Изучение ПДД в начальной школе
Из опыта работы педагога дополнительного образования по обучению младших школьников групп продлённого дня безопасному поведению на дорогах и в транспорте.
Материал адресован педагогам дополнительного образования, работающим на базах школ, для воспитателей групп продлённого дня школ, для учителей начальной школы.
Автор: Крылова Ирина Анатольевна, педагог дополнительного образования ГБОУ дополнительного образования детей Центр эстетического воспитания «Центр на Брянцева» Калининского района Санкт-Петербурга
Общеобразовательные школы и учреждения дополнительного образования являются основными звеньями системы обучения и воспитания младших школьников, где они могут и должны получить необходимые знания, умения и навыки и привычки безопасного и правопослушного поведения на улицах, дорогах и в транспорте.
Работа педагогов ЦЭВ в группах продленного дня в школах Калининского района является отличным примером сотрудничества со школами во благо безопасности детей.
Много лет педагоги Центра эстетического воспитания проводят занятия по ПДД в группах продлённого дня на базах школ Калининского района. Я занимаюсь этим видом деятельности 5 лет.
Работа педагога дополнительного образования на базах школ имеет свои плюсы и минусы, попытаемся проанализировать её преимущества и недостатки в следующей таблице.
Деятельность педагога дополнительного образования по ПДД на базах школ (группы продлённого дня)
« + »
|
« - »
|
· Высокая востребованность школ в педагогах по ПДД.
· Большой контингент учащихся групп продлённого дня.
· Интерес младших школьников к изучению ПДД.
· Наличие в каждой школе учебного модуля «Альма»
· Желание педагогов передавать детей для занятий ПДД.
|
· Отсутствие стационарной материальной базы.
· Необходимость передвижений педагога из школы в школу.
· Необходимость носить реквизит и раздаточный материал с собой.
· Охват знаниями о ПДД части учащихся, только детей групп продлённого дня.
|
Чтобы материал прочно усваивался, необходимо использовать в образовательном процессе эмоции, разум и действие. Если ребёнок равнодушен, пассивен, не переживает того, что хочет привить ему педагог, то и результатов не будет. Структура моих занятий основана на афоризме «Скажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню; дай сделать – и я пойму»
При обучении детей начальных классов правилам дорожного движения целесообразно использовать устные методы изложения знаний: рассказ, рассказ – объяснение, беседа. К рассказу я обращаюсь, когда нужно изложить новые знания, факты, т.е. тот материал, который дети не могут наблюдать непосредственно.
Рассказ педагога сопровождается показом слайдов компьютерной презентации.
Чаще всего востребован рассказ – объяснение, когда нужно раскрыть логическую последовательность, показать зависимость между изучаемым объектом и явлениями в дорожной среде. Здесь даётся установка на необходимость больше видеть вокруг, быть внимательным и осторожным.
Беседа опирается на уже имеющиеся знания детей и их личный опыт. Основа беседы – диалог между педагогом и учащимися, он активизирует мышление детей и включает их в проблемную ситуацию.
В каждом занятия присутствует большой устный материал, для интересного и живого восприятия которого я использую активную практическую деятельность.
Школьники обсуждают, наблюдают, сравнивают, делают выводы, играют и рисуют.
1. Учащиеся обсуждают и раскрашивают иллюстрированные дорожные ситуации. Процесс этот как увлекательный, так и полезный. Дети с удовольствием рисуют и это им позволяет лучше запомнить материал.
Применение разнообразных методов и форм работы с детьми для привлечения их внимания и улучшения запоминания сложного материала помогает мне в проведении занятия. Это тот случай, когда количество перерастает в качество. А это значит что если ребёнку интересно, не скучно, если у него горят глаза, он активен и проявляет познавательный интерес, занятие прошло не зря. Нужная информация усвоена.
Повторение пройденного материала в начале каждого занятия показывает, что дети помнят предыдущую тему, что приятно радует меня, как педагога.
