Автор: Губинская Галина Ивановна, учитель технологии, Муниципальное Бюджетное Образовательное Учреждение «Средняя Общеобразовательная Школа №5» г. Северодвинск
Описание работы:
План – конспект урока разработан в рамках раздела «Рукоделие», образовательной области «Технология» и рассчитан для обучающихся 5 класса. Данный материал будет полезен для учителей, которые перешли на ФГОС нового поколения в 5-ых классах.
Класс: 5 Раздел: Рукоделие
Тема: Вышивка как вид декоративно-прикладного искусства и ее применение в народном и современном костюме
Цель: ознакомить учащихся с историей вышивки и показать её применение в народном и современном костюме. Освоить приемы вышивания.
Задачи:
Образовательная: ознакомить учащихся с искусством ручной вышивки; применяемыми инструментами и материалами, с приемами вышивания;
Развивающая: развивать творческие способности, сенсорные и моторные навыки;
Воспитательная: воспитывать трудолюбие, терпение, внимательность и аккуратность.
Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, гладкокрашеная хлопчатобумажная ткань, набор инструментов и материалов для вышивания.
Тип урока: комбинированный.
Методы: диалогический, алгоритмический.
Длительность урока: 90 минут.
Ход урока:
1. Организационно-подготовительный этап.
- приветствие;
- назначение дежурных;
- выявление отсутствующих на уроке;
- проверка готовности учащихся к уроку;
- настрой учащихся на работу.
2. Изучение нового материала.
Сегодняшний урок будет посвящён одному из самых распространённых видов декоративно-прикладного творчества, но какому, вы должны догадаться сами по небольшому рассказу – подсказке. (Определение темы занятия).
1. Старинный и самый распространенный вид декоративно - прикладного искусства. Широко распространен у всех народов нашей страны. Приемы вырабатывались многими поколениями мастеров, бережно сохранявших все ценное, (если учащиеся не догадались, зачитывается вторая часть).
2. Ее выполняли льняными, шерстяными, шелковыми (чаще цветными), камнями, монетами и т. п.
О чем мы будем сегодня с вами разговаривать? Как можно сформулировать тему нашего урока?
Вышивка как вид декоративно-прикладного искусства. (ребята открывают тетради, подписывают число и тему урока)
Исходя из нашей темы, какие мы можем поставить перед собой задачи на сегодняшний урок?
- ознакомиться с историей вышивки;
- рассмотреть её применение в народном и современном костюме.
Испокон веков славилась наша земля искусством мастериц – рукодельниц. Вся женская половина пряла, ткала, вышивала.
Как вы думаете, что такое вышивка? Вышивка – это искусство создания на тканях узоров (с помощью чего?) с помощью иглы и нитей. О существовании вышивки в эпоху Древней Руси (9 век) говорят находки археологов.
Это фрагменты одежды, украшенные узорами, выполненными золотыми нитями. Русскую женщину эта сложная, но увлекательная работа сопровождала всю жизнь. Начиная с семи – восьмилетнего возраста девочки начинали готовить себе приданное к свадьбе. Необходимо было вышить скатерти, покрывала, полотенца, а также различную одежду. Крестьянская девушка должна была готовить себе приданное: свадебный наряд, выходную одежду, головные уборы, подарки. На свадьбе невеста одаривала родственников жениха изделиями своей работы. Перед свадьбой устраивали выставку приданного, которое должно было свидетельствовать о мастерстве и трудолюбии невесты.
Как вы думаете, для чего мастерицы украшали свои изделия вышивкой?
Вышивка не только делала костюм красивее и богаче, но и имела другое назначение. По народному поверью, она должна была приносить человеку счастье, оберегать его от всякого зла и беды, сближать с окружающей природой. Древним воинам на Руси дарили перед походом белые рубашки с красной вышивкой.
А где могла располагаться вышивка?
Вышивали на груди, рукавах и по подолу специальные узоры, которые, по поверьям, оберегала человека в бою (лев, барс - храбрость мудрость, оберег защита).
В древности русская вышивка зачастую была связана с религиозными верованиями славян, главным культом которых был культ богини плодородия, которая изображалась в образе величавой женской фигуры, окруженной цветами, птицами, зверями или всадниками.
А сейчас мы рассмотрим символы, которые использовали мастерицы для своих узоров.
Солнце- источник жизни, обладающий живительной силой
Земля- изображение женской фигуры, матери-Земли. «Кормилица – мать-сыра Земля».
Конь – оберег домашнего очага, символ доброты
Птица – спутники солнца, символ добра, любви, мира, согласия в доме.
Древо – символ жизни, единства рода.
Огонь – очистительная сила.
Спираль – символ пожелания блага
Украшение костюма – не пустая забава. Это были словно передающиеся из поколения в поколение заветные письмена, которые передавались из поколения в поколение, которые можно читать, как книгу. Основным элементом вышивки является орнамент.
Орнамент – это последовательное повторение отдельных узоров или целой их группы. Каждый элемент орнамента имел свое значение и смысл. Различают несколько видов орнаментов: растительный, зооморфный и геометрический, человекообразный. У русских вышивальщиц любимый орнамент был геометрический. В них преобладали ромбы, прямоугольники, квадраты. Из этих элементов состояли фигуры людей, зверей и птиц изображения растений, только они стилизованы, упрощены.
