Викторина «Русский народ о языке», посвящённая письму, грамоте, учению
Автор: Козлова Светлана Анатольевна, учитель русского языка и литературы МБОУ Черкутинская ООШ им. В.А. Солоухина, Владимирская область Собинский район село Черкутино
Описание материала: Викторина предназначена для учащихся 5-6 класса. Она состоит из нескольких заданий; за каждый правильный ответ 1 балл; победитель тот, кто наберёт большее количество баллов. Данное мероприятие или проводится в рамках предметной недели, или посвящается дате, связанной с русским языком (День Наума Грамотника, День русского языка, День славянской письменности), или организуется как одно из занятий внеурочной деятельности.
Цели: увидеть и отметить особенности языка русского народа; учиться понимать замысловатую русскую речь; уметь составлять грамотное высказывание при рассуждении о языке.
1 задание «Закончи пословицу»
1. Язык до Киева…доведёт.
2. Петь хорошо вместе, а говорить … порознь.
3. Лучше не досказать, чем… пересказать.
4. Слушай больше, а говори … меньше.
5. Никто за язык … не тянет.
6. Мелет до вечера, а послушать … нечего.
7. Язык болтает, а голова … не знает.
8. Говорит красно, да слушать … тошно.
9. На чужой роток не накинешь … платок.
10. Живое слово дороже мёртвой … буквы.
11. Кто хочет много знать, тому надо мало … спать.
12. Кто много знает, с того много и … спрашивается.
2 задание «Одним словом»
1. Он говорит вприкуску = осторожно.
2. Лезет с языком, ч то с пирогом = навязчиво.
3. Говоришь по совету, а выйдет по всему свету = болтливо.
4. Речтст как наш Феклист = крикливо.
5. Пишет, словно разводы разводит = крупно и медленно.
6. Писано на решете, с подкладкой полотенца = неразборчиво.
3 задание «Какой это язык?»
1. Суконный язык = шепелявый, картавый.
2. Змеиный язык = злобный.
3. Бабий язык = болтливый.
4. Красный язык = красивый.
5. Собачий язык = громкий.
6. Коровий язык = длинный.
7. Сахарный язык = льстивый.
4 задание «Найди вторую половину»
1. Сила (ума могила).
2. Ученье (красота).
3. Повторенье (мать ученья).
4. Сказано (серебро).
5. Молчок (сто рублей).
6. Язык мой (враг мой).
5 задание «Поясни смысл пословицы»
1. Учи других и сам поймёшь.
2. Корень учения горек, да плод его сладок.
3. От умного научишься, от глупого разучишься.
4. Книга – в ней два листа, а серёдка пуста.
5. Живое слово дороже мёртвой буквы.
6. У него слово слову костыль подаёт.
6 задание «Отгадай загадку»
1. Голову срезали, сердце вынули, дают пить, велят говорить. – Перо.
2. Поле бело, семя чёрно, кто его сеет, тот разумеет. – Письмо.
3. Ни на меру, ни на вес, а у всех людей есть.
4. Ни небо, ни земля, видением бела (бумага): трое по ней ходят (пальцы), одного водят (перо), два соглядатывают (глаза), один повелевает (ум).
5. В Москве рубят, а к нам щепки летят. – Письма или газеты.
6. Он до добра не доведёт.
Подведение итогов. Награждение победителей.
Рекомендуем посмотреть:
Викторины для школьников. Тема: деревья и кустарники
Викторина для школьников. Тема: цветы
Викторины для школьников. Тема: Ягоды
День космонавтики классный час
Викторины для школьников. В мире растений