Занятие по развитию речевого слуха и формированию произносительной стороны речи по теме: «Первые путешественники. Дифференциация «Ц-С» в 8 классе

Конспект занятия по развитию речевого слуха, 8 класс

Автор: Малихова Лариса Николаевна, учитель-дефектолог Курской специальной (коррекционной) общеобразовательной  школы - интернат I и II вида»

Цель: развитие речевого слуха и формирование произносительной стороны речи на основе речевого материала темы и текста в соответствии с математическим и грамматическим материалом.

Задачи:

- выработка у воспитанников навыка дифференциации в речи  звуков «С-Ц» в позиции стечения согласных на материале слогов, слов, фраз, текста;

- закрепление умения воспитанников правильного произнесения речевых конструкций при соблюдении изученных правил орфоэпии;

- формирование у воспитанников понятий по теме «Первые путешественники»;

- тренировка  умения произносить речевой материал в нормальном темпе;

- формирование у воспитанников умения различать и опознавать  на слуховой и слухо-зрительной основе речевой материал темы и текста с использованием ЗУА индивидуального пользования и без ЗУА;

- развитие  грамматического строя речи воспитанников в процессе составления предложения по вопросам;

- воспитание познавательного интереса к тематическому материалу учебных дисциплин (история, география).

Оборудование: таблицы с речевым материалом, иллюстрации и презентация-сопровождение  к теме, грамматическая схема с деформированными предложениями, географическая карта.

Ход занятия.

1. Организационный момент (за экраном)

–Поздоровайся.

- Ты поздоровался?

- Ты слышишь?

- Спроси у меня, какая сегодня тема занятия?

- Тема занятия «Первые путешественники»

- Сегодня будем правильно произносить звуки «Ц», «С», читать и слушать, отвечать на вопросы к теме и тексту, повторять математический материал, выполнять грамматические задания, работать над слитностью речи, ударением, правилами орфоэпии.

– Добрый день.

- Я поздоровалась.

- Я слышу.

- Назовите, пожалуйста, тему занятия.

- Тема занятия «Первые путешественники»

Воспитанник повторяет за учителем речевой материал, опознавая  на слух

2. Дифференциация «С-Ц», правила орфоэпического произношения.

(э) -Звуки «С-Ц» говорим тихо, без голоса.

асти-эмцы   пряности - туземцы

исха-эйце    происхождение - европейцев

 асве-анцы   кругосветное - испанцы

(э) -Послушай, повтори, найди иллюстрацию.

Педагог за экраном произносит речевой материал, предлагая воспитаннице различить  на слух и повторить правильно, подобрав иллюстрации к услышанному.

-Звуки «Т-С-Ц» говорим тихо, без голоса.

Воспитанник  проговаривает речевой материал по таблице, соблюдая правильность произношения звуков.

(э) -Поставь знак словесного ударения, прочитай правильно, назови правила орфоэпии.

Туземцы – местные жители островов.

Афанасий Никитин- один из первых европейцев путешественников.

Испанцы  отправились в экспедицию в кругосветное путешествие.

(э)-Скажи сначала медленно, затем в нормальном темпе.

(э) в шестнадцатом веке

в двадцать первом веке

в восемнадцатом веке

В XVI в. Испания и Португалия имели хороший боевой, морской флот.

(э) - Поставь знаки орфоэпии, назови правила.

Воспитанник расставляет словесное ударение, проговаривает правильно, называет правила орфоэпии, проговаривает числительные в заданном темпе, расставляет надстрочные орфоэпические знаки, исправляет допущенные в речи ошибки, различает фразы на слух, повторяет соблюдая правильное произнесение звуков, подбирает иллюстрацию

3. Работа над темой «Первые путешественники»

Учитель на слух предъявляет речевой материал, воспитанник опознаёт (без опоры) и повторяет.

(э) -Покажи на карте Испанию (Южную Америку, Африку, Индию).

(э) -Кругосветное путешествие – путешествие вокруг земли.

(э)- В XVI в. Испания и Португалия имели хороший боевой, морской флот.

(э)-Испания и Португалия искали короткую дорогу в Индию и к «Островам пряностей».

(э)-Пряности – это перец, корица, гвоздика, имбирь. 

(э)-«Острова пряностей» - это острова Новой Зеландии, Малайзии.

(э)-В XVI в. пряности в Европе ценились на вес золота.

(э)-«Острова пряностей» покрыты лесами и рощами. Они источают «небесные» ароматы.

(э)-Аборигены, туземцы – местные жители островов.

(э)-Послушай и выбери.

(э)- Христофор Колумб- итальянец по происхождению открыл новый материк-Америку.

(э)- Васко да Гама португальский мореплаватель, который открыл морской путь в Индию через Африку.

(э)- Афанасий Никитин-русский путешественник.

(э)- Фернан  Магеллан - португальский офицер сухопутных войск.

Воспитанник выполняет задание, сопровождает словесным отчётом.

