Славянские племена с давних времен селились в западной части России. В «Повести временных лет» упоминаются восточнославянские объединения: поляне, северяне, древляне, радимичи, вятичи и кривичи. «Поляне, древляне и дреговичи основались на правом берегу Днепра и на правых притоках. Северяне, радимичи и вятичи перевалили за Днепр и сели на его левых притоках, причем вятичи успели продвинуться даже на Оку. Кривичи тоже вышли из системы Днепра на север, на верховья Волги и Западной Двины, их ветвь - словене - заняли Речную систему озера Ильменя» (С. Ф. Платонов). Словене (славяне) построили город под названием Новгород. По летописи новгородского епископа Иоакима, первым князем в Новгороде был некий Словен, у которого были три сына, в потомстве одного из них оказался некто Гостомысл, средняя дочь которого, Умила, вышла замуж за князя-варяга племени «русь», или «рось». Именно у Умилы и родился якобы Рюрик, которого затем и пригласили славяне править ими.
Рюрик был основателем династии Рюриковичей - династии русских князей, а затем и царей, правившей 736 лет, с конца IX по XVI век. Последний из Рюриковичей - царь Федор Иоаннович - умер в 1598 году. По летописной легенде, Рюрик, руководитель варяжского племени «рось», или «русь», был призван ильменскими славянами на княжение в Новгород. «Нестор пишет, что славяне новогородские, кривичи, весь и чудь отправили посольство за море, к варягам - руси, - сказать им: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет: идите княжить и владеть нами» (Карамзин. «История государства Российского»).
Внук легендарного Гостомысла, Рюрик, согласился «принять власть над людьми, которые, умев сражаться за вольность, не умели ею пользоваться» (Карамзин). На этом летописном свидетельстве основана так называемая норманнская теория возникновения государства на Руси. По летописи, Рюрик прибыл на княжение со своей дружиной и братьями Синеусом и Трувором на землю славян около 862 года. Первоначально Рюрик расположился в местечке Ладога, а спустя год переехал в Новгород. Второй брат, Синеус, поселился на Белом озере, а третий, Трувор, - в Изборске. Спустя некоторое время оба брата умерли, и всеми славянами в северных землях стал править Рюрик. Сведений о правлении Рюрика практически не сохранилось. По одному из преданий, спустя год после его прибытия в Новгород там произошло восстание некоего Вадима Храброго, который «сеял смуту против власти чужеземца Рюрика» (Карамзин). Но Рюрик одержал победу и казнил Вадима и его сообщников. Одновременно Рюрик раздал знатным дружинникам славянские города для управления и сбора дани.
Не получившие городов дружинники Аскольд и Дир отправились в Царьград (Константинополь) искать счастья. Следуя существовавшим в то время путем «из варяг в греки», они увидели, как свидетельствует легенда, на правом берегу Днепра небольшое поселение, жители которого сообщили, что называется это место Киевом и владели им раньше братья Кий, Щек, Хорив и сестра их Лыбедь и что после их гибели Киев платит дань хазарам. Аскольд и Дир остановились в городке и стали в нем править. Так в правление Рюрика на территории славян возникли два государства: Северная и Южная Русь.
Приблизительно в 866 году Аскольд и Дир совершили поход на Царьград, окончившийся неудачей.
Во время правления Рюрика к землям славян были присоединены земли племен меря, весь и муром. Согласно летописи, Рюрик был женат на княжне Урманской Эфанде и имел сына Игоря. По непроверенным источникам конца XVI - начала XVII веков, Рюрик умер в Кореле в 879 году, передав правление государством и малолетнего сына Игоря своему дальнему родственнику Олегу.
Олег объединил северные и южные славянские земли и создал государство со столицей в Киеве. Так возникла Киевская Русь. После смерти Олега в Киеве княжил Игорь. Он решил, что племена древлян платят слишком маленькую дань, и пошёл на них войной, но потерпел поражение и погиб. Жена Игоря княгиня Ольга в 955 году совершила путешествие в столицу государства Византия Царьград (Константинополь) - один из центров христианства - и приняла там православную веру. Сын Игоря Святослав провёл несколько лет в боевых походах и одержал много побед. Но в 972 году в сражении с печенегами он погиб.