2. Команды учащихся собирают стихотворение по правилам дорожного движения из раздаточного материала (образец – стихотворение, разрезанное на части - строчки). Увлекательное занятие для учащихся групп продлённого дня.
Образец стихотворения: (каждая строчка разрезается)
Есть сигналы светофора.
Подчиняйся им без спора.
Красный свет им говорит:
«Стой! Опасно! Путь закрыт!»
Жёлтый свет – предупрежденье,
Жди сигнала для движения!
Зелёный свет открыл дорогу –
Переходить ребята могут!
Но ты и здесь не торопись-
Сначала зорко осмотрись!
Сочетание устных методов и практических заданий позволяет детям лучше запомнить материал.
Игровая форма проведения занятий целессобразна, так как для учащихся начальных классов игровая стреда - основной вид деятельности.
3. Учащиеся активно принимают участие в брейн-ринге. После того как один из детей называет верный ответ, происходит коллективный разговор по теме этого термина.
1. Крупный населенный пункт - город
2. Аллея, проходящая посередине улицы - бульвар
3. Замерзшая вода, опасная для движения транспорта и пешеходов -лёд
4. Он спасает от дождя, но мешает видеть дорогу - зонт
5. Одно из немногих мест на дороге, где разрешается появиться пешеходу - переход
7. Подземный общественный транспорт - метрополитен
8. Звуковой сигнал велосипеда - звонок
10. Перекладина, закрывающая ж/д переезд - шлагбаум
11. Гроза безбилетников - контролёр
12. Устройство для накачки шин - насос
13. Какую часть велосипеда изобрели так давно, когда велосипеда еще и в помине не было – колесо
14. Лестница-чудесница в метро - эскалатор
15. Загородный «тротуар» для пешеходов – обочина
16. Сиденье велосипедиста - седло
18. Край тротуара, прилегающий к проезжей части - поребрик
19. Участник движения, не соблюдающий ПДД - нарушитель
4. Составляют слова-ответы на вопросы по ПДД из вырезанных букв.
Одной из наиболее часто применяемых современных образовательных технологий является коллективное творческое дело. Совместная деятельность сближает, сопутствует опыту межличностного общения и навыкам коммуникации.
5 Складывают «пазлы» (складывают разрезанные на части нарисованные дорожные знаки, затем называют название знака, к какой группе знаков этот знак относится и его его значение)
6 Рисуют по памяти дорожные знаки (проверочное задание)
7 Дети решают кроссворды.
Я использую два варианта работы с кроссвордами:
1. Раздаю каждому учащимися кроссворд для индивидуальной работы.
2. Рисую на доске кроссворд и провожу коллективное разгадывании.
Коллективное разгадывание тематического кроссворда по ПДД на доске позволяет в ненавязчивой, развлекательной форме подвести итог занятию и проверить успешное усвоение детьми сложного материала.
8. Учащиеся любят слушать и иллюстрировать литературные произведения по правилам дорожного движения.
9. Проведение подвижной игры «Светофор» является традиционным завершением занятия.
Важным моментом является поддержание высокого эмоционального тонуса в процессе всего занятия. Это не самоцель, а необходимое условие для передачи сложной информации для детей данного возраста, находящихся в группе продлённого дня. После уроков дети нуждаются в смене видов деятельности и эмоциональном раскрепощении.
Завершая рассказ об опыте работы с группами продлённого дня по правилам дорожного движения, надеюсь, что информация была полезной и интересной.
Современные педагогические реалии требуют постоянного обновления и методики и форм работы с детьми, поэтому данная публикация начало серии заметок об опыте работы педагога дополнительного образования.
Рекомендуем посмотреть:
Игра по ПДД для 1 класса
Викторина по ПДД в начальной школе
Изучение ПДД в начальной школе
Внеклассное мероприятие по ПДД, 2 класс. Сценарий
Конспект классного часа по ПДД, 1 класс