Сценарий внеклассного познавательного мероприятия для школьников
Интеллектуальная игра «Аукцион знаний» для участников школьного научного общества
Автор: Голованова Инна Евгеньевна, руководитель НОУ «Я познаю мир» МБОУНОШ №29 г. Тулы
Цель: создание условий для выявления детей с высокими интеллектуальными и познавательными способностями, расширение кругозора, развитие коммуникативных умений и навыков, неординарного мышления, умения обосновывать и аргументировать свою точку зрения, стимулирование интереса к фундаментальным и прикладным наукам.
В игре участвуют 3 команды по 10 чел. Каждая команда занимает свой стол. Устанавливается большой экран, компьютер. Вся игра сопровождается презентацией, применение ИКТ является обязательным, так как в противном случае игра не получится столь же красочной, зрелищной и не сможет иметь такого объемного информационного наполнения. Для игры изготовляются «серебряные» монеты – «таланты», несколько черных ящиков с предметами, призы для участников. Игру проводит руководитель НОУ. Избирается экспертная комиссия из числа преподавателей.
Ход игры
Руководитель НОУ: Добрый день, юные эрудиты! Мы рады приветствовать вас на интеллектуально - познавательном конкурсе «Аукцион знаний». Сегодня вам предстоит показать свои знания, эрудицию, умения в области естествознания, математики, филологии, истории, искусства. Вы будете зарабатывать таланты. Талант - это серебряная монета, имевшая хождение в античную эпоху. Есть такая притча: « Некто, уходя в дальние края, поручил рабам заботу о своем состоянии. Одному дал 5 талантов, другому- 3, третьему - один. Двое хорошо потрудились и приумножили состояние хозяина. Третий - ленивый и хитрый, зарыл свою монету в землю. Трудолюбие первых было вознаграждено. Вернувшийся хозяин подарил им все заработанные деньги. Третий – не получил ничего. Так и появилось выражение «зарыть талант в землю». Желаем вам свои таланты не зарывать в землю, а приумножать в течение всей жизни.
Мы рады приветствовать команды участников - эрудитов.
Приветствие команд: название, девиз, представление капитанов. (5 мин.)
1- тур «Естествознание» - 14 мин
Начинаем первый тур нашего аукциона. Прослушайте правила. У каждой команды в наличии имеется 50 талантов. Это начальный капитал. На аукцион выставляются задачи (разного уровня сложности). Стартовая цена первой задачи – 1 талант, второй - 2 таланта и т. д.
Ведущий проводит жеребьевку, капитан называет область науки, из которой будет вопрос, далее команды начинают торги (кто заявит больше талантов). Команда, заявившая максимальную цену, получает право ответа (вопросы на экране появляются только после торгов). Если ответ правильный, то команде выдается заявленная сумма, если ответ неверный, то команда теряет заявленную сумму (она изымается из капитала команды). Если команда покупает вопрос на всю сумму, имеющуюся в наличии, и ошибается, то, увы – она банкрот. Она не может в первом туре продолжить участие. Ведущий аукциона и экспертная комиссия имеют право из своих средств - премировать игроков какой-либо команды один раз, а также штрафовать участников, нарушивших правила. По истечении 14 мин. торги заканчиваются.
Аукцион знаний:
Растительный мир
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
10
|
Животный мир
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
10
|
Неживая природа
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
10
|
Открытия и изобретения
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
10
|
Вселенная
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
10
|
Природа Тульского края
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
10
|
Вопросы для 1 тура
Растительный мир
1. Имеют крепкий, деревянистый ствол, покрытый прочной корой. (Деревья)
2. Растения, которые помогают человеку справиться с болезнями. (Лекарственные)
3. Привлекает насекомых, что способствует опылению и появлению плодов и семян. (Цветок)
4. Это растение размножается клубнями или их частями. (Картофель)
5. Эти растения никогда не цветут, семян нет, размножаются спорами, которые находятся прямо на листьях. (Мхи и лишайники)
6. Какие растения имеют звериные имена? (Мышиный горошек, медвежье ушко, кукушкин лен, гусиный лук, конский щавель.)
7. Это растение называют кормильцем Востока. (Рис.)
8. Какой овощ римляне называли головой? (Капуста.)
9. По легенде, именно из этого дерева был построен троянский конь. (Пихта.)
