Цели: расширить рамки основных школьных предметов, привить интерес к учению, привлечь к участию в игре всех учащихся для проверки и закрепления полученных знаний.
1-й чтец
Дней в году немало славных,
Но один у нас такой,
Когда в школу даже мамы
Поспешают с детворой.
2-й чтец
И звенит звонок веселый,
Созывая всех вокруг!
Этот день у нас особый — «
Знаний День» его зовут.
1-й чтец
Отправляясь в путь нелегкий,
Не забудьте про багаж!
Ты возьми с собой в дорогу
Книгу, ручку, карандаш.
2-й чтец
Лень в дорогу не бери —
В город знаний не дойти!
Спотыкнешься, пропадешь,
Если лень с собой возьмешь.
А терпение и труд
Лишь удачу принесут!
1-й чтец
А еще поможет книга,
Самый верный друг в пути,
Ведь без чтенья и уменья —
В город знаний не дойти.
2-й чтец
Верный твой помощник — книга!
Ты беседуй чаще с ней,
И тогда дорога к знаньям
Станет легче и прочней.
1-й чтец
Книга в трудностях поможет
И всегда нам даст совет.
Наши знания умножит,
На вопросы даст ответ.
Ведущий. Каждый год 1 сентября мы празднуем День знаний. Каждый год 1 сентября вы приходите в школу, чтобы отправиться в страну знаний. А отправляетесь вы туда на чудесном «корабле», на борту которого написано всего одно слово — «Школа».
2-й чтец
В жизни школьной всё бывает:
Из неумех вдруг талант вырастает.
Слабый и хилый спортсменом растет,
Кто-то красиво в хоре поет.
1-й чтец
В жизни школьной всё бывает:
В нужный момент вдруг дневник пропадает,
Обувь «вторая» забыта на полке,
И на уроках случаются «двойки».
2-й чтец
В жизни школьной всё бывает:
Кто-то честь школы своей защищает,
Кто-то рисует, кто-то танцует,
Лепит, строгает и дрессирует.
1-й чтец
В жизни школьной всё бывает:
По одежке нас встречают,
По заслугам отмечают,
Провожают по уму!
Чтецы (вместе)
Яркими красками озарена,
Смехом и шумом школа полна.
Ведущий. Итак, наш корабль под названием «Школа» отправляется в годичное плавание. Ой, что же я сказал(а)?.. Ребята, это что же получается, вы весь год будете «плавать»? То есть получать двойки и плохо учиться. А может быть, я прав(а), и вы за лето все забыли? Давайте проверим, как вы умеете бороздить океан знаний, и умеете ли вы в случае опасности пользоваться спасательными кругами? Ваш спасательный круг — это книга. Вспомните пословицы о книге. Ребята, я буду «бросать» вам спасательный круг, а вы подхватывайте — продолжайте.
♦ Чтение — вот лучшее... (учение).
♦ Книга — зеркало... (жизни).
♦ Книга для ума — что теплый дождь для... (всходов).
♦ Книга поможет в труде, выручит в... (беде).
♦ Кто много читает, тот много... (знает).
♦ Прочел новую книгу — встретился с... (другом).
♦ Грамоте учиться — вперед... (пригодится).
♦ Кто грамоте горазд — тому не... (пропасть).
♦ Хорошая книга — лучший... (друг).
Хорошо, ребята, что теперь у вас есть спасательные круги и можно отправляться по волнам знаний в путешествие. Вот мы оказались в глубоком океане, а впереди островок архипелага «Школьные науки». Посмотрим, как вы справитесь с математическими волнами и причалите к этому острову. Тут затеи, задачи, игры, шутки — всё для вас. Чтобы узнать, как называется этот остров, надо отгадать загадку.
Первое — предлог, второе — летний дом,
А целое, порой, решается с трудом. (Задача.)
* * *
♦ В зоопарке он стоял
Обезьянок всё считал:
Две играли на песке,
Три уселись на доске,
А двенадцать спинки грели,
Сосчитать вы их успели? (17.)
♦ На базаре спозаранок
Накупил баран баранок:
Для барашков, для овечек
Десять маковых колечек,
Девять сушек,
Восемь плюшек,
Семь лепешек,
Шесть ватрушек,
Пять коржей,
Четыре пышки,
Три пирожных,
Две коврижки
И один калач купил —
Про себя не позабыл!
