Заранее объявляется конкурс блюд из картофеля.
Звучит пионерская песня «Картошка» (слова А. Жарова).
1-й ведущий: Добрый день, друзья!
2-й ведущий: Мы рады новой встрече с вами.
1-й ведущий: Сегодня у нас самый необычный день в нашей самой обычной жизни.
2-й ведущий: А почему «необычный»?
1-й ведущий: Так ведь у нас сегодня банкет.
2-й ведущий (шутя): Банкет... Что это? И с чем его едят?
1-й ведущий: Банкет — это пир, стол, столованье, званый обед, ужин, то есть застолье, во время которого отмечают какой-то праздник или чей-то юбилей.
2-й ведущий: Так, понятно. Значит, банкет... И кого мы здесь будем чествовать?
1-й ведущий: А чествовать будем... Сейчас узнаете.
Читает стихотворение О. Фокиной «Про картошку»:
Когда из подвальной сырости
Ее посадили в грядку,
Она торопилась вырасти,
Чтоб видеть солнце и радугу.
Крепкий росток, как бивень,
Пласт земли пробуравил,
И первый июньский ливень
Ей первый листочек расправил.
Куры, сплетницы огорода,
Кричали:
— Ни в мать взошла, ни в отца!
Но уже через три восхода
С ней начал лопух раскланиваться.
И вдруг — хозяйка с засекой:
— Окрепла, моя голубушка?
Лопух увидала: — Экой! —
И вырвала с корешком лопушка.
И через два мгновенья
На месте зеленых листочков
Встала с собственной тенью
Серая рыхлая кочка.
Зашипела злорадно крапива,
Сжатая, брошенная на меже:
— Погибнешь, барыня прихотливая,
Раньше нас или с нами же!
Но картошка помнила солнце!
Сквозь землю чувствовала луч его!
Наутро проткнула листком оконце
И подумала: «Ничего!..»
Когда мне трудно немножко
И кажется жизнь дремучею,
Я не плачу, а ем картошку —
Ее ведь тоже окучивали.
2-й ведущий: Только сегодня и только у нас состоится необычный банкет, на котором мы будем говорить о самом замечательном заморском овоще — о картошке, картофеле.
1-й ведущий: Итак, мы приглашаем во главу нашего стола ее Несравненное величество мисс Картофелину со свитой.
Входят мисс Картофелина и свита — несколько фрейлин, садятся.
2-й ведущий: Уважаемая мисс Картофелина, этот праздник в вашу честь. Как вы думаете, ребята, почему мы решили чествовать именно этот овощ? У нас в народе говорят: «Картошка — хлебу при- сошка», «Картошка — хлебу подспорье», «Картошка — кормилица». Это правда?
Обращается к Картофелине.
Картофелина: Конечно. В одной литовской сказке сказывается: раз батрак опоздал на работу и в ответ на последовавшую брань помещика объяснил: «Пан, извините, пожалуйста. Я опоздал, потому что ел 20 блюд». — «Какие 20 блюд?» — заинтересовался пан. Батрак стал перечислять: «Картошку вареную, картошку печеную, картошку жареную, картошку моченую, картошку толченую...». Картошка-кормилица подчас была единственной пищей крестьянина-бедняка.
1-й ведущий: Мисс Картофелина, а откуда вы родом?
Картофелина: Около 400 лет назад моих предков нашли в индейском селении Сорокота (сейчас это Перу). Найденные клубни назвали трюфелями за их сходство с грибами. Местные жители называли их «папа», они служили индейцам главным средством пропитания. Индейцы выкапывали клубни и раскладывали их на открытом месте. Ночью клубни промерзали, а на следующий день оттаивали на солнце. Ночами отжимали из них влагу, а затем давали высохнуть под жаркими лучами солнца. Так получалось чуньо — высохшие клубни, которые могли храниться долгое время.
2-й ведущий: Каким же образом картофель стал «вторым хлебом» и у нас?
Картофелина: Это произошло гораздо позже. Сначала меня завезли в в Испанию в 1565 году. Испанцам я не понравилась, потому что они пытались есть меня сырой.
1-я фрейлина: Из Испании картофель попал в Италию, затем в Бельгию и дальше в Австрию. Не остались в стороне и такие страны, как Франция, Германия, Англия.
2-я фрейлина: В Англии с разведением картофеля получился курьез! Адмирал Релей приготовил из картофеля изысканное блюдо, приправил его маслом и пряностями и созвал друзей. Но угощенье им не понравилось, так как было приготовлено не из клубней, а из стеблей и листьев. Адмирал рассердился и уничтожил весь картофель на корню.
Картофелина: Бывали случаи и похуже: в некоторых деревнях вместо клубней ели картофельные плоды — небольшие зеленоватые ягоды, которые появляются на месте отцветших цветков. А плоды эти ядовиты. Пошла недобрая молва о новом растении, его прозвали «чертовым яблоком».
3-я фрейлина: В то время модницы высшего света прикалывали букетики цветов картофеля к волосам. Диковинные цветы выставлялись в Париже и Берлине в специальных оранжереях. А аптекари стали разводить картофель как лекарственное растение.
Картофелина: Да, надо сказать, что в ту пору сорта картофеля были слишком горькими, и поэтому далеко не всем он пришелся по вкусу. К тому же вокруг картофеля ходило немало суеверий. Поговаривали, что плоды его родятся с головой и с глазами, как у человека, поэтому есть картофель — значит съедать души человеческие. Люди наотрез отказывались сажать картофель.
