Константин Ушинский «Наше отечество»
Наше отечество, наша родина — матушка Россия.
Отечеством мы зовём Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши.
Родиной мы зовём её потому, что в ней мы родились. В ней говорят родным нам языком, и всё в ней для нас родное; а матерью — потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку, как мать она защищает и бережёт нас от всяких врагов.
Велика наша Родина-мать — святорусская земля! От запада к востоку тянется она почти на одиннадцать тысяч вёрст; а от севера к югу на четыре с половиною.
Не в одной, а в двух частях света раскинулась Русь: в Европе и в Азии...
Много есть на свете, и кроме России, всяких хороших государств и земель, но одна у человека родная мать — одна у него и родина.
Зинаида Александрова «Родина»
Если скажут слово «родина»,
Сразу в памяти встаёт
Старый дом, в саду смородина,
Толстый тополь у ворот.
У реки берёзка — скромница
И ромашковый бугор...
А другим, наверно, вспомнится
Свой родной московский двор.
В лужах первые кораблики,
Где недавно был каток,
И большой соседней фабрики
Громкий радостный гудок.
Или степь, от маков красная,
Золотая целина...
Родина бывает разная,
Но у всех она одна!
Ирина Токмакова «Чудо Георгия о змие»
Посмотрим с вами на наш герб — Государственный герб Российской Федерации.
Золотой двуглавый орёл на красном поле.
Над головами орла изображены три исторические короны, которые символизируют суверенитет страны, а также её частей — суверенных республик.
В лапах орла — скипетр и держава. Это символы государственной власти.
А на груди орла — всадник, поражающий копьём дракона. Это победа добра над злом, защита Отечества. А всадник — это святой Георгий Победоносец.
О нём-то мы с вами и перескажем древнерусскую повесть, которую перевели ещё в XI веке с греческого языка, а последний дошедший до нас пересказ был сделан в XIII веке. Конечно же, чтобы нам её прочесть, приходится переводить повесть с древнерусского на современный русский язык.
Но сначала скажем несколько слов о святом Георгии. Жил он в конце третьего века от рождества Христова в Каппадокии (Малая Азия, территория современной Турции), бывшей тогда под властью Римской империи. Как говорят, был он сыном знатных родителей и ещё в юном возрасте вступил в армию. Слыл он замечательным, бесстрашным воином. Служил в войсках римского императора Диоклетиана. В те века в Риме господствующей религией было языческое многобожие, а христиане подвергались нападкам, их бросали в тюрьмы, пытали, всячески истязали, требуя отказаться от Христовой веры. Так и святой Георгий, хранивший верность своим христианским убеждениям, в свой час с терпением и мужеством перенёс истязания своих гонителей-язычников и был казнён в 303 году всего около тридцати лет от роду.
С распространением христианства в Византии началось и почитание святого Георгия, примерно века с V. Его считали своим заступником византийские императоры. Их примеру следовали и русские князья.
А знаменитый князь киевский Ярослав Мудрый при крещении принял имя Георгий.
Примерно с X века на Руси, особенно в южнорусских землях, святой Георгий становится чуть ли не самым почитаемым среди православных святых.
Наибольшую известность получило повествование об одном из эпизодов в жизни святого Георгия — его победе над чудовищным змеем, то есть драконом, и об освобождении царской дочери от неминуемой смерти. Об этом и говорится в древнерусской повести, дошедшей до нас из далёкого XIII века и называемой «Чудо Георгия о змие». Вот что рассказывается в этой повести.
Был в древности город, который назывался Гевал. Был это город обширный, многолюдный. Жители его были язычниками, поклонялись деревянным языческим идолам, и, как говорится в повести, «отвернулись они от Бога, и Бог отвернулся от них». Стоял этот город на берегу большого озера. И вот так случилось, что поселился в этом озере огромный и страшный змей. Каждый день выходил змей из глубины, с угрожающим свистом нападал на людей и утаскивал их на дно. Ужас объял жителей города Гевала. Отправились они за советом к царю. Но что мог поделать со страшным змеем царь?
Вот как он им ответил:
— Чтобы умилостивить змея, будем каждый день отдавать ему кто сына своего, а кто дочь. А когда дойдёт очередь до меня, то и я отдам свою дочь.
Что было делать? Так по очереди и верховные вожди, и самые простые граждане отдавали проклятому змею по одному из своих детей.
Стон и плач стояли в городе Гевале.
И вот наступил день, когда все жители города отдали своих детей страшному змею. Тогда вновь отправились они к царю и сказали ему:
— Все мы отдали своих детей, одного за другим. Что повелишь нам делать дальше?
И отвечал им царь в большой печали:
— Отдам и я единственную мою дочь.
И позвал он слуг, и призвал к себе дочь, и повелел, обрядив её в лучшие наряды, отвести на берег озера. Горько плакал царь-отец, горько плакали все приближённые царя и слуги. Но ничего не поделаешь, отвели царевну на берег озера да там её одну и оставили.
И вот что говорится дальше в древнерусской повести: «Святой же и великий мученик, страдалец за веру Христову Георгий, чтимый Небесным Царём воин, который жил и по смерти, сияя великими чудесами, по Божьему соизволению желая спасти нас, гибнущих, и избавить город наш от этой напасти, в тот же час оказался на месте том в виде простого воина, идущего с боя и спешащего в родные места».
