевелится.
— Ничего не могу понять, — растерянно говорит врач, — совершенно здоровый мальчик, а стонет. И встать не может. Ну-ка, встанем!
Иван стонет, как раненый на войне, медленно опускает ноги с кровати, встаёт.
— Вот и молодец, — говорит врач. — Завтра можешь идти в школу.
Иван — хлоп на пол. Только голова состукала. Его обратно в кровать. А план у Ивана был простой — болеть как можно дольше. И всех бы он, Иван Семёнов, перехитрил, если бы не муха. Муха, обыкновенная муха подвела Ивана. Залетела она в комнату и давай жужжать. Потом давай Ивану на нос садиться. Он её гонял, гонял — никакого результата. Муха оказалась вредной, ехидной и ловкой. Она жужжит. Иван чуть не кричит. Извела муха Ивана. И спокойненько уселась на потолок. «Подожди, — решил Иван, — сейчас я тебе напинаю». Он подтащил стол, на стол поставил стул, взял полотенце, чтобы прихлопнуть муху, и — залез. А муха улетела. Иван от злости давай по потолку полотенцем хлопать! Вспотел даже.
В это время в комнату вошёл врач. Ну и попало Ивану, невезучему человеку, так попало, что с тех пор он мух бьёт кулаком, да изо всех сил! ОСТАВИЛИ ИВАНА во втором классе НА ВТОРОЙ ГОД! Все Ивана жалели. А он? А он хоть бы хны! Ну не получается у него учёба! Вот сядет он уроки готовить, обмакнёт перо в чернила, вздохнёт — клякса. Иван её промокашкой хлоп! Клякса посветлеет, но станет ещё больше. Иван снова обмакнёт перо, снова вздохнёт, и — снова клякса. Смотрит он на кляксы и мечтает. Хорошо бы сделать так, чтобы голова отвинчивалась. Пришёл бы в класс, спокойненько сел бы на своё место, отвинтил бы свою собственную голову и спрятал бы её в парту.
Идёт урок. Ивана, конечно, не спрашивают: не может же человек без головы говорить! Ведь говорит-то он ртом, рот-то у него в голове, а голова — где? В парте! Звонок на перемену. Иван привинчивает голову и носится по школе. Звонок на урок. Иван голову — вжик! вжик! вжик! — и обратно в парту. Сидит. Красота!
Думал Иван, думал и придумал однажды замечательную штуку. Пришёл он как-то в школу, сел за парту и молчит. Минуту молчит, вторую молчит, третью... Пять минут прошло, а он — молчит!
— Что с тобой? — спрашивают ребята.
Иван отвечает:
— З-з-з-з-з-з... — И голова у него дёргается.
— Заболел? — спрашивают ребята.
Иван кивает.
— Чем заболел?
Иван мелом на классной доске пишет:
ЗАЙКА
Ребята ничего не понимают. Колька Веткин говорит:
— Да ты и не похож на зайца.
Иван весь задрожал и:
— З-з-з-з-з-з...
— Заикой он стал! — догадался Паша Воробьёв. — Заикой, а не зайкой.
Иван обрадованно закивал. Как только в класс вошла Анна Антоновна, ребята загалдели:
— Семёнов болен!
— Он заикой стал!
— Говорить не может!
И всем классом, хором:
— З-з-з-з-з-з...
— Тише, — сказала Анна Антоновна, вызвала Ивана к доске и стала спрашивать.
А Иван отвечал так:
— Трр... бр... др... — голова у него дёргалась.
— Молодец, — сказала Анна Антоновна, — правильно ответил. Ставлю тебе пять с плюсом.
— Пять с плюсом?! — радостно переспросил Иван, который ни разу в жизни и четвёрки-то не получал.
А ребята захохотали. Громче всех Колька Веткин. Вызвали отца Ивана в школу. Ох и попало потом зайке-заике! И сказал он друзьям:
— Хватит. Точка. Не могу больше так жить. Буду проситься на пенсию. Со здоровьем у меня из-за этой учёбы совсем плохо. Сегодня же напишу заявление.
— А куда, куда заявление? — с огромной завистью спросил Колька. — Отвечай давай, если совесть у тебя есть!
— Совесть у меня есть, не беспокойся, — со вздохом проговорил Иван. — Но не имею я права каждому рассказывать, куда заявление о пенсии писать буду.
