Автор: Царенко Галина Евгеньевна, учитель начальных классов МКОУ «Октябрьская СОШ №1» п.Октябрьский Волгоградская область
Материалы статьи помогут педагогам при подготовке к уроку, составлению конспекта.
До недавнего времени построение урока были стандартны и не вызывали большого затруднения. Хотя и тогда при анализе и определении эффективности урока нужно было четко выделить цели урока, оценить содержание, приемы работы, результативность урока.
В настоящее время урок очень усложнился, изменилась работа учителя и детей на уроке, появилось много моментов, которые потребовали иного подхода к анализу. Это обусловлено влиянием новых направлений в педагогике, появлением новых технологий, изменением самих участников образовательного процесса, влиянием растущих требований общества к обучению и др. Стали решаться задачи реализации педагогики сотрудничества, гуманно – личностных отношений, развивающего обучения Возникает вопрос: «А всегда ли надо обозначать цель урока?»
В помощь учителю появилось много справочной литературы; в ней раскрываются современные требования к уроку, предлагаются разнообразные виды анализа урока. Я ознакомилась со схемами под разными названиями: «Схема анализа урока», «Лист экспертной оценки урока», «Таблица для сбора данных о качестве и эффективности урока», «Педагогический анализ урока (по П.И.Третьякову)», «Педагогический анализ урока (по В,П,Симонову)», «Схема анализа урока по Т.И.Шамовой и Ю.И.Конаржевскому) Везде первым пунктом учительской деятельности рассматривалось понимание задачи и сверхзадачи на уроке, постановка цели урока и определяет ли учитель цель урока, информирует ли учащихся о цели и задачах урока, как он это осуществляет. Из выше сказанного можно сделать вывод : Цель урока учителю необходимо ставить для себя, при подготовке к уроку, а перед учащимися, в ходе урока
При подготовке к уроку учитель продумывает дидактическую цель и задачи урока и в соответствии с ними определяет, что именно учащиеся должны воспринять, какую наглядность и как её необходимо для этого использовать. Например: тема урока «Правописание орфограмм в корне слова». Цель урока образовательная: Совершенствование учащимися навыков и умений правописания орфограмм в корне слова. Цели на этом уроке можно поставить в виде проблемной ситуации (текста с ошибками)
Иногда учащимся сообщают конкретные задачи урока, темы или раздела программы. Ведь образовательная цель обычно широкая, общая и распадается на части. На примере: той же темы Задачи урока следующие:
1. Развивать умения находить ошибки в тексте и исправлять их.
2. Учит работать с памяткой-таблицей.
3. Уточнение знаний о единообразном написании корней в однокоренных словах.
4. Усвоить навык находить в тексте слова на данное правило.
В плане урока четко и конкретно формулируется и задачи урока, в соответствии с содержанием учебного материала и организацией деятельности и поведения учащихся. Задачи необходимы, т.к. за один урок нельзя ученика, развить и воспитать, а между целью и результатом можно поставить знак равенства. Одно важное замечание! В некоторых анализах урока существует понятие триединой дидактической цели. Это понятие освобождает учителя от отдельной формулировки для учащихся трех целей – обучающей, развивающей, воспитательной.
И в заключении хочу привести высказывания доктора педагогических наук, профессора Н. Б. Истоминой «Если ваш урок соответствует поставленной цели, если вы сможете обосновать его логику, если дети будут активно работать на вашем уроке и вы получите запланированный результат, то можете быть уверенными в правильности своих действий!