Цели: раскрыть роль отца в семейном воспитании; привлечь отцов к участию в жизни класса; поздравить мужчин с Днем защитника Отечества.
Предварительная подготовка: дети рисуют рисунки на тему «Наша семья в выходной день»; пишут сочинение по единому плану на тему «Наша семья»; готовят праздничную программу, пригласительные билеты.
Класс к собранию украшается выставкой рисунков на тему «Наша семья в выходной день»; оформляется выставка поделок.
I. Вступительное слово классного руководителя.
Раньше безоговорочная власть отца как главы семьи определяла и его ответственность за детей. Сегодня же социологические исследования свидетельствуют о равномерном распределении власти в семье: муж, жена, оба вместе. Это говорит прежде всего о больших переменах в положении женщины как в обществе, так и в семье.
Но в настоящее время не может не беспокоить тот факт, что иной отец, утратив прежнюю единоличную власть, избегает всякой власти, а вместе с ней и личной ответственности за семью, за воспитание детей.
К сожалению, и со стороны общества есть принижение роли отца в семье. Посудите сами, есть в календаре праздник День Матери, а вот Дня Отца еще не существует. Вот и приходится нам чествовать отцов в День защитника Отечества. Надеюсь, что общество исправит эту ошибку.
II. Роль отца в семейном воспитании.
Классный руководитель. Думаю, не будет для вас открытием утверждение, что роль отца в семье большая и серьезная. Именно отец отвечает за то, чтобы сын вырос мужественным, умелым, трудолюбивым человеком, патриотом своей Родины. Да и в воспитании девочек эта роль ничуть не меньше. Кто, если не отец, покажет пример отношений мужчины и женщины? А когда дети видят, с каким уважением отец относится к матери, то и они становятся более чуткими и внимательными к своим родителям.
Формируя такие качества в детях, мы уже подготавливаем их к будущей семейной жизни. В этом случае это ответственность за одного или нескольких людей, с которыми наш ребенок самым тесным образом будет связан в жизни.
Дети становятся женщинами и мужчинами. И опытные родители говорят «Маленькие детки - маленькие бедки, большие детки - большие бедки». И, как вы понимаете, они имеют в виду не только материальные проблемы, но прежде всего моральные, интимные взаимоотношения детей в будущей семейной жизни, когда они станут взрослыми. Ведь половое воспитание начинается в самом младшем возрасте и продолжается по крайней мере до совершеннолетия ребенка, а практически гораздо дольше. И как высока тут роль отца! Ведь именно семья, благодаря своей эмоционально окрашенной атмосфере, создает для этого особенно благоприятные условия, тем более, если отношения родителей служат к тому же образцом взаимоотношений мужчины и женщины. Готовность к любви, способность воспринимать любовь как счастье воспитывается с самого раннего детства, и в семейном кругу совершенно естественно говорить об этой стороне человеческой жизни.
При этом не надо тратить много слов. Если в семье принято, что родители нежны друг к другу, если детей целуют и гладят, если родители любят друг друга, то это и есть наилучшая атмосфера для воспитания. Гармония семейных отношений, основанная на культуре взаимоотношений людей, внушает детям стереотип поведения в разных жизненных ситуациях.
Есть ли домашние обязанности у всех членов семьи или все это считается «женской работой», равноправно или нет мнение отца или матери, могут ли дети высказывать свое мнение - все это имеет воспитательное воздействие на формирование детей.
И это только одна из сторон воспитания ребенка, в которой отец играет одну из двух главных ролей. Но ничего так просто не бывает. Отец должен общаться с детьми, понимать и знать их жизнь, обладать юношеской смелостью и задором. Только в этом случае его влияние будет положительным, а результат принесет радость.
Кроме того, нужно отметить, что очень важно, чтобы со стороны отца и матери к ребенку были единые требования. К сожалению, во многих семьях это бывает не так. Например, мать считает, что хорошая успеваемость - это залог успехов ребенка в будущем, а отец настаивает на том, что это не главное, есть другие первоочередные цели.
Давайте решим несколько педагогических задач, на примере которых рассмотрим, какие ошибки могут допускать отцы в процессе воспитания своего ребенка.
III. Решение педагогических задач.
Задача 1.
Один из отцов рассказывает о том, как он воспитывает дочь: «Мы с моей дочерью большие друзья. Она всегда провожает меня на работу, с нетерпением ждет возвращения. Мы с ней играем, спорим, читаем и даже танцуем. Меня очень радует привязанность ребенка. Я всегда считал это своей заслугой. А теперь у меня вдруг появилось чувство вины перед женой. Она нас кормит, обстирывает, хлопочет. Для общения же с Машей у нее не остается времени. Дочь не раз досадовала: «Мама всегда заявляет или «некогда», или «потом».