От обиды и возмущения Колька весь задрожал и крикнул:
— Всегда ты такой! Собакой лаять научишь, ручки в пол втыкать научишь, а на пенсию один отправишься?!
— Ты соображай, — посоветовал Иван. — Если все на пенсию уйдут, кто же учиться будет?
И он ушёл, опустив свою большую голову. Весь вечер трудился Иван над заявлением. Вот что у него получилось:
Вминистерство.
Учительница Меня Мучеит. За каждую ашипку ставит пару. Прашу принятмеру и асвабадит Меня ату- чёбы. Спасибо. Хачю палучит пеньсию. За это квам опять спасибо и привет.
Иван Семёнов.
На конверте он написал:
Сталица Москва
Вминистерство насчётпеньсии...
ат Ивана Семёнова сприветом квам заивление
Через день почтальон принёс письмо обратно и сказал Ивану:
— Нет такого адреса. И ошибок больно много. Рано тебе ещё жаловаться. И пенсию рано просить. Сначала школу окончи, поработай, потом жалуйся сколько тебе угодно.
Много разных историй с Иваном было, всех не расскажешь. Но вы уже, конечно, поняли, какой это несчастный человек.
Петрова разбудил солнечный зайчик, настырно скакавший по лицу. Мальчишка улыбнулся тёплому весеннему лучику и стал бодро собираться в школу.
Заталкивая в портфель учебники, Петров вдруг наткнулся на тетрадь по литературе. И его словно током ударило. Настроение сразу испортилось.
Накануне вечер он провёл на улице. Переделал кучу важных дел: сломал качели; обрызгал из лужи девчонок; покатался на отнятом у дошкольника скейтборде; нарисовал в подъезде портрет Ивановой. Затем поужинал, посмотрел боевик и, вполне довольный, лёг спать.
Ему и в голову не пришло, что завтра литература и нужно выучить стихотворение. А ведь Ольга Борисовна предупреждала, что спросит именно его, Петрова, — ведь надо же исправить двойку!
Он стал лихорадочно искать учебник, чтобы прочитать то, что задали. Но тот, как назло, куда-то запропастился.
И вот теперь, повесив буйную головушку, Петров тащился в школу. Он сосредоточенно думал, усиленно шевелил мозгами в поисках ответа на вечный вопрос — что делать? Может, прогулять?
«Отпрошусь у Ольги Борисовны. Скажу, заболел. А к следующему уроку стих непременно выучу».
— Привет, Петров! — прервал его размышления Тарасов.
— Здорово! — отозвался одноклассник.
— А у тебя шнурки развязаны.
- Где?
Петров машинально посмотрел на ноги. Он носил ботинки без шнурков. Специально для ленивых, как говорила мама.
— Первый апрель — никому не верь! — прокричал Тарасов и заспешил дальше.
«Сегодня же первое апреля! — ударил себя по лбу Петров. — Ольга Борисовна ни за что в болезнь не поверит! Что делать?»
Знать бы, как стих называется. Да автора назвать. Да первые строчки продекламировать. А потом сказать: мол, учил, но забыл. Может, и обошлось бы.
Петров напряг память, стараясь припомнить, на какую хоть тему было стихотворение. Но в голову предательски полезли совсем уж никчёмные строчки: «Любовь», «Любить», «Любимым быть...».
Это единственное стихотворение, которое Петров выучил самостоятельно. Он тогда был влюблён в Сидорову и даже подумывал признаться ей в любви. Из той же литературы он знал, что признаваться лучше стихами. Как Пушкин, например...
Но Петров — не Пушкин. Сам сочинять не умеет. Вот и откопал стихотворение в «Мурзилке»... Как же оно называлось? Кажется, «На букву «л». А написала его... Точно! Агния Барто.
А что если?..
Петрова осенила гениальная идея! Он догнал Тарасова.
— Классно ты меня разыграл! — похвалил Петров товарища.
— Ха! — обрадовался тот. — Я уже пол класса в дураках оставил. Я ещё и не то могу...
— А училку по литературе разыграть слабо? — подзадорил Петров.
— Ольгу Борисовну? А что, есть идея? — заволновался Тарасов.
— Могу поделиться, — сдержанно ответил Петров и стал рассказывать: — Сегодня она обещала вызвать меня к доске. Так вот, когда Ольга Борисовна у меня спросит, что на дом задано, я отвечу: стихотворение Барто «На букву «л». Она, конечно, не поверит. А ты подтвердишь! А если ещё и весь класс... Представляешь, как у неё лицо вытянется?!
