Внеклассные занятия по ПДД в начальных классах

Конспект занятия по ПДД для младших школьников на тему «Введение в правила дорожного движения»

1. Вступительное слово учителя.

- Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами открываем новую книгу, которая будет сопровождать нас на занятиях и в жизни. В ней в лёгкой и увлекательной форме я буду знакомитесь вас с Правилами дорожного движения (ПДД) для пешеходов. Вы не только узнаете сами Правила, но и почитаете стихи о них, ответите на интересные вопросы и выполните полезные задания. А помогут вам в этом захватывающем и важном путешествии в «мир асфальта, ног и шин» наши герои - Мальчиш-Гаиш и Малышка-Гаишка. Они будут учить ПДД вместе с вами, друзья, и одновременно помогать вам усваивать материал.

Итак, устраивайтесь поудобнее, потому что наше путешествие начинается...

2. Введение игрового персонажа. Знакомство с дорогами в стихотворении.

Мальчиш-Гаиш (демонстрируется картинка с изображением героя). А начнем мы его со знакомства с дорогами.

Учитель перед чтением стихотворения ставит перед учащимися задачу: выделить в тексте очень важные, главные, слова, подчеркивающие необходимость выработать в своем сознании правильное отношение к самообразованию в области изучения Правил дорожного движения и понимание обязательного, неукоснительного их соблюдения.

Мальчиш-Гаиш читает стихотворение.

В любой стране на карте мира

Дороги можно отыскать,

Сплошной, прерывистой, пунктиром

Их повелось обозначать.

 

Не просто линии на карте –

За ними судьбы всей Земли,

Хотя пути на самом старте

Все начинались с колеи.

 

Соединяя поселенья,

Всё больше делались они.

Что век в истории? - мгновенье...

Пусть, как года, иные дни

 

Текут порой неторопливо,

Но речь ведём мы не о том.

Сейчас машины суетливо

Снуют, где дрожки шли с конём.

 

Где те пути пересекались,

Произрастали города,

И перекрёстками назвались

Места такие навсегда.

 

А чтобы людям и дорогам

Всегда друг друга понимать,

Язык придуман очень строгий,

Его должны все чётко знать.

 

Язык тот «Правила движения»

Назвали люди с давних пор.

Нашли своё в них отражение

И пешеход, и светофор.

 

Разметка, знаки и сигналы

В них скрупулёзно включены,

И людям всем, большим и малым,

Они понятны и важны.

 

И соблюдать их очень строго

Мы ВСЕ ОБЯЗАНЫ, друзья,

Ведь баловаться на дорогах

КАТЕГОРИЧЕСКИ НЕЛЬЗЯ!

3. Беседа по вопросам (или вопросы для самостоятельной работы).

- О каком строгом языке для людей и дорог говорится в стихотворении?

- Что такое «дорога»?

- Для чего существует множество дорог?

- Почему в каждой стране большое значение придается строительству и эксплуатации дорог?

- Какое место занимает дорога в городе, селе?

- Дорога - обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии.

- Какие обозначения на дорогах вы замечали?

- Как думаете, для чего они нужны?

- Что такое «разметка»?

- Вы видели когда-нибудь дрожки? Как думаете, это транспортное средство? Почему дрожки сейчас не используют?

- В слове дрожки ударение падает на первый слог, употребляется оно только во множественном числе. Это легкий одноместный или двухместный открытый экипаж на рессорах.

- «Разметка, знаки и сигналы в Правила дорожного движения скрупулёзно включены» - читаем мы в стихотворении.

- Как вы понимаете смысл этого предложения?

- Почему автор употребил именно слово скрупулёзно? Что он хотел этим подчеркнуть?

- Скрупулёзный - значит, точный до мелочей, чрезвычайно тщательный (Толковый словарь С. И. Ожегова, Н. В. Шведовой). Это слово подчеркивает особую значимость отношения тех специалистов, которые разрабатывали Правила дорожного движения для граждан, с точным, тщательным указанием необходимых сигналов, знаков и их значений.

