Святки в начальной школе. Сценарий

Сценарий для 2 класса «Праздник народных игр – Святки»

(Выучить заранее пословицы, разместить их на доске, подготовить ингредиенты «кутьи», маски, шали, жилеты, имитацию костра, деревянную посуду, бубен, баян)

1-й ведущий: Праздники являются важной составной частью жизни русского человека. А разве могут обойтись праздники без шуток, песен, танцев, игр. И часто все это тесно связано с определенными традициями. Какие детские массовые игры вы знаете? (Игры бывают спортивными, интеллектуальными, детскими забавными и обрядовыми)

(На доске появляются четыре таблички с видами игр)

Спортивные

Интеллектуальные

Детские

Обрядовые

бокс

теннис

волейбол

КВН

предметные

угадай...

салки

выбивалы

прятки

хороводы

состязания

колядование

1-й ведущий: Поговорим о народных играх, характерных для рождественских праздников. Самым шумным и веселым праздником на Руси после длительного рождественского поста были Святки, которые продолжались от Рождества до Крещения.

2-й ведущий: В далеком прошлом в народе бытовало поверье: на радостях, что родился Сын, Бог открыл небеса, и на Землю проникла различная нечисть, которая до этого находилась в Тартаре. Она пугала народ, безобразничала, пробиралась в жилища человека, так считали в народе. Поэтому в эти праздники жгли много костров, чтобы прибавить света и тепла и оградить себя от злых духов и нечистых сил.

3-й ведущий: Во время Святок проходили колядования, когда молодежь наряжалась, одевая одежды посмешнее, надевала маски зверей и птиц, изображая неведомую силу, ходила по дворам, пела величальные песни, посвященные Рождеству Христову, желала людям счастья, урожая, получая от хозяев угощения и собираясь на святочные посиделки, игры и гадания.

1-й ведущий: Зимние Святки — рождественско-новогодние праздники — делились на «святые вечера» с 25 декабря по 1 января и «страшные вечера» с 1 января по 6 января. В нашей местности колядование проходит 6 января во второй половине дня.

Учитель: Предлагаю вам разыграть это народное действо - колядование. Но сначала надо к нему приготовиться: приготовить кутью, обрядиться, вспомнить колядки

(Заранее приготовить карточки с колядками. Дети самостоятельно выбирают образ ряженого для себя, это можно было сделать на уроках технологии — приготовить маски чудовищных или существующих птиц и зверей, использовать шали, жилеты, бусы и т.д.)

2-й ведущий: А теперь приступим к приготовлению кутьи.

(Дети каждый в своей мисочке смешивают сваренный рис, изюм, варенье, мед, сахар, ваниль, орехи разных видов)

— Существует порядок угощения кутьей: предложить съесть из деревянной ложки, и не забыть ее помыть у хозяев, или положить своей ложкой в деревянную миску хозяев.

— Как входить в дом? (Очистить обувь от снега, войти и остановиться у порога)

— С каким приговором предлагать кутью? (Вежливое обращение к хозяевам, предложить попробовать вкусную кутью, пожелать что-то хорошее, а затем устроить шуточный торг за ответное угощение)

— Какова цель колядовщиков? (Пожелать здоровья, счастья, поздравить с праздником, принести веселье в дом)

(Ни в коем случае нельзя воспитывать в детях стремление наживиться за счет колядования. Угощение хозяевами колядовщиков — это добрая воля хозяев дома)

Учитель: Помните, что в народе существует поверье: как проведешь Новый год и Рождество, таков будет и предстоящий год. Поэтому старались, чтобы угощение на столе было обильным, люди желали друг другу радости, здоровья, счастья, удачи.

Дети (хором под трещотки, ложки, бубен):

Коляда, коляда

Накануне Рождества!

Коляда пришла!

Рождество принесла!

 

Мы малёшеньки

Колядовщики.

Мы пришли колядовать.

Вас с праздничком поздравлять!