— А вдруг она заставит тебя стих рассказывать? Что тогда?
— Ну и прочту. Я его назубок знаю!
— А если литераторша директора позовёт?
— Мы её остановим. Скажем: «Шутка! Первый апрель — никому не верь!»
— Ну ты даёшь! — восхитился Тарасов.
— Что, сдрейфил? — боясь, что Тарасов и впрямь сдрейфит, спросил Петров.
— Кто? Я? — возмутился Тарасов. — А чего мне бояться? Шутка ведь! Пойдём поговорим с ребятами.
— А с девчонками?
— Девчонок я беру на себя!
И мальчишки сломя голову побежали к школе.
Ольга Борисовна вошла в класс. Ученики необычно тихо встретили её, чем сильно встревожили.
«Что-то здесь не так!» — открывая журнал и пробегая глазами строчки с фамилиями, решила она. Хитрые улыбки и многозначительные переглядывания убедили учительницу, что ребята что-то задумали.
— Хорошо, — сказала она. — Начнём новую тему. Откройте тетради и запишите название.
По тому, как разочарованно заёрзали за партами пятиклассники, Ольга Борисовна удовлетворённо отметила, что сегодня урок им сорвать не удалось. Она успокоилась и продолжила объяснение.
Успокоился и Петров. Он с облегчением вздохнул и унёсся мечтами в облака, туда, где нет никакой литературы, да и других предметов, впрочем, тоже.
Урок подходил к концу. Оставалось минут десять до звонка.
— А теперь, — сказала Ольга Борисовна, — посмотрим, как вы справились с домашним заданием. К доске пойдёт... — Класс замер. — ...Петров, — назвала учительница.
Петров так и рухнул с облаков на парту.
— Стихотворение выучил?
— Конечно, Ольга Борисовна, — отрапортовал он.
— Иди рассказывай. И дневник прихвати.
Петров встал у доски, приосанился, как народный
артист перед публикой, и начал:
— Агния Барто. «На букву «л».
— Погоди, Петров, какая буква?.. — удивилась Ольга Борисовна.
— «Л», — повторил Петров. — Барто.
— Какая Барто?
— Агния, — уверенно кивнул мальчик.
— Я знаю, что Барто — Агния! — рассердилась Ольга Борисовна. — Позволь узнать, какое стихотворение я просила выучить?
— «На букву «л». Агния Барто, — упрямо твердил Петров.
— Не морочь мне голову. Садись — два!
Тихо веселившийся до этого класс вдруг загудел потревоженным ульем.
— За что?!
— Это несправедливо!
— Вы сами задали!
Только отличница Иванова не возмущалась. Она пыталась приструнить не в меру разошедшуюся Сидорову.
Ольга Борисовна посмотрела на класс. Потом лукаво сказала:
— Ну, хорошо. «На букву «л» так «На букву «л». Читай, Петров.
Петров снова принял позу артиста и начал. Постепенно он всё больше и больше воодушевлялся. Видимо, вспомнил, как был влюблён в Сидорову. Даже глаза засияли.
Когда он закончил, класс потрясённо помолчал, а потом разразился аплодисментами.
Ольга Борисовна поставила оценку.
— Молодец, Петров, — возвращая дневник, сказала она. — Садись. Пять!
Петров победителем вернулся на своё место. Раскрыл дневник, чтобы полюбоваться. И брови его медленно поползли вверх. Вместо пятёрки он увидел жирную двойку.
— Ольга Борисовна, вы же сказали, пять...
— Первый апрель — никому не верь! — весенне улыбнулась учительница.
Витя Тарасов с утра был озабочен. Его приглашал сил к себе на день рождения Саша Скворцов. Хотелось подарить другу что-то особенное, чтобы угодить, поразить и обрадовать.
Тарасов долго перебирал в голове разные варианты. И вдруг его осенило: Скворцов обожает собак! Сто раз Саша твердил ему об этом! А когда на уроке литературы им читали рассказ Чехова «Каштанка», Скворцов даже плакал. Тихо так. Никто не заметил, только он, Тарасов, это видел, но промолчал.
И ещё. У Скворцова была особенность — при виде собаки застыть столбом и стоять так, пока она не скроется из виду. Об этом весь класс знал.
Отличная идея! Тарасов подарит Скворцову щенка!
