Урок. ИЗО и художественный труд, 1 класс

Объёмная аппликация из бумаги в 1 классе

Автор: Сидорова Надежда Ивановна, учитель начальных классов МКОУ Бобровской – ΙΙ СОШ Серафимовичского района Волгоградской области

Информационно – компьютерные технологии на уроке «Изобразительное искусство и художественный труд», 1 класс

Тема урока: «Весенний букет».

Объёмная аппликация из бумаги.

Коллективная работа.

Цели:

- формировать умение составлять композиции из цветов;

- закрепить способы изготовления цветов;

- развивать самостоятельность;

- воспитывать аккуратность и чувство взаимопомощи;

- формировать любовь к природе.

Оборудование.

Для учителя:

- Образцы композиций букетов из разных материалов;

- картины художников;

- презентация (программа Microsoft Power Point);

- песни в исполнении

М. Боярского «Городские цветы»,

Ю. Антонова «Не рвите цветы»;

- «Вальс цветов» П.И. Чайковский

Для учащихся:

- цветная бумага, картон;

- образцы цветов;

- шаблоны;

- карандаш, ножницы, клей ПВА;

- тряпочки.

I. Организационный момент.

1. Приветствие.

Снова нам звенит звонок,

Начинается урок.

Ты на доску посмотри,

Ничего не упусти.

Учитель:  Ребята, отгадайте загадку.

Нарядные сестрёнки

Весь день гостей встречают,

Мёдом угощают         (цветы).

Учитель: Вот мы и попали в цветочную страну. Ребята, посмотрите, что вы видите перед собой?  

Дети: - Перед нами композиции из цветов, букеты цветов, которые составлены из разных материалов. Видим девочку, и вазу с веточками.

II. Сообщение темы и цели урока.

Учитель: - Ребята, как вы думаете,  что хочет делать девочка. Чему она радуется?

Дети: - Составить букет. Она радуется цветам.

Формирование проблемной ситуации.

Учитель: - Давайте поможем девочке.

Слайд 1.

Текст 1) Тема урока: «Весенний букет». Объёмная аппликация из бумаги.

Учитель: - Ребята, чему мы будем учиться сегодня на уроке?

Текст 2) Цели урока (Дети формулируют сами).

Дети: Мы поможем девочке составить композицию цветов «Весенний букет»  из цветной бумаги.

Учитель: Что для этого мы с вами будем делать?

Дети: Мы будем делать цветы.

Учитель: Как мы будем  их делать?

Дети: Самостоятельно и аккуратно.

Учитель: Цветы это часть природы, поэтому, что будем формировать на уроке?

Дети: Будем формировать любовь к природе.

Учитель: Какие цветы вы знаете?

Дети: - Цветы бывают полевые, садовые, комнатные.

Учитель: Все цветы украшают природу и быт человека, радуют глаз. Цветы - удивительное создание природы. Цветы поражают своим многообразием, пышностью, яркостью, красотой, душистым запахом. Ни один праздник не обходится без цветов, они являются символом радости, хорошего настроения, любви и доброжелательности к другим людям.

III. Актуализация знаний учащихся.

Игровая ситуация «Стихи о цветах»

Учитель. Цветы нас окружают повсюду в нашей жизни: весной и летом — на улице, в парке, в лесу, на лужайке; в доме или в квартире — на подоконниках. Цветы — это действительно радость жизни! Поэты очень часто пишут стихи о прекрасном. Много стихов написано и о цветах. Послушайте. Я буду читать стихи - загадки, а вы, отгадайте, о каком цветке говорится в стихотворениях.

Слайд 2. (показ  изображений цветов после каждой отгадки)

Он стоял на гибкой ножке

В круглой шапке у дорожки.

Ветерок чуть набежал

И –  развеял шапку – шар.  (Одуванчик)

 

Все знакомы с нами:

Яркие, как пламя.

Мы однофамильцы

С мелкими гвоздями,

Полюбуйся дикими

Алыми...              (Гвоздиками)

 

На зелёном шнурочке

Белые звоночки. (Ландыш)

 

Синенький звонок висит,

Никогда он не звонит. (колокольчик)

 

Колосится в поле рожь,

Там во ржи цветок найдешь.