Картофелина: В России картофель не сразу прижился. Чиновники, вместо того чтобы разъяснять людям, как выращивать новое растение, действовали приказом да угрозой: «Сажать картофель! А не то всех выпорем!». Начинались «картофельные бунты», с людьми расправлялись войска.
2-й ведущий: И когда же люди поняли, наконец, что это вкусный и сытный овощ?
Картофелина: В 60-х годах XVIII века начался голод. Медицинская коллегия обратилась в Сенат с заявлением, что лучший способ борьбы с голодом «...состоит в земляных яблоках». Сенат издал специальный указ: разводить картофель повсеместно. Тогда же русский ученый Болотов первым написал о пользе «тартофеля», как он его называл.
1-й ведущий: Спасибо вам всем за интересный рассказ.
2-й ведущий: Действительно, очень много нового мы сегодня услышали об обыкновенной, всем известной картошке.
1-й ведущий: А то, что она во всех видах хороша, так это мы уже давно знаем.
1-й чтец:
На плечи лопаты — ив поле, ребята!
Работе мы рады и отдыху рады!
Соберем мы всю картошку поскорей,
Позовем на угощенье всех друзей!
2-й чтец:
Мы напарим, мы наварим, напечем —
Ведь любая нам работа нипочем.
Из картошки можно сделать столько блюд,
Что угодно для души найдешь ты тут.
3-й чтец:
Картошке нашей каждый рад,
Я положу ее в салат.
1-й чтец:
А для меня нет лучше в мире,
Чем картошечка в мундире.
2-й чтец:
Нажарим для Танечки
Румяные дранички.
Готовы для Женечки
С картошкой варенички.
3-й чтец: А ты, Андрюша, шанежку скушай.
1-й чтец: А тебе, дружок, с картошкой пирожок.
2-й чтец: А для нашей Аленки с молочком толченка.
3-й чтец: А для Нади, смотри, — картофель фри.
1-й чтец: А ты, Валюша, жареной покушай!
2-й чтец: Тебе, Алешка, с картошкой окрошка.
3-й чтец: А тебе, Артем, на костре испечем.
1-й ведущий:
Мы не зря все собирали урожай!
Приходи и то, что любишь, выбирай!
Хором:
Знают люди с детских лет,
Что вкусней картошки — нет!
Картофелина: Я так рада, что вы любите меня. Что же еще обо мне вы знаете?
2-й ведущий: И загадки знаем, и стихи, и частушки, и песни! Весной маме помогали И картофель мы сажали.
Чтоб картошки было больше, мы добавили навоз.
В результате — урожая увезли мы целый воз.
Аккуратно перебрали, а потом сушили
И в подполье по сортам в ящики сложили.
С удовольствием картошку
Парим, варим, жарим,
А когда ее едим,
Хвалим, хвалим, хвалим.
С корочкой румяной
Она вкусна вдвойне,
Поэтому с ребятами
Частенько во дворе
Картофель ароматный
Печем мы на костре...
1-й ведущий: Сейчас я назову три значения одного и того же слова, а вы должны это слово отгадать. Кто отгадает, получит приз. Первое — охотник до картофеля. Второе — продавец, развозчик картофеля. Третье — кушанье, блюдо из картофеля. (Картофельных)
2-й ведущий: А я назову значения другого слова: первое — картофельная похлебка, второе — любительница картофеля, третье — яма для хранения картошки. (Картофельница)
Картофелина: Индейцы называли меня «папа», ученый Болотов — «тартофелем», сейчас называют картофелем. Но есть у меня еще много разных имен. Придумайте, как еще меня можно назвать. (Картофля, картохля, картосы, картыши, картовка, картоха, ба- раболя, барабошка, гулена, бульба и др.)
1-й ведущий: Предлагаю ребятам поучаствовать в конкурсах и играх.
Печать на картошке
На срезе картофелины участники вырезают или рисуют узор. Изготовивший самую оригинальную печать получает приз.
Картошка
- Ведущий задает вопросы, а ребята на любой его вопрос должны отвечать: «Картошка». Примерные вопросы:
• Что вы кушали на обед?
• Что бы вы хотели съесть на ужин?
• А кто это опаздывает и сейчас входит в зал?
• Что привезла вам сегодня в подарок мама?
• О чем вы мечтаете ночью?
• Как зовут твою любимую собаку?
Горячий картофель
Дети садятся в круг, водящий — в центре. Он бросает картофелину кому-нибудь из игроков и тут же закрывает глаза. Ребята перебрасывают ее друг другу, желая как можно быстрее от нее избавиться. Вдруг водящий командует: «Горячий картофель!». Тот, у кого в этот момент картофелина окажется в руках, выбывает из игры. И так до тех пор, пока не останется один человек. Ему вручают приз.
Кто самый экономный?
Участники получают равное по весу количество картофеля, чистят, потом кожуру взвешивают.
Ведущие усаживают всех за банкетный стол и угощают блюдами из картофеля. Мисс Картофелина и ее свита участвуют вместе со всеми в банкете и затем прощаются.
Сценарий праздника осенних именинников
Осенние посиделки для 5-7 классов. Сценарий
Мила Кузьмина # 10 сентября 2013 в 12:13 +1 |
Зинаида Валентиновна Марчук # 5 октября 2013 в 23:03 +1 | ||
|
Марина Борисовна Маценко # 31 декабря 2014 в 17:20 0 | ||
|