Даже на примете подходящий имеется. У соседки Марьи Ивановны месяц назад ощенилась Марта. Десять забавных щенят. Тарасов иногда заходил поиграть с ними и одного приглядел для себя. Но родителей уговорить пока не удалось. Так что этого щенка он подарит другу!
Со спортивной сумкой в руках Тарасов позвонил в квартиру соседки.
— Марь Иванна, я за щенком. У друга сегодня день рождения! — выпалил Витя, когда пожилая женщина открыла дверь.
— А родители друга согласны? — первым делом поинтересовалась Марья Ивановна,
— Согласны? — Глаза Тарасова сделались круглыми. — Да они просто мечтают о собаке! — для убедительности закричал он.
— Ну, тогда проходи.
Соседка проводила Витю в комнату, где на подстилке возле Марты возился с мячиком лохматый щенок.
— Вот этот подойдёт? — спросила Марья Ивановна.
Тарасов растерянно поискал по сторонам.
— А где остальные? — залезая под диван, поинтересовался он.
— Разобрали. Вот только этот остался, — сказала Марья Ивановна. — Не подойдёт, что ли? — насторожилась она.
— Подойдёт, подойдёт, — затараторил Тарасов, сажая щенка в сумку. — У вашей Марты всегда щенки самые лучшие. Спасибо, Марь Иванна.
И выскочил за дверь.
Тарасов нетерпеливо трезвонил в квартиру друга. Дверь открыла Сидорова.
— Привет! Все собрались? А где Сашка?
Сидорова ничего не ответила, а молча провела
Тарасова в комнату.
Возле празднично накрытого стола переминались с ноги на ногу растерянные одноклассники. Именинник столбом застыл рядом. Взгляд его был устремлён в одну точку, словно он увидел там нечто и не может от этого нечто оторваться.
Не обращая ни на кого внимания, Тарасов достал из сумки щенка и протянул другу.
— Держи, Саша! С днём рождения! — захлебнулся восторгом он.
Но Скворцов не отреагировал.
— Ты чего? — испугался Тарасов. — Ты же мечтал... я знаю! — неуверенно начал он, переводя взгляд на одноклассников.
И тут позади него раздалось задорное тявканье. Тарасов обернулся.
На диване с полотенцами на головах и держась за сердце сидели Сашины родители. По ним и по дивану бегали девять лохматых Мартиных щенков.
— Здрасьте... — только и смог вымолвить Тарасов.
- Пойдёт отвечать...
Затаив дыхание, Лёнька Волосков впивается в учебник. От волнения он видит всего два слова: «Так как...»
Карандаш учителя медленно скользит по журналу. Ученики с фамилиями на «а» и «б» распрямляют спины — карандаш ползёт по «в»...
«Быстрее», — торопит Волосков.
Карандаш застревает.
«Так как, — бормочет Волосков, — так как...»
— Пойдёт...
«Только не меня... Если не вызовут, буду учить каждый день!»
Карандаш дёргается, как грузовик в канаве, и тихо, почти незаметно сползает книзу:
— Корякин!
Вздох облегчения.
— Я не выучил, — уныло сообщает Корякин.
«Болван! — стонет Волосков. — Никогда не учит!
Хоть бы раз!..»
— Почему? — хмурится учитель.
— Голова весь день болела...
«Голова у него болела! — с ненавистью фыркает Волосков. — Весь день в футбол гонял! Голова... Треснуть бы по этой голове!»
— А может быть, ты помнишь что-нибудь? Материал нетрудный... Подумай, Корякин, это ведь уже вторая двойка.
— Иди, — шепчет Волосков, — материал ерундовый, рассказывать нечего...
— И класс тебе поможет, — продолжает учитель.
— Конечно, поможем! — восклицает Лёнька. — Всё время будем помогать!
— Нет, — говорит Корякин голосом человека, которому уже ничто не поможет. — Не могу.
— Иди! — шипит Волосков и толкает Корякина в спину. — Вторая пара, балда!
— Ну что ж, садись. — Учитель склоняется над журналом. — Вопрос тот же.
«Честное слово, буду учить, — бормочет Лёнька. — Десять часов в день, если не вызовут! На улицу вообще ходить перестану! Зарядку буду делать!»
— Грачёв!
Грачёв идёт к доске.
— Вопрос лёгкий... — шепчет ему вслед на всякий случай Волосков. И нагибается к соседям: — Можете не повторять, сейчас меня вызовут...