А для женушки — подсолнушки. (65.)
(Ю. Кушак)
♦ Над болотом тихо-тихо
В теплом воздухе парят
Сам комар да комариха,
С ними туча комарят.
Комариха с комаром говорят:
— Сосчитай-ка, комар, комарят.
— Как же счесть, комариха, комарят.
Не поставишь комарят наших в ряд,
Насчитала комариха сорок пар,
А продолжил этот счет сам комар.
Комарят комар до вечера считал,
Насчитал тринадцать тысяч и устал
А теперь сосчитайте, друзья:
Велика ли комариная семья. (13082)
(В. Я. Гончарова)
Решите простенькую задачку. Мне часто приходится пользоваться городским транспортом. Однажды, сидя в троллейбусе, я решил(а) сделать простой расчет. Полагаю, что вы сильны в математике и проверите мои расчеты.
Итак, я сел(а) в троллейбус на начальной остановке и пересчитал(а) пассажиров. Их было 17. На первой остановке вошли 6 человек, а вышли 2. Будьте внимательны! На следующей остановке вошли 10 человек, а вышли 7. На следующей остановке вышли 4 человека, а вошли 7.
А потом на остановке
Гражданин один вошел
С целой кучею обновок
Сколько было остановок? (4.)
А теперь я попрошу подойти ко мне двух ребят. Ребята, встаньте лицом к зрителям, перед вами приз. Приз достанется тому, кто окажется самым внимательным.
Вы услышите рассказ
В полтора десятка фраз.
Лишь скажу я слово «три»,
Приз немедленно бери.
Понятно, когда брать приз? Не забудьте — на слове «три». Запомнили? Ну, тогда я продолжаю свой рассказ.
Однажды щуку мы поймали,
Распотрошили... А внутри
Рыбешек мелких увидали,
И не одну, а целых ... две!
Мечтает мальчик закаленный
Стать олимпийским чемпионом.
Смотри, на старте не хитри,
И жди команду: «Раз, два... марш»!
Когда стихи запомнить хочешь,
Их не зубри до поздней ночи,
А про себя их повтори
Разок, другой, а лучше... пять!
Недавно поезд на вокзале
Мне три часа пришлось прождать...
Ну что вы приз друзья не взяли,
Когда была возможность взять?!
Обычно играющие ожидают, что слово «три» должно быть в конце куплета, не обращая внимания на «три часа, пришлось подождать», и, как правило, приз никому не достается.
Отгадайте еще одну задачу-загадку на внимание. У Зины и Веры фамилии Скворцова и Орлова. Какую фамилию имеет каждая девочка, если известно, что Зина на два года моложе Скворцовой? (Зина Орлова, Вера Скворцова.)
Наш корабль прощается с островом «Задача» и продолжает свой путь к острову «Грамматика».
Учите русский годы кряду,
С душой, с усердием, с умом!
Вас ждет великая награда,
И та награда — в нем самом.
Вот и показался этот остров. О, сколько здесь рыбы! Закидывайте скорее удочки и ловите ее. Эти загадки не простые, это загадки — омонимы. (Достает листочки в форме рыбок и читает загадки.) Отгадавшие загадки получают «рыбку». Давайте посмотрим, кто лучше «рыбачит».
♦ В тетради я бываю
Косая и прямая.
В другом своем значении
Я планка для черчения.
И, наконец, порою
В шеренгу вас построю. (Линейка.)
♦ Есть всегда он у людей,
Есть всегда у кораблей. (Нос.)
♦ Я в дверях, я в замке,
Я и в нотной строчке,
Я и гайку отвинчу
И могу, если хочу,
Телеграмму передать
И задачу разгадать. (Ключ.)
А эти рыбки не простые — в каждой рыбке спряталась другая, найдите их.
♦ Хлев (лев).
♦ Уточка (точка).
♦ Столб (стол).
♦ Щель (ель).
♦ Укол (кол).
♦ Зубр (зуб).
♦ Коса (оса).
♦ Мрак (рак)
♦ Удочка (дочка).
♦ Полк (пол).
Ребята, хватит ли нам этой «рыбы» или половим еще? Давайте попробуем отгадать другие загадки.
♦ Грамоты не знаю,
А весь век пишу. (Ручка, карандаш.)
♦ По полю ходила —
Клювиком.
