Разработка внеклассного мероприятия для старшеклассников.
Цель: повышение психологической культуры учащихся.
Задачи: развивать познавательную активность учащихся; ознакомить со специальными терминами по теме; помочь в определении уровня своей памяти и развитии ее возможностей; показать взаимосвязь деятельности мозга с внутренним миром человека и результатами его деятельности; дать рекомендации по тренировке памяти.
Подготовительная работа: рекомендовать литературу по теме для выступающих; подобрать жюри; проконсультироваться с психологом; подобрать материал для тестирования и интеллектуальных игр, подготовить карточки для соревнующихся команд, канцелярские принадлежности, секундомер, таблицы; распечатать рекомендации; оформить помещение; сформировать команды.
Участники: учащиеся, учителя, психолог, классные руководители.
Форма проведения: познавательная встреча с элементами соревнования.
Девиз: «Психика (греч. - душа) - свойство животных и человека, выполняющее ориентирующие, контролирующие, приспособительные, побуждающие и смыслообразовательные функции в поведении и деятельности» (краткий психологический словарь).
Ведущая.
Сошла с профессии психолога
Экзотическая дымка.
Душа становится все больше ощутимой,
Хотя казалась раньше невидимкой.
Психолог бережно по жизни поведет,
Слово «психолог» многим людям
Особенное что-то придает.
Мы говорим: «Писатель тот –
Психолог замечательный».
И о художнике: «Психолог...
Ведь каждый штрих в его портретах
Особый, примечательный».
О педагоге: «Психолог он!
Сумел же душу, ум какой раскрыть!»
Каждый из нас немножечко психолог.
Как важно в жизни им не слыть, а быть!
И в нашей повседневной жизни, в так называемом житейском плане, многие из нас являются неплохими психологами. Мудрую житейскую психологию народ создавал веками. Психологические знания и умения накапливались в процессе общения, наблюдения за поведением других людей и во время всевозможных видов деятельности.
Даже маленькие дети умеют учитывать, например, эмоциональное состояние своих родителей или близких, для того чтобы решить какие-то вопросы в свою пользу.
Многие научные психологические понятия прекрасно отражены в образцах народной мудрости: мифах и сказках, притчах и анекдотах, пословицах и поговорках.
Интеллектуальная игра. Ученики делятся на 2-3 команды. Им предлагается подобрать пословицы и поговорки к психологическим понятиям, например к понятиям «доброта», «храбрость», «хитрость».
1. Доброта.
• Добро - не лихо, ходит тихо.
• Всяк добр, да не до каждого.
• Добра желаешь - добро и делай.
• Доброе дело без награды не остается.
• Добро на худо не меняют.
• Доброе смолчится, худое молвится.
• Доброе слово и кошке приятно.
• Доброе слово человеку что дождь в засуху.
• Добрые чувства - соседи любви.
• Добрые вести прибавят чести.
• От твоего бобра никому нет добра.
• Не ищи красоты, а ищи доброты.
2. Храбрость.
• Бой отвагу любит.
• Ерша и щука не возьмет с хвоста.
• Море перескочит - пяток не замочит.
• В огне не горит и в воде не тонет.
• После рати храбрых много.
• Храбрый боец и в ученье, и в бою молодец.
• Умел да смел пятерых одолел.
• Либо в стремя ногой, либо в пень головой.
3. Хитрость.
• Всем угодлив - так никому не пригодлив.
• Весь бы прост, да лисий хвост.
• Гладок, мягок, да на вкус гадок.
• Всюду вхож, как медный грош.
• Вильнет умом, как пес хвостом.
• Вилял-вилял да на вилы попал.
• Лисица хитра, да шкуру ее купцам продают.
• И нашим, и вашим за копейку спляшем.
Мероприятие продолжается, а жюри работает с материалом и распределяет места по итогам конкурса. Заносит результаты в специальные карточки учета для каждой команды.
Ведущая. Такая древняя, но вечная житейская психология спокойно уживается в нашей жизни рядом с психологией научной.
Психолог. Слово «психология» произошло от двух греческих слов: душа («псюхе») и учение, наука («логос»). Психология - это наука о возникновении, развитии и функционировании психики как людей, так и животных. Сам термин «психология» стал использоваться только в XVI веке. А зарождение психологии произошло более 2000 лет назад. Все началось с рассуждений о душе. Еще в IV веке до нашей эры Аристотель написал трактат «О душе». В нем он дал определение понятия «душа» и проанализировал такие психические процессы, как эмоции, память, мышление. А первая экспериментальная психологическая лаборатория была создана немецким психологом В. Вундтом в 1879 году при Лейпцигском университете. Вот тогда-то психология и превратилась в отдельную науку, отделившись от философии.
Ведущая.
Так где душа, скажите, обитает,
Куда уходит и откуда прилетает?
Быть может, в сердце так устроилась она,
Что ощутима, хоть и не видна?
Ведь про душевного уже который век
Все говорят: «Сердечный человек».
Так где же дом души моей, ответь,
Что заставляет нас любить, страдать, жалеть,
Мечтать о будущем, бороться и идти,
Даже когда преграды на пути?
Психолог. Оказалось, что наша душа, наша психика, полностью зависит от мозга, который имеет три важнейших блока. Первый, под названием «блок тонуса», расположен в верхних отделах ствола головного мозга. Это в глубине нашего мозга. Этот блок отвечает за регуляцию процессов химического обмена веществ в организме и за импульсы возбуждения. Их поток питает энергией мозговую кору.
Второй блок работает на прием, переработку и хранение информации, поступающей в наш мозг из внешнего мира.
Но за сохранение человека как личности, за все его мысли и переживания полностью отвечает третий, основной блок мозга, который расположен в лобных долях. Он формирует наши намерения и сохраняет их, разрабатывает программы действий, регулирует и контролирует их выполнение. Вот где расположились все наши психические процессы. Вот где зарождаются все наши мысли и волнения.
Ученики:
- Часто говорят, что психологи слишком все усложняют. Может, достаточно наблюдать за собой и потом прийти к каким-то определенным выводам?
- Не достаточно ли просто быть предельно искренним, чтобы поладить с кем-то или урегулировать какой-то вопрос?
- А я уверен, что каждый человек знает себя достаточно хорошо. Разве обязательно прибегать к помощи психолога?
Психолог. Чтобы хорошо себя узнать, самонаблюдения недостаточно. Кроме обдуманного, сознательного поведения и поступков, что-то происходит в нашем организме и на уровне подсознания. Мы иногда совершенно не подозреваем о некоторых своих стремлениях и чувствах. И согласитесь, что мы далеко не всегда можем объяснить мотивы некоторых своих поступков и поведения, потому что обладаем довольно обширной областью переживаний, которая называется подсознательной. Человек не знает всего о самом себе. А иногда, даже зная многое, он не в состоянии обо всем рассказать. Для некоторых не так просто выразить словами даже довольно доступное и понятное. Рассуждать о своем и чужом внутреннем мире не так-то просто. Иногда людям трудно справиться и с более простыми вопросами и заданиями.
Я # 17 февраля 2013 в 19:42 +1 |
Спасибо огромное за Ваш труд! |