Рассказы по ПДД для 1 класса

Рассказы о правилах дорожного движения для детей 6-8 лет

Дорогие дети, вы, конечно же, не думаете, что дорога всегда была такой как сегодня, что машины всегда были такие красивые и яркие, быстрые и бесшумные. Всегда на переходах моргали своими разноцветными глазами светофоры, разрешая идти...

Послушав эти рассказы, вы узнаете, что изменилось с дорогой и транспортом за многие, многие годы. Вы узнаете, где собирают такие замечательные машины, из чего состоит автомобиль, почему он едет, почему не всегда машину можно резко остановить...

С этими знаниями вам будет очень легко выполнять обязанности пешеходов, пассажиров и водителей.

Рассказ №1 «А знаешь ли ты, что колесо может и умеет?»

Все умеет колесо... Оно может крутиться, крутиться, трудиться, трудиться... Колесо - это движение.

Самое веселое колесо - это детская карусель.

Самое большое в мире колесо - это колесо обозрения в Англии, в Лондоне. Закружилось колесо, побежало. Мчится колесо по дороге, перевозя пассажиров, грузы. И так много-много лет...

Древняя повозка имела два или четыре деревянных колеса. Это сейчас современное колесо состоит из металлического диска и резиновой шины, которая накачана воздухом. Сотни лет человека трясло, трясло в деревянной повозке с деревянными колесами, которая ехала по неровной дороге. Вот и придумали: деревянные колеса заменить на новые - с резиновой шиной. Она защищает пассажиров от толчков на ухабах.

Загадка:

Катится по дороге подушка:

Наволочка резиновая,

А вместо пуха и пера - воздух.

(надутая воздухом шина)

Хорошо ездить на современных велосипедах, автомашинах. Не трясет, только чуть покачивает. И все потому, что на их колеса надеты резиновые, надутые воздухом шины.

Вопросы и задания:

1. Вспомни, где тебе встречалось колесо?

2. Нарисуй древнюю повозку с двумя или четырьмя деревянными колесами.

3. Понаблюдай на улице за автомашинами, как выглядит современное колесо?

Рассказ №2 «А знаешь ли ты, из чего сделана машина?»

Ты, конечно же, любишь собирать конструктор? Он состоит из различных мелких деталей. Машина тоже состоит из различных мелких деталей. Машина состоит из металлических деталей. Получается, что машину придумали те взрослые, которые играли, играли в детстве в конструктор, и заигрались. Вот и во взрослом возрасте пытаются собирать из конструктора машины: простые и сложные, маленькие и большие...

Главной составляющей любого автомобиля является двигатель, который в свою очередь состоит из валов, шатунов, поршней, клапанов и все это приводится в действие при помощи горючей смеси - бензином.

В каждой машине обязательно есть колесо. И не одно, а много. И все они разные: маленькие и большие, с зубчиками и без, колесо крепится на ось, которая помогает колесу вертеться. А чтобы ничто не мешало колесу вертеться, есть еще одна очень важная деталь - подшипник. Он состоит из блестящих стальных шариков, которые помещаются между двумя металлическими кольцами - большим и маленьким. Подшипник помогает колесу вертеться на оси.

У автомобиля есть целая коробка с маленькими и большими колесами, которые помогают водителю включать разные передачи - первую, вторую, третью, четвертую, пятую.

Вот и получается, что самые главные детали во взрослом конструкторе - машине, такие: двигатель, подшипник, колесо, коробка передач.

Вопросы и задания:

1. Назови главные детали машины.

2. Что такое подшипник?

3. Что такое передача?

4. Как ты думаешь: что служит передачей в велосипеде?

5. Нарисуй свою машину, в которой будут все главные детали: и колесо, и ось, и мотор, и подшипник, и передача, и шатун.

Рассказ №3 «А знаешь ли ты, что было бы, если бы машинам не нужен был бензин?»

Продолжи предложение: Если бы машины могли ездить без бензина, то...

Автомобили движутся благодаря той энергии, которая получается от сгорания бензина. В двигателе автомобиля возникают маленькие взрывы. Они «раскручивают» двигатель. Двигатель крутит колеса автомашины. Она едет. Но от этих маленьких взрывов в двигателе в воздух выделяется большое количество дыма и других вредных веществ. Иногда можно наблюдать, как пыхтит и дымит выхлопная труба у некоторых автобусов и автомобилей.

Некоторые взрослые мечтают придумать такой автомобиль, который бы не загрязнял воздух. Как ты думаешь: каким будет автомобиль будущего?

Автомобили будут ездить на электричестве? Или будут работать от энергии Солнца?

