Реализуя проектную идею, школьники рассмотрели историю Великой Отечественной войны в соответствии с заданной темой:
• В советском тылу («тыловики»).
• На линии фронта («фронтовики»).
• В тылу врага («партизанское движение»).
• Бойцы невидимого фронта («разведчики»).
• Деятели науки, культуры и церковь в годы войны.
Провели предварительную исследовательскую работу по следующим направлениям:
- социологическое (проведение социологического опроса);
- историческое (сбор исторической информации);
- литературное (анализ художественной литературы);
- поисковое (поиск участников и очевидцев, сбор свидетельств, архивного материала).
Каждая группа определила цели и задачи своего исследования, подготовила вопросы социологического опроса.
Цели и задачи исследовательских работ: Группа «Бойцы невидимого фронта»
Цель: на основе современной литературы, источников, представляющих достоверную информацию, сформировать представление о деятельности советской разведки в годы Великой Отечественной войны.
Задачи:
1. Рассмотреть и проанализировать источники, представляющие достоверную историческую информацию. Сформировать представление о понятии «разведка». Выявить черты и особенности разведывательной деятельности.
2. Узнать мнение разных слоев населения о роли советской разведки в борьбе с фашизмом.
3. По возможности встретиться с участниками войны, которые имели непосредственное отношение к разведывательной деятельности в годы Великой Отечественной войны.
4. Подобрать материал из художественной литературы, который рассказывает о деятельности разведчиков. На основе этого составить представление о том, какими выглядят разведчики в глазах писателей и народа того времени (также использовать СМИ и данные других ресурсов).
5. Сформировать личное отношение к этой теме.
Вопросы социологического исследования:
1. Известны ли Вам интересные факты о деятельности советской разведки в период Великой Отечественной войны?
2. Можете ли Вы назвать кого-то из соотечественников, которые активно проявили себя в разведывательной деятельности? Можно ли считать этих людей достойными людьми своей страны (патриотами, гражданами...)?
3. Знаете ли Вы какие-нибудь операции, проводимые разведкой?
4. Какую роль, по Вашему мнению, сыграла советская разведка в разгроме противника?
5. На всем протяжении исторического пути России в XX веке страна не раз стояла перед выбором альтернативных дорог. Что, с Вашей точки зрения, составляет историко-культурное наследие России XX столетия? Что нам следует сохранить для себя и своих потомков?
6. Какие страницы истории России XX века вызывают у Вас гордость и уважение к своей стране и народу?
7. Что, на Ваш взгляд, отличает Россию и россиян от других стран и народов?
Группа «В тылу врага»
Цель: на основе исторических документов, литературных произведений, интернет-ресурсов и свидетельств очевидцев раскрыть значение партизанского движения для победы в Великой Отечественной войны.
Задачи:
1. Рассмотреть литературные и исторические источники, интернет-ресурсы и сделать их сравнительный анализ.
2. Дать определение понятию «партизанское движение в годы Великой Отечественной войны».
3. Выявить основные черты и особенности партизанского движения на территории нашей страны в годы войны.
4. Посредством социологического опроса узнать общественное мнение по данной теме, высказать свое отношение.
5. Задуматься о значении этого важного события - Великой Победы в войне с фашизмом для истории и судьбы нашего народа, моей семьи и моей судьбы.
Вопросы соцопроса:
1. Что Вы знаете о партизанском движении, развернувшемся в ходе Великой Отечественной войны?
2. Какие операции партизан в годы войны Вам известны?
3. Назовите героев партизанского движения.
4. Какую роль, на Ваш взгляд, сыграло партизанское движение? Какой вклад в победу внесли партизаны?
Группа «На линии фронта»
Цель: сформировать целостное представление о действиях фронтов в годы войны, оценить их вклад в победу советского народа над фашизмом.
Задачи:
1. Найти и проанализировать материалы (художественную и историческую литературу, интернет-ресурсы) по данной теме.
2. Рассмотреть различные точки зрения об успехах и неудачах советской армии на разных этапах и фронтах войны.
3. Познакомиться со свидетельствами и воспоминаниями участников и очевидцев военных сражений.
4. Провести социологическое исследование, которое позволит выявить общественное мнение по данной проблематике.
5. Выразить свое отношение к событиям Великой Отечественной войны.
Вопросы социологического опроса:
1. Как вы оцениваете значение победы Советского Союза в Великой Отечественной войне?
2. Назовите известные Вам героические поступки, совершенные советскими воинами на полях сражений в годы Великой Отечественной войны.