И снова впивается в учебник. Но строчки, как безумные, — так и скачут, так и скачут! А слова в тот же миг испаряются из головы.
Тем временем ответ Грачёва близится к концу...
«Скорее бы домой, — вздыхает Лёнька, — завтра воскресенье, убрать всё нужно, помыть... и к соседям — кому что трудно... Кому у нас трудно-то? Все, как назло, молодые, здоровые... Вспомнил! Вспомнил! Есть одна старушка — в самый раз! Сделаю уроки — и к старушке. Только бы не вызвали...»
— Отвечать пойдёт... пойдёт...
Волосков устремляет на учителя пристальный, немигающий взгляд.
— Мочалкин, Мочалкин, — бормочет он и, прищурившись, выпячивает подбородок. — Мочалкин, Мочалкин... или Пашков, — тихо добавляет он, предоставляя учителю некоторую самостоятельность. — Волосков хорошо знает материал, его можно и потом спросить... Мочалкина давно не вызывали...
— Волосков!
В устах учителя фамилия звучит как выстрел в спину.
«Хотя нет, посиди пока...» — делает Волосков последнее, отчаянное усилие. Но учитель молча смотрит на него.
Получив двойку, Волосков устало откидывается на спинку парты и несколько секунд сидит, бессмысленно уставившись в потолок. Потом он медленно переводит взгляд на учителя, лицо его выражает крайнее недоумение: «Десять часов в день... Старушка.. . И до чего человек дойти может!..»
На уроках истории учитель всегда объяснял так, словно вся его жизнь прошла до нашей эры и теперь он вспоминает молодость...
— Охота на мамонтов была опасной... Потом всё изменилось... С севера наступал лёд... Стало холодно... Пришлось надеть звериную шкуру.
Одинаково легко передвигаясь в толще веков в любых направлениях, учитель как ни в чём не бывало мог сказать: «А теперь давайте вспомним Марафонскую битву!» — вызывая этим вопросом всеобщее беспокойство...
Или сегодня:
— Восстание Спартака! Отвечать пойдёт... Зонтиков! Зонтиков медленно поднимается и застывает в глубокой печали.
— Неужели ты не помнишь, Зонтиков, как проходило восстание? — поражается учитель.
— Не помню, — качает головой Зонтиков.
— А ты помнишь, чем закончилось восстание?
— Нет, — вздыхает Зонтиков, — забыл...
— Ну а что же ты помнишь?
— Ничего не помню...
— Садись — два!
— А ты учил? — спрашивает Зонтиков у своего соседа.
Бабкин молчит. Человеку, имеющему семь двоек за четверть, глупо задавать подобный вопрос. Мрачно насупившись, он лениво заглядывает в учебник — «Восстание Спартака».
«Опять восстание! — раздражённо думает он. — То в Риме, то в Сицилии... И каждый раз поражение... И двойки, двойки...»
— О причинах поражения восстания расскажет...
Перед лицом надвигающейся катастрофы Бабкин
— Бабкин!
Весь в рубцах, ветеран Бабкин выходит к доске.
— Н-ну? — повторяет Павел Сергеевич. — Каковы же причины поражения? Как ты думаешь, Бабкин? Почему рабы потерпели поражение?
Бабкин долго и угрюмо молчит. Потом тяжело поднимает лохматую голову.
— Рабы потерпели поражение, — говорит он, — потому что не знали его причин...
После чего получает двойку и возвращается на родную, тёплую парту.
— Всё, с меня хватит, — зло шепчет он. — Больше я на историю не приду!
— Я тоже, — бормочет Зонтиков, — я тоже не приду!
Так было задумано восстание во главе с Бабкиным. Первое столкновение произошло на следующий день.
— Бабкин, — сказал директор школы после уроков, — ты знаешь, где живёт Павел Сергеевич? Вот и отлично! Отнеси ему этот конверт. Только побыстрее.
Всю дорогу Бабкин и Зонтиков шли молча. Перед дверью учителя Бабкин снял шапку и прижался ухом к замочной скважине. Сзади навалился Зонтиков... Внезапно дверь распахнулась, и упирающийся в неё Бабкин влетел в коридор и упал в объятия учителя. Позади слышался удаляющийся топот — это Зонтиков катился вниз по лестнице.
— Здравствуйте, — сказал Бабкин.
— Здравствуй. — Павел Сергеевич закрыл дверь.