Стежечку оставила —
Точечку поставила. (Ручка, строчки.)
♦ Человечки черные,
Умные, ученые,
Друг за другом
Стали в ряд,
Молча с нами говорят. (Буквы.)
♦ На странице я стою,
Всем вопросы задаю.
Согнут я всегда в дугу —
Разогнуться не могу. (Вопросительный знак.)
♦ На странице
Вверх тормашками
Торчу!
Восхищаюсь!
Возмущаюсь!
И кричу! (Восклицательный знак.)
♦ Я минус в математике,
Но знак другой в грамматике.
Знаком я детворе,
Меня зовут... (тире).
♦ Я маковой крупинкой
Упала на тропинку,
И остановила вас —
Закончила рассказ. (Точка.)
♦ На крохотное ушко
Похожа завитушка.
Велит нам
Постоять чуть-чуть
И отправляться
Дальше в путь. (Запятая.)
Запятая велела нам постоять чуть-чуть и отправляться дальше в путь. Что ж, вперед по бескрайним морям знаний к новым островам. Но какое путешествие без песен?
Под мотив песенки «Чунга-чанга» дети исполняют песню на слова В. Герасимовой.
В школе классно жить большой семьей
И не хочется идти домой.
Школа наша светлая всегда,
Не страшны ей годы и беда.
Припев:
Наша школа — это дружба,
Не легко в ней, но так нужно.
Нам учиться на пятерки очень нужно. (2 раза)
Наш учитель ласков, но и строг,
Заставляет выучить урок.
Я не стану двойки получать —
Постараюсь выучить на пять.
Припев.
В школе много радостных минут,
А уроки в дальний путь зовут.
Много знаний школа нам дала
И друзей на долгие года.
Припев.
Но чтобы учиться на пятерки, как поется в песенке, необходимо крепко дружить с книгой.
Пусть книги друзьями заходят в дома,
Читайте всю жизнь, набирайтесь ума.
(М. Дунчус)
Итак, мы причаливаем к острову «Чтение» и сразу встречаемся со сказками. Давайте проверим, насколько хорошо вы их знаете.
♦ Как назывался домик, который сделали своим жильем звери? (Теремок.)
♦ Как звали трех былинных богатырей? (Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович.)
♦ Кто являлся главарем разбойников из мультфильма «Бременские музыканты» (Атаманша.)
♦ Что было нарисовано в каморке у папы Карло? (Очаг.)
♦ Назовите хитрющего слугу Маркиза Карабаса. (Кот.)
♦ Кто достал со дна озера для Буратино золотой ключик? (Черепаха Тортила.)
♦ Кому приходилось изображать «привидение с мотором, ужасное, но симпатичное»? (Карлсону.)
♦ Главный герой этой сказки был хорошим другом Вишенки и Редиски. Ребята, вспомните, как его зовут? (Чиполлино.)
♦ Кто исполнял желания сказочного Емели? (Щука.)
♦ Как называется русская народная сказка, главный герой которой — хлебобулочное изделие? («Колобок».)
♦ Где отсиживал свое наказание Буратино до тех пор, пока не совершил побег в страну Дураков, поддавшись на уговоры летучей мыши? (В чулане.)
♦ В чем медведь тащил Машу с пирожками к бабушке и дедушке? (В коробе.)
♦ Как называется русская народная сказка о том, что вежливость и доброту никакой холод заморозить не сможет? («Морозно».)
♦ Кто самый знаменитый житель Цветочного города. (Незнайка.)
♦ От кого звонил слон Корнею Чуковскому? (От верблюда.)
♦ Какое удобрение в десять раз увеличивает урожайность на поле Чудес в стране Дураков? (Соль.)
Молодцы, ребята! Сказки вы читаете и хорошо знаете. А теперь попробуем объяснить смысл некоторых выражений.
♦ Когда мы говорим, что яблоку негде упасть? (Когда очень тесно.)
♦ Что значит «висеть» на телефоне? (Долго разговаривать по телефону.)
♦ Только пятки сверкают. Что это означает? (Быстро убегать.)
♦ Как вы понимаете поговорку: не имей сто рублей, а имей сто друзей. (Друзья дороже денег и нужнее человеку, это становится ясно в трудную минуту.)
