Конкурсы

Внеклассное мероприятие о здоровье для старшеклассников

Дискуссия для школьников 9-11 классов. Заблуждения о здоровье

Цели:

1. Расширение знаний учащихся по некоторым актуальным вопросам, касающимся личного здоровья.

2. Формирование умений отстаивать свою точку зрения, вести дискуссию.

За неделю до занятия учащиеся формулируют проблемы для обсуждения во время дискуссии и готовят наглядные пособия (таблицы, схемы, рисунки). В начале занятия необходимо ознакомить учащихся с правилами ведения дискуссии (они могут быть оформлены в виде плаката и вывешены на стене).

Возможные вопросы для обсуждения:

1. Если бы отрицательных эмоций не было, то жизнь была бы прекрасна.

2. Раздельное питание - панацея от всех бед.

3. Биологически активные добавки - это не лекарства, вреда от них быть не может.

4. О том, что жевательные резинки безвредны и даже полезны, утверждают практически все рекламодатели. Но так ли это в действительности?

5. «Ничего страшного в том, что я недосыпаю, нет» - так рассуждают многие люди.

После обсуждения того или иного вопроса проводится голосование цветными бумажными треугольниками: зеленый - согласен с утверждением; красный - не согласен. Желательно, чтобы во время занятия учащиеся сидели по типу «круглого стола» - лицом к лицу.

Эпиграф к беседе:

ДРЕВНИЕ О ЗДОРОВЬЕ

Если ты хочешь здоровье вернуть

И не ведать болезней, Тягость забот отгони

И считай недостойным сердиться,

Скромно обедай, о винах забудь,

Не сочти бесполезным

Бодрствовать после еды,

Полуденного сна избегая.

Долго мочу не держи,

Не насилуй потугами стула.

 

Будешь за этим следить, - проживешь ты долго на свете,

Если врачей не хватает, пусть будут врачами твоими

Трое: веселый характер, покой и умеренность в пище.

Руки, проснувшись, омой и глаза водою холодной,

В меру туда и сюда походи, потянись, расправляя

Члены свои, причешись и зубы почисти. Все это

Ум укрепляет и силу вливает в прочие члены.

 

Ванну прими, а поев, походи иль постой; охлажденья Бойся.

Источников гладь и трава - глазам утешенье;

Утром на горы свой взор обрати, а под вечер - на воды.

Кратким пусть будет полуденный сон иль вовсе не будет.

Боль головную, катар, лихорадку и сильную слабость –

Все за полуденный сон ты получишь себе непременно.

Из «Салернского кодекса здоровья», начало XIV в.

I. Вводное слово учителя.

Согласно данным ученых, здоровье людей более чем на 50 % обусловлено образом жизни, на 17-20 % - социальными и природными условиями и на 17-20 % - наследственностью. На долю системы здравоохранения приходится около 10%. Однако, учитывая, что медицина занимается в основном лечением уже возникших болезней, а не профилактикой заболеваний, то эти данные можно распределить иным образом: 80 % - образ жизни, 10 % - наследственность, еще 10 % - природные и социальные условия (к социальным условиям относится и состояние системы здравоохранения).

Конечно, эти цифры подходят только тем людям, которые не являются пассивными созерцателями своего образа жизни, а активно его создают. Вполне возможно, что влияние природных и социальных условий в каком-либо конкретном случае, например радиации, обусловливает здоровье человека не на 10 % и не на 20 %, а гораздо больше. Но если человек, подвергающийся воздействию радиации, относится к этому не пассивно, а ведет такой образ жизни, который позволяет свести к минимуму эти неблагоприятные воздействия, то, естественно, процент этот будет ниже. То же относится и к наследственности. Есть немало примеров, когда люди, казалось бы, с самой неблагоприятной наследственностью за счет образа жизни восстанавливали здоровье и жили долго и активно.

Таким образом, важность правильного образа жизни не вызывает сомнений. А то, насколько он будет правильным, зависит от того, какой информацией мы пользуемся. Однако, как это ни печально, существует огромное количество заблуждений, касающихся здоровья человека. О некоторых из них и пойдет речь сегодня.

II. Дискуссия.

Учитывая необычность темы данного занятия, можно предвидеть лишь общие направления дискуссии.

При обсуждении вопроса об отрицательных эмоциях можно предложить провести анализ высказывания Ганса Селье: «Полная свобода от стресса означает смерть». Это говорит о том, что отрицательные эмоции так же нужны человеку, как и положительные. Какая же польза от отрицательных эмоций? Они возникают тогда, когда наша деятельность не дает нужных результатов, то есть, если отрицательных эмоций не чрезмерно много, они являются своеобразным стимулом, заставляя нас искать новые решения, идеи, подходы, методы. Психолог М. Е. Литвак сравнивает роль отрицательных эмоций в жизни человека с ролью углекислого газа в процессе дыхания (как известно, он стимулирует вдох). Однако, желательно, чтобы их было как можно меньше. Как говорит Литвак: «Отрицательные эмоции необходимы, но, как перец в пище, в небольшой дозе».

Раздельное питание в последнее время стало очень популярным, особенно после того, как о нем заявили эстрадные звезды - Алла Пугачева, Филипп Киркоров, Николай Басков. Основоположником этой теории питания является американец Герберт Шелтон, проповедовавший ее в 20-е годы XX века. Принцип раздельного питания заключается в том, что продукты разных групп не должны употребляться при одном приеме пищи, так как смешанная пища плохо переваривается и усваивается; сочетание различных групп продуктов вызывает неприятные ощущения, тошноту, вздутие живота, изжогу и другие симптомы.