— Директор сказал: «Побыстрее!» — объяснил Бабкин. — Он письмо передал...
— Ах вот оно что. — Учитель взял конверт. — Ну, спасибо... Проходи, что же ты стоишь?
Впервые за весь разговор Бабкин поднял голову. То, что он увидел, поразило его. Учитель был в рубашке, без пиджака.
— Раздевайся, раздевайся, — улыбался учитель. Плохо соображая, что делает, Бабкин разделся и прошёл в комнату. — Садись, раз в гости пришёл, будем чай пить.
Окончательно растерявшись, Бабкин уселся за стол и ничего не понимающим взглядом упёрся в колбасу.
Учитель отхлебнул из стакана. Бабкин тоже отхлебнул. И снова замер: никто ещё не видел, как учитель ест...
Внезапно он почувствовал, как подозрительно тихо в комнате, и выжидающе вскинул глаза. Ему показалось, что вот сейчас учитель поставит стакан и скажет: «Природа Древней Греции, Бабкин, была пышная — климат морской, тёплый...»
Но учитель не торопился.
— Ты почему сахар не берёшь? Не стесняйся.
— Мне и так сладко, — вздохнул Бабкин и вдруг, оглянувшись, заметил на стене карту: «Римская империя в первом веке нашей эры».
— Узнаёшь? — спросил учитель.
— Да, — уныло протянул Бабкин, — узнаю...
«После чая спрашивать будет, — решил он. — Ещё
Нашествия варваров Бабкин ждал как праздника: после него империя распалась...
Отхлебнув чай, он вздохнул: впереди ещё было «ослабление». Империя слабела веками... Это могло свести с ума.
Он снова подозрительно взглянул на учителя: «Размешает сейчас чай, да и скажет: «А ну-ка, Бабкин, покажи путь Ксеркса в Грецию». С этим вопросом Бабкин столкнулся ещё в первой четверти. Тогда, по его мнению, флотилия персидского царя Ксеркса прошла мимо берегов Греции...
Да мало ли о чём можно спросить! Бабкин даже заёрзал на стуле.
— Карта у вас, Павел Сергеевич, какая-то... — начал он неуверенно. — У нас в школе вроде другая... Меня спросить, так я ничего и не покажу...
— Карта та же, — успокоил учитель. — Ты приглядись повнимательнее.
«Ну и влип!» — думал Бабкин, напряжённо приглядываясь. На узком Апеннинском полуострове ясно чернел кружок Рима.
— Вон Рим, Павел Сергеевич! — показал вдруг пальцем Бабкин, словно столкнулся с приятной неожиданностью.
— Да, — приветливо откликнулся Павел Сергеевич. — Рим отсюда хорошо виден. А вот Карфаген почти не заметен...
— Да, — промямлил Бабкин, бороздя глазами карту вдоль и поперёк. И вдруг торопливо поднялся со стула. — Я домой пойду, — хрипло сказал он. — Там у меня пример по математике, никак решить не могу — с ответом не сходится...
На следующий день перед самым звонком Зонтиков поймал Бабкина в коридоре.
— Наконец-то! — зашептал он, оглядываясь. — Сейчас история... Куда побежим?
Бабкин нахмурился:
— Знаешь что... Я передумал...
— Как передумал? — разинул рот Зонтиков.
— Передумал, и всё!
— Но почему, почему?!
Прозвенел звонок, и они вошли в класс. Через минуту появился Павел Сергеевич. Он повесил карту «Римская империя в первом веке нашей эры», взглянул на Бабкина и улыбнулся. Бабкин покраснел и, наклонившись к Зонтикову, тихо прошептал:
— Мы с ним вчера вместе колбасу ели...
Новенький сидел на последней парте. Его нельзя было не заметить: у него были ярко-рыжие волосы.
— У нас новичок, — сказал Лёвушкин.
— Откуда ты приехал? — спросил я.
— Наш дом снесли. И мы получили новую квартиру.
— Твоя фамилия?
— Княжин.
— А как ты занимался по физике?
— Это мой любимый предмет.
Всё-таки он был очень рыжий, и я невольно смотрел на его волосы и не видел лица.
Я начал объяснять новые формулы. Каждый раз, когда я поворачивался к доске, чтобы написать формулу или нарисовать чертёж, Лёвушкин шептал и хихикал за моей спиной.
— Не мешай слушать, — донёсся до меня голос Княжина.
