Внеклассное мероприятие в 8, 9 классе по географии

Сценарий внеклассного мероприятия для 8-9 классов

Методическая разработка сценария внеклассного мероприятия по географии.

Внеклассное мероприятие на тему: «Клуб великих путешественников»

Цель: расширить кругозор учащихся.

Подготовка внеклассного мероприятия

1. Класс делится на команды. Команды выбирают капитана, название и тему для своего рассказа о великом открытии или путешествии.

2. По теме урока подбираются фото-, видео-, аудиоматериалы (по возможности).

Действующие лица

Ведущий 1.

Ведущий 2.

Выступающие от команд.

Ход мероприятия

Ведущий 1. Здравствуйте, дорогие ребята!

Ведущий 2. Рады вас приветствовать на борту нашего огромного корабля!

Ведущий 1.В истории географических открытий немало славных имен. Одни - неисправимые романтики, которых влекут захватывающие приключения и неведомые страны, другие - одержимые ученые, мечтающие о великих открытиях, третьи - искренние патриоты, для которых интересы своей страны были важнее собственной жизни. Встречаются среди них и честолюбцы, желающие снискать себе мировую славу.

Ведущий 2. Но так или и иначе все они - великие люди, путешественники, ученые, открывшие нам всю прелесть и неповторимость этого мира!

Ведущий 1. Современному человеку кажется, что все неведомые земли уже открыты, но неразгаданной до сих пор осталась главная, пожалуй, загадка - сам человек. Именно путешествия могут помочь нам разгадать ее.

Ведущий 2. Вы готовы? Тогда наш корабль отправляется в путь!

Ведущий 1. Право руля! Держи штурвал!

Ведущий 1. Что там? Что я вижу!

Ведущий 2. Да это же Антарктида!

Слово предоставляется первой команде.

Покорение Южного полюса

«Антарктида - материк в центре Антарктики, площадью 13 975 км2, в том числе 1582 км2 шельфовых ледников и островов» - так написано в Большой энциклопедии.

Но что же такое Антарктида на самом деле? Это ледяная пустыня с невыносимыми для живого существа условиями: температура зимой от -60 до -70 °С, летом от -30 до -50 °С, сильные ветры, ледяная пурга... В Восточной Антарктиде находится полюс холода Земли. Там 89,2 °С мороза!

Обитатели Антарктиды, например тюлени, пингвины, а также скудная растительность ютятся на побережье, где летом наступает антарктическая «жара» - температура поднимается до 1-2 °С тепла.

В центре Антарктиды находится Южный полюс нашей планеты. Как и все неизведанное и труднодостижимое, Южный полюс манил к себе людей, и вот в начале XX века нашлись двое смельчаков, которые рискнули достичь его. Это норвежец Руаль Амундсен (1872-1928) и англичанин Роберт Скотт (1868-1912). Только не подумайте, что они отправились туда вместе. Наоборот, каждый из них стремился стать первым, они были соперниками, и этот невероятно трудный поход был своеобразным соревнованием между ними. Одному он принес славу, для другого стал последним...

Все началось с экипировки, ведь неправильный расчет, когда речь идет о таком экстремальном путешествии, может стоить людям жизни. Опытный полярный исследователь, к тому же уроженец северной страны, Руаль Амундсен сделал ставку на ездовых собак. Неприхотливые, выносливые, покрытые густой шерстью лайки должны были тащить нарты со снаряжением. Сам же Амундсен и его спутники передвигались на лыжах.

Роберт Скотт решил использовать достижение научного прогресса - моторные сани, а также несколько упряжек мохнатых низкорослых пони.

И вот в 1911 году путешествие началось. 14 января корабль Амундсена «Фрам» достиг последней отправной точки - Китовой бухты на северо-западном побережье Антарктиды. Здесь норвежцы пополнили запасы и двинулись к юго-востоку, в безлюдье и льды антарктических вод. Амундсен стремился войти в море Росса, которое глубже всех врезается в континент Антарктиды.

Цели он достиг, но началась зима. Идти в Антарктику зимой равносильно самоубийству, поэтому Амундсен решил подождать.

Ранней антарктической весной, 14 октября, Амундсен с четырьмя товарищами отправился к полюсу. Путешествие было трудным. Упряжку из четырех нагруженных нарт тянули 52 лайки. Когда животные выбивались из сил, ими кормили более выносливых. Амундсен составил четкий график движения и, что удивительно, почти не нарушил его. Остаток пути был пройден на лыжах, и 14 декабря 1912 года на Южном полюсе уже развевался норвежский флаг. Южный полюс был покорен! Через десять дней путешественники вернулись на базу.

По иронии судьбы Роберт Скотг и его спутники отправились к полюсу всего через несколько дней после возвращения Амундсена, не зная, что южный полюс уже покорен. В пути стало ясно, насколько неудачна была экипирована экспедиция. От лютых морозов сломались моторы новомодных саней, погибли лошади, стало не хватать продуктов... Многие из участников вернулись на базу, только сам Скотт и четыре его товарища упрямо продолжали путь. Невыносимый холод, сбивающий с ног ледяной ветер, пургу приходилось преодолевать отважным исследователям, одержимым одной целью: дойти первыми!

Голодные, обмороженные, выбившиеся из сил англичане 18 января наконец достигли Южного полюса. А теперь представьте себе, каково же было их разочарование - боль, обида, крушение всех надежд, когда они увидели перед собой флаг Норвегии!

Сломанные духом путешественники двинулись в обратный путь, но на базу так и не вернулись. Без горючего и продовольствия они умерли один за другим. Только через восемь месяцев удалось найти заметенную снегом палатку, а в ней вмерзшие в лед тела - все, что осталось от английской экспедиции.