Заботы жены о жилище, об одежде, питании поглощают все ее время после работы без остатка. Мы к этому привыкли, да и сама она привыкла и так поставила дела, что, отправляя нас на прогулку и предоставляя возможность читать, играть, беседовать, учить уроки, даже радуется, довольна, что без помехи может заняться хозяйством. И вот результат: в матери Маша стала видеть человека, который обязан обслуживать нас. Я как-то сказал ей: «Позови маму с нами на каток». Она удивилась: «А кто же обед приготовит!» Меня Маша, по-моему, больше уважает, чем мать, с моим мнением больше считается, а я-то знаю, что жена заслуживает этого не меньше меня! И если раньше я считал себя примерным мужем и отцом, то сейчас понял: надо перестраиваться».
Вопрос. Действительно ли в данной семье нужны какие- либо изменения? И если нужны, то какие?
Задача 2.
Вот как описывает поведение одного мальчика писатель Владимир Тендряков в повести «Весенние перевертыши».
«Дюшка Тягунов точно знал, что такое хорошо, что такое плохо, потому что прожил на свете уже тринадцать лет. Он не особенно задумывался, жил без комплексов, мир вокруг него был полон «радостной ясности» до тех пор, пока он, повинуясь мгновенному побуждению, не стал борцом за справедливость, защитив слабого от более сильного Саньки. Поскольку не обошлось без драки, - драк родители не одобряли - произошла следующая семейная сцена:
«Отец оборвал хождение, взял стул, поставил напротив Дюшки, оседлал его. Лицо отца за этот день опало, стало угловатым, лоб вылез вперед, глаза спрятались, глядят словно из норы, настороженно, выжидательно, с тревогой, но, кажется, без гнева.
- У нас, Дюшка, на сортировке попадаются эдакие крученые кряжи, которые ни в строительный не занесешь, ни в крепежник, ни в тарник. Их выбрасывают на дрова, но и дрова из них плохие - не колются, намаешься. Дерево как дерево, а ни на что не пригодно...
Дюшка догадался, куда клонит отец, но молчал.
- Человек, Дюшка, тоже может расти вкривь и вкось, - продолжал отец. Часто болтается среди людей эдакая нелепость - где не приткнется, всем мешает, все его отпихнуть стараются. А если упирается, рубят по живому.
У отца взгляд прочувствованный, и голос сдержанный, по всему видать - собрался с силами, хочет от души объяснить ненепутевому сыну. От души, без раздраженья. Но Дюшке меньше всего нужны такие объяснения. Он и без отца теперь знает, что ненормален, перекручен, от этого трудно жить...
Отец с досадой заскрипел стулом, подался вперед, заговорил горячее:
- У тебя перед глазами пример есть - Никита Богатов. Перекошенный человек, недоразумение. Сам несчастный, жену несчастной сделал, сына...
Таким хочешь стать?
Дюшка наконец разжал губы, спросил:
- Пап, Богатов плохой, ну а Санька Ераха хороший?
- Я ему о Фоме, он мне о Ереме. Причем тут Санька?
- Я с ним дрался.
- Так за это я должен его поносить? Ну, знаешь!
- Богатов плохой, Санька хороший?
- Да плевать я хотел на твоего Саньку! Мне на тебя не наплевать.
- Санька убивать любит... лягуш.
- Лягуш?.. Черт знает что! Да мне какое дело до этого?
Действительно, какое кому дело, что Санька убивал лягуш? Почему к нему ненависть? Почему Дюшка так много думает о Саньке? Только о нем. Родился непохожий на других - мучает кошек, бьет лягуш. И не в кошках, не в лягушках дело, а в том, что он любит мучить и убивать. И это страшное «любит» почему-то никого не пугает...
И Дюшка, давясь словами, произнес:
- Он и людей бы убивал, если б можно было.
- Ну, знаешь!
- Он зверь, этот Санька, а Богатов не зверь... Никому нет дела до Саньки? Никому! Он вырастет и тебя убьет, и меня!..
- Дюшка, опомнись!
- Опомнись ты! Убивать любит, а вам всем хоть бы что. Вам плевать! Живи с ним, люби его! Не хочу! Не хочу!
...Отец верхом на стуле замер, глядя снизу в разбитое, перекошенное, страшное лицо сына».
Вопросы:
- Что вы можете сказать о взаимоотношениях сына и отца?
- Какие ошибки, по вашему мнению, допустил отец в разговоре с сыном?
- Как бы разговаривали вы со своим сыном в данной ситуации?
Задача 3.
(Можно заранее подготовить инсценировку этой сюжетной ситуации.)
Субботний день. В комнату входит мать. Дочь накрывает на стол, отец хлопочет на кухне. Звонок.
Отец. Ага, их величество сын явились. Можно, наконец, обедать.
Мать. Ну почему он всегда звонит! У него же есть ключи.