3. Какой ценой, на Ваш взгляд, досталась победа советскому народу?
Группа «Советский тыл»
Цели: рассмотреть и проанализировать материал, посвященный теме «Советский тыл в годы войны», сделать вывод о роли и вкладе советского тыла в борьбу за освобождение страны от фашизма.
Задачи:
1. Собрать и проанализировать литературу, посвященную данной теме.
2. Определить вклад советского тыла в победу над врагом.
3. Выяснить степень организации по созданию слаженного хозяйства, его основные направления.
4. Задуматься о тех неимоверных усилиях, которые прикладывало мирное население, для того чтобы обеспечить фронт всем необходимым.
5. Путем социологического опроса выявить общественное мнение по данному вопросу.
Вопросы:
1. Что вы знаете о деятельности советского тыла в годы войны?
2. В чем заключалась помощь фронту советского тыла?
3. Какие трудности и лишения пришлось преодолевать тем, кто приближал победу, находясь в советском тылу?
4. Какой вклад в победу внес советский тыл? Приведите примеры.
Группа «Деятели науки, культуры и церковь в годы Великой Отечественной войны»
Цель: сформировать представление об участии деятелей науки, культуры и церкви в годы Великой Отечественной войны.
Задачи:
1. Сбор и обработка фактического материала, достоверных исторических данных, современных оценок событий военного периода.
2. Понять, какова роль деятелей науки, культуры, а также церкви в Великой Отечественной войне, как результаты их деятельности повлияли на ход войны.
3. Узнать общественное мнение посредством опроса.
4. Выразить свое отношение к рассматриваемому вопросу.
5. Задуматься над проблемой патриотизма в воспитании молодежи как граждан демократического государства.
Используя различные ресурсы, подготовить группой презентацию исследовательской работы. Опираясь на материал своей исследовательской работы, подготовиться к обсуждению вопросов форума:
1. Считаете ли Вы, что воспитание патриотизма на примере героического прошлого нашей страны является важным условием становления личности гражданина России?
2. Считаете ли Вы, что молодежь должна извлечь уроки из книг и свидетельств современников военной поры, чтобы жить в XXI веке?
Таблица оценивания участия в гражданском форуме
Фамилия, имя участника форума __________________
№ п/п |
Критерии оценивания |
Баллы |
Отметка о соответствии |
1 |
2 |
3 |
4 |
1 |
Подбор литературы |
1 |
|
2 |
Анализ литературы |
2 |
|
3 |
Составление целей и задач исследовательской работы |
2 |
|
4 |
Составление социологического опроса |
1 |
|
5 |
Проведение опроса |
2 |
|
6 |
Обработка результатов опроса |
2 |
|
7 |
Участие в обсуждении содержания исследовательской работы |
1 |
|
8 |
Написание исследовательской работы |
3 |
|
9 |
Оформление исследовательской работы |
2 |
|
10 |
Участие в презентации исследовательской работы |
3 |
|
11 |
Участие в обсуждении вопросов форума |
3 |
|
12 |
Участие в составлении Обращения к молодежи |
3 |
|
13 |
Итоги |
25 |
|
Обращение к молодежи родного города
«Человек, который не знает истории, не знает себя» - так рассуждают ученики 11 классов МОУ СОШ. И с этим трудно не согласиться. Человек, который не знает своей истории, не имеет будущего.
Наше будущее - это мы, молодежь! Мы - это надежда России, ее движение вперед. Наша Родина - это страна с богатым историческим прошлым, которая достойна уважения.
Быть патриотом - наша насущная потребность. Но что значит - быть патриотом? Патриотизм - это, прежде всего, ответственность. Давайте начнем с себя! Мы можем помочь стране. Каждый должен хорошо делать свое дело. Ведь с малого начинается великое. Человек, который хорошо делает свое дело во имя блага своей страны, и есть патриот.
Мечтайте! Дерзайте! Все в наших руках! Мы нужны своей стране!
Обсуждение вопросов форума.
Участники подводят итоги, делятся своими ощущениями и мнениями.
Автор: О. А. Северина
Конкурс военно-патриотической песни в школе к 9 мая для школьников старших классов
Викторина к 9 мая для школьников с ответами. Культура и искусство
Сценарий внеклассного мероприятия к 9 мая для 5-9 классов
Театрализованный пролог на 9 мая. Сценарий
Сценарий праздничной программы для школьников к 9 мая. Песни Великого Подвига
Нет комментариев. Ваш будет первым!