Каждому из нас; тоже скрупулёзно, до мельчайших подробностей и тонкостей, надо изучить разметку дорог, знаки дорожного движения, сигналы светофора и регулировщика, чтобы Правила дорожного движения работали на нашу безопасность чётко, без сбоев, потому что мы, зная любую, даже самую сложную и неожиданную возможную ситуацию на дороге, поступим правильно.

- Какую формулировку слову перекрёсток дает автор в стихотворении?

- Что представляют собой современные перекрёстки? Опасны ли они при переходе дороги?

- Приведите примеры перекрёстков нашего района, города, где, на ваш взгляд, вы должны быть крайне внимательны и осторожны при переходе дороги.

- Как вы считаете, почему дорогам в любой стране придаётся большое значение и уделяется пристальное внимание?

- Какие знаменитые дороги, пути и магистрали вы знаете из истории и литературы? Чем они знамениты?

- Какие пословицы и поговорки, связанные с дорогами, вы знаете?

- Какие транспортные средства из прошлого вы можете перечислить?

- Зачем, на ваш взгляд, людям понадобились Правила дорожного движения?

- Почему знать и соблюдать ПДД должны все люди?

Конспект занятия по ПДД для младших школьников на тему «Для чего нужны правила дорожного движения?»

1. Постановка проблемной задачи.

Малышка-Гаишка. В самом деле, для чего же нужны эти самые Правила дорожного движения?

Мальчиш-Гаиш. Как, неужели ты до сих пор не поняла? Ну ладно, придётся мне тебе всё подробно объяснять. Сначала предлагаю прочитать настоящие Правила, а потом стихи о них. А вы, ребята, согласны вместе с нами изучать Правила дорожного движения?

2. Общие положения.

Учитель знакомит учащихся с Правилами дорожного движения, комментирует их, поясняет термины.

Настоящие Правила дорожного движения устанавливают единый порядок дорожного движения на всей территории Российской Федерации.

Другие нормативные акты, касающиеся дорожного движения, должны основываться на требованиях Правил и не противоречить им.

В Правилах используются следующие основные понятия и термины:

Автомагистраль - дорога, обозначенная знаком 5.1 и имеющая для каждого направления движения проезжие части, отделённые друг от друга разделительной полосой (а при ее отсутствии - дорожным ограждением), без пересечений в одном уровне с другими дорогами, железнодорожными или трамвайными путями, пешеходными или велосипедными дорожками.

Участник дорожного движения - лицо, принимающее непосредственное участие в процессе движения в качестве водителя, пешехода, пассажира транспортного средства.

Участники дорожного движения обязаны знать и соблюдать относящиеся к ним требования Правил, сигналов светофоров, знаков и разметки, а также выполнять распоряжения регулировщиков, действующих в пределах предоставленных им прав и регулирующих дорожное движение установленными сигналами.

На дорогах установлено правостороннее движение транспортных средств.

Участники дорожного движения должны действовать таким образом, чтобы не создавать опасности для движения и никому не причинять вреда.

Запрещается повреждать или загрязнять покрытие дорог, снимать, загораживать, самовольно устанавливать дорожные знаки, светофоры и другие технические средства организации движения, оставлять на дороге предметы, создающие помехи для движения. Лицо, создавшее помеху, обязано принять все возможные меры для её устранения, а если это невозможно, то доступными средствами обеспечить информирование участников движения об опасности и сообщить в милицию.

Лица, нарушившие Правила, несут ответственность в соответствии с действующим законодательством.

3. Беседа по вопросам.

- Что устанавливают Правила дорожного движения?

- Кого называют участниками дорожного движения?

- Что обязаны знать и выполнять участники дорожного движения?

- Какую дорогу называют автомагистралью? Чем автомагистраль отличается от обычной дороги возле вашего дома?

- Какое движение установлено для транспортных средств в нашей стране согласно Правилам дорожного движения?

