Хочу, братья, поведать вам о новой победе на поле брани, как православные христиане посрамили на Дону безбожных татар и как прославился народ русский.
Поднялся царь Восточной земли, по имени Мамай. Овладела Мамаем дьявольская гордыня, и пожелал он сравняться с лютым Батыем, разорить православную веру и истребить всех христиан. И пошёл Мамай на Русь, как лев рыкая и злобою дыша, как неутомимая ехидна, а татарам своим сказал:
— Никто да не пашет хлеба: готовьтесь на русские хлеба.
Пришла весть великому князю Дмитрию Ивановичу Московскому, что Мамай идёт с великим войском, хочет пленить Русскую землю. Тогда князь великий разослал гонцов по всей Русской земле, веля князьям, и воеводам, и боярам, и всем служилым людям идти к себе к Москве. Пришли к Москве белозёрские князья с воинами своими и каргопольские, всей их силы тридцать тысяч. Пришли ярославские князья со своими силами, и ростовские, и иные многие.
И отправился князь великий на подвиг свой по великой широкой дороге. Солнце ему на востоке ясно сияет, путь указует, а позади кроткий ветер веет. А за ним грядут сыновья русские, словно скорее хотят испить чаши медвяные*.
Перешли русские полки через Дон и стали на поле Куликовом. Из степи спешат вестники, говорят, что приближаются татары, что с царём Мамаем восемьсот тысяч. Наших же было всего двести шестьдесят тысяч.
...Русские полки столкнулись с татарскими и крикнули единым голосом:
— С нами бог!
И бились крепко. Не только от оружия гибли, но и от великой тесноты под конскими копытами задыхались. Тесно было поле Куликово. Столкнулись на нём сильные полки. В них выступали кровавые зори, трепетали молнии от блистания мечей. И был треск и звон великий от ломающихся копий и от ударов мечей. В один миг, во мгновение ока сколько погибло тысяч душ человеческих, созданий божьих! Выступили кровавые озёра, и струи кровавые потекли. И в третий час, и в четвёртый, и в пятый, и в шестой неослабно бились христиане с погаными. А когда настал седьмой час, начали татары одолевать. Богатыри русские, и воеводы, и усталые люди как трава под конскими копытами землю устилали. Самого великого князя Дмитрия Ивановича тяжело ранили и с коня сбили, не мог он больше биться и ушёл на склон горы.
...И выскочили из засады витязи наши, как ясные соколы на журавлиную стаю. Сыны русские начали неверных сечь: как трава под косой, постилаются на землю нечестивые. И побежали татары:
— Увы нам! Перехитрили нас русские. Бились с нами молодые, а старшие целы стояли в дубраве.
Безбожный царь Мамай, видя гибель свою, сел на коня с четырьмя князьями ордынскими и побежал в степь:
— Уже нам, братья, в своей земле не бывать, жён своих не ласкать и детей не видать. Ласкать нам сырую землю, целовать зелёную траву.
Стали собираться с грозного побоища сыновья русские. Не было видно на поле Куликовом пустого места: всё было покрыто мёртвыми телами.
...И ещё долго ездил великий князь, и другие князья, и воеводы по полю Куликову, узнавая убитых и плача о них. А вернувшись под своё знамя, князь великий повелел разобрать все тела и похоронить убитых христиан на поле Куликовом, дабы не остались зверям на съедение.
И выкопали ямы глубокие и похоронили своих воинов с честью великой и засыпали землёй, сделав высокие холмы. Князь же великий, став над ними, сказал со слезами:
— Братья мои, сыновья русские! Вам суждено было лечь здесь, на поле Куликовом, между Доном и Непрядвою. Положили вы головы свои за землю Русскую, за веру христианскую...
_______________________________________
* Мёд — сладкий хмельной напиток. Медвяная чаша символ как пира, так и смерти. Сравнение битвы с пиром частый поэтический образ в древнерусской литературе.
Сказание о князе Олеге из «Повести временных лет»
Рассказы о весне для начальной школы
Нет комментариев. Ваш будет первым!