Конкурсы

Рассказы о Курской битве для детей

Рассказы для школьников «На Курской дуге»

На военных картах выступ, вдававшийся в оборону немецко-фашистских войск в районе Курска и Белгорода, напоминал дугу. Туда после Сталинграда был нацелен главный удар врага.

Битва на Курской дуге летом 1943 года — крупнейшее сражение Великой Отечественной. Из оборонительного оно со второй половины июля переросло в наступательное. Противник разработал операцию «Цитадель», при успехе которой рассчитывал снова двинуться на Москву. 50 дивизий общей численностью до 900 тысяч человек, новейшая техника, включая танки «тигр» и «пантера», штурмовые орудия «фердинанд», самолёты «Фокке-Вульф-190А» и штурмовики «Хеншель-129» — таковы были ударные силы фашистов на Курском направлении.

Личный состав Вооружённых сил Советского Союза был в 1,4 раза больше, чем у противника. Во главе шести действовавших на Курской дуге фронтов стояли лучшие военачальники: Константин Константинович Рокоссовский, Николай Фёдорович Ватутин, Иван Степанович Конев, Маркиан Михайлович Попов, Василий Данилович Соколовский, Родион Яковлевич Малиновский.

Общее руководство осуществляли маршалы Георгий Константинович Жуков и Александр Михайлович Василевский. Что касается качества вооружения, то наши армии не только не уступали противнику, но и превосходили его, располагая отличными танками Т-34, установками реактивной артиллерии «катюша», зенитными орудиями и миномётами большой разрушительной силы.

Нередко преимущество советским воинам под Курском обеспечивали находчивость и отвага. Например, чтобы ввести противника в заблуждение и выиграть драгоценные минуты для сближения и лобового боя, выгодного для наших боевых машин, к стволам «тридцатьчетвёрок» приделали ведёрки без днищ, из-за чего танки стали похожи на немецкие «тигры». В другом случае герои-танкисты на восьми танках ввязались в бой против 300 вражеских машин, что замедлило продвижение фашистов и помешало им прорвать наш оборонительный рубеж.

Курская битва с самого начала разворачивалась как невиданный по масштабу поединок боевой техники. Недалеко от села Прохоровка завязалось самое большое танковое сражение: в нём сошлись друг против друга до 1200 танков и самоходно-артиллерийских установок (САУ). Фашисты потеряли около 10 тысяч солдат, до 400 танков, много штурмовых орудий. Наши войска перешли в контрнаступление, в ходе которого были сокрушены ударные группировки врага, разгромлены 30 его дивизий, уничтожено около 500 тысяч человек, 1,5 тысячи танков, свыше 3,7 тысяч самолётов, 3 тысячи орудий. После такого поражения фашисты уже не оправились. На Курской дуге победа Советского Союза над гитлеровской Германией была предрешена.

За героизм в Курской битве свыше 100 тысяч воинов были награждены орденами и медалями, более 180 человек удостоены звания Героя Советского Союза.

С. Алексеев «Три подвига»

Многие советские лётчики отличились в боях под Курском.

Весной 1942 года в тяжёлых схватках на Северо-Западном фронте в воздушном бою один из советских лётчиков был тяжело ранен, а его самолёт подбит. Лётчик опустился на территорию, занятую врагом. Он оказался один в лесной глуши. Лётчик стал лицом к востоку и начал пробираться к своим. Он шёл сквозь снежные сугробы, один, без людей, без еды.

Солнце садилось и всходило.

А он шёл и шёл.

Болели раны. Но он превозмогал боль.

Он шёл и шёл.

Когда силы его покидали, он продолжал ползти.

Метр за метром. Сантиметр за сантиметром.

Он не сдавался.

Солнце всходило и садилось.

А он шёл и шёл.

Он совершил подвиг и дошёл до своих.

На восемнадцатые сутки, измождённого и обмороженного, его подобрали партизаны. На самолёте он был доставлен в госпиталь. И тут самое страшное – неуловимый приговор врачей: необходима операция. Лётчик обморожен.

Лётчик лишился ног.

Но лётчик хотел летать. Хотел продолжать бить ненавистного врага.

