Внеклассная работа с пословицами и поговорками в начальной школе

Работа с пословицами и поговорками во внеурочной деятельности с учащимися начальных классов

В настоящее время, когда остро поставлен вопрос о связи преподавания с жизнью, когда существенно реорганизуется работа в связи с организацией школ продленного дня для учащихся, особенно большое значение приобретает внеклассная работа. В распоряжении педагогов, воспитателей имеется уже большая методическая литература по этому вопросу, в которой обобщается опыт работы многих учителей городских и сельских школ. Однако во всей этой литературе чрезвычайно мало внимания уделяется разнообразным видам внеклассной работы, связанным с изучением пословиц и поговорок. Рассмотрим некоторые из них.

♦ Составление иллюстрированных альбомов с пословицами

В работе над альбомом участвует весь класс или одно звено. Альбомы с пословицами бывают общие и тематические. Во 2 классе рекомендуется делать общий альбом. В него записываются особенно понравившиеся детям пословицы, которые художественно оформляются.

В 3-4 классах можно рекомендовать учащимся составлять тематические альбомы.

Приблизительные темы для подбора пословиц:

3 класс

1. Времена года в пословицах.

2. Пословицы о полеводстве или полевых культурах.

4 класс

1. Природа в пословицах.

2. Пословицы о земледелии.

3. Исторические пословицы.

В последнем случае пословицы, помещаемые в альбом, следует не только иллюстрировать, но и пояснять, т. е. написать, какие исторические события послужили поводом к их созданию. Например, в альбом с историческими пословицами записывается народное изречение: Вот тебе, бабушка, и Юрьев день. Эту пословицу можно пояснить так: во времена крепостного права крестьяне в Юрьев день могли уходить от помещика. Это право в 1597 году Борис Годунов отменил.

К каждой пословице, отражающей какое-то историческое событие в жизни нашего народа, учащиеся подбирают соответствующие иллюстрации и приклеивают их в альбом.

Приведем для примера содержание тематического альбома пословиц, составленного учениками IV класса школы № 50 (учительница Н.И. Литвиненко). В нем собраны пословицы и поговорки о временах года, календарных месяцах, природе. К каждой пословице подобран рисунок.

Альбом начинается с пословиц о временах года.

• Рады люди лету, а пчелы цвету.

• Летом день год кормит.

• Лето работает на зиму, а зима на лето.

• Лето собирает, а зима поедает.

• Осенью и воробей богат.

• Весна днем красна.

• Весна красна цветами, а осень плодами.

Затем идут пословицы о календарных месяцах:

• Холоден сентябрь, да сыт.

• Октябрь землю покроет — где ледком, где снежком.

• Вьюги да метели под февраль налетели.

• Март с водой, апрель с травой.

• В апреле земля преет. Июль — пора сенокоса.

Альбом заканчивается пословицами и поговорками о природе:

• На выдумки природа таровата.

• После ненастья и вёдро будет.

• Дождик вымочит — красно солнышко высушит.

• Лес и вода— брат и сестра.

• Лес от ветра защищает, урожаю помогает.

♦ Оформление плакатов-монтажей с пословицами

Плакат составляется по какой-либо теме.

Ростовские учителя использовали следующие темы: «Нет краше Родины нашей», «Спокон века книга растит человека», «Книга — источник знаний», «Родину- мать учись защищать».

По каждой теме учащиеся подбирают пословицы и соответствующие иллюстрации. Затем лучшие картинки приклеивают на большой лист бумаги, а под ними пишутся пословицы.

♦ Изготовление наглядных пособий с пословицами

Для проведения уроков русского языка и чтения учителю в отдельных случаях требуются плакаты с пословицами. Их вполне могут изготовить учащиеся 4-х классов.

♦ Выставка работ с пословицами

Большое место во внеклассной работе занимает организация различных выставок. Среди них определенное место должны занять выставки работ с пословицами. Они организуются на уроках или утренниках, посвященных изучению пословиц и поговорок. На выставке помещаются лучшие сочинения учащихся о пословице или с пословицами, индивидуальные и классные альбомы с пословицами; изготовленные школьниками наглядные пособия, а также монтажи-плакаты с пословицами; изошутки на пословицы; составленные учащимися ребусы по пословице.

Если в оформлении выставки принимает участие вся начальная школа, то выставочный материал лучше представить по классам, чтобы нагляднее была видна работа каждого класса.

♦ Утренники

Организация утренников является интересной и полезной формой внеклассной работы. Как правило, утренники оставляют большое впечатление и надолго сохраняются в памяти учащихся. С их проведением связана большая подготовительная работа, в которой должны участвовать все школьники.

Как можно организовать утренник, посвященный изучению пословиц и поговорок?

