Конкурсы

Классный час для 5-7 класса. Сталинградская битва

Внеклассное мероприятие для школьников на тему Сталинградская битва «Горячий снег»

Литературно-музыкальная композиция, посвященная 2 февраля - Дню победы советских войск под Сталинградом

Цели: развивать творческие способности; воспитывать чувство долга перед родным городом, чувство патриотизма, любви к своей Родине.

Ход классного часа

Классный руководитель. Второго февраля наш народ отмечает великий праздник - день разгрома фашистских войск под Сталинградом.

1-й ведущий. Мы не забыли тяжкие военные испытания, жуткую цену, заплаченную за Победу, - миллионы человеческих жизней. Мы храним благодарную память о тех, кто защищал и спас нашу Родину от фашистского порабощения.

2-й ведущий. Перед войной год за годом наша Родина крепла и хорошела. Люди распахивали поля, строили новые города, заводы, фабрики, растили и учили детей, радовались своим успехам, гордились своей страной.

3-й ведущий. В августе 1942 года Сталинград был мирным городом: девушки в летних платьях, школьники - в коротких штанишках, парни загорелые, переполненные людьми трамваи... Как будто бы и не было минувших месяцев войны.

Звучит фонограмма.

1-й ведущий. Но война сразу напомнила о себе в день первой разрушительной бомбежки. Сталинград из глубокого тыла стал передовой. Да еще какой!

Ученики поочередно читают стихотворение.

1 - й.

Мы поднимались и в атаку шли,

Рвались навстречу пламени и ветру,

Чтобы пройти хоть метр своей земли,

Но падали, не сделав и полметра.

2 - й.

И пятый раз с командою «Вперед!»,

Блестя штыками, поднималась рота,

Но бил упрямо вражий пулемет

Из амбразуры маленького дота.

3 - й.

И вдруг за дымным валом человек

Навстречу доту яростно метнулся,

И пулемет, придушенный навек,

Струей огня последней захлебнулся.

2-й ведущий. История человечества не знает больше такой самоотверженности, такого беспримерного мужества, какое проявили воины и жители Сталинграда. Боли шли за каждую улицу, за каждый дом.

3-й ведущий. Война была тяжелейшим, трагическим испытанием для нашей Родины. Фашистская Германия представляла смертельную угрозу не только для всех народов нашей страны, но и для всего человечества.

Звучит «Вальс» Г. Свиридова из кинофильма «Метель». Ученики поочередно читают стихотворение.

1 – й.

В свой срок - не поздно и не рано -

Придет зима, замрет земля...

И ты к Мамаеву кургану

Придешь второго февраля.

2 - й.

И там, у той заиндевелой,

У той священной высоты

Ты на крыло метели белой

Положишь красные цветы.

3 - й.

И словно в первый раз заметишь,

Каким он был, их ратный путь...

Февраль, февраль... Солдатский месяц.

Пурга в лицо, снега по грудь.

4 - й.

Сто лет пройдет, и сто метелиц,

А мы перед ними всё в долгу...

Февраль, февраль... Солдатский месяц,

Горят гвоздики на снегу.

5 - й.

Над площадями Волгограда

Опять метелицы кружат.

Двадцатилетние солдаты

Который год в земле лежат.

6 - й.

А на земле, воспетой в песнях,

Над волжской медленной водой

Поднялся город - их ровесник,

Великий, светлый, молодой.

7 - й.

Он потому велик и светел,

Что в час бессмертья своего

Они - в огне, сквозь дым и пепел –

Таким увидели его.

1-й ведущий. Гитлеровцы планировали пробиться к Волге, захватить стратегически важные объекты, поработить и истребить миллионы людей. В первую очередь предполагалось ликвидировать славянские народы - русских, украинцев, белорусов.

Ученики поочередно читают стихотворение.

1 - й.

Мы по дорогам пыльным с боем шли.

От бомб земля дрожала, как живая.

Мы каждый метр своей родной земли

Отстаивали, кровью поливая.

2 - й.

Свинцовая метелица мела,

Рвались снаряды, мины завывали.

И песня нашей спутницей была

В бою, в походе, на ночном привале.

Звучит песня из кинофильма «Белорусский вокзал».

2-й ведущий. Сталинградская битва - окончательный перелом в войне, в которой немецкая армия потерпела поражение. С этого времени началось ее отступление из нашей страны.

3-й ведущий. А кто защищал Сталинград? Кто стоял в нем железной стеной? Русские люди рядом с украинцами и белорусами,

узбеками, грузинами, армянами, азербайджанцами... «За родину! Ни шагу назад!» - с этими словами шли в бой славные защитники Сталинграда.

Обзор литературы о защите Сталинграда.

Ученики поочередно читают стихотворение.

1 - й.

Открытые степному ветру,

Дома разбитые стоят.

На шестьдесят два километра

В длину раскинут Сталинград.

2 - й.

Как будто он по Волге синей

В цепь развернулся, принял бой,

Встал фронтом поперек России

И всю ее закрыл собой.

1-й ведущий. Вот как вспоминает о Сталинградской битве полковник в отставке Николай Петрович Кузнецов:

«10 декабря 1942 года наша 24-я гвардейская стрелковая дивизия встретилась с группировкой Манштейна. Мой отдельный 26-й гвардейский противотанковый дивизион бросали с одного участка боя на другой. Идти приходилось по глубокому снегу, толкать автомашины и переносить мороз в 25-30 градусов. Горели танки и бронемашины. Выдержали и это, ведь мы были гвардейцами».