Мы покидаем это сказочное место и направляемся к последнему острову. Какой прекрасный остров, но такой непроходимый, весь зарос деревьями. Давайте проложим через этот лес тропинку, отгадывая загадки про деревья и кустарники.
♦ Что же это за девица:
Ни швея, ни мастерица,
Ничего сама не шьет,
А в иголках круглый год. (Сосна, ель, пихта и другие хвойные деревья, кроме лиственницы. Лиственница на зиму сбрасывает иголки.)
♦ Есть у родственницы ели
Неколючие иголки,
Но, в отличие от елки,
Опадают те иголки. (Лиственница.)
♦ Стоит Алена,
Платок зеленый,
Тонкий стан,
Белый сарафан. (Береза.)
♦ Что за дерево стоит —
Ветра нет, а лист дрожит? (Осина.)
♦ Я на розу так похож,
Разве что не так хорош,
Но зато мои плоды
Всем пригодны для еды. (Шиповник.)
Ребята, а вы, наверное, проголодались. Не пора ли нам подкрепиться? Отгадайте загадки про эти овощи и можете их съесть. (Можно заранее нарисовать картинки с изображением овощей и отдавать их ученикам, отгадавшим загадки.)
♦ Прежде чем его мы съели,
Мы наплакаться успели. (Лук.)
♦ Вверху зелено,
Внизу красно,
В землю вросло. (Свекла, морковь.)
♦ Хотя я сахарной зовусь,
Но от дождя я не размокла,
Крупна, кругла, сладка на вкус.
Узнали вы? Я... (свекла).
♦ Кругла, а не месяц,
Желта, а не масло,
Сладка, а не сахар,
С хвостом, а не мышь. (Репка.)
♦ Щеки розовы, нос белый,
В темноте сижу день целый.
А рубашка зелена,
Вся на солнышке она. (Редиска.)
♦ Маленький, горький,
Луку брат. (Чеснок.)
♦ Как на нашей грядке
Выросли загадки —
Сочные да крупные,
Вот такие круглые.
Летом зеленеют,
К осени краснеют. (Помидоры.)
♦ Раскололся темный домик
На две половинки.
И посыпались оттуда
Бусинки-дробинки. (Горох.)
♦ Маленькая печка
С красными угольками. (Гранат.)
♦ Наши поросятки
Выросли на грядке,
К солнышку бочком,
Хвостик крючком.
Эти поросятки
Играют с нами в прятки. (Огурцы.)
♦ Кафтан на мне зеленый,
А сердце, как кумач;
На вкус, как сахар, сладок,
А сам похож на мяч. (Арбуз.)
А вот полянка с ягодами. Давайте соберем ягодку к ягодке. Но надо помнить, что ягода — это такой плод, у которого внутри много семян и нет косточки. Когда ягода зрелая, у нее мясистая и сочная мякоть.
Сейчас я назову десять названий плодов, а вы должны их «собрать», то есть определить, какие из них ягоды, а какие нет: арбуз, апельсин, виноград, вишня, огурец, слива, помидор, тыква, мандарин, лимон. (Вишня и слива — не ягоды.)
«Да, с точки зрения ученого-ботаника, это так. Стало быть, тыква, арбуз, дыня, огурец — тоже ягоды». Придется привыкать к мысли, что арбуз с огурцом — родственники, да еще и ягоды.
А сколько на этом острове прекрасных цветов! Давайте наберем на память букет из них. Что это за цветы?
♦ Золотой и молодой
За неделю стал седой,
А денечка через два,
Облысела голова.
Спрячу-ка в карманчик
Бывший... (одуванчик).
♦ Все знакомы с нами —
Яркими, как пламя. Мы однофамильцы
С мелкими гвоздями.
Полюбуйтесь дикими Алыми... (гвоздиками).
♦ Эх, звоночки, синий цвет,
С язычком, а звону нет. (Колокольчик.)
♦ Стоят в лугах сестрички —
Золотой глазок, белые реснички. (Ромашки.)
Вот и подошло к концу наше удивительное путешествие по островам школьных предметов в океане знаний. Я надеюсь, что вы захотите делать новые открытия, читая и учась.
Автор: Валентина Анатольевна Герасимова
Классный час на День знаний, 6 класс
Классный час на 1 сентября – День знаний, 8 класс
Праздничная линейка на 1 сентября в школе
Нет комментариев. Ваш будет первым!