Конспект классного часа на Осеннюю тематику для 5-6 класса
Экскурсия в природу «Волшебные дары осени», 5-6 класс
Цели и задачи:
• воспитание бережного отношения к природе и потребности в охране окружающей среды;
• привитие навыков анализа, наблюдения за изменениями в природе;
• развитие наблюдательности, внимания, мышления.
Оборудование. Спортивная форма или одежда по предстоящей погоде, обувь, предназначенная для ходьбы, возможны папки для сбора гербария.
Подготовительная работа. Экскурсия может быть совершена в ближайший парк или на школьную площадку. Заранее учитель сообщает ученикам о предстоящей экскурсии, говорит о месте ее проведения, проговаривает правила поведения. В этот же период можно прорепетировать с ребятами стихи, которые, согласно данному сценарию, будут использованы в ходе экскурсии.
Описание экскурсии
Организационный момент. Учитель в классе проверяет готовность каждого ученика к экскурсии, затем предлагает построиться и тихо выйти за пределы школы. Если по пути следования будут встречаться опасные участки, учитель обязательно должен пояснить, как их преодолеть.
1. Беседа об осени
Учитель: Ребята, сегодняшнее наше занятие необычное — мы проводим его на свежем воздухе, среди прекрасной окружающей нас природы. Отгадайте, что это?
Пришла без красок и без кисти
И перекрасила все листья. (Осень)
Пришла волшебница-осень, взмахнула своей волшебной палочкой, и все животные, растения, люди стали готовиться к зиме. Давайте представим, что мы с вами в сказочном сквере, и деревья будто разговаривают с нами.
Расскажи ты нам, береза златоглавая, как осень встречаешь?
Ученица: Я — царица лесов. Обо мне поют песни, складывают сказки, пишут стихи:
Люблю березу русскую,
То светлую, то грустную,
В белом сарафанчике,
С платочками в карманчиках,
С красивыми застежками, С зелеными сережками.
Автор: С. Прокофьев
Осенью я надеваю солнечного цвета сарафанчик, как воспоминание о ласковом, жарком лете. Золотым дождем сыплются на землю мои листья-самоцветы. Прислушайтесь к хороводу, и вы услышите удивительную осеннюю мелодию. (Ребята закрывают глаза и слушают)
Далее ребята пробуют рассказать о своем наряде от лица рябины, клена, тополя. (Рассказчики надевают на голову шапочки с листьями)
Учитель: А как встречает осень елочка? (Ответы учеников)
«...Каждую осень в день елочкиного рождения, деревья дарят ей подарки. Осина дарит красные фонарики, клен роняет оранжевые звезды, а ива засыпает елочку золотыми рыбками. И стоит елочка счастливая: раскинула лапки, и на ладошках — подарки. Вся в золоте, нарядная, разноцветная...»
Н. Сладков
Учитель: Ребята, а как изменилась наша одежда? Почему? (Наблюдение за прохожими, беседа с учениками)
Действительно, дни и ночи стали холоднее, в огородах убрали овощи, чтобы они не замерзли. А сейчас мы проверим, как вы знаете овощи. Слушайте внимательно, отгадывайте старательно.
Красная мышка с белым хвостиком
В норке сидела под зеленым листиком. (Редиска)
Что копали из земли,
Жарили, варили?
Что в золе мы испекли,
Ели да хвалили? (Картофель)
Над землей — трава,
Под землей — алая голова. (Свекла)
Молодцы, ребята! А какие овощи вы еще знаете?
(Ответы ребят)
2. Практические задания в ходе экскурсии
Убрали лук, картошку, репу, морковь, одна капуста осталась. У капусты 77 одежек — она и холода не боится. А вы, ребята, не замерзли? Давайте погреемся, поиграем в игру «Гуси и волк». Один из вас станет «волком» и будет находиться на другой стороне полянки (площадки), а все остальные — «гуси», которые будут стремиться «перелететь» полянку (площадку), т. е. перебежать ее, а «волк» постарается «поймать» хоть одного «гуся». Надеюсь, игра вам знакома.
— Гуси! Гуси!
— Га! Га! Га!
— Есть хотите?
— Да! Да! Да!
— Так чего ж вы не летите?
— Серый волк под горой
Не пускает нас домой.
— Так летите, как хотите...
(Проводится подвижная игра)
Учитель: «Гуси», а как вы готовитесь к зиме? (Ответы учеников) А ты, «волк», приготовился к зиме? (Ответ ученика, сыгравшего роль «волка»)
Учитель:
Собрались и полетели
Утки в дальнюю дорогу.
Под корнями старой ели
Мастерит медведь берлогу.
Заяц, в мех оделся белый,
Стало зайчику тепло.
Носит белка месяц целый
Про запас грибы в дупло.
Автор: А. Гонтарь
(Учитель читает, а ученики выполняют соответствующие движения)
А в заключение посмотрим, кто из вас самый наблюдательный?
• Кто собирает яблоки спиной? (Еж)
• Кто сушит грибы на деревьях? (Белка)
• У какого зверя осенью в листопад появляются детеныши? (У зайца)
Учитель: Не на все вопросы мы знаем ответы, поэтому и будем изучать окружающий нас мир. Мы должны бережно относиться к природе в благодарность за ее дары.
Природа готовится к зиме. Волшебница-осень дарит нам сегодня прекрасный букет из листьев. Выберите листочек, который вам больше всего понравится. Этим букетом мы украсим наш класс.
Подведение итогов экскурсии. Учитель в краткой беседе с учащимися еще раз вспоминает, о чем шел разговор во время экскурсии, и предлагает подумать: «На каких уроках мы сможем использовать собранные листья?» Затем организованно ведет ребят в класс.
Рекомендуем посмотреть:
Сценарий осеннего праздника для школьников
Внеклассное мероприятие во 2 классе. День работников леса
Сценарий праздника осенних именинников
Осенины в школе. Сценарий
Сценарий праздника Осени для 3-4 класса