Курбан-байрам - праздник жертвоприношения ради Всевышнего Бога, самый большой праздник мусульман. Праздник жертвоприношения является частью мусульманского обряда паломничества в Мекку, отмечается он в долине Мина вблизи Мекки в 10-й день 12-го месяца мусульманского лунного календаря и длится 3-4 дня.
Во время хаджа (паломничества) мусульмане совершают ряд ритуальных действий, ведущих начало от доисламских времён: совершают обход Каабы, пребывают в стоянии у подножия гор Мерв и Сафа, побивают камнями истукана - иблиса, слушают проповеди мекканского имама (священнослужителя), пьют воду из священного колодца - Земзема, затем приступают к жертвоприношениям в знак готовности служить Богу. Для принесения жертвы мусульмане специально откармливают выбранное животное.
Мифология этого праздника восходит к известному библейскому сюжету о попытке принесения патриархом Авраамом (по-арабски - Ибрахимом) своего сына Исаака в жертву Богу. На место библейского Исаака мусульманская традиция ставит Исмаила, считая его старшим сыном, а Исаак, по мусульманским представлениям, - второй сын Авраама. За эту преданность и добродетельность Всевышний вознаградил Ибрахима, заменив приношение в жертву Исмаила барашком. С тех пор в знак веры в Бога и приносят в жертву животное.
Из всех видов животных в жертву (курбан) допустимо приносить только верблюдов, коров (быков), буйволов, овец или коз. Мусульманин, совершив заклание, не должен скупиться на угощение, необходимо обязательно накормить бедных и голодных. Ритуальное угощение (худойи, садака) устраивается также во избежание всевозможных несчастий и болезней. Иногда мусульмане приготовленных к закланию животных украшают всевозможными магическими амулетами, разукрашивают яркой краской, увешивают ожерельями и колокольчиками. Мусульмане верят, что дорога в рай идёт через тонкий, как женский волос, острее лезвия меча и горячее пламени мост Сират над адской пропастью. У входа на мост Сират в Судный день будут находиться животные, принесённые в жертву в Ид аль-адха, на которых хозяева животных будут переправляться в рай, поэтому хозяин старается так пометить своего барана, чтобы быстрее его найти. Считается, что каждая капля крови, пролитая жертвой, рождает новую гурию в райском саду. Наиболее правоверные и благочестивые мусульмане добровольно постятся десять дней до наступления праздника жертвоприношения.
Мясо жертвенного животного, согласно предписанию, делят на три части: одну раздают бедным, из второй части готовят угощение для родных, соседей, друзей, а третью мусульманин может оставить себе. Таким образом, принесённая жертва не только способствует духовному очищению жертвователя, но и обеспечивает на некоторое время пропитание бедной части мусульманской общины.
Рано утром мусульмане идут в мечеть. Накануне праздничной молитвы рекомендуется совершить полное омовение тела (гусль), надеть самую красивую одежду. По окончании утреннего намаза (молитвы) верующие возвращаются домой, а затем, по желанию, собираются группами на улице или во дворах, где поют хором славословие Аллаху (такбир). Затем они снова отправляются в мечеть или на специально отведённую площадку, где мулла, или имам-хатыб, произносит проповедь. В мечети верующие совершают праздничную молитву, раздают садака (милостыню).
В течение всего праздника мусульмане просят у своих близких прощения за плохие поступки, посещают могилы предков и молят Бога о добре и мире.
Близким, друзьям и родственникам в дни праздника стараются сделать подарки. Желательны визиты к родным и близким знакомым, так как в дни праздника жертвоприношения это считается благословенным.
О празднике Ураза-байрам детям
О празднике «День славянской письменности и культуры» кратко для детей
Нет комментариев. Ваш будет первым!