- О каких запрещающих мерах и требованиях дорожного движения вы узнали из Правил?

- Когда и при каких обстоятельствах на дороге возникает необходимость информирования правоохранительных органов?

- Кого называют нарушителем Правил дорожного движения? Можете ли привести примеры, когда вы встречались с теми, кто нарушал Правила?

- Как вы думаете, должны ли быть наказаны нарушители Правил дорожного движения? Почему? Какого наказания они заслуживают? Что вы об этом думаете?

- Как об этом сказано в документе, с которым мы познакомились (Правила дорожного движения)?

- Правила дорожного движения можно назвать документом? Почему?

Учитель или подготовленный ученик (это может быть и Мальчиш-Гаиш) читает стихотворение.

Ты можешь ехать по дороге,

А можешь просто там стоять;

Везёт трамвай, несут ли ноги,

В ПРИВЫЧКУ ПРАВИЛА вписать

 

Нам всем, друзья, необходимо,

Непросто это, но вполне

ВЕЗДЕ и ВСЮДУ выполнимо:

В деревне, в городе, в стране.

 

И ВСЕ, кто вышел на дорогу,

ЗАКОНЫ улицы БЛЮСТИ,

Забыв про страхи и тревоги,

ВСЕГДА ОБЯЗАНЫ в пути.

 

Порою дети забывают,

Что есть опасности кругом,

И так на улице играют,

Как будто там их добрый дом.

 

Но, к сожалению, повсюду

Их могут беды подстеречь.

Примеры страшные не буду

Перечислять; скажу лишь, речь

 

Идёт о сотнях детских жизней,

Что ежедневно под вопрос

Кошмарно, горько и обидно

Автомобиль и тепловоз,

 

Трамвай, автобус

(я прибавил сюда бы и велосипед)

Поставить могут, коль свод ПРАВИЛ

Блюсти привычки в детях нет.

- О чём говорится в стихотворении? (О том, что каждому ученику нужно ввести себе в привычку соблюдать Правила дорожного движения.)

- Как названы эти Правила автором стихотворения? (Автор называет их законами, сводом правил.)

- Какими факторами мотивирует автор необходимость «блюсти привычки»? (Большим количеством бед, подстерегающих детей на дорогах.)

- Кто внимательно слушал стихотворение, тот быстро сможет назвать все транспортные средства, которые автор перечисляет и относит к факторам опасности при неумелом управлении ими или неосмотрительном поведении. Так кто же претендует на звание самого внимательного слушателя? Сколько транспортных средств названо в стихотворении? Какие именно? (Пожелавший ответить ученик должен назвать пять транспортных средств: трамвай (он повторяется в тексте дважды), велосипед, автобус, тепловоз, автомобиль.)

- Ребята, а почему велосипед в стихотворении приводится с некоторой оговоркой, автор говорит, что его бы он тоже прибавил, а не в порядке продолжения общего перечня всех транспортных средств?

- Как вы считаете, это безобидный вид транспорта? Так ли безопасно кататься на велосипеде детям?

- Нужно ли при пользовании велосипедом знать Правила дорожного движения? (Учащиеся отвечают на заданные вопросы. Учитель выясняет у детей, имеющих велосипеды, где они катаются, соблюдают ли Правила дорожного движения.)

4. Вопросы для самостоятельной работы.

- Как вы считаете, кто является участником дорожного движения?

- Есть ли среди участников дорожного движения те, кому разрешается не выполнять Правила дорожного движения?

- Как вы думаете, являются ли участниками дорожного движения сами транспортные средства или так можно назвать только водителей, пассажиров, и пешеходов?

- Приведите примеры, когда невыполнение Правил дорожного движения может стать причиной тяжёлых последствий для участников дорожного движения?

- Итак, постарайтесь объяснить Малышке-Гаишке, для чего же нужны Правила дорожного движения.

Конспект занятия по ПДД для младших школьников на тему «Что должен знать пешеход?»

1. Обязанности пешеходов.