Кругосветное путешествие – путешествие вокруг земли.

- В XVI в. Испания и Португалия имели хороший боевой, морской флот.

- Испания и Португалия искали короткую дорогу в Индию и к «Островам пряностей».

- Пряности – это перец, корица, гвоздика, имбирь. 

- «Острова пряностей» - это острова Новой Зеландии, Малайзии.

- В XVI в. пряности в Европе ценились на вес золота.

- «Острова пряностей» покрыты лесами и рощами. Они источают «небесные» ароматы.

- Аборигены, туземцы – местные жители островов.

4. Работа над текстом «Путь Магеллана».

(э) –Будем отвечать на вопросы (за экраном)

- Какое значение имело путешествие Магеллана?

- Какое открытие сделал Магеллан?

- Кем был Фернан Магеллан?

- Почему Магеллан уехал в Испанию?

- За чем испанский король отправил экспедицию во главе с Магелланом?

- Что искал Магеллан? В чём он был уверен?

- Почему на корабле возник мятеж?

- Магеллан мужественный человек?

- Почему ты так думаешь?

- В чём заключается подвиг Магеллана?

- Сколько лет длилось путешествие экспедиции Магеллана?

Задания

- Покажи на карте путь Магеллана.

- Покажи на карте Филиппинские острова (Тихий океан, Индийский океан).

- Объясни значение слов, подобрав синонимы:   кругосветное - …

(вокруг света, мира, земного шара, Земли);    стычка - …

(схватка, бой, борьба, драка);  

экспедиция-……

группа кораблей (со снаряжением, запасами воды, еды, со специальной    одеждой);  

храбрый –……

смелый, бесстрашный;  

опытный -…….  много знающий и умеющий человек.

(э) -Послушай и повтори.

архив; армада, каравелла, судно, экспедиция, чужестранец, мятеж, провиант, панорама, лазурный, схватка, истощенные.

- Магеллан добрался до Филиппинских островов, где погиб в схватке с местными жителями на Филиппинском архипелаге.

- Но мир узнал о первом кругосветном путешествии и о подвиге первооткрывателя Магеллана. 

- Кругосветное путешествие – путешествие вокруг земли.

- Христофор Колумб- итальянец по происхождению открыл новый материк-Америку.

Воспитанник выполняет задания, сопровождая словесным отчётом, объясняет значения слов, путём подбора синонимов,опознаёт речевой материал текста на слух, повторяет, соблюдая правильность произношения

5. «Пёстрый»  материал (без ЗУА, за экраном)

(э) –Сними аппараты.

- в шестнадцатом веке

- в двадцать первом веке

- в восемнадцатом веке

- В XVI в. Испания и Португалия имели хороший боевой, морской флот.

- Аборигены, туземцы – местные жители островов.

- Фернан  Магеллан - португальский офицер сухопутных войск.

- Васко да Гама португальский мореплаватель, который открыл морской путь в Индию через Африку.

- Афанасий Никитин-русский путешественник.

- Христофор Колумб- итальянец по происхождению открыл новый материк-Америку.

- Я сняла аппараты.

Воспитанник опознаёт речевой материал всего занятия на слух, без ЗУА, повторяет, соблюдая правильность произношения

(э) -Надень аппараты.

6. Итог занятия.

(э)- Какая сегодня была тема занятия?

(э)-Что мы делали на занятии?

(э)-…….., ты отлично работала, молодец!

(э)-Попрощайся.

Я надела аппараты.

- Сегодня тема занятия была «Первые путешественники».

- На занятии мы правильно произносили звуки «С-Ц», читали и слушали, отвечали на вопросы к теме и тексту, повторяли математический материал, выполняли грамматические задания, работали над слитностью речи, ударением, темпом, правилами орфоэпии.

- Я отлично работала, я молодец!

- Всего доброго, до свидания.