Схема раздельного питания

Совместимы

Совместимы

Белки

Жиры

«Живые» продукты

Углеводы

Мясо, рыба, бульоны, грибы, яйца, бобовые, семечки, орехи

Сливочное и растительное масла, сало

Зелень, фрукты, сухофрукты, овощи (кроме картофеля), соки, ягоды, арбузы

Хлеб, крупа, сахар, варенье, компот, картофель

Несовместимы

Дыня и молочные продукты - ни с чем не совместимы

Однако человек всеяден и питается смешанной пищей. Организму постоянно нужны все питательные вещества, все источники энергии - белки, жиры, углеводы, витамины, минеральные вещества. В живой клетке процессы обмена всех веществ идут одновременно и ни на мгновение не останавливаются. В этом теория раздельного питания не выдерживает критики, она не имеет научного обоснования и не должна распространяться на всех людей.

Кроме того, практически не существует монопродуктов (состоящих из одного питательного вещества): чистый белок можно найти только в яйце, жир - в подсолнечном масле, углеводы - в сахаре, все остальное - уже смесь.

Проблема, затрагивающая пользу и вред жевательных резинок, может оказаться сложной для школьников, но она заслуживает внимательного рассмотрения и активного обсуждения. Проведенные американскими медиками исследования свидетельствуют о том, что существует масса побочных эффектов, связанных как с компонентами жевательной резинки, так и с ее механическим воздействием.

Побочные эффекты жевательной резинки

Механическое воздействие

Компоненты жевательной резинки

1. Разрушение пломб, мостов, коронок.

2. Чрезмерное развитие жевательных мышц.

3. Инородные тела из жевательной резинки могут вызвать непроходимость трахеи, стойкие запоры или кишечную непроходимость

1. Сорбитол - боли в животе, метеоризм, понос.

2. Масла - воспаление кожи вокруг рта.

3. Ментол (Е 140, Е 321) - аллергическая крапивница.

4. Сахар, сироп - кариес.

5. Лакрица - повышение АД, уменьшение количества ионов калия в крови

Некоторые психологи отмечают, что у детей, постоянно жующих жвачки, по сравнению со сверстниками значительно снижен уровень интеллекта. Объясняется это тем, что резинка не дает возможности сосредоточиться, притупляет внимание, снижает память и ослабляет процесс мышления.

В последнее время в магазинах и аптеках появились чудодейственные средства, якобы способные помочь нам в решении многих проблем. Это - биодобавки. Биологически активные добавки (БАД) - это концентраты натуральных природных компонентов, выделенные из растительного, животного или минерального сырья. Они содержат вещества, которые люди должны ежедневно получать с продуктами питания: витамины, минералы, аминокислоты и т. д. Но БАДы не являются лекарствами или их заменителями! Они представляют собой профилактическое средство, обеспечивающее организм необходимыми веществами, улучшающее метаболизм в клетках и способствующее их регенерации.

БАДы к пище делятся на 3 группы:

1. БАДы-нутрицевтики: представляют собой дополнительные источники белков, жиров, углеводов, аминокислот, витаминов, минеральных веществ, пищевых волокон (пектина, клетчатки). Они применяются для коррекции химического состава пищи человека.

2. Парафармацевтические добавки обладают определенным фармакологическим (лечебным) эффектом и применяются не только для предупреждения авитаминоза, но и для регулирования деятельности органов и систем. Могут использоваться для лечения авитаминоза, ожирения, заболеваний глаз, почек, сердечно-сосудистой и костной систем.

3. Эубиотики - бактериальные препараты, оказывающие регулирующее действие на микрофлору желудочно-кишечного тракта.

К списку БАДов относятся не только «пилюли», но и лекарственные травы, продукты пчеловодства, водоросли, проростки, витаминные препараты (например, аскорбинка, глюконат кальция, чай с шиповником).

Если верить статистике, то примерно 90 % БАДов, реализуемых на российском рынке, фальсифицировано и не имеет государственной сертификации. Последствия от применения таких БАДов могут быть очень тяжелыми, поэтому, если при покупке биодобавок возникают сомнения в их подлинности, нужно требовать сертификат соответствия: в документе обязательно указаны название фирмы-поставщика, описание формы препарата, его серийный номер (он должен совпадать с номером на упаковке).

III. Подведение итогов.

Подсчет голосов «за» и «против» (цветных треугольников), оглашение решения - «казнить» или «миловать».

Не по всем дискутируемым вопросам возможно достижение единого мнения, но это и не входит в задачу дискуссии. Главное, что обсуждение этих проблем вызывает у подростков огромный интерес, эмоциональную готовность участвовать в научном споре, способствует умению критически оценивать разные подходы к решению проблем.

При обсуждении возможно заполнение таблицы:

Проблема

Аргументы в защиту

Контраргументы

 

 

 

Рекомендуем посмотреть:

Сценарий музыкальной сказки о вредных привычках, 6-8 класс

Беседа на тему ЗОЖ для старшеклассников

Беседа о влияние алкоголя на здоровье подростка

Игра «За здоровый образ жизни», 6-9 класс

Беседа с 9 классом о вреде наркотиков

Нет комментариев. Ваш будет первым!