Дочь. Глубокоуважаемый брат желает садиться только за накрытый стол. Пока он поднимется по лестнице, все будет готово. Если мы все так будем...
Входит сын.
Сын. Привет! Обед готов? Что там у нас сегодня? Есть хочу - просто ужас!
Мать. Открой, пожалуйста, банку с компотом! Хоть что-то ты можешь сделать.
Отец. Ну почему сразу же надо ругаться? Мальчик только вошел. В конце концов он в школе не бездельничал.
Мать. Ну и мы не сидели сложа руки, ведь так?
Дочь. Ну что сегодня в школе? Контрольную по истории написал?
Сын открывает банку с компотом. Все садятся за стол.
Отец. Приятного аппетита!
Сын. Этот сегодня совсем взбесился! Такой бред спрашивал! Ну зачем мне все это нужно!
Мать. Это еще что? Ты что, не написал контрольную? Ты же знал, что она сегодня будет. Не мог подготовиться?! Экзамены, между прочим, не за горами.
Сын. Спокойно, без паники! Это дело мы провернули. Знаешь как? У меня - конечно, совершенно случайно - в столе был учебник. Старик, понятное дело, не врубился.
Отец. Ну как ты говоришь о своем учителе!
Дочь. Что? Списал? Очень на тебя похоже!
Отец. Ничего страшного. Что, работа была такая трудная, что без учебника нельзя было обойтись?
Сын. Да ничего такого не было. Просто все повылетело из головы. Хотя я вчера и полистал эту чушь.
Мать. Ну что же, конечно, ты не перетрудился! И в школе у тебя в голове все что угодно, кроме занятий! Будем опять уроки у тебя проверять.
Сцена следующая.
Отец и сын в комнате, мать и дочь на кухне моют посуду.
Отец. Конечно же, это было не совсем правильно, сынок. Ну да ладно, эти женщины вечно носятся со своей моралью! И все-таки тебе надо взяться за учебу.
Сын. Ну, отец, такая маленькая контрольная! Как будто это так уж важно! Но я с женщинами не спорю, а жизнь еще покажет, кто прав...
Вопросы:
- Разве здесь речь идет только о честности?
- Почему отец всегда берет сына под защиту?
- Что должна обо всем этом думать дочь?
- Не будет ли сын в дальнейшем скрывать кое-что от матери и обращаться скорее к отцу, поскольку тот дает ему более удобные советы?
- Как отразится на поведении детей разница в родительских требованиях?
- Будут ли дети всерьез воспринимать разговор о трудолюбии, добросовестности, справедливости, искренности, если у них накопился подобный опыт?
- Как бы вы действовали в данной ситуации?
IV. Заслушивание сочинений детей на тему «Наша семья».
Классный руководитель. Каждому из нас хочется, чтобы наши дети нас уважали и любили. Есть ли в нашем классе такие семьи, в которых про отца дети говорят: «Он самый лучший!»? Да, есть. Вот послушайте, что написали дети в своих сочинениях на тему «Наша семья».
Учитель зачитывает сочинения, в которых дети рассказывают об отцах, чей опыт воспитания заслуживает стать достоянием других, не называя фамилии.
V. Заключительное слово.
Классный руководитель. Вместо заключения, дорогие отцы, хочется предложить вам поразмышлять о воспитании. Ведь общеизвестно, что семья - начало всех начал. В ней мы справедливо ищем причины и разгадки сегодняшнего поведения взрослых людей. Именно семья является той стартовой площадкой в жизни каждого человека, которая во многом определяет его дальнейшую судьбу.
Хорошо бы, чтобы эти размышления побудили вас задуматься над общими для всех нас проблемами, ведь воспитывая детей, нынешние родители воспитывают будущую историю нашей страны - и историю мира.
А теперь примите наши поздравления с праздником Дня защитника Отечества.
1-й чтец.
День этот славный каждый свято чтит,
В нем налицо все мужества черты.
Любой мужчина хрупкий мир хранит,
Служа Отчизне, с доблестью «на ты».
2- й чтец.
Не всякий подвиг может совершить,
Тем более - в потоке мирных дней,
Но всякий должен Родине служить,
Болеть душой и сердцем лишь о ней.
3-й чтец.
Великий праздник нам февраль принес.
Защитникам Отечества - виват!
Убережет от бури и от гроз
Россию воин - доблестный солдат.
4 - чтец (мальчик).
На подвиг всегда мы готовы,
Мы армии нашей друзья.
И мы не хотим, чтобы снова
Пылала, как факел, земля.
5-й чтец.
По плечу победа смелым,
Ждет того большой успех,
Кто, не дрогнув, если нужно,
Вступит в бой один за всех.