Ясно одно: для работы машинам постоянно нужен источник энергии. Большинство видов энергии изначально приходит к нам от Солнца. Живая природа - растения и животные - накапливают энергию солнечного света. Когда растения гибнут, они оказываются под землей. Спустя многие, многие годы они превращаются в уголь, нефть, природный газ. Для образования такого топлива нужно несколько миллионов лет. Человеку нужно экономить и беречь запасы топлива на нашей планете.

Вопросы и задания:

1. Что помогает автомобилю двигаться?

2. Какие бывают виды топлива?

3. Нарисуй автомобиль будущего.

Рассказ №4 «А знаешь ли ты, какой бывает транспорт?»

Старинные автомобили, поезда выглядели совсем не так, какими мы их видим сегодня. Они двигались намного медленнее, чем в наши дни.

Кареты, в которых разъезжали богатые люди, были запряжены лошадьми. Почтовые кареты, дилижансы нуждались в замене лошадей или в обязательном отдыхе для них и корме.

Первые поезда тянули специальные паровые машины, которые работали на угле или на дровах. Впереди паровоза крепилась специальная решетка, которая не позволяла попасть под колеса могучей машины животным и зазевавшимся людям.

Скорость первых автомобилей была намного меньше скорости современных машин. А колеса их были похожи на велосипедные.

Велосипед. Люди изобрели его очень давно. Название этого вида транспорта происходит от латинских слов «велокс» - быстрый, и «пес» - нога. Это машина для быстроходов, для быстроногих людей. Первый велосипед появился во Франции в 1791 году. Это была скорее игрушка. Человек отталкивался ногами от земли: толи ехал, то ли бежал. Педалей и руля у этого велосипеда не было.

В разные времена велосипед называли по-разному: костотряс, велосипед-паук. Просто в разные времена он был устроен по-разному. Некоторые изобретатели придумывали велосипеды с О1ромными колесами по бокам сиденья, с колесами разного размера. У костотряса два деревянных колеса были одинаковой величины. Когда ехали на таком велосипеде - ох и трясло! У велосипеда-паука впереди стояло громадное металлическое колесо со множеством тонких блестящих спиц, которые очень напоминали паутину паука. Из-за колеса-паутины выглядывало маленькое второе колесо. Такой велосипед быстро бежал по дороге. Один раз нажал на педаль - едешь целых три-пять метров. Но стоило под колеса попасть камню, велосипед опрокидывался, как норовистый конь.

Человек не сразу догадался, что такому средству передвижения нужен руль.

Сейчас мы видим на дорогах самые разные велосипеды: детские двух ( грех) колесные, подростковые, взрослые, дамские, горные, спортивные...

Все они имеют две педали. Есть велосипеды с колясками, с багажниками - вози любой товар. Есть велосипеды - невелички. Они умещаются даже в автомобиле. Есть велосипеды - раскладушки. Их можно сложить и разложить за несколько минут. Спортивный велосипед предназначен для гонок по шоссе и специальных треках...

Интересно, каким будет велосипед будущего?

Автомобиль - это название состоит из двух слов: греческое «авто» - само, и латинское «мобиле» - движущееся. Получается - «самодвижущееся». Самый первый автомобиль сконструировал француз Николя Кю- ньо в 1770 году. А потом через сто лет в 1885 году немецкий инженер Карл Бенц построил первый автомобиль с бензиновым двигателем. Людям было непривычно смотреть на такое «чудо» на улицах. Люди смеялись, что эта «самобеглая коляска», которую они называли механическим уродцем, двигалась чуть быстрее пешехода.

Вопросы и задания:

1. Какие виды старинного транспорта ты можешь назвать?

2. Нарисуй: старинную повозку, дилижанс, почтовую карету, поезд, велосипед, автомобиль.

Рассказ №5 «А знаешь ли ты, что такое Автозавод?»

Автомобильный завод - это место, где рождаются автомобили. Один очень образованный американец Генри Форд придумал замечательное устройство - конвейер. На этом конвейере, на движущейся ленте от одного рабочего места к другому проходят отдельные части автомобиля. Будущие машины буквально «плывут» по ленте. К концу этой движущейся ленты автомобиль появляется целиком. Так собирать машины гораздо удобно, чем в отдельности по одной.

Некоторые виды работ на конвейере выполняют помощники человека - роботы. Они выполняют свою работу быстро, точно и аккуратно.

За год в мире «рождается» около 40 миллионов машин.

В автомобиле более 2000 разных деталей. Все эти детали и винтики выпускают одинаковыми. Поэтому любую деталь при желании можно заменить на новую.

Вопросы и задания:

1. Каким ты представляешь автозавод?

2. Что такое конвейер?

3. Кто помогает человеку собирать машины?

Рассказ №6 «А знаешь ли ты, что такое правостороннее движение?»