Князь Владимир Святой, сын Святослава, вошёл в историю как человек, который в 988 году избрал для Руси православную христианскую веру. При его правлении (978-1015) стало совершаться крещение народа, возводились православные храмы. Во асе земли Киевской Руси Владимир посадил княжить сыновей, что усилило его власть. Владимир укрепил южные границы государства, выстроив сторожевые города-остроги, предупреждавшие о нападении кочевников. Множество песен и былин сложено о мудрых делах Владимира, которого в народе называли Красное Солнышко. При Владимире совершали свои подвиги богатыри Добрыня Никитич, Илья Муромец и Алёша Попович сражавшиеся с врагами Киевской Руси.
Князя Ярослава Мудрого (княжил с 1016 по 1054 год) про. звали так за разумное и справедливое правление. Большое внимание князь уделял распространению просвещения. При нём в Киеве появилась первая на Руси библиотека, был основан первый письменный свод законов, который назвали «Русской Правдой».
Владимир Мономах (княжил с 1113 по 1125 год) - защитник и устроитель земли русской. О его храбрости слагали легенды. Но не только воинской доблестью прославился Мономах. Он неоднократно мирил русских князей, которые враждовали между собой. При нём были приняты новые справедливые законы, которые запрещали, например, продавать человека в рабство за долги. Предание гласит, что византийский император преподнёс в дар князю знаки царской власти - бармы, золотую цепь и венец. Позднее венец нарекли шапкой Мономаха. Ею венчались на царство все русские государи до Петра I.
Младший сын Владимира Мономаха князь Юрий (Георгий) был властолюбив и воинственен. Он присоединял к своему княжеству всё новые и новые земли, за что и получил прозвище Долгорукий. Его считают основателем Москвы.
Некоторые историки считают Олега родственником Рюрика. Он приехал вместе с дружиной Рюрика, получил власть после смерти Рюрика в 879 году и правил до достижения совершеннолетия сыном Рюрика Игорем. Князь Олег был человеком предприимчивым и воинственным. Его основной задачей было присоединение к своему государству земель по течению Днепра. Прежде всего он захватил Смоленск, город кривичей, затем взял Любеч, город северян. В 882 году Олег захватил Киев и стал править в нем, провозгласив Киев «матерью городов русских». Новгород при нем был вторым по значению городом.
По велению Олега вокруг Киева были построены новые укрепления. Князь установил общие для всех своих земель налоги. 0 последующие годы Олег присоединил земли древлян, днепровских северян и радимичей, освободив их от дани хазарам. В 907 году под предводительством Олега был совершен успешный поход на Царьград (Константинополь), в результате которого русичи получили богатую дань с византийцев и спустя несколько лет подписали с Византией первый мирный договор.
Необычайная военная удача Олега, его ум и проницательность принесли ему прозвище Вещий. Сохранилось множество преданий о его походах. Одно из них рассказывает, что Олег княжил 33 года и умер в глубокой старости от укуса змеи, выползшей из черепа любимого коня князя. Князь Олег умер в 912 году, оставив сильное государство с центром в Киеве сыну Рюрика Игорю.
В 863 году князь Ростислав, правитель Великоморавской державы (Богемское княжество) пригласил двух византийских проповедников христианства, братьев Кирилла и Мефодия, для ведения богослужения на славянском языке. Кирилл и Мефодий перевели с греческого на славянский язык главные богослужебные книги. Ими были созданы две славянские азбуки - кириллица и глаголица, основанные на греческом уставном письме с добавлением нескольких букв. Глаголица была распространена в X—XI веках на территории современной Болгарии, Моравии, Хорватии. Кириллица, названная по имени Кирилла, распространилась среди южных, восточных и некоторой части западных славян. На Руси она была введена в X-XI веках в связи с христианизацией. Кириллица послужила основой современного русского алфавита. В неизменном виде она просуществовала до начала XVIII века и была реформирована лишь в 1708 году.