10. В античной мифологии можно встретить немало подробностей, связанных с природой. Вспомните, к примеру, из какого дерева была изготовлена палица Геракла? (Из кедра.)
Слово экспертов.
Животный мир
1. Эта птица плохая мать. (Кукушка)
2. У кого из животных уши на ногах? (Кузнечик).
3. Что общего у коалы и кенгуру? (Они сумчатые)
4. Какой обитатель пресных водоемов никогда не пьет? (Лягушка).
5. Может ли в природе белый медведь съесть пингвина? Объясните. (Нет, так как они живут на разных полюсах).
6. Все ли комары пьют кровь человека и животных? (Нет, самцы питаются нектаром).
7. Это единственное, совершенно слепое животное нашей фауны. Приспособлено к подземной жизни. Питается луковицами степных растений. Направление бесконечных подземных ходов обозначено выброшенными наружу кучами земли. О ком идет речь? (Слепыш).
8. Тело этого зверька «одето» в густой коричневый мех с серебристым отливом. Длина зверька 40 см, вес около 500г. Отличается удлиненным носом-хоботком. Хоботком он не только вынюхивает добычу, но и хватает все, что можно съесть, и направляет пищу в рот. Обитает в водоемах. Когда ныряет, ноздри на хоботке и отверстия в ушах закрываются клапанами. Назовите его. (Выхухоль).
9. Почему скворца называют фармацевтом? (Потому что, скворец в своё гнездо приносит растения, отпугивающие паразитов).
10. В какой части тела откладывается жир у утконоса? (В хвосте)
Слово экспертов.
Неживая природа
1. Сколько процентов земной поверхности покрыто водой? (Примерно 70%)
2. Движение воздуха. (Ветер)
3. Я сам - вода и по воде плыву. (Лед)
4. Воздушная оболочка Земли. (Атмосфера)
5. Назовите народные обряды, связанные с водой. (Крещение младенца, Обливание водой в день Ивана Купалы, Гадание с помощью воды, Очищение Святой водой и т.п.)
6. Самая длинная река мира? (Нил)
7. Бьёт источника фонтан, струя до поднебесья.
В соседях с ним живёт вулкан, фонтан вам тот известен. (Гейзер)
8. В каком озере находится 80% всей пресной воды нашей страны и пятая часть пресной воды всей планеты? (Байкал)
9. По руслу какой реки протекает 1/5 всей речной воды мира? (Амазонка)
10. Назовите единственное на земном шаре озеро, у которого одна половина содержит пресную воду, а другая - солёную. (Балхаш)
Слово экспертов.
Открытия и изобретения
1. Она приснилась ему во сне.
Ее найдете на обложке учебника химии.
В ней собраны все природные вещества на свете (от кислорода и водорода до железа, золота, меди).
Кто же эта незнакомка? (Химическая таблица Менделеева)
2. Галоши, сапоги для луж и грязи, автомобильные шины, подошва кроссовок. Из чего все это сделано? Что же изобрел Лебедев?
(Искусственную резину, потому что настоящая, из сока деревьев гевеи, очень дорогая, ее много не соберешь)
Он впервые создал искусственную резину из дешевого сырья, и у нас был создан первый в мире завод по ее изготовлению.
3. Врач Лунин Николай Иванович впервые показал необходимость для нашего организма особых веществ. Название этого вещества образовано от латинского корня «vita», что означает «жизнь». Что же это за вещество?
(Лунин открыл вещества, которые позднее назвали витаминами)
4. То, о чем смели только мечтать, Циолковский Константин Эдуардович сделал точной наукой. А Королев Сергей Павлович создал учение о таком средстве транспорта, которое поможет человеку не только преодолевать расстояние, но и победить силу притяжения Земли.
Другой ученый продолжил его работу и построил… Что?
5. А что изобрел Королев Сергей Павлович?
По волне, волне
Плывет музыка ко мне. (Радио)
6. Изобретение Лодыгина Александра Николаевича
спряталось в следующей загадке:
Мигнет, моргнет,
В пузырек нырнет,
В пузырек под потолок,
Ночью в комнате денек! (Лампочка)
7. Живет в нем вся Вселенная,
А вещь обыкновенная.
О каком изобретении Розинг Бориса Львовича идет речь? (Телевизор)