Но был найден единственный свидетель разыгравшейся трагедии - дневник Роберта Скотта, который он вел, похоже, до самой гибели. А еще остался пример истинного мужества, несгибаемой воли к победе, умения преодолевать препятствия несмотря ни на что.

Ведущий 1. Да, печальная история о мужестве, упорстве, соперничестве, страсти к новому и неизвестному.

Ведущий 2. Однако и холодно ж здесь! Пора двигаться дальше!

Ведущий 1. Полный вперед!

Слово предоставляется второй команде.

Открытие пролива между Азией и Америкой

Петровская эпоха в России ознаменовалась не только экономическими и политическими преобразованиями. Именно Петр I со своей прозорливостью и умением «объять необъятное» первым понял, что без знания географии своей страны и сопредельных территорий невозможно решение политических и экономических проблем. А на карте того времени было еще много «белых пятен». Почти перед самой смертью Петр издал приказ об организации экспедиции с целью найти пролив между Азией и Америкой, то есть дорогу через Ледовитый океан в Китай и Индию. Начальником экспедиции был назначен Витус Йонссен Беринг (1681-1741) - выходец из Дании, к тому времени уже 21 год состоявший на службе у России. Россия стала для него второй родиной, и все называли его просто - Иван Иванович.

Первая камчатская экспедиция Беринга, проходившая по инструкции, написанной самим Петром, закончилась неудачей. Дело в том, что тогда в Москве существовала ложная географическая карта, привезенная международным авантюристом и шпионом Жозефом Делилем. На ней была изображена мифическая Земля Хуана де Гамы. Фальшивку изготовили для того, чтобы помешать русским открыть северо-западные берега Америки. К сожалению, Петр об этом не знал и направил экспедицию по ложному пути.

В 1732 году Беринг разработал план новой экспедиции. Позднее ее стали называть Великой северной, потому что продолжалась она почти десять лет и имела грандиозные масштабы. Достаточно сказать, что сначала в ней участвовали 500 человек, затем еще 500 солдат, и это не считая казаков, крестьян и ссыльных, которые снабжали экспедицию продовольствием. Помощником Беринга стал его старый товарищ еще по первой экспедиции Алексей Ильич Чириков. Затесался в ряды исследователей и двоюродный брат того самого шпиона Делиля. Нетрудно догадаться, какие у него были цели.

В начале 1734 года вся экспедиция собралась в Тобольске. Беринг сформировал несколько отрядов геодезистов для исследования берега океана, а сам отправился в Якутск. Предусмотрительный и педантичный, Беринг три года строил завод для производства железа, организовал канатную мастерскую, наладил сбор смолы и изготовление такелажа для судов. Он понимал, что без хорошего оснащения успех экспедиции маловероятен. Но в Санкт-Петербурге были недовольны, что начало исследований слишком затягивается. Стояло мрачное время правления Анны Иоанновны, по приказу которой подготовительные работы чуть не прекратились. Но нашлись прогрессивные люди, защитившие это замечательное географические предприятие.

Наконец в сентябре 1740 года Беринг отплыл из Охотска на Камчатку на пакетботе (почтовый пароход) «Святой Петр». Вторым судном, «Святой Павел», руководил Чириков. На восточном берегу полуострова, в гавани, которую назвали Петропавловской, путешественники перезимовали и весной должны были выйти в плавание.

Перед отплытием Беринг собрал совет, чтобы разработать маршрут. На совете выступил двоюродный брат шпиона Делиля. Он развернул пресловутую ложную карту и сказал, что, по заказу Сената, надо прежде всего искать Землю Хуана де Гамы. Указ Сената - закон для офицеров, поэтому решили подчиниться. Так экспедиция отправилась на поиски несуществующей земли...

Дорого далась русским подлая выходка шпиона. Проблуждав напрасно больше недели, участники экспедиции убедились, что никакой суши в этой части океана нет, и взяли курс на северо-восток. Но самое большое несчастье ждало их впереди. 20 июня на море пал густой туман, и корабли потеряли друг друга. Три дня прошли в поисках, и все напрасно. Двум товарищам, Берингу и Чирикову, больше не суждено было увидеться.

Беринг впал в уныние: столько времени потрачено даром. Вдобавок ко всему моряков постиг бич всех мореплавателей - цинга. Капитан заболел одним из первых. Но сдаваться было не в его правилах. Живым или мертвым он решил достичь северо-западных берегов Америки, где еще не ступала нога исследователя.

17 июля 1741 года «Святой Петр», потрепанный бурями, с иссякающими запасами пресной воды, с командой, изрядно поредевшей из-за цинги и лишений, все-таки достиг американского берега. Моряки увидели впереди горный хребет, покрытый снегом, на склонах которого темнел густой лес.

Беринг знал, что смертельно болен, но его душу согревала мысль: земля, к которой 17 лет назад его послал Петр I, найдена. Едва половину бочек заполнили пресной водой, как капитан отдал приказ идти на запад, в сторону Камчатки. Море штормило, буря два раза рвала якорные цепи, опять стало не хватать воды и провианта. Но Беринг упрямо шел вперед, нанося на карту острова у берега Аляски. В один из дней измученное судно высокой волной перебросило через бурун, и оно оказалось в тихой и глубокой бухте. Было решено выйти на сушу.

Страницы: 1 2 3

Анастасия Васильевна Алдошина # 1 февраля 2016 в 18:42 0
Большое спасибо, меня как бывшую ученицу, уже моя коллега попросила о помощи, в поисках нужной ей информации наткнулась на это мероприятие, огромное спасибо, и я не перетрудилась и коллега в восторге. Одним словом: СПАСИБО!