Физкультминутка
Вот у нас физкультминутка,
Наклонились, ну-ка, ну-ка!
Распрямились, потянулись,
А теперь назад прогнулись.
(наклоны вперед и назад)
Голова устала тоже.
Так давайте ей поможем!
Вправо-влево, раз и два.
Думай, думай, голова.
(вращение головой)
А над морем чайки кружат,
Полетим за ними дружно.
Брызги пены, шум прибоя,
А над морем - мы с тобою!
(машут руками)
Мы теперь плывем по морю
И резвимся на просторе.
Веселее загребай
И дельфинов догоняй.
(плавательные движения руками)
Поглядите: чайки важно
Ходят по морскому пляжу.
(ходьба на месте)
Хоть зарядка коротка,
Отдохнули мы слегка.
Для того, чтобы украсить вышивкой какое-либо изделие, необходимо использовать определённые инструменты и материалы.
Какие инструменты и приспособления применяются в вышивке?
(пяльцы, иглы вышивальные, ножницы, карандаш, калька, копировальная бумага)
А какие материалы можно использовать для вышивки?
(ткани - х/б, лён, шёлк, смешанные, канва, нитки – ирис, мулине, гарус, шерсть).
Сегодня вышивка не утратила своей популярности. Это прекрасный способ придать обыденным вещам и одежде оригинальный и неповторимый вид. Вышивка очень богата разными видами и способами вышивания.
Какие виды вам известны?
(крест, гладь, бисер, пайетки, ленты и т.д)
Мы же свое изучение вышивки начнем с простейших стежков.
Виды декоративных стежков ручной вышивки.
1. Самый простой шов – «вперёд иголку» - на лицевой и изнаночной стороне стежки получаются одинаковые.
2. Шов «вперёд иголку с перевивом» - сначала выполняется стежок «вперёд иголку», а затем стежки перевивают нитью другого цвета или этими же нитями (для украшения одежды, столового белья)
3. Шов «назад иголку» - образует на лицевой стороне непрерывный ряд стежков, на изнаночной стороне эти стежки в 2 раза длиннее (Этот шов иногда называют «строчка», т.к. он похож на машинную строчку). Сегодня вышивка не утратила своей популярности. Это прекрасный способ придать обыденным вещам и одежде оригинальный и неповторимый вид.
4. Стебельчатый шов– сплошной ряд косых стежков, плотно прилегающих друг к другу. (Для выполнения стебля растений ,для выполнения монограммы - вязь из начальных букв имени, фамилии)
5. Тамбурный шов - непрерывный ряд петель, выходящих одна из другой (для вышивания лепестков цветов, листьев и т.д.)
6. Петельный шов - это ряд петельных стежков, расположенных по краю изделия- этим швом можно закрепить аппликацию, обработать край изделия
3. Практическая работа.
Повторение правил техники безопасности:
при работе с ножницами:
- хранить ножницы в футляре;
- на столе ножницы должны лежать лезвиями от себя;
- во время работы не оставлять лезвия ножниц открытыми.
- передавать ножницы сомкнутыми лезвиями кольцами вперёд.
при работе с иглами, булавками:
- хранить иголки и булавки в определённом месте (специальной коробке, подушечке и т. д.);
- не оставлять их на рабочем месте;
- ни в коем случае не брать иголки, булавки в рот;
- не вкалывать их в одежду;
- перед работой и по ее завершении пересчитать иголки и булавки;
- не пользуйтесь для шитья ржавой иголкой;
- куски сломанных иголок или булавок собирать и отдавать учителю.
П/р: выполнить простейшие швы, опираясь на образцы и технологическую карту
4. Выдача домашнего задания.
Учебник стр. 96-100, 108-113 записи в тетрадях.
5. Подведение итогов урока.
- Какие инструменты и приспособления применяют для вышивания?
- Что относится в вышивании к материалам?
- Что нового узнали на уроке?
- Чему научились на данном занятии?
- Достигли ли мы тех задач, которые поставили в начале занятия?
Научиться вышивать нетрудно, нужно проявить терпение и усидчивость. Одежда вышитая вашими руками станет нарядной и оригинальной.
Рефлексия: учащимся выдаются кружочки, в них они должны нарисовать свое настроение, на обратной стороне написать + и – урока.
Учитель напоминает дежурным об их обязанностях: после звонка с урока остаться и прибраться в классе; благодарит учащихся за их учебно-познавательную деятельность и заканчивает урок.
Тема данного комбинированного урока: «Вышивка как вид декоративно-прикладного искусства» - первая тема в разделе «Рукоделие»
Выбранная структура урока была оптимальна для поставленных мною задач. Рационально выделено время для изучения нового материала и его закрепления. Переход от одного этапа урока к другому происходило плавно, логично. В течение урока использовались наглядные пособия и здоровьесберегающие технологии - физкультминутка
Рекомендуем посмотреть:
Вышивка крестом для начинающих. Мастер-класс
Вышивка крестом для начинающих