Звучит песня «Бьется в тесной печурке огонь».

2-й ведущий. В Сталинградской битве была взята в кольцо и пленена огромная армия фельдмаршала Паулюса. Двадцать две немецкие дивизии были разгромлены.

Конкурс «Узнай героя».

Ребятам предварительно дается задание: подготовиться к конкурсу о Сталинградской битве.

Вопросы:

1. Утром 28 сентября на позиции 885-го стрелкового полка 193-й стрелковой дивизии обрушили свой удар части 24-й танковой и 71-й пехотной дивизий врага. Но их атаки были отбиты. В ходе этого боя героический подвиг совершил воин 1-й роты. Поднятая им на вражеский танк бутылка с горючей жидкостью воспламенилась от попадания пули. Охваченный пламенем, он бросился к немецкой машине, разбил о ее броню вторую бутылку и лег на броню танка. Умирая, советский воин уничтожил танк врага вместе с его экипажем.

- Звали его... (Михаил Паникаха.)

2. Дом в районе площади имени 9 Января (ныне - площадь Ленина) занимал господствующее положение над окружающей местностью. Отсюда можно было наблюдать и обстреливать занятую противником часть города на запад до 1 км, а на север и юг - еще дальше. Небольшая группа солдат во главе с (...) захватила дом и превратила его в опорный пункт. Фашисты подвергли дом сокрушительному артиллерийскому и минометному обстрелу, бомбили его с воздуха, непрерывно атаковали, но его защитники стойко в течение 58 дней и ночей отражали бесчисленные атаки врага, наносили ему потери и не позволяли гитлеровцам прорваться к Волге на этом участке. «Эта небольшая группа, - отмечает маршал Чуйков, - обороняя один дом, уничтожила вражеских солдат больше, чем гитлеровцы потеряли при взятии Парижа».

- Кто возглавил оборону дома? (Сержант Яков Павлов.)

- Как называется этот дом сейчас? (Дом солдатской славы.)

3. В одном из боев в середине октября бессмертный подвиг совершил связист штаба 308-й стрелковой дивизии, комсомолец (...). В разгар боя при исправлении поврежденной линии связи ему раздробило обе руки. Истекая кровью, герой дополз до места разрыва линии связи и, теряя сознание, зубами соединил оба конца. Его катушка как символ героизма в сражении за Сталинград передавалась лучшим связистам 308-й стрелковой дивизии. Героя звали... (Матвей Путилов.)

4. Очень широко в обороне Сталинграда применялся огонь снайперов. Например, в 284-й стрелковой дивизии инициаторами движения снайперов стал старшина, комсомолец (...). Он лично уничтожил 242 фашиста, а обученные им снайперскому делу воины уничтожили 1106 солдат и офицеров врага. Немецко-фашистское командование, чтобы ликвидировать знаменитого снайпера, доставило в Сталинград руководителя берлинской школы снайперов, майора Конингса. Но через 4 дня Конингс сам попал на мушку нашего замечательного снайпера. Его звали... (Василий Зайцев.)

Подводятся итоги конкурса, объявляется победитель.

В заключение ученик читает стихотворение.

Хотели насильники приступом взять

Тебя, богатырь - Сталинград.

Нам Волга седая шепнула, как мать:

«Родные, ни шагу назад!»

Не дрогнул советский солдат. До конца

Он веру в Победу пронес.

Холодные волны огня и свинца

Разбились о город-утес.

Рекомендуем посмотреть:

Внеклассное мероприятие. Сталинградская битва, 7-9 класс

Классный час «Сталинградская битва», 4 класс

Литературно-музыкальная композиция для школьников «Сталинградская битва»

Внеклассное мероприятие 6-8 класс. Великие даты истории России

Урок мужества. Сталинградская битва для 3-4 класса

Марина Александровна Буланакова # 16 октября 2014 в 05:02 0
Материал очень полезен. Сейчас в наше время необходимо проводить такие мероприятия, что бы наши дети помнили и знали, что мы являемся народом-победителем. У нас есть чем гордиться, и нужно эту гордость прививать нашим детям.
Екатерина Васильевна Лыскова # 16 октября 2014 в 06:58 0
Важная задача педагога - воспитать в детях чувство гордости за свой народ, помочь понять, что наши деды сражались за свободу своей земли. Материал серьезный. Можно было добавить презентацию ( о ней ничего не говорится в сценарии) и предложить детям исполнить песни военных лет самим, раздать тексты песен.
Вера Викторовна Биба # 28 октября 2014 в 20:56 0
Очень интересное мероприятие, а главное-актуально на сегодняшний день. Считаю, что такие мероприятия необходимо проводить и будить в наших детях угасающее чувство патриотизма и гордости за свою Родину.
Оксана Михайловна Жидикина # 27 ноября 2014 в 14:02 0
В настоящее время приоритетным направлением воспитательной работы является патриотическое воспитание молодежи. Ваше мероприятие способствует нравственному становлению личности. Воспитывает уважительное отношение к историческому наследию нашей страны, гордость за нее. Материал содержит познавательную сторону, формирует нравственные установки, дает новые знания учащимся.