Классный час на тему 9 мая День Победы, 10 класс

9 мая День Победы для старших классов

Конспект классного часа ко Дню Победы для 10 класса

Конспект классного часа к 9 мая «Это было давно…»

Патриотический классный час для старшеклассников, посвящённый празднику 9 мая День Победы.

Цель: воспитать уважительное отношение к историческому наследию нашей страны.

Предварительная подготовка: репетиция с помощниками из класса. Заранее необходимо подобрать аудиозаписи и подготовить видеоряд из различных военных фильмов. Хорошо заранее договориться с ветеранами, которые смогут принять участие в классном часе.

Оформление кабинета: с одной стороны необходимо расположить телевизор с DVD-проигрывателем, на котором будет демонстрироваться видеоряд. С другой стороны можно оборудовать место для классного руководителя, который будет вести вечер.

Ход классного часа

Фонограмма «Дороги» (А. Новиков, Л. Ошанин).

Учитель. Все дальше и дальше от нас героические и трагические годы Великой Отечественной войны.

Ученик.

Когда это будет, не знаю.

В тени белоствольных берез

Победу Девятого мая

Отпразднуют люди без слез...

Подымут победные марши

Армейские трубы страны,

И выедет к армии маршал,

Не видевший этой войны...

Звучит первый куплет песни «Темная ночь» из к/ф «Два бойца» (Н. Богословский, В. Агатов).

Ученица.

Назови меня именем светлым,

Чистым именем назови.

Донесется, как песня с ветром,

До окопов голос любви.

Я сквозь грохот тебя услышу,

Сновиденье за явь приму,

Хлынь дождем на старую крышу,

Ночью ставни открой в дому.

Учитель. Да, время неумолимо идет вперед, но вместе с тем оно не властно над памятью народа.

Ученик. Книги выступают как хранители памяти поколений. Более тысячи писателей и поэтов ушли на фронт, и свыше четырех сот не вернулись домой. По горячим следам войны создавали они, надевшие военную форму, свои произведения. Это Константин Симонов, Александр Твардовский, Семен Гудзенко и многие, многие другие... Поэзия фронтового поколения стала одним из самых ярких и значительных литературных явлений. Но это было уже после победы...

Слышится звук метронома, отсчитывающего последние секунды мирного времени. Звучит музыка песни А. Александрова «Священная война», на фоне которой Ю. Левитан (в записи) говорит за кадром.

Ю. Левитан. ...Сегодня, в 4 часа утра, без предъявления каких-либо претензий к Советскому Союзу, без объявления войны германские войска напали на нашу страну, атаковали пограничные части на фронте от Балтийского до Черного моря...

На экране - фрагменты видеофильма «Трудные дороги войны» (3 минуты). Появляется мальчик в военной форме, присаживается на пол, пишет письмо.

Боец.

Ты прости, что письмо,

Торопясь, отрываясь, небрежно

Я пишу, как мальчишка, - дневник

И как штурман - журнал...

Вот опять начинается...

Слышишь, во мраке кромешном

С третьей скоростью мчится

Огнем начиненный металл?

Ты не знаешь, мой друг, что такое война...

Это вовсе не дымное поле сражений,

Это даже не смерть и отвага. Она

В каждой капле находит свое отраженье.

Это изо дня в день лишь блиндажный песок

Да слепящие вспышки ночного обстрела,

Это боль головная, что ломит висок,

Это юность моя, что в окопах истлела.

Появляется девушка в военной форме.

Девушка.

Я ушла из детства в грязную теплушку,

В батальон пехоты, в санитарный взвод.

Дальние разрывы слушал и не слушал

Ко всему привыкший 43 год.

Боец.

Госпиталь. Все в белом.

Стены пахнут сыроватым мелом.

Запеленав нас туго в одеяло

И подтрунив над тем, как мы малы.

Нагнувшись, воду на полу гоняла сестра.

А мы глядели на полы

И нам в глаза летела синева,

Вода, полы, кружилась голова.

Слова кружились:

Ученик.

Друг, какое нынче? Суббота?

Вот не вижу двадцать дней...

Боец. Пол голубой в воде, а воздух дымный...

Ученик. Послушай, друг...

Боец.

И все о ней. О ней...

А вот сестра, ты письма продиктуй ей!

Ученик.

Она не сможет, друг,

Тут сложность есть.

Боец. Какая сложность, о ней не думай...

Ученик. Вот ты бы взялся!

Боец. Я!?

Ученик. Ведь руки есть!?

Боец. Я не смогу!

Ученик. Ты сможешь!

Боец. Слов не знаю.

Ученик. Я дам слова.

Боец. Я не любил.

Ученик. Люби! Я научу тебя припоминая...

Боец. Я взял перо, а он сказал:

Ученик. «Родная...»

Боец. Я записал. Он:

Ученик. «Думай, что убит...»

Боец. «Живу» - я написал. Он:

Ученик. «Рыдать не надо...»

Боец.

Я у правды на поводу водил пером.

«Дождись, моя награда»... Он:

Ученик. «Не вернусь...»

Боец.

А я - «Приду! Приду!»

Шли письма от нее. Он пел и плакал,

Письмо держал у просветленных глаз!

