Минутки безопасности по ПДД в начальной школе

Материал для проведения минуток по безопасности движения

Мини-опрос «Как ты переходишь через дорогу?»

1. Там, где ты переходишь, стоит машина. Что надо делать?

Правильный ответ: лучше отойти от нее подальше, чтобы она не мешала обзору; в крайнем случае, очень медленно двигаясь, приостановиться и выглянуть: что там такое за...

2. Ты переходишь недалеко от остановки. Рядом остановился автобус. Где и как надо переходить?

Правильный ответ: если поблизости есть пешеходный переход или перекресток, обязательно переходи там. Если нет, то подожди, пока отъедет автобус. Ни в коем случае не выбегай спереди! Лучше не обходить и сзади (не видно машины справа!), но в крайнем случае, очень медленно двигаясь, приостановиться и выглянуть: что там такое за...

3. Ты собрался переходить, но видишь, что медленно приближается автомобиль крупных габаритов (грузовик или автобус). Ты вполне можешь успеть перейти. Что надо делать?

Правильный ответ: главная опасность приближающегося автомобиля состоит в том, что он может помешать заметить другой, движущийся в том же направлении, зачастую с большей скоростью. Пропустите его, даже если он едет медленно.

4. Перед переходом ты пропустил машину. Больше машины ты не видишь... . Можно переходить?

Правильный ответ: можно, но чуть выждав, пусть проехавшая машина отъедет подальше. А вдруг она скрывает за собой встречную.

Минутки безопасности

• Почему опасно переходить дорогу вдвоем под руку или держась за руки?

Когда переходит дорогу целая колонна детей, то держаться за руки безопасно.

Когда же переходят двое-трое, так поступать не следует, потому что при появлении опасности дети могут тянуть друг друга в разные стороны и потерять драгоценные секунды.

• О чем надо помнить пешеходу, выходящему из автобуса?

Выйдя из автобуса, надо отойти от него, давая дорогу выходящим пассажирам и ожидающим посадку.

Не надо спешить переходить через дорогу: стоящий автобус мешает заметить проезжающий транспорт.

Именно поэтому выбегать из-за него нельзя ни спереди, ни сзади. Дойдите до перехода или дождитесь, пока автобус отойдет от остановки, тогда вы будете хорошо видеть дорогу.

• В чем опасность, когда вы идете по улице с маленькими детьми?

Маленькие дети еще не умеют ориентироваться на дороге и могут вырваться из рук, побежать в самый неподходящий момент. Старшие должны крепко держать младших за запястье руки и не отпускать их.

Особенно внимательными надо быть, когда вы подъезжаете к своему дому и выходите из автобуса, трамвая, такси, троллейбуса.

Маленькие дети, заметив кого-то из знакомых на другой стороне улице, могут вырваться и побежать к ним.

• Чем опасен для пешехода момент, когда одна машина обгоняет другую?

Некоторое время первый автомобиль закрывает второй. Пешеход может видеть только одну машину и не заметить обгоняющую машину.

• Чем опасен для пешехода момент, когда разъезжаются две встречные машины?

Одна машина выезжает из-за другой. Поэтому и водитель, и пешеход могут не заметить друг друга.

• Можно ли отвлекаться при переходе дороги?

Конечно, нельзя. На дороге за секунду автомобиль проезжает 10-12 метров и даже больше. Но мы любим оглядываться на шум, крик, особенно когда услышим свое имя. Это очень опасная привычка.

• Вы подошли к перекрестку, на светофоре горел для пешеходов зеленый сигнал. Как долго, вы не знаете. Стоит ли начинать переход?

Лучше подождать нового цикла зеленого сигнала, чтобы не оказаться на переходе при красном сигнале светофора.

Особенно это важно в дождливую погоду или зимой, когда дорога скользкая.

• Что делать, если при переходе дороги уронил сумку, портфель или какой-нибудь другой предмет?

Если мы что-то уронили, первая реакция - быстро поднять. При переходе дороги эта привычка может сослужить плохую службу.