Ксения Александровна Наговицына # 29 января 2014 в 21:52 0
Для коррекционных школ не так много разработок, поэтому хорошо, что кто-то этим занимается. Но я не увидела в этом занятии заявленной проблемы, т.е. правильного произношения звуков "С-Ц". Данная разработка соответствует заявленной теме, но не проблеме.
Марина Александровна Белова # 31 января 2014 в 19:12 0
Приходилось знакомиться с разработками занятий дефектологов. Как правило, они нацелены на достижение узкопредметных целей: отработка навыка произношения звуков и звукосочетаний. В данном случае достоинство работы в том, что наряду с формированием произносительной стороны речи проводится работа по ознакомлению с географией, первыми путешественниками. на этапе рефлексии позитивная оценка немаловажна
Татьяна Анатольевна Шепеленко # 31 марта 2014 в 16:13 0
Мне понравился конспект занятия. С детьми в спецшколах сложно работать. Здесь учитель подошел творчески, расширяя знания детей не только по своему предмету. Творческих успехов  Вам!
Алла Бородина # 22 июня 2014 в 06:30 0
Хорошее занятие. Видна последовательность, логичность, соответствие методике работы с глухими. Особенно поразил подбор материала. Довольно сложные для неслышащих восьмиклассников "географические" слова и названия. Мои бы не справились. Благодарю за работу.
Люция Рифовна Закаляпина # 14 июля 2014 в 03:29 0
Соглашусь с коллегой, что разработок для коррекционных школ не так уж и много. Сама в коррекционной школе работаю. Очень сложно написать такой конспект занятия, который устроил бы всех. Ведь коррекция происходит поступательно, не за один урок, но коррекционную направленность необходимо указать, плюс к этому еще и тему урока пройти. Спасибо!
Перевалова Наталья Владимировна # 27 июля 2014 в 20:38 0
Занятие действительно творчески разработано, есть связь с другими предметами, имеет коррекционную направленность по звукопроизношению, использование ИКТ...Но, мне кажется, для решения задачи: формирование у воспитанников понятий по теме «Первые путешественники» - взят сложный материал.
Ирина Александровна Подольская # 1 августа 2014 в 17:45 0
Занятие интересное. Четко прослеживается лексическая тема, которой уделено много времени. Подобран хороший материал. Люблю проводить уроки, связав их единой лексической темой. С географией еще ничего не делала. Возьму Вашу идею на заметку.
Заниматься с особыми детьми - это подвиг, а если еще и творчески!..
Однако отработку звуков надо было представить ярче в конспекте, но это только моё мнение. Поставить правильный звук - трудоемкий процесс, но если эта проблема существует в 8 классе, значит большую часть урока мы отводим данному вопросу. Репетировала сама Вашу орфоэпическую разминку - не сложно ли для понимания и произношения?
Татьяна Николаевна Мамонова # 20 октября 2014 в 21:52 0
Спасибо за интереснейший материал. Метапредметная линия-замечательно просматривается. Очень грамотный, познавательный материал. Буду рекомендовать коллегам в школе.Работая в условиях инклюзии-педагоги перестраивают, пересматривают подходы, методики-ваша разработка-замечательный помощник.
Светлана Александровна Фёдорова # 24 октября 2014 в 21:01 0
Спасибо за материал. Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья - благородная, но достаточно трудная задача. Без знаний дефектологии, специальной психологии "живой" урок не получится.
Ксения Фёдоровна Пушкарёва # 13 ноября 2014 в 16:34 0
Интереснейший урок! Огромное спасибо педагогу за идею и ценный материал. Очень хочется провести такой урок! Урок и предложенный курс дает редкую возможность познакомить с идеями, о которых все ученики много наслышаны, но вряд ли имеют хотя бы поверхностное представление о сути. Такой урок имеет большой воспитательный потенциал, убеждает учеников в неограниченных возможностях человека!
Женисгуль Куанышбаевна Жантурина # 17 января 2015 в 12:34 0
разработка интересная. спасибо.
Аюпова Зухра Марипжановна # 19 января 2015 в 12:11 0
Очень интересный материал.спасибо большое за ваш труд!!" урок учит повторять, соблюдая правильность произношения
Ирина # 22 февраля 2015 в 15:31 0
Спасибо за интересный материал. Он многому учит.
Татьяна Николаевна Кузьмина # 3 июня 2015 в 12:40 0
Понравился творческий подход и интересный материал.Лексика, на мой взгляд, очень нужный раздел в языкознании.Ему нужно отводить больше времени.В Вашем занятии это есть.Спасибо.
Валерия Григорьевна Дульман # 12 сентября 2015 в 15:12 0
Весьма познавательное творческое задание.Особенно привлекала мое внимание рефлексия в конце урока. Многие преподаватели про неё забывают и не проводят. Спасибо автору!
Наталья Яковлевна Антипова # 30 сентября 2015 в 02:47 0
Урок познавательный.Я считаю, что материал соответствует возрасту обучаемого, программному материалу. Учитель подобрал материал ещё и к уровню ребёнка. спасибо за полный, хорошо продуманный конспект.Удачи!
Айнаш Хаиржановна Даниярова # 9 ноября 2015 в 14:44 0
Занятие интересное. Четко прослеживается лексическая тема, которой уделено много времени. Подобран хороший материал. Люблю проводить уроки, связав их единой лексической темой. С географией еще ничего не делала. Возьму Вашу идею на заметку.
Екатерина Александровна Фомина # 25 февраля 2016 в 20:35 0
Очень познавательное занятие. Спасибо за материал!
Ирина Александровна Моисеева # 9 марта 2016 в 21:14 0
Сегодня и в общеобразовательных школах вводится инклюзивное обучение. Поэтому очень поучительный материал для учителя. Спасибо!
Маргарита Германовна Котовщикова # 16 августа 2016 в 09:33 0
Интересный материал. Тем более, что в современной школе приходится сталкиваться с учениками, обучающимися по коррекционной программе. Поэтому материал подобного характера имеет огромное значение в педагогической работе. Спасибо Вам!