 

Как на улице мороз

Подмораживает,

Не велит долго стоять,

Велит скоро подавать.

— Отведайте нашей кутьи сладкой, чтобы жизнь ваша была гладкой, отведайте нашей кутьи сытной, чтоб хозяйка доброй была, отведайте нашей кутьи белой, чтобы у хозяина думка была светлой.

Да дай Бог тому,

Кто в этом дому,

Ложилось, побылось,

На двор много счастья лилось.

У хозяина в дому Велись бы ребятки,

Велись бы цыплятки,

Велись бы телятки,

Велись бы поросятки.

 

Будете нам дарить —

Мы будем хвалить,

А не будете дарить —

Тогда будем вас корить.

 

Дайте сала кусок,

Чтоб кабан был высок,

Со стол вышины

И с грубку толщины!

Счастья вам, хозяин с хозяюшкой,

Большого здоровья.

С Новым годом,

Со всем родом!

Учитель: После колядования собирались колядовщики на игрища, где устраивались игры, пляски, поедали все собранные дары, на подаренные деньги покупали сладости, жгли костры, чтобы отгородиться от нечистой силы.

(В центре помещения выставляется импровизированный костер, можно нарисованный, можно использовать красную ткань и электрическую подсветку или мультимедиа, звучит плясовая русская народная музыка)

(Дети ходят по кругу вокруг костра и поют частушки)

Мы частушек много знаем

Под разлив гармошечки,

У нас куплетов в голове,

Как в мешке картошечки.

 

Мы частушек много знаем

И хороших и плохих.

Хорошо тому послушать,

Кто не знает никаких.

 

Чепуха, чепуха,

Это просто враки!

Куры съели петуха, —

Говорят собаки.

 

Между небом и землей

Поросенок рылся

И нечаянно хвостом

К небу прицепился.

 

Поглядите-ка, ребята,

Что на крыше деется:

Воробей в рожок играет,

За соломку держится.

 

Запрягу я кошку в дрожки,

А котенка в тарантас,

И поеду по деревне

Всем ребятам напоказ.

 

На горе стоит телега,

Слезы капают с дуги.

Под горой стоит корова,

Надевает сапоги.

 

Хороши наши частушки,

И напев у них простой.

На сегодня петь кончаем,

Ставим точку с запятой.

 

Ох, довольно мы напелись,

Дайте смену новую.

Ой, спасибо баянисту

За игру веселую!

1-й ведущий (выводит ряженую козу):

Мы не сами идем,

Мы козу ведем.

А ну, народ, расступись,

Дай нам проход!

Коза: Где коза ходит — там жито родит.

(Идет коза по кругу и толкает детей)

Где коза хвостом — там жито копною.

(Старается наступить детям на ноги)

Где коза рогом — там жито стогом.

(Пытается бодать детей)

1-й ведущий:

Ты, коза, не сердись.

Ты нам поклонись.

Да мы вместе и спляшем.

2-й ведущий (показывает танец, выполняя движения в соответствии со словами):

Пошла коза по лесу, по лесу, по лесу.

Нашла себе принцессу, принцессу, принцессу.

— Давай, коза, попрыгаем, попрыгаем, попрыгаем.

Ножками подрыгаем, подрыгаем, подрыгаем.

Ручками похлопаем, похлопаем, похлопаем.

Ресничками пошлепаем, пошлепаем, пошлепаем.

Ножками потопаем, потопаем, потопаем.

Учитель: После игр и плясок мальчики обычно начинали состязания в силе и ловкости. Одно из них: прыгание через костер. Прыгать станете по очереди.

А также проводили совместные игры: взятие снежной крепости; катание с гор на санках; катание на лошадях в санях. У девочек под старый Новый год есть интересное занятие — гадание.

Послушаем стихи из поэмы Жуковского.

1-й мальчик:

Раз в крещенский вечерок

Девушки гадали:

За ворота башмачок,

Сняв с ноги, бросали...