Теперь просила вся плата:

Ученица. Пиши!

Боец. Их мог обидеть мой отказ.

Ученик. Пиши!

Боец. Но ты же сам умеешь левой!

Ученик. Пиши!

Боец. Но ты же видишь сам!

Ученик. Пиши!

Боец.

Все в белом. Стены пахнут сыроватым мелом.

Где это все? Ни звука, ни души.

Звучит песня «Нас не нужно жалеть» (С. Гудзенко, В. Высоцкий). Говорят на фоне музыки песни В. Соловьева-Седого «Где же вы теперь, друзья-одно- полчане?».

Ученица. В марте 1943 года добровольцем ушла на фронт Клавдия Андреевна Кулагина, отучившись 6 месяцев на медицинских курсах. Служила на Первом Украинском фронте. И, как многие женщины войны, только в мирное время познала женское счастье материнской любви.

Девушка.

Худенькой, нескладной недотрогой

Я пришла в окопные края,

И была застенчивой и строгой

Полковая молодость моя...

Учитель. Кто не знает героического пути Первого Белорусского фронта. Белоруссия, Польша, Германия и наконец Берлин.

Ученик. В нашем зале есть женщины, которые испытали радость победы именно там. И одна из них... (Ф.И.О.).

Беседа с женщиной-ветераном.

Учитель. Война была особенно суровой для женщин. Да разве об этом расскажешь.

Ученик.

В какие ты годы жила,

Какая бессмертная тяжесть

На женские плечи легла.

В то утро ты быстро простилась

С друзьями, работой, семьей.

Один на один со слезами

Ты встретилась с этой войной.

Низкий вам поклон, милые женщины.

Дарит цветы ветерану.

Ученица. В первые дни и месяцы войны, а также летом 1942 года фронтовая обстановка складывалась не в нашу пользу. Врагу оставались города и села. В таких условиях, как никогда, возрастала роль поэтического слова, вселявшего уверенность в победе. «Я прошел по той войне, а она прошла по мне», - говорит поэт фронтового поколения Давид Самуилович Кауфман, литературный псевдоним которого Давид Самойлов. Он прошел войну в пехоте бравым и веселым пулеметчиком.

Учитель. Война в стихах Самойлова - это невероятная масштабность целого и рельефная четкость частного, бытовая и крылатая романтика. Поэзия его только начинается войной, только отталкивается от нее, уходя в далекие просторы и высоты... Со своей ротой Самойлов воевал до победного конца, освобождал Польшу, участвовал в боях за Вислу в январе 1945 года и победу встретил в Берлине... Возможно, вы задавали себе вопрос - как становятся поэтами? Вчитываясь в строки стихотворений Самойлова, понимаешь, что поэтами рождаются.

На фоне звуков выстрелов и взрывов.

Ученик.

Сороковые, роковые,

Военные и фронтовые,

Где извещенья похоронные

И перестуки эшелонные.

Ученица.

Гудят накатанные рельсы.

Просторно. Холодно. Высоко.

И погорельцы, погорельцы

Кочуют с запада к востоку...

Учитель.

А это я на полустанке

В своей замурзанной ушанке,

Где звездочка не уставная,

А вырезанная из банки.

Ученик.

Да, это я на белом свете,

Худой, веселый и задорный.

И у меня табак в кисете,

И у меня мундштук наборный.

Ученица.

Сороковые, роковые,

Свинцовые, пороховые.

Война гуляет по России,

А мы такие молодые!

Звучит песня «До свидания, мальчики» (муз. и сл. Б. Окуджавы).

Учитель.

Встала пшеница спелая,

Тихо плывет рассвет.

Все, что могли, вы сделали,

Ребята, которых нет!

Ученик.

Плакать устали матери,

Но через толщу лет

Смотрят на нас внимательно

Ребята, которых нет!

Ученица.

Будто склоняясь над судьбами,

Будто шагая вперед,

Нам они стали судьбами –

Ребята, которых нет!

Звучат песни о Великой Отечественной войне. Показываются кадры видеофильма «Трудные дороги войны». Затем проходит обсуждение отношения ребят к войне.

Рекомендуем посмотреть:

Внеклассное мероприятие 6-8 класс. Великие даты истории России

Внеклассное мероприятие. Сталинградская битва, 7-9 класс

Викторина для школьников на 9 мая, День Победы

Внеклассное мероприятие для школьников ко Дню Победы 9 мая

Классный час в 4 классе на тему День Победы

Гессель Татьяна # 12 мая 2014 в 17:30 +1
Очень актуальный классный час. Нужно детей учить памяти, воспитывать патриотические чувства. Хорошо подобрана лирика о войне.
Елена Викторовна Сапунова # 17 июня 2014 в 19:35 0
Сценарий отличный! Спасибо за помощь!
Ирина Викторовна Егорова # 18 июля 2018 в 20:57 0
Классные часы на тему Великой Отечественной войны необходимы для воспитания патриотических чувств, гордости за прошлое своей страны.Материал очень содержателен и разнообразен:чтение стихов наизусть, инсценировка,показ эпизодов видеофильмов о войне.Автором проделана огромная работа. Спасибо!