Если сразу наклоняться и поднимать предмет, наше внимание будет приковано только к нему. На дороге так делать нельзя.

Необходимо сначала посмотреть в обе стороны дороги, убедиться, что опасности нет, а потом подбирать упавший предмет. Лучше, конечно, при переходе быть собранным и ничего не ронять.

• Мальчик спешит в кино, опаздывает. К переходу приближается грузовик, но мальчик видит, что он вполне успеет перейти. В чем опасность такой ситуации?

Опасности две. Во-первых, за грузовиком может идти другая машина, скрытая от глаз мальчика.

Во-вторых, переходя, мальчик будет наблюдать только за приближающимся грузовиком и может позабыть посмотреть в другую сторону.

• Почему опасно играть рядом с дорогой?

Во время игры можно забыть об опасности, выбежать на дорогу и попасть под машину.

• На нерегулируемом перекрестке пешеход пропустил автомобиль, больше машин ему не видно. Можно ли переходить?

Сразу переходить, пропустив машину, нельзя. В первые секунды, пока она близко, за ней может быть скрыт встречный автомобиль. Пропустив машину, надо подождать, пока она отъедет подальше и не будет мешать осмотру улицы.

• Пешеход начал переходить улицу при смене сигналов светофора с зеленого на красный. Пешеход решил: «Пока машины стоят - успею: ведь водители видят меня и не станут наезжать». В чем ошибка пешехода?

Не все машины в этот момент стоят, некоторые приближаются к перекрестку, и при включении зеленого сигнала они выедут на перекресток с ходу.

Перебегающего пешехода такой водитель может не заметить из-за стоящих машин. И пешеход эту машину не видит тоже из- за стоящего транспорта.

Правила безопасного перехода

1. Вначале найди безопасное место для перехода.

Комментарий: именно найди! Главное - не только «в установленном месте» (не всегда рядом есть «зебра» или знак), но место с отличным обзором. Не у поворотов, из-за которых могут выскочить машины. Как можно дальше от стоящих машин и других помех обзору. В таком месте, где и водитель легко заранее может заметить пешехода.

2. Стой на тротуаре возле обочины (проезжей части).

Комментарий: обязательно стой\ Всегда нужна остановка, пауза для наблюдения и оценки обстановки. Никогда не выходи, не выбегай с ходу!

3. Осмотрись или прислушайся - нет ли машин.

Комментарий: осмотрись - поворотом головы проверь дорожную обстановку, посторонние мысли не должны отвлекать тебя; помни: машина может быть СКРЫТА.

4. Если видишь приближающуюся машину — дай ей проехать. Снова посмотри по сторонам.

Комментарий: ВСЕГДА ДАЙ ПРОЕХАТЬ, если даже машина едет медленно. За ней может быть скрыта другая. Снова посмотри по сторонам: проехавшая машина может скрывать за собой встречную - и потому, пока проезжала одна, могли появиться другие.

5. Если поблизости нет машин - переходи дорогу по прямой.

Комментарий: нет поблизости - это значит, что нет ни приближающихся, ни проехавших, ни стоящих. НИЧТО НЕ МЕШАЕТ ОБЗОРУ И НЕ УГРОЖАЕТ БЕЗОПАСНОМУ ПЕРЕХОДУ.

6. Продолжай внимательно смотреть и прислушиваться, пока не перейдешь дорогу.

Комментарий: смотреть по сторонам при переходе надо неоднократно, ведь обстановка может измениться: ВНЕЗАПНО появится машина, идущее прямо транспортное средство вдруг поворачивает...

Если так случилось, что-то мешает обзору (например, на пешеходном переходе стоит неисправная машина), то, помня, что обзор ограничен, надо подойти к краю дороги и ОСТОРОЖНО ВЫГЛЯНУТЬ: что там за ...? Если приближается машина, спокойно отойдите назад.