И вот он совершает второй свой подвиг. Лётчику сделали протезы. Он начал тренироваться ходить с костылями, а затем... без костылей.

Теперь он упросил врачей разрешить сесть ему в самолёт. Он был настойчив, и врачи уступили. Лётчик снова на лётном поле. Вот он в кабине. Он снова в воздухе.

И опять тренировки, тренировки, бесчисленные тренировки.

Его проверили самые придирчивые экзаменаторы и разрешили летать.

— Только в тылу, — сказали лётчику.

Лётчик упросил отправить его на фронт.

Лётчик упросил доверить ему истребитель.

Он прибыл под Курск незадолго до начала Курской битвы. По первой же тревоге он поднялся в воздух.

Тут, под Курском, он совершил свой третий подвиг. В первых же боях он сбил три вражеских самолёта.

Этот лётчик известен всей стране. Имя его — Алексей Петрович Маресьев. Он Герой Советского Союза. О нём написана прекрасная книга. Автор её — писатель Борис Полевой. «Повесть о настоящем человеке» — называется эта книга.

✯ Из воспоминаний лётчицы 46-го гвардейского женского полка ночных бомбардировщиков, Героя Советского Союза Н. Кравцовой

...Новое увлечение охватило всех поголовно. Это — вышивание. Мы где-то доставали цветные нитки, делились ими, обменивались. Нитки присылали нам из дому в конвертах родные, знакомые.

В ход пошли портянки, разные лоскутки. Рвали на куски рубашки — ничего не жалко. Вышивали лихорадочно. С нетерпением ждали, когда выдастся свободная минутка. Можно было подумать, что в этом — смысл жизни! Некоторые умудрялись вышивать на аэродроме, под крылом самолёта, в кабине...

С. Алексеев «Огородники»

Было это незадолго до Курской битвы. В стрелковую часть прибыло пополнение. Старшина обходил бойцов. Шагает вдоль строя. Рядом идёт ефрейтор. Держит карандаш и блокнот в руках.

Глянул старшина на первого из бойцов:

— Картошку сажать умеешь? Боец смутился, пожал плечами. Дальше шагнул старшина:

— Картошку сажать умеешь?

— Умею! — звонко сказал солдат.

— Два шага вперёд. Вышел солдат из строя.

— Пиши в огородники, — сказал старшина ефрейтору.

Дальше идёт старшина:

— Картошку сажать умеешь?

— Умею.

— Умею.

— Не пробовал.

— Умею.

— Не приходилось, но если надо...

— Умею.

— Умею.

— Хватит, — сказал старшина.

Вышли вперёд бойцы. Оказался в строю умеющих и солдат Анатолий Скурко. Гадает солдат Скурко: куда это их, умеющих? «Картошку сажать — так по времени поздно. (Уже вовсю заиграло лето.) Если её копать, то по времени очень рано».

Гадает солдат Скурко. И другие бойцы гадают:

— Картошку сажать?

— Морковку сеять?

-— Огурцы для штабной столовой?

Посмотрел на солдат старшина.

— Ну что же, — сказал старшина. — Отныне вам быть в минёрах, — и вручает солдатам мины.

Приметил лихой старшина, что тот, кто умеет сажать картофель, быстрей и надёжнее ставит мины.

Усмехнулся солдат Скурко. Не сдержали улыбок и другие солдаты.

Приступили к делам огородники. Конечно, не сразу, не в тот же миг. Ставить мины не такое простое дело. Специальную тренировку прошли солдаты.

На многие километры на север, на юг, на запад от Курска протянули минёры минные поля и заслоны. Только в первый день Курской битвы на этих полях и заслонах подорвалось более ста фашистских танков и самоходных орудий.

Идут минёры.

— Ну как, огородники?

— Полный во всём порядок.

Рекомендуем посмотреть:

Рассказы о войне 1941-1945 для 1-2-3-4 класса

Рассказы о войне для школьников. Генерал Жуков

Рассказы о войне для школьников. Рассказы о штурме Берлина

Рассказы о войне для школьников. Генерал Панфилов

Рассказы о войне для школьников

Нет комментариев. Ваш будет первым!