Я оглянулся: у Лёвушкина был такой растерянный вид, точно он хлебнул горячего чаю, сильно обжёгся и не знал, толи выплюнуть этот чай, толи проглотить.
— Княжин, — сказал я, — подойди к доске и реши задачу по новой формуле.
Он быстро решил задачу и чётко, без запинки, всё объяснил. Мне понравилось, как он отвечал. Многие ребята в классе говорили лишние слова, а Княжин нет.
После звонка, когда я выходил из класса, услыхал голос Лёвушкина:
— Видали, какой? Я ему мешаю. Первый день — и уже наводит свои порядки. Академик Фок! Пошевельнуться нельзя. Рыжий, да ещё подлиза.
— Я и сам знаю, что рыжий, — спокойно ответил Княжин. — А ты дурак, раз дразнишься. Это совершенно точно.
Через неделю я увидал у старшей вожатой списки ребят, записавшихся в разные кружки. В физический кружок первым записался Княжин. «Хорошо, — подумал я. — Княжин — парень что надо».
Я полистал списки других кружков и в каждом наталкивался на фамилию Княжина. И в зоологическом, и в математическом, и в спортивном. Только в кружок по пению он не записался.
На перемене я окликнул Княжина.
— Зачем ты записался во все кружки? — спросил я. — По-моему, это несколько легкомысленно.
— Мне надо, — ответил он.
— Может быть, ты не знаешь, что увлекает тебя больше всего?
— Нет, я знаю, — упрямо ответил он. — Но мне надо. Это моя тайна.
— Тайна это или не тайна, — сказал я, — но на занятия физического кружка можешь не приходить. Если ты будешь работать в зоологическом, математическом и спортивном кружках, то на физику у тебя не останется времени.
Княжин очень расстроился и даже побледнел. Я пожалел, что так резко с ним разговаривал: всё- таки он ещё мальчик.
— Я должен всё знать, я должен быть незаменимым, — сказал он. — Я буду пилотом космического корабля. Я никому этого не говорил, но вы меня заставили.
— А-а! — протянул я. И впервые посмотрел ему прямо в лицо. Под рыжим чубом у него было выпуклый лоб, а глаза были голубые и отчаянные.
«Этот долетит, — подумал я, — этот долетит!» Я вспомнил, как во время войны прыгал с парашютом и как это страшно, когда прыгаешь в пустоту. Посмотришь на далёкую землю, на деревья, похожие всего лишь на бугорки мха, на реки с дождевой ручеёк, и хочешь ты этого или не хочешь, а подумаешь: «Вдруг парашют не откроется?» И тогда земля делается не желанной, а страшной. «А ведь тем, кто полетит в космос, будет ещё страшнее. Но этот всё равно полетит».
— Тогда я не возражаю, раз такое дело, — сказал я.
— Спасибо, — ответил Княжин.
За три месяца он не пропустил ни одного занятия физического кружка. А потом вдруг перестал ходить. И на уроках он был рассеянным и даже похудел.
— Княжин, — спросил я, — почему ты бросил кружок? Не успеваешь?
Он поднял на меня глаза. Это были глаза другого человека. Они были не отчаянные, а печальные и потеряли голубой цвет.
— Я ещё буду ходить, — ответил он.
Лёвушкин мне сказал (он подружился с Княжиным):
— У него большая неприятность. Рассказать не могу, но большая неприятность.
Я решил поговорить с Княжиным на днях, но случай свёл нас в этот же вечер. Я стоял в книжном магазине у прилавка и вдруг услыхал позади себя знакомый голос:
— Есть что-нибудь новенькое?
— Мальчик, — ответила девушка-продавщица, — не может быть каждый день что-нибудь новенькое. Ты заходил бы раза два в неделю.
Я оглянулся. Передо мной стоял Княжин, но что- то незнакомое было в выражении его лица. Я сразу не догадался, а потом понял: у него на носу красовались очки. Маленькие, ребячьи очки в белой металлической оправе.
Минуту мы стояли молча. Княжин стал пунцово-красным, у него покраснели щёки, уши и даже нос.
— А, Княжин, — сказал я.
Больше я не успел ничего добавить — он пустился наутёк.
Я бросился за ним.
— Княжин! — крикнул я. — Княжин, постой!
Какой-то мужчина посмотрел на меня, а женщина
— Держи мальчишку!
Тогда Княжин остановился. Он не смотрел на меня, снял очки и низко опустил голову.