Девизом такого утренника может быть одна из тем:

1. Пословица — всем делам помощница.

2. Знаешь ли ты пословицы?

3. Собирай пословицы!

Учащиеся распределяют между собой обязанности. Одни отвечают за оформление класса или зала, где проводится утренник. Они пишут и развешивают художественно оформленные плакаты с пословицами, изошутки на пословицы, организуют выставку. Другая группа школьников готовит небольшие сообщения-доклады на темы, связанные с пословицами. Например, «Русские народные пословицы», «Пословицы, порицающие лень, невежество, зазнайство», «Что нам дает собирание пословиц» и др. Третья группа — затейники. Они проводят различные игры с пословицами. Для разнообразия хорошо использовать также загадки, скороговорки.

На такой утренник раздаются пригласительные именные билеты, на обратной стороне которых каждый участник должен написать особенно понравившуюся ему пословицу. Билеты с пословицами при входе отбирают дежурные, отвечающие за порядок на утреннике. Особая комиссия под руководством учителя просматривает все принесенные пословицы и наиболее интересные, оригинальные затем громко зачитывают, называя фамилии школьников, написавших их.

К утреннику хорошо подготовить инсценированный рассказ по пословице.

Например:

КОНЧИЛ ДЕЛО, ГУЛЯЙ СМЕЛО (По К.Д. Ушинскому)

Мальчик делает уроки. На стенных часах стрелка передвигается на час, затем еще на полчаса. В окно заглядывает солнышко.

Солнышко: Не довольно ли учиться? Не пора ли порезвиться?

Мальчик: Нет, ясное солнышко, нет! Теперь мне гулянье не в прок, дай прежде окончу урок.

В окно заглядывает птичка.

Птичка (поет несколько раз): Не довольно ли учиться? Не пора ли порезвиться?

Мальчик: Нет, милая пташечка, нет! Теперь мне гулянье не в прок, дай прежде окончу урок.

В окне красная вишенка.

Вишенка: Не довольно ли учиться? Не пора ли порезвиться?

Мальчик: Нет, красная вишенка, нет! Теперь мне гулянье не в прок, дай прежде окончу урок.

Стрелки часов передвигаются еще на полчаса. Мальчик складывает тетради, убирает в стол.

Мальчик (кричит в окно). Ну-ка, кто меня манил?

Вбегает солнышко, птичка и красная вишенка. Все начинают танцевать, припевая «Кончил дело, гуляй смело». Затем останавливаются и вместе с залом говорят: «Кончил дело, гуляй смело».

К утреннику можно подготовить одного-двух учащихся, которые выступят с чтением рассказов, написанных по пословице.

Приведем несколько таких рассказов.

КАК АУКНЕТСЯ, ТАК И ОТКЛИКНЕТСЯ (Народная сказка)

Подружилась лиса с журавлем и зовет его к себе в гости: «Приходи, куманек, приходи, дорогой! Уж вот как тебя угощу!»

Пришел журавль на званый обед, а лиса наварила манной каши, размазала по тарелке и потчует журавля: «Кушай, куманек, кушай, голубчик! Сама стряпала». Журавль хлоп-хлоп! носом по тарелке: стучал, стучал — ничего не попадает. А лиса лижет себе да лижет кашу, так всю сама и съела. Съела лиса кашу и говорит: «Не обессудь, куманек, больше потчевать нечем».

— Спасибо, кума, и на этом, — отвечает журавль, — приходи завтра ко мне.

На другой день приходит лиса к журавлю, а журавль наготовил окрошки, налил в высокий кувшин с узким горлышком, поставил на стол и потчует: «Кушай, кумушка, кушай, милая! Право, больше потчевать нечем». Вертится лиса вокруг кувшина, и так зайдет, и этак, и лизнет-то кувшин, и понюхает — все ничего не достанет. А журавль стоит на своих высоких ногах да длинным носом из кувшина окрошку таскает: клевал да клевал, пока все съел: «Ну, не обессудь, кумушка, больше угощать нечем». Пошла лиса домой не солоно хлебавши. На этом у них и дружба с журавлем кончилась.

НА МЫШКУ И КОШКА ЗВЕРЬ

— «Соседка, слышала ль ты добрую молву? — вбежавши, крысе мышь сказала.

— Ведь кошка, говорят, попала в когти льву? Вот отдохнуть и нам пора настала!»

— «Не радуйся, мой свет, — ей крыса говорит в ответ,

— и не надейся попустому! Коль до когтей у них дойдет,

то, верно, льву не быть живому:

сильнее кошки зверя нет!»

И.А. Крылов

НЕ СМЕЙСЯ ЧУЖОЙ БЕДЕ - СВОЯ НА ГРЯДЕ

Чижа захлопнула злодейка-западня;

бедняжка в ней и рвался, и метался;

а голубь молодой над ним же издевался.

