— Кто пролил на столе чернила1?
Учитель обвёл глазами класс и ждал ответа.
Дети молчали.
— Кто пролил на столе чернила? — ещё раз повторил господин Рагодин.
Молчание. Ужасно долгое молчание... Даже неприятно становится. Лица детей сделались красными, как кумач2. И у учителя лицо краснеет. Он заметно сердится. Ему неприятно и досадно, что класс молчит.
Так проходит минута... другая... третья... Десять минут проходит. Целых десять минут!
И вдруг господин Рагодин сердитыми глазами взглядывает на высокого белокурого мальчика лет десяти, который сидит на задней скамейке, и говорит уверенным голосом:
— Володя Парников разлил чернила, я знаю.
Володя Парников вскакивает со своего места, как
ужаленный. Сначала бледнеет, потом краснеет, потом снова бледнеет.
— Господин учитель, я не проливал чернил. Я не виноват! — лепечет Володя.
Он лжёт. Володя пролил чернила. Стал приготовлять классный журнал и пролил. Задел локтем за чернильницу и уронил её. Но сознаться в этом он не хочет потому, что боится, что его накажут, не пустят домой к обеду. Оставят в пансионе на весь вечер. А к обеду сегодня, как нарочно, заказаны пирожки с капустой... Его любимые... Очень вкусные пирожки! Нет, он ни за что не сознается. Ни за что!
И класс его не выдаст. Он знает. Дети видели, что пролил чернила он, Володя, но ни за что не скажут об этом учителю.
А учитель уже говорит снова, оглядывая с самым внимательным видом детей:
— Пусть мне скажут, лгу я или нет. Пролил Володя чернила, или я клевещу на него? Рая Сокольская, скажи мне ты, как самая старшая, лгу я на Володю, или нет.
Рая Сокольская встала со своего места и отвечает, заикаясь:
— Господин учитель... Володя не проливал чернил.
— А ты что скажешь, Вася Минакин? — обратился к маленькому семилетнему Васе Рагодин.
— Володя не виноват! — получился громкий ответ мальчика-пансионера.
— А ты, Миша Стомилов?
— Володя не виновен!
— Маня Рошина!
— Нет! Не виноват Володя!
— Вера Оливина!
— Нет!
— Нет, нет, нет! — отвечают и все другие, спрошенные учителем.
— А ты, Зоя, что ты скажешь?
Глаза учителя направились в самый дальний угол класса. С задней скамейки поднялась девочка, бледненькая, кудрявая, с большими ясными глазами.
— Зоя, скажи мне ты, виноват ли Володя, или я лгу на него.
Зоя опустила глаза, потом подняла их снова и снова опустила.
— Ты слышишь меня, Зоя?
Молчание. Только из бледного личико Зои стало красным, как мак.
— Говори же, Зоя?
Новое молчание.
— Значит, Володя пролил чернила!.. Значит, он виноват!.. — снова повысил голос учитель.
Зоя молчит, только глаза её с мольбою смотрят на господина Рагодина, да лицо горит, как в огне.
— Довольно. Садись, Зоя... Володя виноват и будет наказан, — раздался среди полной тишины строгий голос.
И Зоя, вся красная, опустилась на скамейку.
— Предательница... шпионка! Предала Володю. Из-за тебя его наказали! Бессовестная! Гадкая! — закричали, зашумели дети, как только учитель вышел из класса.
Володя красный, как рак, с полными слёз глазами подошёл к Зое и сказал, с трудом сдерживая рыдание:
— Нехорошо, Зоя! Стыдно! За что ты со мной так поступила? Это не по-товарищески! Стыдно, Зоя! Ты выдала меня...
Зоя подняла свои большие, честные глаза на Володю и, глядя на него прямо и открыто, проговорила:
— Прости, Володя, я не могла поступить иначе... Ты слышал, что сказал учитель? — «Пусть мне скажут лгу я или нет...» Значит, надо было доказать ему, что он лжёт, когда он сказал правду... Нет, этого я не могла сделать и промолчала... Разве я виновата в этом? Разве я могла человека, говорящего правду, выставить лгуном? Скажи мне, Володя?
Володя не знал, что ответить, и молчал теперь в свою очередь.
Молчали и остальные дети.
Они поняли, что Зоя права... Им было неловко. И Володе стало неловко... О пирожках он уже не хотел думать... думал о том, что совсем незаслуженно обидел Зою...
____________________________________
1 Раньше, когда не было шариковых ручек, ученики в школе писали чернилами с помощью металлических перьев. Чернила находились в чернильницах, откуда они нередко проливались.
2 Кумач — ткань ярко-красного цвета.
✏ ------------------------------------------------
► По какой причине Володя солгал учителю? Как ты считаешь, насколько серьёзна была причина, чтобы солгать?
► Почему одноклассники назвали Зою предательницей?
► Почему в конце рассказа Володе и ребятам стало неловко?
► На чьей стороне были твои симпатии, когда ты читал рассказ: на стороне Зои или Володи? Почему?
► Поменялось ли твоё отношение к Володе и Зое после прочтения финала рассказа? Запиши свои размышления.
Бианки «Приключения Муравьишки»
Рассказы о детях, 3 класс. Внеклассное чтение
Нет комментариев. Ваш будет первым!