— И тебе не стыдно? Мало ли людей носят очки и совсем не стыдятся этого. Прости меня, но, по- моему, это глупо.
Он промолчал.
— Убегать из-за такой ерунды. А Лёвушкин говорил: «У Княжина большие неприятности». Чепуха!
Тогда он поднял голову и тихо сказал:
— А ведь меня теперь в лётчики не возьмут, я узнавал — близоруких не берут, и космические корабли мне не водить. Я эти очки ненавижу.
Ах вот в чём дело! Вот почему он такой несчастный и похудевший. Разлетелась в куски его первая мечта, и он страдал. Один, втихомолку.
— Зря ты так мучаешься, — сказал я наконец. — Полетишь на космическом корабле астрономом, инженером или врачом.
— Значит, вы думаете, я всё же могу надеяться? Могу? — Он ухватился за мои слова с радостью. — Как же я сам не сообразил? Просто дурак, это совершенно точно.
Он был такой счастливый! А я подумал: «Хорошо, когда у человека ясная цель в жизни и всё впереди».
Тогда он утром подошёл к столу, то увидал огромный букет мимозы. Они были такие хрупкие, такие жёлтые и свежие, как первый тёплый день!
— Это папа подарил мне, — сказала мама. — Ведь сегодня Восьмое марта.
Действительно, сегодня Восьмое марта, а он совсем забыл об этом. Вчера вечером помнил и даже ночью помнил, а сейчас вдруг забыл. Он побежал к себе в комнату, схватил портфель и вытащил открытку. Там было написано: «Дорогая мамочка, поздравляю тебя с Восьмым марта! Обещаю всегда тебя слушаться». Он вручил ей открытку, а сам стоял рядом и ждал. Мама прочитала открытку в одну секунду. Даже как-то неинтересно — как взрослые быстро читают!
А когда он уже уходил в школу, мама вдруг сказала ему:
— Возьми несколько веточек мимозы и подари Лене Поповой.
Лена Попова была его соседкой по парте.
— Зачем? — хмуро спросил он.
— А затем, что сегодня Восьмое марта, и я уверена, что все ваши мальчики что-нибудь подарят девочкам.
Ему очень не хотелось тащить эти мимозы, но мама просила, и отказывать ей тоже не хотелось. Он взял три веточки мимозы и пошёл в школу.
По дороге ему казалось, что все на него оглядываются. Но у самой школы ему повезло. Он встретил Лену Попову. Подбежал к ней, протянул мимозу и сказал:
— Это тебе.
— Мне? Ой, как красиво! Большое спасибо!
Она готова была благодарить его ещё час, но он повернулся и убежал.
А на первой перемене оказалось, что никто из мальчиков в их классе ничего не подарил девочкам. Ни один. Только перед Леной Поповой лежали нежные веточки мимозы.
— Откуда у тебя цветы? — спросила учительница.
— Это мне Витя подарил, — сказала Лена.
Все сразу зашушукались и посмотрели на Витю, а Витя низко опустил голову.
— Вот как! — сказала учительница. — Ты оберни концы веток в мокрую тряпочку или бумагу, тогда они у тебя не завянут.
А на перемене, когда Витя как ни в чём не бывало подошёл к ребятам, хотя чувствовал уже недоброе, они вдруг закричали:
— Тили-тили-тесто, жених и невеста! Витька водится с девчонками! Витька водится с девчонками!
Ребята засмеялись и стали показывать на него пальцами. А тут проходили мимо старшие ребята и все на него смотрели и спрашивали, чей он жених.
Он еле досидел до конца уроков и, как только прозвенел звонок, со всех ног полетел домой, чтобы там, дома, сорвать свою досаду и обиду.
Он забарабанил изо всех сил по двери и, когда мама открыла ему, закричал:
— Это ты, это ты виновата, это всё из-за тебя! — Он почти плакал. Вбежал в комнату, схватил мимозы и бросил их на пол. — Ненавижу эти цветы, ненавижу!
Он стал топтать их ногами, и жёлтые, нежные цветочки лопались под грубой подмёткой его ботинок.
— Это мне подарил папа, — сказала мама.
А Лена Попова несла домой три нежные веточки мимозы в мокрой тряпочке, чтобы они не завяли. Она несла их впереди себя, и ей казалось, что в них отражается солнце, что они такие красивые, такие особенные... Это ведь были первые мимозы в её жизни...
Нет комментариев. Ваш будет первым!