Это было очень и очень давно. Тогда ещё не было на земле таких больших городов, как сейчас. Люди жили в маленьких селениях, окружённых дремучими лесами и топкими болотами. Наши далёкие-предалёкие предки объединялись в небольшие группы, которые зачастую враждовали между собой.

Не было в те незапамятные времена и широких дорог, похожих на современные. Существовали лишь узкие звериные тропы да малочисленные лесные просеки, на которых с великим трудом могли разойтись два путника.

Однажды встретились на неширокой лесной тропинке два человека. Каждый из них был вооружён щитом и мечом. В далёкой древности все люди ходили с оружием, чтобы защищаться от диких зверей и врагов.

«Кто ты, друг или враг?» — спросил один воин.

«Кто ты, друг или враг?» — спросил другой.

Увы. Не поняли они друг друга, потому что принадлежали к разным племенам и разговаривали на разных языках. Что делать? Как поступить? Надо было идти вперёд, но никто не хотел уступать дорогу. Долго стояли они один против другого. Нет, не упрямство руководило ими, а нежелание казаться трусом. Неизвестно, сколько бы они испытывали терпение друг друга. Наконец, благоразумие взяло верх.

Каждый из путников, держа в левой руке щит и прикрываясь им, а правой взявшись за меч и отступив на шаг в правую сторону, двинулись вперёд. Разминулись благополучно, и пошёл каждый своей дорогой.

С той поры так и повелось. Встретятся на узкой тропинке путники, отступят немного вправо. Если они друзья — протянут друг другу руку в знак приветствия. Если враги — расходятся, прикрываясь щитами.

Потом появились первые города с широкими, по сравнению с лесными тропинками, улицами. И первые городские пешеходы, следуя примеру своих древних предков, стали ходить по улицам, придерживаясь правой стороны.

Затем появились автомобили. И водители, чтобы не сталкиваться и не наезжать на пешеходов, стали придерживаться правой стороны. Впоследствии правила дорожного движения закрепили собою то, что делали люди исстари.

Такой порядок передвижения установлен не только у нас, но и во многих других странах мира. А вот если бы наш водитель стал придерживаться правой стороны на дорогах Англии, Дании, Швеции или некоторых других стран, то он непременно совершил бы аварию. Почему?

Дело в том, что в этих странах принято левостороннее движение. То есть все машины и пешеходы, мотоциклисты и велосипедисты передвигаются, придерживаясь левой стороны. И этому, естественно, есть своё объяснение.

С давних пор Англия слыла одной из сильнейших морских держав. Английские корабли бороздили почти все моря и океаны. Кораблей было много. Случалось, что, идя навстречу друг другу, они сталкивались и разбивались. Всё это происходило потому, что в те далёкие времена не существовало определённых правил разъезда судов. Тогда английское адмиралтейство издало указ, в котором говорилось: «При встрече друг с другом корабли должны уступать один другому дорогу, отклоняясь от курса в сторону движения солнца». Коротко это означало: «Держись левой стороны!»

Как это понимать? Стань лицом к северу. Солнце движется справа налево. С востока на запад. Именно так представляют люди движение небесного светила. Вот и приказало английское адмиралтейство своим кораблям при встречах сворачивать влево. Впоследствии морской закон был перенесён и на сушу. Так и повелось с тех незапамятных времён. Будь ты пешеход или водитель — придерживайся левой стороны.

По Е.В.Боровому

Вопросы и задания:

1. Что случилось на неширокой лесной тропинке?

2. Как стали ходить первые городские пешеходы?

3. Что такое правостороннее движение?

4. В каких странах принято левостороннее движение?

5. Что происходило с английскими кораблями?

Рассказ №7 «А знаешь ли ты, что тротуар – дорога пешеходов»

— Когда-то давным-давно, когда ещё и в помине не было никаких машин и единственным средством передвижения являлись конные упряжки, в городах не существовало чёткого разделения улицы на тротуар и проезжую часть. Чтобы прохожие и кареты не вязли в грязи, пространство между домами мостили булыжником. Кстати, отсюда и пошло название — мостовая, от слова «мостить». По ней ехали конные упряжки, шли люди.

Обычно на одной из лошадей сидел человек, кучер, который управлял конной упряжкой с помощью вожжей и кнута. Вы, ребята, представляете себе этот кнут? Длиннющий такой, из добротной кожи. Так вот. Едет такой конный экипаж по мостовой. Кучер размахивает кнутом, подгоняя лошадей, чтобы те бежали резвее. А что же делать прохожим? Жмутся они поближе к стенам домов. Да не тут-то было. Улочки тогда были узкие, кривые. Случалось, что кареты и наезжали на людей. Стали горожане жалобы царю писать на такое безобразие, просить навести порядок на улицах городов.