Ярко-синий и пушистый,

Только жаль, что не душистый. (Василёк)

 

Стоит в саду кудряшка -

Белая рубашка,

Сердечко золотое.

Что это такое?              (Ромашка)

Учитель. Многие из вас знают стихотворения, посвященные цветам. Прочитайте их.

Ландыш

Родился ландыш в майский день,

И лес его хранит.

Мне кажется: его задень —

Он тихо зазвенит.

И этот звон услышит луг,

И птицы, и цветы...

Давай послушаем, а вдруг

Услышим — я и ты?

Автор: Е. Серова

Фиалка

На солнечной опушке

Фиалка расцвела,

Лиловенькие ушки

Тихонько подняла.

В траве она хоронится,

Не любит лезть вперед,

Но всякий ей поклонится

И бережно возьмет.

Автор:  Е. Серова

Подснежник

Прибежал подснежник

В мартовский лесок,

Заглянул подснежник

В чистый ручеёк.

И, себя увидев,

Крикнул: «Вот те на!

Я и не заметил,

Что пришла весна».

Автор: Л. Кудрявская

Мать-и-мачеха

Золотые лепестки,

Хрупкий стебелек,

Распустился у реки

Солнечный цветок.

Только тучка набежала,

Сжались лепесточки.

На зеленых стебельках —

Круглые комочки.

Автор: Я. Нищева

Одуванчик

Носит одуванчик

Желтый сарафанчик.

Подрастет, нарядится

В желтенькое платьице.

Автор: Я. Нищева

Учитель: Послушайте, какое замечательное стихотворение написала Л. Чернышёва.

Сорвали цветок.

Сорвали цветок

И бросили в лужу.

Он шепчет печально:

— Не нужен, не нужен.

Зачем вы, ребята,

Сорвали меня.

Ведь жизнь моя длилась

Всего лишь три дня!

- Чему учит нас это стихотворение?

IV. Вводная беседа.

1. Беседа о цветах.

Учитель. Не только поэты, но и композиторы, художники воспевают в своих произведениях красоту цветов, растущих в России. Так они воспевают любовь к родному краю, передают свое восхищение красотой Родины. Я, думаю, вы тоже чувствуете красоту цветов.

Просмотр картин художников, композиции из цветов, выполненные из разных материалов.

Слайд 3. Весенние композиции из цветов.

Слайд 4. Рисунки цветов с натуры.

Слайд 5. Букеты из сухоцветов.

Слайд 6 -10. Картины художников.

П. Кончаловский «Сирень»;

А. Головин. Натюрморт «Цветы в вазе»;

Ф. Толстой «Букет цветов, бабочка и птичка»;

А. Герасимов «Розы», «Полевой букет».

Слайд 11. Композиции из живых цветов.

Слайд 12. Вышивка букета цветов; цветы из бисера.

Слайд 13. Декоративно прикладное творчество. Подносы «Жостово», «Гжель».

Учитель.  Большой букет, маленький букетик, всего один цветок — всегда радость. Но живые цветы скоро вянут, даже если менять воду в вазе каждый день. Попробуйте создать букет (или  объёмную аппликацию) из цветной бумаги.

Вопросы  классу:

♦ Какую форму  имеют цветы?

♦ Какова их цветовая окраска?

Учитель. Знаете ли вы, что создать букет в вазе и даже на листе бумаги — не простое дело. Если сложить несколько цветочков вместе, то букета ещё не получится — будут просто цветы, и всё. Чтобы создать композицию, необходимо внимательно присмотреться к каждому цветку, определить, чем он отличается от других. Составляя букет, необходимо выявить красоту каждого отдельного цветка. Не забывайте о гармонии цвета, форме растений. Составление букетов — аранжировка — это настоящее искусство, и оно имеет свою очень большую историю и законы.

V. Подготовка к выполнению работы

Учитель: - Что мы уже приготовили для работы?

1)    Выбрали образец цветка:

2)    Вырезали детали цветов;

3)    Приготовили клей, ножницы.

Учитель: Давайте вспомним правила безопасной работы.

Слайд 14.

Не забывай правила безопасной работы

1. Не отвлекайся во время работы.