У славян всегда было много врагов, и для защиты от них они стали строить крепости.
Прежде всего надо было выбрать подходящее место, где сама природа помогала бы защищаться от врагов. Таким местом обычно был высокий берег у крутого изгиба реки: если нагрянут враги, их можно будет увидеть издалека. Кроме того, река с трёх сторон защищала крепость. Со стороны, не защищённой рекой, выкапывали ров (широкую и глубокую канаву) и заполняли его водой. Получался рукотворный остров. На нём и строили славяне свои поселения. Вокруг поселения насыпали высокий земляной вал, а на валу ставили крепкую ограду из плотно прилегающих друг к другу брёвен.
Хорошо защищённую крепость врагам взять было трудно. Для друзей же через ров перекидывался мост, который в случае опасности можно было быстро поднять.
Такие посёлки-крепости со временем стали называться городами - от слов «городить», «огораживать». В городах жили князья со своими дружинниками (воинами), купцы, ремесленники.
Купец - богатый торговец, владелец торгового предприятия.
Ремесленник - человек, который занимается и владеет профессиональным ремеслом.
В X веке древний Киев занимал небольшое пространство. Весь город был окружён крепкими бревенчатыми стенами. Попасть в него можно было только через Софийские ворота. В городе были построены церкви, каменные дворцы. Значительно изменился город в XI веке, при Ярославе Мудром. Занимаемая им площадь увеличилась в несколько раз. В центре города был воздвигнут Софийский собор, построено ещё несколько церквей и каменных дворцов. Войти в город теперь можно было через Золотые ворота и Львовские ворота.
Летописцы называли Киев времён Ярослава «украшением Востока». Ведь именно в это время на месте последней битвы с печенегами был построен Софийский собор, и каменные стены вокруг Киева, и знаменитые Золотые ворота. Софийский собор в Киеве - памятник древнерусского зодчества, главное церковное и общественное здание Древнерусского государства. Заложен в 1037 году. 13-купольный кирпично-каменный храм в XI веке был украшен величественными мозаиками и фресками. С 1934 г. является музеем-заповедником. В настоящее время передан Русской Православной церкви.
В XI веке город Киев стал столицей Древнерусского государства. Это был один из крупнейших городов Европы.
Городу постоянно угрожали печенеги - воинственный народ, кочевавший со своими стадами на расстоянии одного конного дня пути от Киева. Поэтому Киев защищали стены, валы, рвы, башни. Войти в Киев можно было только через ворота: Лядские, Угорские, Львовские и Золотые. Главные - Золотые ворота - получили своё название за то, что их створки были обиты золочёной медью. На этих воротах высоко над землёй построили церковь, которая служила одновременно хорошим наблюдательным пунктом.
В Киеве жил князь. Высокий дворец его находился в самой укреплённой части города. На первых русских монетах, чеканенных в Киеве, можно прочитать: «Володимер на столе, а се его серебро» (Владимир на престоле, а это его монета). «Столом» в Древней Руси называлось место, где восседал князь, отсюда и название «стольный град», «столица».
Большинство населения Киева составляли ремесленники. Их изделия - серпы, деревянные замки, кожаная обувь, украшения - до сих пор находят археологи во время раскопок.
Ремесленники считали самой большой ценностью инструменты, и в случае опасности стремились в первую очередь сохранить их. Когда в XIII веке в Киев ворвались татарские войска, мастер Максим унёс с собой в последнее укрепление - каменную церковь - литейные формы. Учёные нашли их там во время раскопок и прочли надпись - «Максимов». Так стало известно имя этого древнерусского мастера.
Тест по теме «Как росла и как распалась Киевская Русь» с ответами, 4 класс
Тест по теме «Как объединяли и освобождали Русь» с ответами, 4 класс
Тест по теме «Древняя Русь» с ответами, 4 класс. Окружающий мир
Нет комментариев. Ваш будет первым!