«Не стыдно ль, — говорит, — средь бела дня попался!

Не провели бы так меня, за это я ручаюсь смело».

Ан смотришь, тут же сам запутался в силок!

И дело!

Впредь чужой беде не смейся, голубок.

И.А. Крылов

♦ Игры, ребусы, задачи с пословицами

На утренниках, а иногда и на уроках русского языка или чтения можно проводить игры с пословицами. Они не только служат средством развлечения, но и способствуют лучшему запоминанию народных изречений.

Приведем для примера описание некоторых игр.

1. Знаешь ли ты пословицы и поговорки?

1-й вариант

Играющие делятся на две-три группы (по рядам). Ведущий называет тему, на которую школьники должны вспомнить пословицы. За каждую пословицу засчитывают балл. Выигрывают те, которые набрали больше баллов, т. е. назвали больше пословиц и поговорок.

Пословицы называются по темам: «Родина», «Москва», «Дружба и товарищество», «Труд», «Знание и невежество», «Зима», «Осень», «Времена года» и др.

2-й вариант

Играющие делятся на две группы. Ведущий поочередно каждой группе называет слово. Школьники должны вспомнить пословицы, в которых есть это слово.

Например, названо слово хлеб. Учащиеся приводят пословицы:

• Много снега — много хлеба.

• Не шуба греет, а хлеб.

• Калач приестся, а хлеб — никогда.

• Ржаной хлебушко — калачу дедушка.

• Хлеб — всему голова.

• Снег на полях — хлеб в закромах.

• Зима без снега, лето без хлеба.

Ведущий называет слово поле. Учащиеся приводят пословицы:

• Поле труд любит.

• Красно поле снопами, а гумно скирдами.

• В поле, как в хоре, запевала в почете.

• Не хвались в поле едучи, хвались с поля везучи.

• Не печь кормит, а поле.

• В поле за ветром не угонишься.

• Одним гусем поле не вытопчешь.

В 1-2 классах эту игру следует упростить. Ведущий называет слово, а группа приводит одну пословицу, содержащую это слово. Затем задается слово второй группе.

3-й вариант

Ведущий называет любые три рядом стоящие буквы алфавита (а, б, в или л, м, н) и предлагает играющим назвать пословицы, начинающиеся с этих букв.

Примерный ответ:

• Аккуратность человека красит.

• Белые ручки чужие труды любят.

• В своем доме и стены помогают.

2. Скажи пословицу.

1-й вариант. Закончи пословицу.

Играющим раздаются карточки. На каждой написана вторая часть какой-то пословицы. Ведущий читает первую часть пословицы, а у кого вторая часть, тот ее заканчивает.

Например:

• Мир освещается солнцем, (а человек знанием).

• Солнце врагу не погасить, (а нас не победить).

• Чего не должен знать враг, (не говори того другу).

• Не за свое дело не берись, (а за своим делом не ленись).

• Кто за все берется, (тому ничего не дается).

• Расставшийся с другом плачет семь лет, (расставшийся с Родиной всю жизнь).

• Если по-русски скроен, (и один в поле воин).

• Семь раз отмерь, (один раз отрежь).

• Дружба крепка не лестью, (а правдой и честью).

• Живи своим умом, (а честь расти трудом).

2-й вариант. Скажи начало пословицы. Ведущий говорит конец известной пословицы, а играющие должны сказать ее первую часть. Например:

• (Если дружба велика), будет Родина крепка.

• (Кто за Родину горой), тот истинный герой.

• (На посту заснешь) — Родину подведешь.

• (Землю солнце красит), а человека труд.

• (Кто любит трудиться), тому без дела не сидится.

3. Числа в пословицах.

Ведущий предлагает играющим назвать пословицы и поговорки, в которых встречаются какие-либо числа, 1, 2, 3, 7, 100 и т. д.

Примерные ответы:

• Один за всех, все за одного.

• Семь раз примерь, один раз отрежь.

• Не узнавай друга в три дня, узнавай в три года.

• Семеро ворот, да все в огород.

• В трех соснах заблудился.

• За двумя зайцами погонишься — ни одного не поймаешь.

• Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

• Один в поле не воин.

• Семеро одного не ждут.

• Семь бед — один ответ.

• Один с сошкой, а семеро с ложкой.

• Семи смертям не бывать, а одной не миновать.

• Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.

• Смелый умирает один раз, а трус тысячу раз.

• Одним выстрелом двух зайцев не убьешь.

• Ум хорошо, а два лучше.

• Лжецу верят не больше одного раза.

• Кто после трех шагов жалеет, что пошел в гору, тот не поднимется и на маленький холм. (Кит.)

• Один день заменяет три тому, кто все умеет делать вовремя. (Кит.)