Увидел святой Георгий роскошно одетую девицу, стоящую на берегу озера, и спросил:
— Что ты тут делаешь одна?
А царская дочь, ничего не объясняя, только сказала ему:
— Поскорее отойди отсюда, господин, иначе погибнешь.
Не понял Георгий:
— Разбойники, что ли, тут нападают или другое что?
Тогда она поведала:
— Здесь, в озере, гнездится страшный змей. Ты молод и красив, жаль мне тебя, очень тебя прошу, отойди отсюда, чтобы не погибнуть в лапах страшного змея.
— А ты почему не уходишь и не спасаешь себя? — спросил её Георгий.
Он попросил рассказать ему всю правду и пообещал не оставить её в беде.
И тогда поведала ему царская дочь грустную повесть о своём родном городе.
— Послушай, господин мой. Я — дочь здешнего царя. Как видишь, город этот большой и богатый, всего в нём вдоволь, и отец мой не хочет покинуть его. Но живёт здесь в озере страшный и кровожадный змей и, выходя из озера, поедает много людей. И вместе с царём, отцом моим, порешили люди, чтобы умилостивить змея, отдавать ему каждый день в свою очередь сына или дочь. Дошёл черёд и до отца. И решил он, как и было обещано людям, отдать меня, свою единственную дочь, змею на съедение. А теперь ты знаешь всё. Уходи отсюда поскорее, иначе, может, и ты не спасёшься.
Услышав это, святой Георгий воскликнул:
— Не бойся, девица!
И, взглянув на небо, вознёс молитву Богу и просил Его оказать ему милость и повергнуть лютого зверя к его ногам, чтобы люди этого города поверили в единого Бога и отказались от своего языческого, идольского многобожия.
Но тут внезапно воскликнула царская дочь:
— Беги отсюда, слышу я страшный свист злобного чудища!
В тот же миг взбурлили воды озера, и появился огромный змей, и раскрыл свою страшную пасть, и, издавая оглушительный рёв, ринулся на девушку и святого Георгия. Но не устрашился могучий воин и вскричал:
— Во имя Иисуса Христа, сына Божия, покорись, жестокий зверь, и ступай вслед за мною.
И, как говорится в повести, «тут же силою Божьей и великого мученика за веру Христову Георгия подломились колени у страшного змея».
И обратился Георгий к царевне, говоря:
— Сними свой пояс и поводья с моего коня, обвяжи ими голову змея и веди его в город.
Она послушалась. И вслед за ней послушно поплёлся страшный змей. Впереди же шагал святой Георгий со своим конём.
А в городе в это время стояли плач и стон, и царь с царицей убивались о единственной дочери своей. И что ж они видят?
Идёт воин с конём, а следом их дочь ведёт страшное чудовище на поводу.
И напал на них страх великий, но святой Георгий сказал им:
— Не пугайтесь. А только веруйте во Христа и увидите своё спасение.
— Как зовут тебя, воин? — спросил его царь.
— Георгием зовут.
И тут все жители воскликнули:
— Через тебя уверовали мы в единого Бога и сына его Иисуса Христа!
А святой Георгий выхватил свой меч и отрубил чудищу голову. Царь с царицей и все спасённые жители города подошли к Георгию и поклонились ему, и воздали ему хвалу и Богу, по чьей милости совершил великий чудотворец Георгий это чудо.
И повелел царь построить церковь во имя святого Георгия и украсил эту церковь золотом и драгоценными камнями.
А святой Георгий, увидев их веру, свершил ещё одно чудо. Он послал жителям города свой щит и велел повесить его в церкви над алтарём. И повис его щит в воздухе, ничем не удерживаемый, как сказано в повести: «во все времена на веру неверным».
Добавим от себя, что главный день памяти святого Георгия — день его гибели — 23 апреля, или 6 мая по новому стилю.
Георгий Ладонщиков «Скворец на чужбине»
Улетел скворец от стужи,
Сыто за морем живёт,
Воду пьёт из тёплой лужи,
Только песен не поёт.
Рвётся он в края родные,
Где родился и где рос,
Где по-своему впервые
Слово «мама» произнёс.
Он скучает по деревьям,
По звенящему ручью,
По скворечне,
По деревне,
По соседу воробью,
По Алёнке и Алёшке —
Дорогим друзьям своим,
И немножечко по кошке,
Что охотилась за ним.
Антон Пришелец «Наш край»
То берёзка, то рябина,
Куст ракиты над рекой.
Край родной, навек любимый,
Где найдёшь ещё такой!
От морей до гор высоких,
Посреди родных широт —
Всё бегут, бегут дороги,
И зовут они вперёд.
Солнцем залиты долины,
И куда ни бросишь взгляд —
Край родной, навек любимый,
Весь цветёт, как вешний сад.
Детство наше золотое!
Всё светлей ты с каждым днём.
Под счастливою звездою
Мы живём в краю родном!
Вадим Семернин «Родина»
Весенним утром
Выйдешь на крыльцо —
Земля в цвету от края и до края!
И Родина,
такая молодая,
С улыбкою глядит тебе в лицо.
И прыгнет «зайчик» солнечный
На окна
Посланником небесной синевы,
И вяжет день Зелёные волокна,
Сменив наряд деревьев и травы...
Нет комментариев. Ваш будет первым!