Учитель, Мальчиш-Гаиш и Малышка-Гаишка знакомят учащихся с обязанностями пешеходов по материалам Правил дорожного движения и в стихотворной форме.

Участники дорожного движения обязаны знать и соблюдать относящиеся к ним требования Правил, сигналов светофоров, знаков и разметки, а также выполнять распоряжения регулировщиков, действующих в пределах предоставленных им прав и регулирующих дорожное движение установленными сигналами.

Пешеходы должны двигаться по тротуарам или пешеходным дорожкам, а при их отсутствии - по обочинам.

Пешеходы, перевозящие или переносящие громоздкие предметы, а также лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, могут двигаться по краю проезжей части, если их движение по тротуарам или обочинам создаст помехи для других пешеходов.

Потоки транспорта стремятся

В пункт назначения всегда.

На первый взгляд, мы удивляться

Должны, что жуткая беда

 

Не происходит сплошь и рядом,

Но это кажется лишь нам,

Поскольку ПРАВИЛА порядок

Установили чёткий там.

 

А вот незнание тех ПРАВИЛ

Ведёт к авариям, друзья,

И красный свет не зря заставил

Машины встать, ведь им нельзя

 

Своё движение продолжить,

Пока зелёный не зажгут,

И светофору прекословить

Они не смея, молча ждут.

При отсутствии тротуаров, пешеходных дорожек или обочин, а также в случае невозможности двигаться по ним, пешеходы могут двигаться по велосипедной дорожке или идти в один ряд по краю проезжей части (на дорогах с разделительной полосой - по внешнему краю проезжей части).

При движении по краю проезжей части пешеходы должны идти навстречу движению транспортных средств.

Лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, ведущие мотоцикл, мопед, велосипед, в этих случаях должны следовать по ходу движения транспортных средств.

При движении по обочинам или краю проезжей части в темное время суток или в условиях недостаточной видимости пешеходам рекомендуется иметь при себе предметы со световозвращающими элементами и обеспечивать видимость этих предметов водителями транспортных средств.

Движение организованных пеших колонн по проезжей части разрешается только по направлению движения транспортных средств по правой стороне, не более чем по четыре человека в ряд.

Спереди и сзади колонны, с левой стороны, должны находиться сопровождающие с красными флажками, а в темное время суток и в условиях недостаточной видимости - с включёнными фонарями: спереди белого цвета, сзади - красного.

А присмотревшись, вы в итоге

Заметить сможете вполне,

Что все машины на дороге

по правой едут стороне.

 

И пешеходам это тоже

На тротуаре соблюдать

Необходимо, хоть и может

И слева к цели он шагать.

 

(Лишь на шоссе без тротуара

Мы слева можем все идти,

Чтобы машины встречной фары

Заметить вовремя в пути.)

 

Но это днём, а ночью ценно

(в туман, метель и под дождём),

включив фонарик непременно,

нести его в пути своём.

 

А на обычном тротуаре

Не разрешается ходить

Рядами (можно только паре,

За руки взявшись, так бродить).

 

Занять колонна всё пространство,

На тротуар встав, может так,

А это лишняя опасность,

Поскольку сделать могут шаг

 

На часть проезжую другие,

(те, кто навстречу нам идет).

Давайте, дети дорогие,

По парам двигаться вперёд.

 

Давайте мысленно разделим

Мы на две части тротуар,

Вперёд пойдем или поедем

По правой части, а товар,

 

Допустим, если вы несёте,

(а может, с санками в пути),

По краю правому пойдете

Проезжей части, ведь идти

 

Как можно надо аккуратней,

Не создавая всем помех,

Тогда движение приятней

И безопаснее для всех.

 

Согласно правилам дорожным

Детишек маленьких возить

По тротуару осторожно

Лишь только можно и следить.

 

На пешеходных переходах

Смотреть внимательно вокруг,

Чтоб самых юных пешеходов

Не напугал бы кто-то вдруг.

 

И малышей в колясках сразу,

Едва заметив на пути,

Водитель транспорта обязан,

Остановившись, пропустить.