• Обещанного три года ждут.

• Конь на четырех ногах, да спотыкается.

• У семи нянек дитя без глаза.

• Двое пашут, семеро руками машут.

• Для друга семь верст не околица.

• Один добытый опыт важнее семи мудрых поучений. (Араб.)

• Расставшийся с другом плачет семь лет, расставшийся с Родиной — всю жизнь. (Узбек.)

• У лодыря все десять пальцев бездельничают. (Кор.)

• Одного храброго и тысяча трусов не заменит.

• Одна книга тысячу людей учит.

• У кого сильны мышцы, тот победит одного, кто силен знаниями — победит тысячи. (Кирг.)

• Мала ласточка, а за тысячи ли летает. (Кит.)

• Дорог — тысячи, правда — одна. (Кит.)

• Дорога в тысячу миль начинается с одного шага. (Япон.)

• И через тысячи преград вода все равно течет в море. (Кит.)

4. Назови пословицу.

Ведущий предлагает играющим назвать пословицы, в которых встречаются оба названных слова: свет — тьма, дело — потеха, коса — камень, труд — пруд, телега — сани, дело — мастер.

• Ученье — свет, неученье — тьма.

• Делу — время, потехе — час.

• Нашла коса на камень.

• Без труда не вынешь и рыбку из пруда.

• Готовь летом сани, а зимой телегу.

• Дело мастера боится.

Друг — враг.

• Неверный друг — опасный враг.

• Вода друга лучше меда врага.

• Трусливый друг опаснее врага.

• Лучше умереть возле друга, чем жить у врага.

• Кипит суп — котелок — друг, стук-бряк — котелок — враг.

Старый — новый.

• Одежда лучше новая, друзья лучше старые.

• Новых друзей наживай, а старых не теряй.

• Старый мир разрушили, новый построили.

Весна — осень.

• Весна не мясна, осень не молочна.

• Весна красна цветами, осень плодами.

• Весной дождь парит, осенью — мочит.

• Корми с осени коров сытнее — весна будет прибыльнее.

• Весной: ведро воды — ложка грязи, осенью: ложка воды — ведро грязи.

• Весна красна, да голодна, осень дождлива, да сытна.

Лето — зима.

• Кто летом жары боится, тот зимой без хлеба насидится.

• Зима лето пугает, а все равно тает.

• Лето собирает, а зима поедает.

• Помни это, что зима не лето.

• Зима без снега, лето без хлеба.

• Лето работает на зиму, а зима на лето.

• Зима спросит, что летом припасено.

• Готовь летом сани, а зимой телегу.

5. Угадай пословицу

Играющих должно быть до десяти человек. Один выходит из комнаты. Остальные загадывают какую-ни- будь пословицу. Все слова пословицы распределяются между участниками игры. Затем вызывают водящего, который должен отгадать пословицу. Ему дается право спросить у двух или трех играющих их слова. Если по этим двум (или трем) словам водящий угадывает задуманную пословицу, то назначают другого водящего, и игра продолжается. Если же не угадал, то его снова посылают водить.

6. Ребусы

Не менее интересным видом внеклассной работы с пословицами является отгадывание ребусов, в которых зашифрованы пословицы. Ребусы рисуются на большом листе самими школьниками. Разгадывают их коллективно.

Увлекательной игрой для учащихся III—IV классов является составление ребусов по пословице. Для этого хорошо использовать готовые картины, так как не все ребята умеют рисовать. Картинки заранее переводятся на отдельные карточки по количеству играющих. Рисунки раскрашиваются. Каждый играющий получает нужное количество карточек. Затем ведущий называет пословицу, по которой составляется ребус.

Выигрывает тот, кто первый составил ребус.

Постоянная, систематическая работа в школе над пословицами очень многое дает учащимся. Они учатся собирать народные изречения, классифицировать их по темам, анализировать смысл пословиц, понимать их обобщающий характер. Изучение мудрых, образных народных афоризмов обогащает речь учащихся, повышает их грамотность, способствует воспитанию эстетического вкуса.

Разнообразная и интересная работа с пословицами не только прививает учащимся любовь к устному народному творчеству, не только учит внимательно относиться к метким, образным выражениям, интересоваться народной мудростью. Необходимо помнить, что пословицы и поговорки воспитывают у подрастающего поколения чувство патриотизма, преданность Родине, любовь к труду, уважение к народу, создавшему эти сокровища, и гордость за него.

Автор: Введенская Людмила Алексеевна

Рекомендуем посмотреть:

Пословицы и поговорки про историю

Пословицы и поговорки про барина

Пословицы и поговорки про закон

Пословицы и поговорки про качество

Пословицы и поговорки про конец

Нет комментариев. Ваш будет первым!