Пешеход - пассажир - пешеход

п/п

Вопрос

Ответ

1

2

3

1

Какая опасность для пешехода может возникнуть, когда автобус, троллейбус или трамвай подъезжает к остановке?

Когда на остановке много людей, при подходе транспорта возникает толкучка и есть опасность, что кто-нибудь нечаянно толкнет тебя под колеса транспортного средства; подъезжающий автобус (или троллейбус) может занести на тротуар, и он может задеть или сбить тебя

2

Где следует ожидать трамвай, если остановка не оборудована посадочной площадкой?

Ожидать трамвай, остановка которого не оборудована посадочной площадкой, нужно только на тротуаре

3

Когда пешеход может идти на посадку в трамвай, остановка которого не оборудована посадочной площадкой?

Идти можно только после полной остановки трамвая, убедившись, что проезжающие транспортные средства уступают дорогу пешеходам

4

Как следует поступить, если надо перейти дорогу после выхода из маршрутного транспорта?

Необходимо дойти до ближайшего пешеходного перехода, убедиться в безопасности перехода проезжей части и только потом переходить дорогу

5

Почему опасно задерживаться при выходе из транспорта?

Пассажир может быть не замечен водителем, который закроет дверь. Транспортное средство поедет и потащит пассажира, зажатого дверьми

6

Почему опасно суетиться при выходе из транспорта?

Торопясь, можно споткнуться и упасть прямо под колеса транспортного средства

7

Как должен поступить взрослый пассажир с ребенком при выходе из транспорта?

Взрослый пассажир должен выйти первым, а затем помочь детям выйти из транспорта. Если же первым из транспорта выйдет ребенок, то он может самостоятельно начать переход

8

Какие правила должен соблюдать пассажир в транспорте?

Пассажир должен:

- не задерживаться на входе;

- не прислоняться к дверям;

- не стоять на ступеньках и у дверей;

- держаться за поручни;

- не мешать выходящим пассажирам;

- категорически запрещается просовывать руки, ноги за ограждения поворотного устройства сочлененных трамваев, троллейбусов, автобусов;

- не отвлекать водителя от управления

9

Какие правила должен соблюдать пешеход, находясь на остановке, ожидая транспорт?

- Не подходить к краю тротуара и стоять спокойно;

- нельзя выходить на проезжую часть;

- подходить к дверям маршрутного транспорта можно только после его полной остановки

10

С какого возраста ребенок может ездить на переднем сиденье легкового автомобиля, не оборудованного детским креслом?

Запрещается перевозить детей до 12 лет на переднем сиденье легкового автомобиля, не оборудованном детским креслом

11

Почему нельзя идти по поребрику и даже стоять на нем?

Пешеход, сам по себе или нечаянно кем-то задетый, может оступиться и оказаться на проезжей части

12

Ты вышел из трамвая. Посадочной площадки нет. Твои дальнейшие действия?

Надо не мешать выходящим сзади тебя пассажирам и без задержки на проезжей части идти к тротуару. Но при этом нужно очень внимательно следить за транспортными средствами справа

13

Для чего водители и пассажиры должны пристегиваться ремнями безопасности?

Для снижения риска получения травмы в случае ДТП

14

Как надо останавливать маршрутное такси или легковой автомобиль?

Останавливать надо поднятием руки, стоя на тротуаре. Стоять на поребрике, а тем более выходить на проезжую часть запрещается

Восемь правил моей безопасности

1. Перед тем как куда-нибудь пойти, я обязательно сообщу об этом моим родителям. Я скажу им, куда иду, как собираюсь добираться туда, кто пойдет со мной и когда я намерен вернуться обратно.

2. Я обязательно спрошу разрешения у родителей, перед тем как сесть в чужую машину или покинуть дом либо двор с кем-нибудь, даже если я хорошо знаю этого человека. Перед тем как поменять свои планы действия или получить от кого-нибудь деньги, подарки, лекарства (таблетки, наркотики и т. д.), я сообщу об этом друзьям либо знакомым, если не смогу предупредить родителей.