Группы детей разрешается водить только по тротуарам и пешеходным дорожкам, а при их отсутствии - и по обочинам, но лишь в светлое время суток и только в сопровождении взрослых.

Идут куда-то группой дети.

По тротуару только их

Водить везде на белом свете,

Согласно ПРАВИЛ всеблагих,

 

Сопровождающий обязан.

А тротуаров если нет,

Маршрут к обочине «привязан»,

Быть может, только если свет

 

Дневной в разгаре, без сомнения,

И рядом взрослые идут.

По направлению движения

Машин прокладывать маршрут

 

Должны те взрослые ребятам.

И непременно надо знать,

Что им, как в армии солдатам,

Флажками строй обозначать

 

Согласно правил надо точных

(про это важно не забыть),

Но это днём, а тёмной ночью

В руках фонарик должен быть.

Примечание. Всеблагой (прил., устар.). Всеблагой - безукоризненный, безупречный, бесподобный, бесценный, блестящий, блистательный, важнецкий, важный, великолепный, добрый, достойный, драгоценный, единственный, знатный, избранный, изрядный, мировой, мощный, настоящий, непревзойдённый, отличный, ошеломительный, показательный, похвальный, прекрасный, прелестный, приличный, примерный, приятный, роскошный, славный, сногсшибательный, совершенный, удачный, удивительный, умопомрачительный, хороший, ценный, чудный, ядрёный, яркий.

Пешеходы должны пересекать проезжую часть по пешеходным переходам.

Итак, дорогу на две части

Условно можно разделить.

Чтоб избежать нам всем несчастья

И чтоб беду предотвратить,

 

Должны вы все запомнить, дети,

Слова простые навсегда.

И чем надёжней знанья эти,

Тем вероятнее, беда

 

Отступит, сгинет без исходов.

Запомнить дружно поспешим:

Есть ТРОТУАР ДЛЯ ПЕШЕХОДОВ,

ВСЁ ОСТАЛЬНОЕ - ДЛЯ МАШИН!

 

И ПЕШЕХОДАМ НА ДОРОГУ

НЕЛЬЗЯ БЕСПЕЧНО ВЫХОДИТЬ!

Всегда к печальному итогу

Ведет привычка там бродить.

 

Лишь только если на другую

Вам надо сторону идти,

Туда, немного помозгуя,

Продолжить можно часть пути.

 

Но не везде через дорогу

Идти способен пешеход.

Ему приходит на подмогу

Тут ПЕШЕХОДНЫЙ ПЕРЕХОД!

 

И ВСЕ ОБЯЗАНЫ ДОРОГУ

МЫ ТОЛЬКО ТАМ ПЕРЕХОДИТЬ!

Запомни это очень СТРОГО,

ЧТОБ НИКОМУ НЕ НАВРЕДИТЬ!

Примечание. Помозговать (разг.) - подумать, поразмыслить (Новый словарь Т. Ф. Ефремовой).

2. Закрепление. Решение стихотворной задачки.

Дружный класс идёт в поход.

К цели трасса всех ведёт.

Через лес лежит дорога

Исключительно вперёд.

 

Тротуара нет на трассе,

Но продолжить надо путь.

Может, вспомнит кто-то в классе,

Как идти куда-нибудь?

 

Грозен встречный транспорт очень

(как и тот, что мчит вперёд).

По какой же из обочин

Путь по Правилам ведёт?

Варианты ответов:

1. По обочине навстречу движению транспортных средств.

2. По обочине по направлению движения транспортных средств.

3. По обочине по направлению движения транспортных средств, по правой стороне, не более чем по четыре человека в ряд.

4. По середине дороги.

Рекомендуем посмотреть:

Классный час «Правила поведения на улице», 1 класс

Правила безопасности для младших школьников

Игра по ПДД для 3 класса

Классный час по ПДД для 1-2 класса

ПДД для велосипедистов

Нет комментариев. Ваш будет первым!