Учитель. Чтобы стать настоящим защитником своей Родины, нужно быть не только смелым, но и сильным. Вот мы сейчас и устроим соревнование, проверим, у кого из вас самая сильная рука. Это позволит нам сделать кое-какие выводы: все ли из вас готовят себя к службе в армии?
Армрестлинг
Состязание проводится среди детей и взрослых по традиционным правилам.
Учитель. А сейчас мы немного изменим правила, но опять-таки будем определять мужчин, которых бог не обделил силой.
Задание. Одной рукой сжать большой лист бумаги в комочек. Побеждает из пары участников тот, кто сделает это быстрее.
Учитель. Сильный воин - это очень хорошо, но очень важно быть еще и метким. Проведем еще одно состязание, чтобы узнать самого меткого стрелка среди мужчин, мальчиков. Девочки также могут принимать участие в соревновании, ведь известно немало примеров, когда женщины становились прекрасными снайперами.
Снайпер
Задание. Забросить в корзину (или ведро), стоящую в 4- 5 метрах от игрока, скомканный в шарик лист бумаги. Серия состоит из 5 бросков, результаты записываются, по итогам определяется победитель.
Учитель. Быть сильным и метким очень важно. Но иногда этого бывает недостаточно. Нужно быть еще и очень ловким. Посмотрим, кто у нас самый ловкий.
Преодоление препятствий
Задание. Провести ракетный теннисный мячик между расставленных препятствий. Состязаются одновременно два игрока, побеждает тот, кто закончил путь быстрее другого.
Учитель. Те, кто служил в армии, знают как тяжело бывает в походах, когда нужно не только преодолевать большие расстояния пешком, но еще нести на себе определенный груз. Папы вам могут рассказать, как не хватало дыхания, ноги становились «ватными», но они все равно шли. Давайте представим себе, каково солдату в походе.
Тяжело в учении - легко в походе
Для этого состязания потребуются пластиковые бутылки, наполненные водой. На бутылках закрепляются петли таким образом, чтобы их можно было надеть на ноги. Участники надевают бутылки на ноги, чтобы на каждой ноге было закреплено по бутылке. Игрокам нужно добежать до условленного предмета с бутылками на ногах, обежать предмет и вернуться к началу. Соревнуются одновременно два игрока, побеждает тот, кто преодолеет путь быстрее.
Учитель. Скажите, достаточно ли солдату быть сильным, метким и ловким, чтобы стать настоящим защитником Родины? Да, нужно быть еще и сообразительным.
Конкурс загадок
Закричу, заурчу,
С места в небеса улечу. (Вертолет.)
Под водой железный кит,
Днем и ночью кит не спит.
Днем и ночью под водой
Охраняет твой покой. (Подводная лодка.)
Крыльев нет у этой птицы,
Но нельзя не подивиться:
Лишь распустит птица хвост –
И поднимется до звезд. (Ракета.)
Он в походе очень нужен,
Он с кострами очень дружен.
Можно в нем уху сварить,
Чай душистый кипятить. (Котелок.)
Не пчела, не шмель,
А жужжит,
Неподвижно крыло,
А летит. (Самолет.)
Где бы ты ни находился
Если только заблудился,
Он укажет тебе, друг,
Путь на север и на юг. (Компас.)
Зонтик я - весь белый-белый.
Я большой и очень смелый,
Я по воздуху летаю,
С облаков людей спускаю. (Парашют.)
В походе идут и дом берут,
В котором дома не живут. (Палатка.)
Ночью, в полдень, на рассвете
Службу он несет в секрете,
На тропе, на берегу,
Преграждает путь врагу. (Пограничник.)
Учитель. Ну вот мы и проверили готовность наших мужчин быть защитниками нашего Отечества. Тем, кто не смог победить в состязаниях, не стоит унывать.
Спортом надо заниматься,
Не лениться, каждый день
С гирей много упражняться,
Чтобы стали вы сильней.
6-й чтец (девочка).
Когда станут взрослыми наши ребята,
Их тоже служить призовут во солдаты,
Ведь должен мужчина российский любой
Суметь за Россию отправиться в бой.
7-й чтец (девочка).
Пусть парни страну от врагов берегут
И службу военную честно несут.
Мы гордыми будем за наших ребят.
Да здравствует доблестный русский солдат!
Состязания можно проводить и между двумя командами, сформированными из мальчиков и взрослых.
Автор-составитель: Ольга Викторовна Павлова
Сценарий к 23 февраля «А ну-ка, мальчики» в начальной школе
Интересный сценарий конкурсной программы для мальчиков начальной школы к 23 февраля
Игры и конкурсы на 23 февраля в начальной школе
Степенко Инна Александровна # 13 января 2020 в 19:33 0 |
Роль отца в воспитании очень важна! Уважение ск старшим прививается с детства! Очень полезно проводить внеклассные мероприятия в начальной школе! Это сближает детей и родителей! |