2-й мальчик:

В чашу с чистою водой

Клали перстень золотой,

Серьги изумрудны;

Расстилали белый плат

И над чашей пели в лад

Песенки подблюдны.

— О каких гаданиях слышали вы?

Учитель: Подблюдные песенки — гадание в виде современной игры в фанты. Под какие слова песни вынимались вещи, такова ждала тебя судьба в Новом году.

А теперь поиграем в старинные игры.

1. «Фанты». (Становятся дети в круг, кого-то салит водящий, если не успеет встать. Отдают в круг фанты. Затем каждый фант нужно отыграть, спев, станцевав, прокукарекав и т.д. Каждому фанту водящий дает задание с закрытыми глазами, то есть он не знает, кому принадлежит фант)

2. «Колечко, колечко, выйди на крылечко». (Кто-то прячет колечко в ладони. Все игроки выставляют сжатые кулаки, водящий должен узнать, у кого в кулаке зажато колечко)

3. «Садовник».

Я садовником родился,

Не на шутку рассердился.

Все цветы мне надоели, кроме ...

3-й ведущий: Надоело нам играть, давайте пошутим и попляшем.

Ну-ка, ряженый народ,

Громче, громче хлопай!

Миша наш идет вперед,

Ты с ним вместе топай!

(Мальчик в костюме медведя пляшет в кругу, балуется, задевая ребят. Звучит танцевальная мелодия)

Учитель: Наш праздник святочных игр заканчивается. Помните, что в жизни праздники всегда сменяются трудовыми буднями, беспечное веселье — повседневными заботами. Но умение веселиться так же необходимо человеку, как и умение трудиться. Вспомните русские народные поговорки и пословицы:

Делу время, а ... (потехе час).

Любишь кататься, люби и ... (саночки возить).

Рекомендуем посмотреть:

Театрализованное представление на тему: Коляда для учащихся начальных классов

Стихи о Рождестве для школьников

Святки, колядки в младшей группе детского сада

О празднике Коляда для детей

Рождество. Сценарий Рождества для школьников

Елена Юрьевна Пряхина # 4 апреля 2015 в 19:03 +2
Разработанное Вами мероприятие рассказывает о традициях и воспитывает духовно-нравственные качества детей. Большая роль уделяется творческим способностям детей, их актерскому мастерству, развитию речи.Создает положительный эмоциональный фон мероприятию. Спасибо за праздник.
Инна Олеговна Цымбаленко # 14 февраля 2016 в 11:22 0
Как мало мы знаем и наши дети о народных обычаях и традициях. Спасибо за разработку.
Светлана Викторовна Дармодехина # 21 февраля 2016 в 18:20 0
Спасибо большое за очень интересное и поучительное мероприятие. В нем в доступной форме рассказывается о традициях и воспитании духовно-нравственные качества детей. Большая роль уделяется творческим способностям детей, их актерскому мастерству, развитию речи.Создает положительный эмоциональный фон мероприятию.
Татьяна Васильевна Сологуб # 7 августа 2016 в 10:18 0
Без прошлого нет настоящего. Главное знать и приумножать историю и традиции своего народа. Дети получают первоначальные знания обряда приготовления кутьи, имеют возможность попробовать угощение, которое является необходимым атрибутом этого праздника. Мероприятие интересное, занимательное. Обязательно использую его в своей работе.
Юлия Сергеевна Кузнецова # 27 ноября 2016 в 14:15 0
Сценарий мероприятия интересный и познавательный для детей и взрослых!!! Возьму за основу к подготовке к новогодним утренникам!!
Наталья Николаевна Лейкина # 8 декабря 2018 в 13:28 0
Замечательный материал, жаль что наше поколение утратило то, что было принято нашими предками. Необходимо возрождать наши старые и добрые традиции, и важно, доносить информацию о традициях предков до детей в дошкольном возрасте. Спасибо за материал.