3. Для меня безопаснее быть с другими людьми, когда я куда-нибудь отправляюсь или просто нахожусь на улице. Я использую правило «Всегда будь с приятелем».

4. Я говорю «нет» тому, кто пытается обратиться ко мне, если этот человек внушает мне подозрение, вызывает недоверие или чем-то смущает меня. В этом случае я сразу иду к взрослым, которым я доверяю, и рассказываю им о том, что произошло.

5. Я знаю, что это не моя вина, если кто-то чужой задержал меня и сделал мне плохо. Я не должен хранить в секрете такие случаи.

6. Я доверяю своим впечатлениям, чувствам и говорю взрослым о проблемах, которые столь значительны для меня, что овладевают всем моим существом. Ведь многие люди заботятся обо мне, готовы выслушать меня и поверить. Я не одинок.

7. Никогда не поздно попросить о помощи. Я могу просить до тех пор, пока не получу её.

8. Я самостоятельная личность, и заслуживаю того, чтобы чувствовать себя в безопасности.

Вот мои правила:

• прежде всего - сообщи о своих действиях (планах);

• используй принцип «Всегда с приятелем»;

• говори «НЕТ», затем иди и рассказывай;

• прислушивайся к своим впечатлениям и чувствам и, говоря со взрослыми, делись с ними своими проблемами и интересами.

Из истории дорожных знаков

Самые старые из всех дорожных знаков - указатели расстояний. Для того чтобы люди не сбились с дороги, ее помечали. Так, в Древнем Риме устанавливали каменные столбы-указатели, а у здания Форума в самом Риме стоял позолоченный камень, от которого велся счет расстояний всех главных дорог.

Наши предки - славяне - тоже заботились о путешественниках, старались помочь им выбрать правильное направление движения. В лесистых местах вдоль дорог устанавливали вешки из сучьев, делали затесы на стволах, а в степи вдоль дорог укладывали камни и ставили столбы. На перекрестках дорог устанавливали каменные или деревянные кресты, строили часовни.

Более 300 лет назад при царе Алексее Михайловиче впервые стали устанавливать верстовые столбы. Он приказал между Москвой и загородной резиденцией - селом Коломенское - через каждую версту поставить высокие столбы, чтобы их не заносило снегом и они указывали дорогу домой. В народе их прозвали «коломенской верстой». При Петре I строительство дорог возросло. На большаках стали устанавливать верстовые столбы, раскрашивали их в цвет русского национального флага.

Позднее стали устанавливать столбы на перекрестки и делать на них надписи, куда какая дорога ведет. Дороги, на которых ставили столбы, стали называться столбовыми, а на второстепенных дорогах столбов не было.

Но когда вместо саней, колясок, телег, запряженных лошадьми, потянулся непрерывный поток машин, оказалось, что одних указателей расстояний мало. Стало ясно, что нужны дорожные знаки.

Поначалу каждая страна имела свои дорожные знаки, их изготовляли дорожные органы. Но постепенно автомобильные сообщения между странами стали осуществляться довольно часто, возникла необходимость введения дорожных знаков международного значения. Попытка ввести единые международные знаки была предпринята в 1909 г., с этой целью в Париже собралась Международная конференция по дорожным знакам, на которой были приняты 4 международных знака.

Эти знаки имели символы, почти полностью соответствующие тем, которые применяются на современных знаках.

В 1968 г. на следующей конференции уже было введено 126 знаков. В 1978 г. принят новый государственный стандарт, который установил 7 групп дорожных знаков.

Авторы: В. В. Шумилова, Е. Ф. Таркова

Рекомендуем посмотреть:

Внеклассное занятие в 1-2 классе по теме ПДД

Внеклассное мероприятие в начальной школе по ПДД. Дорожные знаки

Сценарий внеклассного занятия по ПДД для учащихся 1-2 класса

ПДД для велосипедистов

Классный час по ПДД для 1-2 класса

Нет комментариев. Ваш будет первым!