2. Работай только исправным инструментом.

3. При работе не держи ножницы концами вверх.

4. Не оставляй ножницы открытыми.

Учитель: Как дальше вы будете выполнять работу?

Слайд 15. Этапы изготовления цветов:

1) согнуть лепестки и листья пополам:

2) «завить» ножницами лепестки и листья;

3) по образцу собрать цветы, склеивая детали.

VI. Физкультминутка.

Песня: «Майская весна» из серии «Детский праздник» /А.И. Пилецкая, Д.Трубачёв, В.Трубачёва/

1. Яркие краски весна дарит нам,

Сколько тепла и света.

Только прохладно ещё по ночам,

Но уже скоро лето.

Припев:

А весенние деньки хороши,

Расцвели в саду цветы для души.

Пчёлы радостно жужжат, ну и пусть.

Чтобы к нам не постучалась грусть.

VII. Самостоятельная работа. Практическая работа.

- А сейчас постараемся собрать цветы по образцу, и  коллективно составим букет, используя при этом изготовленные цветы.

Самостоятельная работа. Индивидуальная.

1. Надрезание деталей.

2. Сгибание лепестков и «завивка» их ножницами.

3. При необходимости оказываю индивидуальную помощь.

4. Сборка цветов.

Тихо звучат песни в исполнении М.Боярского «Городские цветы»,  Ю. Антонова «Не рвите цветы».

Коллективная работа.

Составление букета из цветов сделанных детьми.

Учитель: Посмотрите на составленную композицию. Видели ли вы такой букет где – нибудь.

Дети: - Нет, наш букет единственный и неповторимый.

VIII. Итог урока. Рефлексия.

Учитель: Понравилось вам создавать такую композицию?

- Чему мы учились сегодня на уроке?

(Мы учились делать цветы из бумаги и составлять композиции из цветов)

- Чему ещё научил нас урок?

(Работать коллективно. Быть аккуратными и старательными.

Бережно относиться к цветам. Не рвать их.)

Учитель: Что вы узнали интересного на уроке?

(Мы узнали  способы изготовления цветов и как правильно составлять букеты.)

Учитель: В дальнейшем мы с вами будем делать цветы, и составлять букеты из природных материалов и ткани.

В заключении дети читают стихи:

1 чтец:

Всю жизнь цветы не оставляют нас

Красивые наследники природы,

Они заходят к нам в рассветный час,

В закатный час заботливо заходят.

2 чтец:

Они нам продлевают радость встреч,

Откладывают время расставанья.

Мы душу и цветы должны беречь

От хищных рук, от зла и прозябанья.

3 чтец:

Любая мысль возвышенной мечты

Тогда лишь перельётся в ликованье,

Когда пред ней склоняются цветы –

Посредники живого пониманья.

Учитель: Спасибо, ребята!  Все работали хорошо. Молодцы!  До новых  встреч!

IX. Уборка рабочих мест.

Страницы: 1 2

Александра Юрьевна Баскатова # 3 мая 2014 в 19:14 0
Интересный урок, разнообразный и увлекательный. Цель урока должна быть одна, а вот с помощью чего учащиеся вместе с преподавателем её достигнут-это задачи и их несколько, так что можно сказать, что есть задачи, а цели в конспекте нет! Все этапы урока соблюдаются, хорошо, что есть рефлексия. Мне понравился ваш конспект урока. Спасибо! Творческих успехов и побед!
Валентина Николаевна Трофимова # 29 января 2015 в 20:22 0
Еще есть такие парты в школах! Дети всегда рады выполнять коллективные работы! Самое главное чтобы дети получали радость от урока!
Кристина Викторовна Сафронова # 29 марта 2015 в 07:17 0
Здравствуйте. Мне нравится то, что очень много наглядного материала. Что касается стихотворений, то их тоже очень много, на уроке всегда время ограниченно . Очень подробно расписана практическая работа, конкретно то, что ученик должен сделать. И как я поняла работа коллективная с одной стороны, а с другой стороны каждый цветок самостоятельная поделка. Для ученика это очень важно - результат принести домой. Работа может повисеть какое-то время, а потом раздать цветы детям. За урок и идею огромное спасибо!