В 1720 году вышел указ петербургского генерал-полицмейстера, который гласил: «Ездить на лошадях взнузданных, со всеми опасениями и осторожностью». Того же, кто не будет соблюдать этих правил - «бить кнутом и отправлять на каторгу».

Но даже строгие указы не помогали. Задумались люди, как помочь беде. И придумали.

Кто из вас знает, как называется столица Франции? (Париж)

Так вот, в Париже, на самых больших улицах, от мостовой стали отделять узкие полоски земли и мостить их более мелким булыжником или кирпичом. Были они обязательно немного выше мостовой. Делалось это для того, чтобы экипажи не заезжали на них. Назвали эти полоски тротуарами. Это французское слово. В переводе на русский оно означает — «Дорога пешеходов».

На узких улицах тротуары делались с одной стороны, на более широких — с обеих сторон мостовой. Затем повесили объявления. Вот содержание одного из них: «По указу Его Королевского Величества отныне всем людям, пешим образом ходящим, идти только по тротуарам, а каретам и всадникам пользоваться средней частью улицы —мостовой».

С тех пор количество несчастных случаев на улицах Парижа становилось всё меньше и меньше. Впоследствии не только во Франции, но и во многих других государствах стали отделять тротуары от проезжей части улицы. Как видите, делается это и сейчас.

(По Е.В.Боровому)

Вопросы и задания:

1. Откуда пошло название — мостовая?

2. В каком городе появились первые тротуары?

3. Что означает слово «тротуар» в переводе на русский?

4. Что изменилось на дорогах с появлением тротуаров?

Рассказ №8 «А знаешь ли ты, что…»

В далеком прошлом, еще во времена Петра I, впервые стали уделять внимание регулированию дорожного движения.

Петр I издавал указы, вводил правила.

В середине XVIII в. указами установили ответственность за нарушение порядка движения:

«А ежели кто впредь, в противность Указа, дерзнет так резко и несмирно ездить... и плетьми кого бить, и санями и лошадьми травить, таким по состоянию вины их чинено будет жестокое наказание или смертная казнь...»

В 1812 г. в Москве уже действовали правила, которыми было установлено правостороннее движение, ограничение скорости, определялись места стоянок для экипажей и знаки для них.

К 1924 г. относится и появление на улицах Москвы первого светофора. Он имел форму круга со стрелкой и был установлен на углу улицы Петровки и Кузнецкого моста, в самом оживленном месте движения городского транспорта в тогдашней Москве. Светофор - это специальное устройство для подачи световых сигналов, регулирующих движение на дорогах.

В том же 1924 г. впервые для регулирования дорожным движением стал применяться жезл. Памятным является и 1933 г.— в то время на городских перекрестках появились первые дорожные знаки и островки безопасности для пешеходов.

Вопросы и задания:

1. Когда впервые стали уделять внимание регулированию дорожного движения?

2. Кто издавал указы, вводил правила?

3. Когда на улицах Москвы появился первый светофор?

4. Как он выглядел?

5. Когда на городских перекрестках появились первые дорожные знаки и островки безопасности для пешеходов?

Рассказ №9 «А знаешь ли ты, что такое Цвет-сигнал?»

Городская улица. Машины несутся каждая по своим делам. Пешеходы торопятся по тротуарам. Но вдруг все машины замерли по какому-то волшебному сигналу...

На светофоре загорелся красный свет...

По асфальтированному шоссе мчатся автомобили, по рельсам - поезда. Путь их пересекается на железнодорожном переезде. Опасное место! Поэтому переезд делают заметным. Здесь тревожно мигают красные огоньки, алее ярко покрашенная будка стрелочника, далеко видна полосатая, как зебра, рука шлагбаума. «Вот где я! Вот где я!» - сигналит железнодорожный переезд...

Ремонтируют шоссе. Одна машина копает землю, другая укладывает новый асфальт, третья разглаживает его, как утюгом. Все машины яркие, оранжевые, красные. И рабочие в таких же ярких, далеко заметных жилетах. «Вот мы где! Вот мы где! Осторожно, пешеходы! Осторожно, автомобили!»...

С шумом летят по улице ярко-красные автомобили. «Вот мы где! Вот мы где!» И все перед ними расступаются, все им дорогу уступают. Потому что знают: красные, как сам огонь, пожарные машины спешат. Они едут гасить пожар, спасать от огня людей. Вот почему пожарные машины красные...

(по Дитриху А.К., Юрмину ГЛ.)

Вопросы и задания:

1. Как ты понимаешь, что такое «цвет-сигнал»?

Рекомендуем посмотреть:

Классный час «Правила поведения на улице», 1 класс

ПДД для велосипедистов

Правила безопасности для младших школьников

Игра по ПДД для 3 класса

Классный час по ПДД для 1-2 класса

Нет комментариев. Ваш будет первым!